Решение по делу № 21-324/2021 от 22.03.2021

Судья Богомазов С.В. Дело № 7-21-324

РЕШЕНИЕ

13 мая 2021 года город Владивосток

Судья Приморского краевого суда Судницына С.П., рассмотрев в судебном заседании жалобу генерального директора ЗАО «Лес Экспорт» Корнейчика Л.А. на решение судьи Тернейского районного суда Приморского края от 11 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица ЗАО «Лес Экспорт»,

установила:

постановлением заместителя директора КГКУ «Приморское лесничество» Фунтусова К.И. от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо Закрытое акционерное общество «Лес Экспорт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Решением судьи Тернейского районного суда Приморского края от 11 февраля 2021 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба ЗАО «Лес Экспорт» - без удовлетворения.

В жалобе генерального директора ЗАО «Лес экспорт» Корнейчика Л.А. ставится вопрос об отмене постановления должностного лица КГКУ «Приморское лесничество» от ДД.ММ.ГГГГ и решения судьи Тернейского районного суда Приморского края от 11 февраля 2021 года и о прекращении производства по делу.

В судебное заседание законный представитель и защитник ЗАО «Лес Экспорт» не явились, о времени и месте рассмотрения дела по жалобе юридическое лицо извещено надлежащим образом.

Изучив доводы жалобы, материалы дела, выслушав представителя КГКУ «Приморское лесничество» Дуброву К.Е., возражавшую против доводов жалобы, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно части 3 статьи 16 Лесного кодекса РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 53 Лесного кодекса РФ).

Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, которые устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

В соответствии с пунктами 16 Правил пожарной безопасности в лесах при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

Пунктом 12 Приказа Минприроды России от 13 сентября 2016 года № 474 «Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что при заготовке древесины не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки.

В силу части 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минприроды России от 13 сентября 2016 года № 474 утверждены Правила заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктом 4 которых определено, что заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации контракта) (цитируемые по настоящему делу нормы, приведены на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ЗАО «Лес Экспорт» к административной ответственности).

В соответствии с подпунктом «з» пункта 12 названных Правил не допускается оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеке.

После выполнения лесосечных работ проводится осмотр места осуществления лесосечных работ (осмотр лесосеки), в результате которого составляется акт осмотра лесосеки (часть 3 статьи 16.1 Лесного кодекса РФ).

Как следует из материалов дела, ЗАО «Лес Экспорт» на основании договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ и лесной декларации от ДД.ММ.ГГГГ осуществляло заготовку древесины путем выборочной рубки на лесосеке выделе квартала Малокемского участкового лесничества, расположенного на территории Тернейского района Приморского края.

ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками ФГУ Тернейский лесхоз при осмотре места рубки на вышеуказанной лесосеке, площадью 34 га установлен факт неудовлетворительной очистки лесосеки от порубочных остатков на площади 34 га. Также в ходе осмотра установлен факт оставления на лесосеке не вывезенной древесины в установленный срок в объеме 17,73 м3 из них: 11 м3 породы лиственница, 4,5 м3 породы береза белая, 2,23 м3 осина. Данные нарушения зафиксированы в акте осмотра от ДД.ММ.ГГГГ. Представитель ЗАО «Лес Экспорт» от участия в осмотре отказался.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления инженером охраны и защиты леса Тернейского филиала КГКУ «Примлес» ДД.ММ.ГГГГ в отношении ЗАО «Лес Экспорт» протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При рассмотрении данных дел заместитель директора КГКУ «Примлес», объединив указанные протоколы об административных правонарушениях в одно производство, вынес постановление из содержания которого следует, что ЗАО «Лес Экспорт» привлечено к административной ответственности за нарушение Правил заготовки древесины и Правил пожарной безопасности в лесах с назначением административного наказания по части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельства совершения ЗАО «Лес Экспорт» административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившгося в не проведении отчистки мест рубок, чем нарушены пункт 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года, подтверждаются совокупностью представленных в материалы дела доказательств и сомнений не взывают.

