Решение по делу № 33-4282/2021 от 11.06.2021

    Судья Старшинова Н.В.                                                             № 33-4282/2021 (№ 2-212/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    06 июля 2021 года                                                                    г. Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего-судьи Мочегаева Н.П.,

судей Баранцевой Н.В., Кармацкой Я.В.,

с участием прокурора Обухова Р.В.,

при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем Ведровой К.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Пыть-Яха в интересах неопределенного круга лиц к Казенному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Бюро судебно-медицинской экспертизы» о возложении обязанности по осуществлению действий по омовению и одеванию поступивших трупов,

             по апелляционному представлению прокурора г. Пыть-Яха на решение Пыть-Яхского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 06 апреля 2021 года, которым постановлено:

           «Исковые требования прокурора города Пыть-Яха в интересах неопределенного круга лиц к Казенному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Бюро судебно-медицинской экспертизы» о возложении обязанности – оставить без удовлетворения.

        Заслушав доклад судьи Мочегаева Н.П. об обстоятельствах дела, выслушав мнение прокурора Обухова Р.В., поддержавшего доводы апелляционного представления, объяснения представителя ответчика Семко А.С., возражавшего против доводов апелляционного представления, судебная коллегия

    у с т а н о в и л а:

Прокурор города Пыть-Яха обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Казенному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Бюро судебно-медицинской экспертизы» о возложении обязанности по осуществлению действий по омовению и одеванию поступивших трупов. Требования мотивированы тем, что прокуратурой города проведена проверка по соблюдению законодательства о похоронном деле, в результате которой было установлено, что в соответствии с уставом ответчика целью учреждения является осуществление судебно-медицинских экспертиз и судебно-медицинских исследований. На территории г. Пыть-Яха расположен филиал ответчика «Отделение в городе Пыть-Яхе», сотрудниками которого не осуществляются действия по омовению и одеванию тел умерших, поступивших для проведения судебно-медицинской экспертизы. Считает, что неисполнение сотрудниками филиала указанных обязанностей при их подготовке перед выдачей для погребения родственникам или близким умершего либо уполномоченным общественным организациям, взявшим на себя погребение, нарушают права указанных лиц и приводит к несению ими дополнительных расходов. Ссылаясь на Правила приема, регистрации, хранения и выдачи трупов в судебно-медицинских моргах, утвержденным Приказом Минздрава СССР от 09.07.1991 №182, Порядок организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 12.05.2010 № 346н, положения Федерального закона от 31.05.2001 №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», просит суд возложить на ответчика обязанность осуществлять действия по омовению и одеванию поступивших трупов, в отношении которых филиалом ответчика будут проводиться судебно-медицинские экспертизы, при их подготовке перед выдачей для погребения родственникам или близким умершего либо уполномоченным общественным организациям, взявшим на себя погребение.

Суд постановил изложенное выше решение.

В апелляционном представлении прокурор г. Пыть-Яха просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что к спорным правоотношениям применяются Правила приема, регистрации, хранения и выдачи трупов в судебно-медицинских моргах, являющиеся Приложением                   № 1 к Правилам судебно-медицинской экспертизы трупа, утвержденным приказом Министерства здравоохранения СССР от 09.07.1991 № 182. Согласно указанным правилам трупы выдаются в гробу (или соответственно местным национальным традициям) обмытыми и одетыми, подготовка и выдача трупов для погребения входит в обязанности санитаров морга. Таким образом, действующим законодательством на сотрудников судебно-медицинской экспертной организации возлагаются указанные обязанности при их подготовке перед выдачей для погребения родственникам или близким умершего, либо уполномоченным общественным организациям, взявшим на себя погребение. Также указывает, что действия по подготовке и выдаче трупов санитарами не тождественны ритуальным услугам, поскольку направлены исключительно на приведение объекта исследования (тела умершего) после проведенной экспертизы в надлежащий вид и состояние для выдачи лицам, осуществляющим погребение. Кроме того в решении суда первой инстанции не приведена норма федерального законодательства, которая по мнению суда, вступила в противоречие с нормами приказа Минздрава СССР от 09.07.1991 № 182, исключившая возможность его дальнейшего применения на практике в работе экспертных учреждений.

В возражениях представитель КУ ХМАО-Югры «Бюро судебно-медицинской экспертизы» - Семко А.С. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Полагает, что решение суда законное и обоснованное, принятое при точном соблюдении норм процессуального и материального права.

Прокурор Обухов Р.В. в суде апелляционной инстанции доводы апелляционного представления поддержал, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение.

Представитель ответчика Семко А.С. полагал решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил приобщить к материалам дела протест заместителя председателя округа, в котором прокурор просил привести в соответствие с федеральным законодательством Устав казенного учреждения ХМАО-Югры «Бюро судебно-медицинской экспертизы», исключив из него пункт 2.3.2, которым было предусмотрено оказание услуг по косметической обработки тел умерших. Представитель ответчика этим обратил внимание судебной коллегии на тот факт, что прокурор изначально просил    исключить из деятельности бюро судебно-медицинских экспертиз оказание услуг по косметической обработке тел умерших, по мнению ответчика, в том числе омовение и одевание, а по настоящему делу просит наоборот их включить в деятельность казенного учреждения.

Выслушав мнение прокурора, полагавшего данные документы не подлежащими приобщению к материалам дела, судебная коллегия удовлетворила ходатайство ответчика о приобщении к материалам дела копии протеста прокурора, копии ответа Департамента по управлению государственным имуществом ХМАО-Югры, копии распоряжения Департамента об утверждении изменений в устав, и копии внесенных изменений в устав, ввиду того, что указанные документы не были приобщены    к материалам дела и не исследованы судом первой инстанции, а также в целях полного и объективного рассмотрения дела.

Представитель третьего лица в суд апелляционной инстанции не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайств, заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в судебную коллегию не представили. Информация о движении дела заблаговременно размещена на официальном сайте суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

По смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.

На основании приведенной нормы Международного пакта и п. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела в пределах заявленных доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильность решения проверена в пределах доводов апелляционной жалобы

Статья 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 19 декабря 2003 г. за № 23 «О судебном решении» разъяснил, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61,67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения судом не допущены.

Судом установлено и следует из материалов дела, что казенное учреждение Ханты - Мансийского автономного округа - Югры «Бюро судебно-медицинской экспертизы» создано в соответствии с распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.10.2011 №598-рп «О создании казенных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, путем изменения типа бюджетных учреждений», является некоммерческой организацией и имеет филиал, расположенный в городе Пыть-Яхе. В результате проведенной прокуратурой города проверки по соблюдению законодательства о похоронном деле было установлено, что сотрудниками филиала ответчика, расположенного в городе Пыть-Яхе, не осуществляются действия по омовению и одеванию тел умерших, поступивших для проведения судебно-медицинской экспертизы что, по мнению прокурора, не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права неопределенного круга лиц. Поводом для проверки прокуратурой послужило обращение гражданки (ФИО)1 в прокуратуру, в котором указано на то, что у ее подруги умерла дочь (ФИО)2. Она обратилась к работникам филиала «Отделение в Пыть-Яхе» КУ ХМАО-Югры «Бюро судебно-медицинской экспертизы» по поводу помывки тела умершей и одевания, на что работники морга ей ответили, что такие услуги бюро не оказывает. После этого они обратились в бюро ритуальных услуг, где оплатили за омовение и одевание умершей денежные средства (л.д.(номер)).

Из пояснений представителя ответчика следует, что после окончания исследования трупа и установления причины смерти, труп человека в отделении судебно-медицинской экспертизы моется от биологического материала, в частности, от крови. Однако прокурор полагает, что санитары морга бюро судебно-медицинских экспертиз обязаны еще оказывать услуги по омовению (отличается от мытья после исследования трупа) и одеванию трупа.

Согласно пункту 2.1 раздела 2 «Цели и виды (предмет) деятельности» Устава Казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Бюро судебно-медицинской экспертизы», основной и единственной целью учреждения является осуществление судебно-медицинских экспертиз и судебно-медицинских исследований.

В соответствии с п.п.2.2-2.2.2,2.3.3, с учетом изменений, внесенных распоряжением Департамента по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18.11.2016 №13-р-2633, для достижения своих целей учреждение за счет бюджетных средств, предусмотренных бюджетной сметой, осуществляет следующие основные виды деятельности: судебно-медицинские экспертизы и судебно-медицинские исследования; участие судебно-медицинских экспертов в следственных действиях; хранение тел умерших сверх сроков, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 2.4 Устава учреждение вправе осуществлять только те виды деятельности, которые указаны в настоящем разделе, и лишь постольку, поскольку это служит достижению его целей. Видами деятельности учреждения могут быть только выполнение работ и оказание услуг.

Суд первой инстанции отказывая прокурору в удовлетворении иска, руководствуясь пунктом 2 статьи 9.2, частями 1 и 2 статьи 24 Закона №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральным законом от 31.05.2001 №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации, Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, Уставом Казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Бюро судебно-медицинской экспертизы», сделал вывод о том, что омовение и одевание трупа после проведения судебно-медицинской экспертизы, не является медицинской услугой, а относится к ритуальным услугам, которые не входят в компетенцию бюро судебно-медицинских экспертиз.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном толковании и применении норм материального и процессуального права, на правильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела.

Статьей 41 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Согласно пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская услуга это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 г. № 1387 «О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации» одобрена разработанная Министерством здравоохранения Российской Федерации и Российской академией медицинских наук Конвенция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации.

Медицинской экспертизой в соответствии с частью статьи 58 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» является проводимое в установленном порядке исследование, направленное на установление состояния здоровья гражданина, в целях определения его способности осуществлять трудовую или иную деятельность, а также установления причинно-следственной связи между воздействием каких-либо событий, факторов и состоянием здоровья гражданина. Судебно-медицинская экспертиза в пункте 4 части 2 статьи 58 Закона №323-ФЗ указана в качестве одного из видов медицинских экспертиз

Согласно статье 62 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" судебно-медицинская экспертиза проводится в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, в медицинских организациях экспертами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной судебно-экспертной деятельности. Порядок проведения судебно-медицинской экспертизы и порядок определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации (далее - государственная судебно-экспертная деятельность) в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве определяет Федеральный закон от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".

Согласно статье 1 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами (далее также - эксперт), состоит в организации и производстве судебной экспертизы.

В соответствии со статьей 2 Закона о судебно-экспертной деятельности задачей государственной судебно-экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей посредством организации и производства судебной экспертизы. Организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться также экспертными подразделениями, созданными федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случаях, если производство судебной экспертизы поручается указанным экспертным подразделениям, они осуществляют функции, исполняют обязанности, имеют права и несут ответственность как государственные судебно-экспертные учреждения.

Согласно статье 37 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" деятельность государственных судебно-экспертных учреждений, экспертных подразделений федеральных органов исполнительной власти, в том числе экспертных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации, финансируется за счет средств федерального бюджета.

Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений, экспертных подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Государственные судебно-экспертные учреждения вправе проводить на договорной основе экспертные исследования для граждан и юридических лиц, взимать плату за производство судебных экспертиз по гражданским, административным и арбитражным делам, делам об административных правонарушениях. Порядок расходования указанных средств определяется соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Ф от 19.06.2012 N 608, (далее - положение о Минздраве России) Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств для медицинского применения, включая вопросы организации профилактики заболеваний, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи, медицинской реабилитации и медицинских экспертиз (за исключением медико-социальной экспертизы и военно-врачебной экспертизы), фармацевтической деятельности, включая обеспечение качества, эффективности и безопасности лекарственных средств для медицинского применения, обращения медицинских изделий, санитарно-эпидемиологического благополучия населения (за исключением разработки и утверждения государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов), медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, курортного дела, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере здравоохранения, включая оказание медицинской помощи, внедрение современных медицинских технологий, новых методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, проведение судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, организацию среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального медицинского и фармацевтического образования и предоставление услуг в области курортного дела.

Согласно пункту 5.2.77 положения о Минздраве России к полномочиям Минздрава России относится принятие порядка проведения судебно-медицинской экспертизы и судебно-психиатрической экспертизы.

Порядок организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 12.05.2010 N 346н (Зарегистрировано в Минюсте РФ 10.08.2010 N 18111) и регулирует вопросы организации и производства судебно-медицинской экспертизы, включая судебно-медицинскую экспертизу вещественных доказательств и исследование биологических объектов (биохимическую, генетическую, медико-криминалистическую, спектрографическую, судебно-биологическую, судебно-гистологическую, судебно-химическую, судебно-цитологическую, химико-токсикологическую), судебно-медицинскую экспертизу и исследование трупа, судебно-медицинскую экспертизу и обследование потерпевших, обвиняемых и других лиц (далее - экспертиза) в государственных судебно-экспертных учреждениях, экспертных подразделениях системы здравоохранения, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности по соответствующим работам (услугам).

Организация и порядок производства экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях осуществляются по административно-территориальному принципу. Государственные судебно-экспертные учреждения в обязательном порядке осуществляют производство экспертиз для органов дознания, органов предварительного следствия и судов (пункт 6 Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12.05.2010 N 346н).

Производство экспертиз осуществляется государственными экспертами государственных судебно-экспертных учреждений, занимающими должности экспертов согласно штатному расписанию, в порядке исполнения своих должностных обязанностей (пункт 8 Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12.05.2010 N 346н).

Пунктом 10 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, являющийся неотъемлемой частью Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" включает работы (услуги) по: судебно-медицинской экспертизе, судебно-медицинской экспертизе вещественных доказательств и исследованию биологических объектов (биохимической, генетической, медико-криминалистической, спектрографической, судебно-биологической, судебно-гистологической, судебно-химической, судебно-цитологической, химико-токсикологической), судебно-медицинской экспертизе и исследованию трупа, судебно-медицинской экспертизе и обследованию потерпевших, обвиняемых и других лиц.

Деятельность организаций судебно-медицинской экспертизы закреплена в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, утвержденном Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст (далее - ОКВЭД) под N 86.90.2 и относятся к видам деятельности в области здравоохранения.

Таким образом, оказание какой-либо иной деятельности, помимо экспертной, не предусмотрено Законом о судебно-экспертной деятельности.

Ритуальные услуги относятся к прочим персональным услугам и закреплены в ОКВЭД под номерами 96 и 96.03.

Кроме того, пунктом 2.3.7 "Термины и определения. ГОСТ Р 53107-2008", утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2008 N 516-ст ритуальные услуги отнесены к "Услугам бытовым".

Данный документ утратил силу с 1 января 2016 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 11 июня 2014 года N 551-ст, которым введен в действие новый национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ 32609-2014 "Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения".

Согласно пункту 2.1.1 данного национального стандарта, похоронное дело - это самостоятельный вид деятельности, направленный на оказание похоронных и мемориальных услуг населению с учетом социальных, экономических, этико-моральных, историко-культурных, религиозных, экологических, технологических факторов, связанный с созданием и эксплуатацией объектов похоронного назначения.

Ритуальное обслуживание населения: предоставление ритуальных услуг на безвозмездной основе или за плату (пункт 2.1.2); специализированная служба по вопросам похоронного дела: хозяйствующий субъект, на который возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших или погибших (пункт 2.1.3).

Предлагаемый пакет услуг населению должен формироваться без отступления от нормативных правовых актов, действующих на территории государства, принявшего стандарт (примечание 2 к пункту 2.1.3).

Пунктом 2.1.4 установлено, что ритуальные услуги - это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также деятельности исполнителя по погребению останков, праха умерших или погибших, проведению похорон, содержанию мест захоронений. Под ритуальными услугами следует подразумевать похоронные и мемориальные услуги (примечание к пункту 2.1.4).

Исполнитель ритуальной, мемориальной услуги - это организации, предприятия независимо от организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, осуществляющие свою деятельность в области похоронного дела (пункт 2.1.7 указанного национального стандарта).

Согласно пункту 2.1.9 этого же стандарта, потребитель ритуальной, мемориальной услуги: физическое или юридическое лицо, взявшее на себя обязанности по осуществлению погребения умершего или погибшего.

Действующим законодательством предусмотрен и национальный стандарт "ГОСТ Р54611-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги бытовые. Услуги по организации и проведению похорон. Общие требования", утвержденный и введенный в действие Приказом Росстандарта от 8 декабря 2011 года N 746-ст.

Согласно пункту 5.1.4 данного национального стандарта, обязательными условиями для оказания ритуальных услуг являются, среди прочих, наличие договора на организацию и проведение похорон в соответствии с волеизъявлением умершего (или родных и близких), заключенного между организацией, работающей в области похоронного дела, и потребителем, оформленного в месте, предпочтительном для потребителя; предоставление достоверной информации о порядке организации похоронного дела и предоставления ритуальных услуг, обеспечение свободы выбора услуг потребителем; соблюдение сроков оказания услуг в соответствии с договором.

Пунктом 5.1.5 этого же стандарта также предусмотрено, что услуги по организации и проведению похорон следует предоставлять на основании договора с потребителем услуг, включая спецификацию услуг и продукции в соответствии с требованиями потребителя.

В примечании к пункту 2.3.6 «ГОСТ 32609-2014. Межгосударственный стандарт. Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения», введенному в действие приказом Росстандарта от 11.06.2014 №551-ст, указано, что в состав основных работ по подготовке тел умерших или погибших к погребению входят санитарно-гигиенические услуги, бальзамирование, реставрационные, парикмахерские работы, услуги по омовению, одеванию и укладыванию умершего в гроб и т.д., что относится к основным видам ритуальных услуг (п.2.3.). Исполнителем ритуальной, мемориальной услуги являются организации, предприятия независимо от организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, осуществляющие свою деятельность в области похоронного дела (п.2.1.7).

Договор может предусматривать передачу потребителем своих прав другим лицам в установленном порядке, в том числе путем переоформления удостоверений о захоронениях, электронных паспортов захоронений.

Не допускается насильственное навязывание проведения того или иного вида похоронного обряда, а также введение в обряд (в том числе на основе волеизъявления умершего, его родных и близких) элементов, нарушающих гражданские права, свободы и обязанности, установленные действующим законодательством.

Указанным нормативным положениям национального стандарта корреспондируют нормы действующего гражданского законодательства.

Так, Гражданский кодекс Российской Федерации договором признает соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (пункт 1 статьи 420); закрепляет правило, согласно которому граждане и юридические лица свободны в заключении договора, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным кодексом, законом или добровольно принятым обязательством, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами, а также договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункты 1 и 4 статьи 421, статья 422).

Федеральным законодательством (в частности, статьями 9, 10 Закона о погребении и похоронном деле) предусмотрено как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой, созданной органом местного самоуправления, так и осуществление погребения за свой счет с последующим получением социального пособия.

Так, в статье 9 Закона о погребении и похоронном деле установлен гарантированный перечень услуг по погребению. В частности, супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:

1) оформление документов, необходимых для погребения;

2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;

3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления (пункт 1).

В свою очередь, в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Указанные услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела. В соответствии с "ГОСТ 32609-2014. Межгосударственный стандарт. Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения" в состав основных работ по подготовке тел умерших или погибших к погребению входят санитарно-гигиенические услуги, бальзамирование, реставрационные, парикмахерские работы, услуги по омовению, одеванию и укладыванию умершего в гроб и т.д. Вышеперечисленные услуги являются похоронными услугами и не входят в номенклатуру медицинских услуг, а номенклатура медицинских услуг утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 1664н.

Частью 1 статьи 29 Закона о погребении и похоронном деле предусмотрено, что органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Если предметом договора медицинской услуги является общественное отношение, направленное на поддержание здоровья, сохранение жизни и прочее, проявляющее себя через комплекс лечебно-диагностических манипуляций или медицинских вмешательств, то предметом ритуальной услуги чаще всего является общественное отношение, в основе которого лежит реализация воли покойного или воли самого заинтересованного лица - заказчика, направленная на осуществление погребения. Никакого вмешательства в телесную или психическую сферу заказчика не осуществляется. Манипуляции могут проводиться лишь с телом умершего лица. Их целью является санитарная или косметическая обработка тела и др.

Таким образом, по предмету и целевым установкам ритуальная и медицинская услуги не имеют ничего общего между собой.

Ранее упоминавшийся Классификатор услуг населению к ритуальным услугам относит довольно широкий круг как собственно услуг различного по своей сути характера, так и работ. В нем, в частности, перечисляются: услуги по захоронению, проведение эксгумации, оповещение родственников умершего, выдача необходимых документов, услуги по уходу за могилой и другое.

Как можно убедиться, большая часть из приведенного перечня возможных ритуальных услуг может оказываться специализированными службами и физическими лицами, не имеющими ничего общего с медицинскими учреждениями и медицинскими работниками, однако оказание некоторых из них может возлагаться на должностных и иных лиц медицинских организаций.

Например, осмотр трупа и (или) эксгумация в соответствии со ст.178 УПК РФ производится следователем с участием судебно-медицинского эксперта, а при невозможности его участия - врача. Исключительно обязанностью медицинской организации или частнопрактикующего врача в соответствии с Федеральным законом "Об актах гражданского состояния" является выдача документа установленной формы о смерти.

Таким образом, по субъектному составу ритуальная и медицинская услуги не имеют ничего общего между собой.

Между ритуальной и медицинской услугой можно провести также разграничение и по заказчику.

Заказчиком медицинской услуги по общему правилу выступает само заинтересованное физическое лицо. Исключения касаются лиц, не достигших пятнадцатилетнего возраста, и лиц, признанных недееспособными. Однако в любом случае действия осуществляются в интересах этих лиц.

Заказчиком ритуальной услуги выступает лицо, принявшее на себя обязательство по осуществлению погребения в соответствии с собственной волей и интересами, волей покойного или в интересах общества. К таким заказчикам относится, в частности, (ФИО)1, обратившаяся в прокуратуру.

Администрацией города Пыть-Яха принято постановление от 9 апреля 2019 г. № 104-па «Об утверждении стандарта качества выполнение муниципальных работ «Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения». В других муниципальных образованиях    действуют подобные муниципальные нормативные акты по оказанию ритуальных услуг.

Системный анализ приведенные выше норм закона и иных нормативных правовых актов позволяет сделать вывод о том, что ритуальные услуги, равно как и оказание услуг по санитарной и косметической обработке тел, сохранению (бальзамированию) тел умерших, реставрации тел умерших, омовение и одевание (облачение тела) трупа не относятся к медицинской деятельности. Указанные виды деятельности относятся к ритуальным услугам. Как правильно указал суд первой инстанции, оказание таких услуг не отвечает целям деятельности Казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Бюро судебно-медицинской экспертизы», а также не отвечает целям деятельности государственных судебно-экспертных учреждений. Оказание казенным учреждением данных услуг может способствовать понуждению граждан к заключению договора на оказание ритуальных услуг именно с учреждением, а значит нарушению прав потребителей на свободный выбор организации, оказывающей ритуальные услуги. Оказание казенным учреждением таких видов немедицинской деятельности как омовение и одевание трупа на платной основе будет нарушать права заказчиков этих услуг, как потребителей, и противоречить целям деятельности государственных судебно - экспертных учреждений, о чем обоснованно ставился прокурором в своем протесте от 19.10.2016г. вопрос о приведении в соответствии с действующим законодательством Устава Казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Бюро судебно-медицинской экспертизы». Мытье трупов после их исследования проводится учреждением, что не оспаривается прокурором. Омовение и одевание трупа относятся к ритуальным услугам, находящимся в ведении органов местного самоуправления.

Доводы прокурора о том, что действующим законодательством на сотрудников судебно-медицинской экспертной организации возлагаются обязанности по омовению и одеванию трупов при их подготовке перед выдачей для погребения родственникам или близким умершего либо уполномоченным общественным организациям, взявшим на себя погребение основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Прокурор в подтверждении своих доводом о возложении на сотрудников отделений бюро судебно-медицинских экспертиз обязанности по омовению и одеванию ссылается на правила судебно-медицинской экспертизы трупа, утвержденными Приказом Минздрава СССР от 09.07.1991 №182.

          Правила приема, регистрации, хранения и выдачи трупов в судебно-медицинских моргах (приложение №1 к Правилам судебно-медицинской экспертизы трупа, утвержденных приказом Минздрава СССР от 09.07.1991 №182), в той части, в которой данные Правила предписывают санитарам морга осуществлять деятельность в области похоронного дела, а именно оказывать ритуальные услуги - выдавать трупы в гробу (или соответственно местным национальным обычаям), обмытыми и одетыми (п.2.3.2.), как правильно указал суд первой инстанции не подлежат применению, как противоречащие действующему законодательству. Данный нормативный правовой акт Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.12.1996 № 407 «О введении в практику Правил Производства судебно-медицинских экспертиз» признан утратившим силу. Вместе с тем письмом Министерства юстиции Российской Федерации от 15.08.2001 № 07/8280-ЮД в государственной регистрации приказа Минздрава РФ от 10.12.1996 № 407 отказано. Прокурор делает на этом основании вывод о том, что приказ Минздрава СССР от 09.07.1991 № 182 является действующим. Вместе с тем, данный приказ противоречит вышеназванным законам и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу или принятых позже. Согласно письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12 сентября 2018 года № 14-1/3093002-7948 услуги по подготовке тел умерших к погребению (санитарно-гигиенические услуги, бальзамирование, реставрационные, парикмахерские работы, услуги по омовению, одеванию и укладыванию умершего в гроб) не являются медицинскими в силу пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и номенклатуры медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 1664н.

С 31 августа 2010 года действует Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.05.2010 N 346н "Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации". (Зарегистрирован в Минюсте РФ 10.08.2010 N 18111).

При указанных обстоятельствах, несмотря на отказ в государственной регистрации приказа Минздрава РФ от 10.12.1996 № 407, приказ Минздрава СССР от 09.07.1991 № 182 не может рассматриваться как восстановленные в своем действии на территории Российской Федерации, как противоречащий действующему законодательству.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

    решение Пыть-Яхского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 06 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора г. Пыть-Яха - без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Мотивированное определение изготовлено 12 июля 2021 года.

    Председательствующий                        Мочегаев Н.П.

    Судьи коллегии                                      Баранцева Н.В.

                                                       Кармацкая Я.В.

33-4282/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г. Пыть-Ях
Ответчики
КУ ХМАО-Югры Бюро судебно-медецинской экспертизы
Другие
Филиал Отделение в г. Пыть-Яхе КУ ХМАО-Югры Бюро судебно-медецинской экспертизы
Суд
Суд Ханты-Мансийского автономного округа
Судья
Мочегаев Николай Петрович
Дело на странице суда
oblsud.hmao.sudrf.ru
11.06.2021Передача дела судье
06.07.2021Судебное заседание
13.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.07.2021Передано в экспедицию
06.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее