Дело №2а-1212/2021 .
УИД 33RS0005-01-2021-001792-18
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Александров 8 июля 2021 г.
Александровский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Гашиной Е.Ю.,
при секретаре Генус В.А.,
с участием старшего помощника Александровского городского прокурора Владимирской области Горюновой И.В.,
рассматривая в открытом судебном заседании в городе Александров административное дело по административному исковому заявлению Александровского городского прокурора Владимирской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Александровский район Владимирской области, муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Гимназия №2» о признании незаконным бездействия по исполнению требований законодательства в сфере обеспечения антитеррористической безопасности объекта (территории), расположенного по адресу: <адрес>, и обязании устранить допущенные нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
Александровский городской прокурор Владимирской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования Александровский район Владимирской области (далее - администрация Александровского района), муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Гимназия № 2» (далее - МБОУ Гимназия №2) о признании незаконным бездействия по исполнению требований законодательства в сфере обеспечения антитеррористической безопасности объекта (территории), расположенного по адресу: <адрес>, и обязании устранить допущенные нарушения, путем организации круглосуточной физической охраны объекта (территории) сотрудниками охранных организаций.
В обоснование заявленных требований указал, что Александровской городской прокуратурой в сентябре 2020 года проведена проверка в образовательных организациях Александровского района, в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства об охране жизни и здоровья детей, об образовании, об антитеррористической защищенности в деятельности МБОУ Гимназия №2. В соответствии с паспортом безопасности МБОУ Гимназия №2 учреждению присвоена третья категория опасности, предусмотрены мероприятия в виде обеспечения физической охраны. Однако в образовательном учреждении охрана осуществляется лицами, не обладающими специальными навыками, не проходившими специальную подготовку, не имеющими спецсредств для охраны и защиты. В связи с выявленными нарушениями (дата) и (дата) городским прокурором в адрес начальника Управления образования администрации Александровского района вносились представления об устранении выявленных нарушений. Однако до настоящего времени выявленные нарушения не устранены.
В судебном заседании старший помощник Александровского городского прокурора Владимирской области Горюнова И.В. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске, каких-либо ходатайств ею не заявлено.
Административные ответчики: администрация Александровского района, МБОУ Гимназия №2, заинтересованное лицо Управление образования администрации Александровского района, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания , своих представителей в суд не направили, каких-либо ходатайств не заявлено. Согласно поступившему в адрес суда (дата) ходатайству представитель административного ответчика администрации Александровского района Владимирской области Горбачева М.А., действующая на основании доверенности, просит рассмотреть дело без участия представителя администрации и указала, что требования Александровского городского прокурора Владимирской области являются обоснованными, администрация признает их в полном объеме . Каких-либо ходатайств от административного ответчика МБОУ Гимназия №2 и заинтересованного лица в суд не поступило.
В соответствии со ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей административных ответчиков, заинтересованного лица.
Выслушав объяснения старшего помощника Александровского городского прокурора Владимирской области Горюновой И.В., исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.4 ст.218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст.ст.2, 38, 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, детство находится под защитой государства. Каждому гарантировано право на охрану его жизни и здоровья. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.
Согласно п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №273-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится в том числе обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территории.
В соответствии с п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона №273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизни и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
На основании п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона №273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в частности, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно ч.3 ст.5, пп.4 п.1 ст.5.2 Федерального закона от 6 марта 2006 г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон №35-ФЗ) органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий, к которым относится решение вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления, что обеспечивается посредством выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. №1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).
Согласно пп.«а» п.17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), что достигается на основании пп.«г» п.18 Требований посредством обеспечения охраны объектов (территорий).
На основании пп. «б» п.25 Требований в отношении объектов третьей категории опасности осуществляются мероприятия по обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
В силу ч.1 ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; участие в профилактике терроризма и экстремизма; содержание детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Согласно п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона №131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товар товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Пункты 7, 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г., к субъектам противодействия терроризму относит уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму; расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Приказом Рособразования от 11 ноября 2009 г. №2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты.
В силу вышеуказанных требований нормативно-правовых актов обеспечение антитеррористической защищенности объектов образования является обязанностью: образовательных учреждений, в части выполнения необходимых требований по обеспечению круглосуточной охраны путем привлечения сотрудников охранных организаций; органов местного самоуправления, в части финансового обеспечения за счет средств местного бюджета. При этом действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями.
Судом установлено, что МБОУ Гимназия №2 осуществляет деятельность по адресу: <адрес>. Учредителем учреждения является Управление образования администрации Александровского района, собственником имущества является муниципальное образование Александровский район. Учреждение финансируется учредителем за счет средств бюджета муниципального образования Александровский район. МБОУ Гимназия №2 паспортом безопасности присвоена третья категория опасности.
Обучающиеся и работники МБОУ Гимназия №2 имеют право на обеспечение в полном объеме антитеррористической защищенности, охраны жизни и здоровья, безопасные условия во время образовательного процесса. Обеспечение дополнительного целевого финансирования для соблюдения требований антитеррористической защищенности, связанных с обеспечением образовательного учреждения круглосуточной охраной путем привлечения сотрудников охранных организаций, является обязанностью администрации Александровского района. Финансирование образовательного учреждения осуществляется через Управление образования администрации Александровского района.
В судебном заседании установлено, что Александровской городской прокуратурой Владимирской области проведена проверка в сфере антитеррористической защищенности в образовательных учреждениях Александровского района, в ходе которой установлено, что в МБОУ Гимназия №2 охрана осуществляется лицами, не обладающими специальными навыками, не проходившими специальную подготовку, не имеющими спецсредств для охраны и защиты (вахтеры, сторожа).
Как следует из материалов дела, по фактам выявленных нарушений (дата) и (дата) в адрес начальника Управления образования администрации Александровского района прокурором были внесены представления об устранении нарушений требований федерального законодательства.
Из ответа начальника Управления образования администрации Александровского района от (дата) следует, что выявленные нарушения не устранены в связи с отсутствием финансирования на указанные цели.
Таким образом, в образовательном учреждении не организована круглосуточная профессиональная физическая охрана объекта (территории) путем привлечения сотрудников частных охранных организаций за счет местного бюджета, что связано с отсутствием соответствующего финансирования.
Необеспечение в МБОУ Гимназия №2 охраны сотрудниками частных охранных предприятий свидетельствует о бездействии ответчиков, поскольку отсутствие в МБОУ Гимназия №2 надлежаще организованной профессиональной охраны влечет возможность беспрепятственного проникновения на территорию учреждения посторонних граждан, а также ослабляет антитеррористическую защищенность объекта, чем создает опасность для жизни и здоровья обучающихся и работников образовательного учреждения, влечет нарушение прав обучающихся несовершеннолетних и работников образовательного учреждения.
На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении требований Александровского городского прокурора Владимирской области.
В силу ч.3 ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Определяя в соответствии с ч.2 ст.178 КАС РФ срок исполнения такой обязанности, суд учитывает мнение участников процесса, финансовое положение административных ответчиков, объем работ, необходимый для исполнения соответствующей обязанности, а также соблюдение баланса интересов ответчиков и неопределенного круга лиц, в интересах которых заявлены указанные исковые требования, и находит разумным и достаточным установить срок до 1 сентября 2021 г. для исполнения заявленных требований.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Александровского городского прокурора Владимирской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Александровский район Владимирской области и муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №2», выразившееся в необеспечении антитеррористической безопасности объекта (территории) муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №2», расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию муниципального образования Александровский район Владимирской области и муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия №2» в срок до 1 сентября 2021 г. обеспечить финансирование и заключение договора об организации круглосуточной физической охраны объекта (территории) муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №2», расположенного по адресу: <адрес>, сотрудниками охранных организаций.
Обязать администрацию муниципального образования Александровский район Владимирской области и муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №2» в течение одного месяца со дня истечения срока возложенных судом обязанностей сообщить об исполнении данного решения суду и Александровскому городскому прокурору Владимирской области.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Александровский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья Е.Ю. Гашина
.
.
.
.
.