Факт нарушения ЗАО «Лес Экспорт» Правил пожарной безопасности в лесах, подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; актом осмотра лесосеки от ДД.ММ.ГГГГ; договором аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ ; лесной декларацией от ДД.ММ.ГГГГ и другими материалами дела, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Принимая обжалуемые акты, должностное лицо и судья районного суда сочли, что общество имело возможность организовать очистку лесосеки от порубочных остатков одновременно с заготовкой древесины, осуществляемой по вышеупомянутому договору аренды, в целях соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, чем была создана угроза возникновения лесных пожаров.

Таким образом, общество обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заявленное защитником на стадии пересмотра дела ходатайство об истребовании доказательств и о допросе свидетеля, рассмотрено судьей районного суда с вынесением мотивированного определения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.94-96).

В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 года № 394 «Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)» федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях лесного фонда в отношении лесничеств и лесопарков, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах полномочий, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.

Полномочия по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора на землях лесного фонда на территории Приморского края возложены на КГКУ «Приморское лесничество» (пункты 2.2.8, 2.2.15 Устава КГКУ «Приморское лесничество», утвержденного распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 1 июля 2014 года № 379-ри, согласно которым предметом деятельности Учреждения является, в том числе осуществление пожарного надзора в лесах на территории Приморского края, а также осуществление приемки, в установленном порядке, лесных участков на землях лесного фонда после завершения на них работ лесопользователями), оснований ставить под сомнение полномочия должностных лиц КГКУ «Приморское лесничество» по осуществлению ими надзорных мероприятий, проведенных в отношении ЗАО «Лес Эеспорт», не имеется.

Доводы жалобы о том, что общество не является субъектом вмененного правонарушения, а также иные доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, проверены судьей и обоснованно отклонены на основании исследования и оценки представленных в дело доказательств.

В силу пункта 3 Правил заготовки древесины заготовка древесины может осуществляться только на основании договоров аренды лесных участков. Аналогичное положение содержится в части 8 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации.

Договором аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ спорный участок передан ЗАО «Лес Экспорт» с целью заготовки древесины.

Согласно условиям договора (подпункт «а» пункта 11) арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ и настоящим договором.

Таким образом, на арендатора лесного участка возложена обязанность по соблюдению установленных правил пожарной безопасности в лесах, обязывающие при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины проводить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

При таких обстоятельствах не имеется оснований не согласиться с выводом судьи районного суда, основанным на материалах дела, о том, что ЗАО «Лес Экспорт» является надлежащим субъектом административного правонарушения.

Оснований не доверять имеющимся в деле доказательствам, содержанию, полноте и оформлению которых дана надлежащая оценка при рассмотрении дела по существу, не имеется. Они последовательны, непротиворечивы и согласуются друг с другом.

Из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в нем изложены все данные, указанные в части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, включая дату и время совершения правонарушения, описано событие административного правонарушения, место, нормы права, необходимые для правильного разрешения дела, иные требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предъявляемые к содержанию протокола об административном правонарушении и порядку его составления, также соблюдены. Оснований считать, что протокол является недопустимым доказательством, не имеется.

По настоящему делу ЗАО «Лес Экспорт» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по итогам принятия лесосеки после завершения срока действия лесной декларации, выданной ЗАО «Лес Экспорт» ДД.ММ.ГГГГ, срок действия которой с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в части проверки соблюдения арендатором условий договора аренды, проекта освоения лесов и лесной декларации.

В данном случае при осмотре лесосеки лесничим зафиксирован факт неудовлетворительной очистки мест рубок на всей площади лесосеки.

Правила пожарной безопасности в лесах обязывают при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. Рассуждения заявителя о том, что не любая не очистка будет неудовлетворительной очисткой, но не любая неудовлетворительная очистка будет не очисткой, не влияют на правовую квалификацию действий юридического лица, поскольку при сдачи лесосеки, она (лесосека) должна была быть очищена от порубочных остатков.

Оснований полагать, что на момент осмотра лесосека находилась в очищенном состоянии, не имеется. На данное обстоятельство защитник юридического лица не ссылается, документов, подтверждающих данное обстоятельство, в суд районный суда, а также в Приморский краевой суд представлено не было.

