УИД: 29RS0004-01-2023-000897-75
Дело № 2-59/2024 (2-607/2023) | 29 января 2024 года |
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Виноградовский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Якивчука С.В.,
при секретаре судебного заседания Мухряковой И.С., с участием прокурора Шенкурского района Архангельской области Курганович О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Шенкурск гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шенкурского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению культуры «Дворец культуры и спорта», администрации Шенкурского муниципального округа Архангельской области о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму и антитеррористической защищенности в учреждении и профинансировать указанные мероприятия,
установил:
прокурор Шенкурского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц обратился с указанным иском к ответчикам о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства о противодействии терроризму и антитеррористической защищенности в учреждении культуры.
Свои требования мотивирует тем, что в ходе проверки исполнения законодательства о противодействии терроризму и антитеррористической защищенности в муниципальном бюджетном учреждении культуры «Дворец культуры и спорта» (далее – МБУК «Дворец культуры и спорта») было установлено, что в ведении данного учреждения имеются объекты защиты, подлежащие категорированию – здание по адресу: <адрес> (здание №), относящееся ко второй категории опасности, и здание по адресу: <адрес> (здание №), относящееся к третьей категории опасности. В данных зданиях на постоянной основе занимаются несовершеннолетние, а также проводятся мероприятия с их участием. На указанных объектах меры, направленные на обеспечение антитеррористической защищенности, не приняты, что свидетельствует о нарушении прав несовершеннолетних на безопасные условия пребывания в учреждении, прав родителей и иных законных представителей, а также работников учреждения. В частности, в нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры охрана и оснащение здания № современными инженерно-техническими средствами и системами обеспечены не в полной мере: отсутствует система видеонаблюдения и охранная сигнализация. Ввиду отсутствия в здании № системы видеонаблюдения не организован сбор, обобщение и анализ выявленных фактов скрытого наблюдения, фото- и видеосъемки объектов (территорий) неизвестными лицами, провокаций сотрудников охраны объектов (территорий) на неправомерные действия, проникновения посторонних лиц на объекты (территории), беспричинного размещения посторонними лицами перед зданиями (строениями, сооружениями) или вблизи объектов (территорий) вещей и транспортных средств. Кроме того, здания № и № не оборудованы системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. В связи с неисполнением требований законодательства об антитеррористической защищенности 23.06.2023 прокурором Шенкурского района Архангельской области в адрес директора данного учреждения внесено представление об устранении соответствующих нарушений закона, которое рассмотрено, признано обоснованным, однако до настоящего времени нарушения не устранены. Полагая, что деятельность бюджетного учреждения финансируется собственником имущества, прокурор считал, что исполнение требований по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только МБУК «Дворец культуры и спорта», но и администрацией Шенкурского муниципального округа, как собственника имущества муниципальных бюджетных учреждений, обеспечивающего соответствующее финансирование. Прокурор просил возложить на МБУК «Дворец культуры и спорта» обязанность устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму и антитеррористической защищенности до 01.03.2025, совершив следующие действия:
1) обеспечить охрану и оснащение здания по адресу: <адрес> современными инженерно-техническими средствами;
2) организовать в полном объеме сбор, обобщение и анализ выявленных фактов скрытого наблюдения, фото- и видеосъемки объектов (территорий) неизвестными лицами, провокаций сотрудников охраны объектов (территорий) на неправомерные действия, проникновения посторонних лиц на объекты (территории), беспричинного размещения посторонними лицами перед зданиями (строениями, сооружениями) или вблизи объектов (территорий) вещей и транспортных средств в здании по адресу: <адрес>;
3) оборудовать здания по адресам: <адрес> и <адрес> системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.
Дополнительно прокурор просил обязать администрацию Шенкурского муниципального округа Архангельской области в срок до 01.03.2025 профинансировать выполнение вышеуказанных мероприятий.
Прокурор Шенкурского района Архангельской области Курганович О.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала, по изложенным в иске основаниям.
Ответчики МБУК «Дворец культуры и спорта» и администрация Шенкурского муниципального округа Архангельской области в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены, что подтверждено списком курьерской доставки судебной корреспонденции № 2024-4/1 от 09.01.2024 (л.д. 122).
От и.п. главы Шенкурского муниципального округа Архангельской области Колобовой С.В. поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя органа местного самоуправления. Дополнительно в отзыве на исковое заявление указала, что к настоящему времени МБУК «Дворец культуры и спорта» предприняты ряд иных неотложных мер, направленных на соблюдение требований антитеррористической защищенности, не совпадающих с теми, что указаны прокурором в иске. И.п. главы Шенкурского муниципального округа Архангельской области против заявленных исковых требований прокурора не возражала (л.д. 123-125).
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав прокурора Шенкурского района Курганович О.Н., изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
В пунктах 1, 3 статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Закон о противодействии терроризму) указано, что противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина; приоритета защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
Согласно пункту «а» части 4 статьи 3 Закона о противодействии терроризму под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти, органов публичной власти федеральных территорий и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Закона о противодействии терроризму Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 № 176 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования к антитеррористической защищенности № 176).
Данные требования устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры, включая вопросы инженерно-технической укрепленности объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий).
В пункте 2 Требований к антитеррористической защищенности № 176 указано, что для целей настоящих требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений), систем и помещений, отдельные здания (строения, сооружения) и прилегающая к ним территория, правообладателями которых являются Министерство культуры Российской Федерации, его территориальные органы и подведомственные организации, детские школы искусств, учредителями которых являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области культуры или органы местного самоуправления в области культуры, а также иные не находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти организации, осуществляющие деятельность в сфере культуры в качестве основного вида деятельности в сфере культуры, являющиеся правообладателями объектов (территорий).
В силу пункта 5 Требований к антитеррористической защищенности № 176 в целях установления дифференцированных требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения террористического акта осуществляется категорирование объектов (территорий). Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий), при вводе объектов (территорий) в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной категории.
Пунктом 20 Требований к антитеррористической защищенности № 176 предусмотрено, что антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления мероприятий в целях: воспрепятствования неправомерному проникновению на объекты (территории); выявления потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; пресечения попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); минимизации возможных последствий и ликвидации угрозы террористических актов на объектах (территориях); обеспечения защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий); выявления и предотвращения несанкционированного проноса (провоза) на объект (территорию) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
Воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством организации охраны и оснащения объектов (территорий) современными инженерно-техническими средствами и системами (подпункт «б» пункта 21 Требований к антитеррористической защищенности № 176).
Выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта обеспечивается путем сбора, обобщения и анализа выявленных фактов скрытого наблюдения, фото- и видеосъемки объектов (территорий) неизвестными лицами, провокаций сотрудников охраны объектов (территорий) на неправомерные действия, проникновения посторонних лиц на объекты (территории), беспричинного размещения посторонними лицами перед зданиями (строениями, сооружениями) или вблизи объектов (территорий) вещей и транспортных средств (подпункт «в» пункта 22 Требований к антитеррористической защищенности № 176).
Согласно подпункту «з» пункта 25 Требований к антитеррористической защищенности № 176 в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются мероприятия по оборудованию объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В судебном заседании установлено, что МБУК «Дворец культуры и спорта» является некоммерческой организацией, созданной с целью осуществления, предусмотренных законом полномочий органов местного самоуправления в сфере культуры и спорта, наделено статусом бюджетного учреждения, функции и полномочия учредителя которого осуществляет администрация Шенкурского муниципального округа Архангельской области (пункты 1.1 – 1.3 Устава МБУК «Дворец культуры и спорта»).
Прокуратурой Шенкурского района Архангельской области проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму и антитеррористической защищенности, в том числе в МБУК «Дворец культуры и спорта».
В ходе проверки установлено, что в ведении МБУК «Дворец культуры и спорта» имеется два объекта защиты, подлежащие категорированию: здание по адресу: <адрес>, относящееся ко второй категории опасности, и здание по адресу: <адрес>, относящееся к третьей категории опасности, в которых на постоянной основе занимаются несовершеннолетние, а также проводятся мероприятия с их участием.
23.06.2023 в адрес директора МБУК «Дворец культуры и спорта» прокурором внесено представление об устранении ряда выявленных нарушений требований антитеррористической защищенности, в том числе являющихся предметом настоящего иска: не обеспечена охрана и оснащение здания по адресу: <адрес> современными инженерно-техническими средствами; не организован в полном объеме сбор, обобщение и анализ выявленных фактов скрытого наблюдения, фото- и видеосъемки объектов (территорий) неизвестными лицами, провокаций сотрудников охраны объектов (территорий) на неправомерные действия, проникновения посторонних лиц на объекты (территории), беспричинного размещения посторонними лицами перед зданиями (строениями, сооружениями) или вблизи объектов (территорий) вещей и транспортных средств в здании по адресу: <адрес>; здания по адресам: <адрес> и <адрес> не оборудованы системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.
В ответе на представление прокуратуры МБУК «Дворец культуры и спорта» директор Семакова О.С. сообщила о предпринятых неотложных мероприятиях в целях соблюдения антитеррористической защищенности указанных зданий (л.д. 47-49).
В то же время 28.11.2023 директором МБУК «Дворец культуры и спорта» Семаковой О.С. совместно с помощником прокурора Шенкурского района Румянцевой И.В. проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности, в ходе которой выявлено, что: охрана и оснащение здания по адресу: <адрес> современными инженерно-техническими средствами обеспечивается не в полной мере (отсутствует система видеонаблюдения и охранная сигнализация); не организован в полном объеме сбор, обобщение и анализ выявленных фактов скрытого наблюдения, фото- и видеосъемки объектов (территорий) неизвестными лицами, провокаций сотрудников охраны объектов (территорий) на неправомерные действия, проникновения посторонних лиц на объекты (территории), беспричинного размещения посторонними лицами перед зданиями (строениями, сооружениями) или вблизи объектов (территорий) вещей и транспортных средств в здании по адресу: <адрес> ввиду отсутствия системы видеонаблюдения; здания по адресам: <адрес> и <адрес> не оборудованы системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.
МБУК «Дворец культуры и спорта» в целях приобретения и установки системы речевого оповещения и управления эвакуацией на объектах защиты (здания № и №) и установки системы видеонаблюдения в здании № в администрацию Шенкурского муниципального округа Архангельской области 11.07.2023 направлено ходатайство о выделении денежных средств и включении мероприятий в муниципальную программу. Данное ходатайство администрацией Шенкурского муниципального округа Архангельской области рассмотрено, мероприятия по приобретению и установке системы речевого оповещения и управления эвакуацией внесено в проект программы, однако до настоящего времени окончательное решение о выделении денежных средств не принято (л.д. 99, 100).
До настоящего времени выявленные нарушения требований антитеррористической защищенности со стороны МБУК «Дворец культуры и спорта» не устранены.
По изложенным обстоятельствам суд находит, что иск прокурора в части возложения ряда обязанностей, изложенных в просительной части иска прокурора, на ответчика стороны МБУК «Дворец культуры и спорта» является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Доказательств устранения вышеуказанных нарушений требований антитеррористической защищенности объектов защиты к настоящему времени со стороны МБУК «Дворец культуры и спорта» суду не представлено.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Прокурором заявлен срок для выполнения возлагаемых на МБУК «Дворец культуры и спорта» обязанностей – до 01.03.2025.
Поскольку в данном случае продолжительность выполнения возлагаемых на ответчика МБУК «Дворец культуры и спорта» обязанностей ставит в прямую зависимость соблюдение мер и обеспечения безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних детей, а также работников учреждения и иных лиц, пребывающих в учреждении, принимая во внимание отсутствие возражений со стороны ответчиков в части определения срока исполнения обязательств, суд считает обоснованным и разумным установление срока для исполнения решения суда до 01.03.2025.
В части требований о возложении обязанности по финансированию мероприятий, направленных на соблюдение требований антитеррористической защищенности суд приходит к следующим выводам.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, пункту 1.3 Устава МБУК «Дворец культуры и спорта» функции и полномочия учредителя данного учреждения осуществляет администрация Шенкурского муниципального округа Архангельской области.
Финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств бюджета Шенкурского муниципального округа Архангельской области, а также за счет средств, полученных в результате приносящей доходы деятельности (пункт 1.8 Устава МБУК «Дворец культуры и спорта»).
Одним из вопросов местного значения муниципального округа является участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа (пункт 7.1 часть 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Согласно пункту 4 статьи 5.2 Закона о противодействии терроризму органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
Пунктом 3 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях) предусмотрено, что государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.
В соответствии с пунктом 6 статьи 9.2 Закона о некоммерческих организациях финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Из буквального толкования вышеуказанных положений норм материального права и Устава МБУК «Дворец культуры и спорта» следует, что решение уставных задач посредством выполнения муниципального задания осуществляется учреждением за счет субсидий, выделяемых из бюджета Шенкурского муниципального округа Архангельской области, рассчитываемых с учетом расходов, которые должны быть понесены на содержание недвижимого имущества, в частности, зданий учреждения.
Проанализировав представленные в материалы дела документы, а также положения норм действующего законодательства, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленного прокурором требования о возложении на администрацию органа местного самоуправления обязанности по финансированию расходов на выполнение возложенных на МБУК «Дворец культуры и спорта» обязательств по устранению нарушений требований антитеррористической защищенности объектов защиты в срок до 01.03.2025.
В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Также от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в суде общей юрисдикции, освобождаются органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) (пункт 9 части 1 статьи 333.36 НК РФ).
Следовательно, с ответчика МБУК «Дворец культуры и спорта» за рассмотрение требований неимущественного характера, заявленных в интересах неопределенного круга лиц, подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей в доход местного бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
решил:
исковые требования прокурора Шенкурского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению культуры «Дворец культуры и спорта», администрации Шенкурского муниципального округа Архангельской области о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму и антитеррористической защищенности в учреждении и профинансировать указанные мероприятия – удовлетворить.
Возложить на муниципальное бюджетное учреждение культуры «Дворец культуры и спорта» обязанность до 01.03.2025:
1) обеспечить охрану и оснащение здания по адресу: <адрес> современными инженерно-техническими средствами;
2) организовать в полном объеме сбор, обобщение и анализ выявленных фактов скрытого наблюдения, фото- и видеосъемки объектов (территорий) неизвестными лицами, провокаций сотрудников охраны объектов (территорий) на неправомерные действия, проникновения посторонних лиц на объекты (территории), беспричинного размещения посторонними лицами перед зданиями (строениями, сооружениями) или вблизи объектов (территорий) вещей и транспортных средств в здании по адресу: <адрес>;
3) оборудовать здания по адресам: <адрес> и <адрес> системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.
Возложить на администрацию Шенкурского муниципального округа Архангельской области обязанность в срок до 01.03.2025 обеспечить финансирование мероприятий:
1) по обеспечению охраны и оснащения здания по адресу: <адрес> современными инженерно-техническими средствами;
2) по организации в полном объеме сбора, обобщения и анализа выявленных фактов скрытого наблюдения, фото- и видеосъемки объектов (территорий) неизвестными лицами, провокаций сотрудников охраны объектов (территорий) на неправомерные действия, проникновения посторонних лиц на объекты (территории), беспричинного размещения посторонними лицами перед зданиями (строениями, сооружениями) или вблизи объектов (территорий) вещей и транспортных средств в здании по адресу: <адрес>;
3) по оборудованию зданий по адресам: <адрес> и <адрес> системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.
Взыскать с муниципального бюджетного учреждения культуры «Дворец культуры и спорта» (ОГРН: 1062907013619) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение месяца с момента изготовления судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Виноградовский районный суд Архангельской области.
Председательствующий С.В. Якивчук
Мотивированное решение суда изготовлено 02 февраля 2024 года.