Дело №2-10510/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Санкт-Петербург 08 декабря 2020 года
Приморский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Камининой Н.П.,
при секретаре К.Т.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Приморского района Санкт-Петербурга к администрации Приморского района Санкт-Петербурга об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Приморского района Санкт-Петербурга обратился в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с иском к администрации Приморского района Санкт-Петербурга с требованием обязать ответчика в срок до истечения 180 дней со дня вступления решения суда в законную силу организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов на территории земельного участка общего пользования по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой Приморского района Санкт-Петербурга был проведен рейдовый осмотр территории Приморского района г.Санкт-Петербурга на предмет установления (выявления) несанкционированных свалок, по результатам которого установлено, что на территории земельного участка общего пользования по адресу: <адрес> расположена несанкционированная свалка, на которой находится большое количество строительных отходов площадью около 3000 кв.м., а именно: грунт, бой бетона, бой кирпича, полиэтилен и пр. Указанный участок объектом размещения отходов, внесенным в государственный реестр объектов размещения отходов в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», не является. Поскольку мероприятия по уборке отходов с указанной территории ответчиком не осуществлены, прокурор Приморского района Санкт-Петербурга обратился в суд с настоящим иском.
Представитель истца старший помощник прокурора Приморского района Санкт-Петербурга А.С.Ю. в судебное заседание явилась, заявленные исковые требования поддержала, просил суд удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Приморского района Санкт-Петербурга в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассматривать дело в отсутствие представителя администрации Приморского района Санкт-Петербурга. В адрес суда поступили письменные пояснения ответчика, согласно которым, меры по ликвидации несанкционированных свалок отходов администрацией Приморского района Санкт-Петербурга принимаются в полном объеме в рамках ее полномочий и выделяемых бюджетных средств. Так, для ликвидации свалки требуется разработка проектно-сметной документации, запланированная на ДД.ММ.ГГГГ. После данной разработки и определения стоимости ликвидации свалки, Администрация обязуется направить запрос в Комитет финансов Санкт-Петербурга о необходимости предоставления требуемого финансирования для ликвидации свалки.
При таких обстоятельства, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика в порядке ст.ст. 113, 167 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» в исках, предъявленных в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку действует в силу закона и в их интересах.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Частями 1 и 2 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
На основании ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц.
На основании ст. 13 Земельного Кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 года №1098 «Об администрациях районов Санкт-Петербурга» утверждено Положение об администрациях районов Санкт-Петербурга, согласно п. 1.1. которого администрация района Санкт-Петербурга (далее - Администрация) является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 1.4. Положения Администрация в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом Санкт-Петербурга, законами Санкт-Петербурга, постановлениями и распоряжениями Губернатора Санкт-Петербурга, постановлениями и распоряжениями Правительства Санкт-Петербурга, распоряжениями иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в случаях, предусмотренных правовыми актами Правительства Санкт-Петербурга, а также настоящим Положением.
На основании п. 2.1 Положения к задачам Администрации относится, в том числе, проведение государственной политики Санкт-Петербурга и осуществление государственного управления на территории района Санкт-Петербурга в сферах: здравоохранения и санитарно-эпидемиологического благополучия населения; правопорядка; благоустройства и обращения с отходами.
Для реализации данных задач п. п. 3.10.4, 3,10.7 Положения администрации районов наделены полномочиями по организации благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся обеспечения мероприятий по пресечению образования несанкционированных свалок отходов, ликвидации несанкционированных свалок отходов, а в случае необходимости - рекультивации территорий при ликвидации несанкционированных свалок отходов, на территории района в соответствии с адресными программами, утверждаемыми Администрацией, а также по контролю уборки территории района, в пределах компетенции.
На основании п. 2.2 Приложения №5 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 года №961, на администрации районов возложены обязанности по контролю за уборкой территории района в пределах своей компетенции.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в период с <данные изъяты>. прокуратурой Приморского района Санкт-Петербурга совместно с отделом благоустройства администрации Приморского района Санкт-Петербурга был проведен рейдовый осмотр территории Приморского района г.Санкт-Петербурга на предмет установления (выявления) несанкционированных свалок (л.д.6).
В ходе проверки установлено, что на территории земельного участка общего пользования по адресу: <адрес> расположена несанкционированная свалка. Морфология: находится большое количество строительных отходов площадью около <данные изъяты>., а именно: грунт, бой бетона, бой кирпича, полиэтилен и пр. (л.д.7, 8).
Согласно имеющимся сведениям, указанный участок находится в собственности г.Санкт-Петербурга, в аренду третьим лицам не передан. Вышеуказанный земельный участок объектом размещения отходов, внесенным в государственный реестр объектов размещения отходов в соответствии со ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», не является. Вместе с тем, мероприятия по уборке отходов с указанной территории не осуществлены.
Указанные обстоятельства сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривались.
Как следует из письменных пояснений представителя ответчика, для ликвидации свалки требуется разработка проектно-сметной документации, запланированная на 2021 год. После данной разработки и определения стоимости ликвидации свалки, Администрация обязуется направить запрос в Комитет финансов Санкт-Петербурга о необходимости предоставления требуемого финансирования для ликвидации свалки.
Таким образом, администрацией Приморского района Санкт- Петербурга полномочия в части организации работ по ликвидации несанкционированных свалок на территории района в полном объеме не реализованы, свалка по настоящее время не ликвидирована.
Принимая во внимание, что материалами дела подтверждается факт наличия на территории земельного участка бытовых и иных отходов, требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Суд полагает возможным установить ответчику срок для исполнения решения суда в срок до истечения 180 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 103, 113, 167, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Приморского района Санкт-Петербурга удовлетворить.
Обязать администрацию Приморского района Санкт-Петербурга в срок до истечения 180 дней со дня вступления решения суда в законную силу организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов на территории земельного участка общего пользования по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд через Приморский районный суд Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись Н.П. Каминина
Решение суда в окончательной форме составлено 15.02.2021 года.