Постановление о привлечении ЗАО «Лес Экспорт» к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено ЗАО «Лес Экспорт» в пределах санкции части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и с учетом положений статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Вместе с тем, имеются основания для изменения постановления заместителя директора КГКУ «Приморское лесничество» Фунтусова К.И. от ДД.ММ.ГГГГ и решения судьи Тернейского районного суда от 11 февраля 2021 года.

Согласно установочной части постановления событие административного правонарушения описано следующим образом: в ходе осмотра лесосеки установлен факт неудовлетворительной очистки лесосеки от порубочных остатков на площади 34 га, чем нарушен пункт 16 Правил пожарной безопасности в лесах, а также установлен факт оставления на лесосеке не вывезенной древесины в установленный срок в объеме 17,73 м3 из них: 11 м3 породы лиственница, 4,5 м3 породы береза белая, 2,23 м3 осина, чем нарушен пункт 4, подпункт «з» пункта 12 Правил заготовки древесины.

Из содержания резолютивной части постановления о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ следует, что общество признано виновным и ему назначено наказание за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе за нарушение ЗАО «Лес экспорт» подпункта «з» пункта 12 Правил заготовки древесины.

Между тем, нарушения Правил заготовки древесины не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за нарушение правил заготовки древесины Кодексом предусмотрена ответственность по части 1 стати 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Следовательно, деяние, выразившееся в оставлении на лесосеке не вывезенной древесины ошибочно квалифицировано должностным лицом административного органа как нарушение Правил пожарной безопасности в лесах.

Следует отметить, что сославшись в постановлении на положения части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель директора КГКУ «Приморское лесничество» не учел следующего.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 названного Кодекса).

По общему правилу, предусмотренному частью 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершение лицом двух и более административных правонарушений влечет за собой назначение административного наказания за каждое совершенное административное правонарушение.

Исключение составляет совершение лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу. В указанном случае административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания (часть 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Таким образом, порядок применения части 2 статьи 4.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предполагает, что при идеальной совокупности правонарушений, в тех случаях, когда по каждому из вменяемых в вину правонарушений составлен отдельный протокол, вывод о назначении одного наказания в пределах санкции статьи, предусматривающей более строгое административное наказание, возможен только по результатам оценки вида и характера всех вмененных в вину правонарушений.

То есть резолютивная часть постановления должна содержать указание на назначенное наказание за каждое правонарушение, при этом окончательное наказание по таким делам назначается одно в пределах санкции статьи, предусматривающей более строгое административное наказание

Из содержания резолютивной части постановления о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ года не следует, что общество признано виновным и ему назначено наказание за совершение двух правонарушений – по части 1 статьи 8.25 и по части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по правилам части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что применительно к описанному в постановлении событию свидетельствует о необходимости исключения из установочной части постановления указания на нарушение ЗАО «Лес экспорт» подпункт «з» пункта 12 Правил заготовки древесины.

С учетом изложенного, постановление заместителя директора КГКУ «Приморское лесничество» Фунтусова К.И. от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Тернейского районного суда от 11 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ЗАО «Лес Экспорт» подлежат изменению путем исключения из объема вмененного обществу состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указания на нарушение ЗАО «Лес Экспорт» подпункта «з» пункта 12 Правил заготовки древесины.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л а:

постановление заместителя директора КГКУ «Приморское лесничество» Фунтусова К.И. от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Тернейского районного суда Приморского края от 11 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ЗАО «Лес Экспорт» изменить - исключить из объема, вмененного ЗАО «Лес Экспорт» административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указание на нарушение ЗАО «Лес Экспорт» подпункта «з» пункта 12 Правил заготовки древесины.

В остальной части постановление и решение судьи районного суда оставить без изменения, жалобу генерального директора ЗАО «Лес Экспорт» Корнейчика Л.А. - без удовлетворения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Жалоба (протест) подается непосредственно в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья С.П. Судницына

21-324/2021

Категория:
Административные
Статус:
Изменено в связи с исключением выводов
Ответчики
ЗАО "ЛЕС ЭКСПОРТ"
Суд
Приморский краевой суд
Судья
Судницына Светлана Петровна
Статьи

8.32

Дело на странице суда
kraevoy.prm.sudrf.ru
23.03.2021Материалы переданы в производство судье
13.05.2021Судебное заседание
13.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее