УИД 34RS0012-01-2021-003195-69 Административное дело № 2а-159/2022
Судья Стрепетова Ю.В. Дело № 33а-3755/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 7 апреля 2022 г.
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Балашовой И.Б.,
судей Тертышной В.В., Поликарпова В.В.
при ведении протокола помощником судьи Козиной М.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению НАО «Первое коллекторское бюро» к судебному приставу-исполнителю Городищенского районного отделения судебных приставов УФССП по Волгоградской области Никитину К.И., судебному приставу-исполнителю Городищенского районного отделения судебных приставов УФССП по Волгоградской области Чекурину И.А., начальнику отделения - старшему судебному приставу Городищенского районного отделения судебных приставов УФССП по Волгоградской области Погосяну А.И., Городищенскому районному отделению судебных приставов УФССП по Волгоградской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области об оспаривании постановления об окончании исполнительного производства, признании бездействия незаконным, возложении обязанности
по апелляционной жалобе административного истца НАО «Первое клиентское бюро»
на решение Городищенского районного суда Волгоградской области от 20 января 2022г., которым в удовлетворении административного искового заявления НАО «Первое коллекторское бюро» отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Тертышной В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
НАО «Первое коллекторское бюро» обратилось в суд с административным иском, в обоснование требований указало, что 25 мая 2021 г. по заявлению взыскателя НАО «Первое коллекторское бюро» в отношении должника Галанова А.Ю. возбуждено исполнительное производство № № <...>-ИП с предметом исполнения- взыскание задолженности. До настоящего времени требования исполнительного документа должником не исполнены, однако постановлением судебного пристава-исполнителя от 24 октября 2021 г. исполнительное производство № № <...>-ИП, возбужденное в отношении должника Галанова А.Ю., окончено по основаниям пункта 4 части 1 статьи 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Действия судебного пристава-исполнителя по окончанию указанного исполнительного производства считает преждевременными и незаконными, поскольку судебным приставом - исполнителем не предпринято предусмотренных законом мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительного документа. Постановление об окончании исполнительного производства, оригинал исполнительного документа и иные процессуальные документы в адрес взыскателя своевременно не направляются. Начальник отделения не осуществляет должного контроля за действиями подчиненных ему должностных лиц, чем допущено незаконное бездействие. Ссылаясь на изложенное, а также утверждая, что в результате бездействия административных ответчиков нарушены права взыскателя на своевременное получение присужденной судом суммы, просил признать незаконным бездействие начальника отделения – старшего судебного пристава Погосяну А.И., выразившееся в неосуществлении должного контроля за действиями подчиненных ему должностных лиц, в том числе в части организации делопроизводства и контроля за соблюдением установленных инструкцией правил документирования и документооборота; признать незаконным решение судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства; признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя, выразившееся в своевременном ненаправлении в адрес взыскателя постановления об окончании исполнительного производства, оригинала исполнительного документа и иных процессуальных документов, а также в части непринятия полного комплекса мер принудительного характера по исполнению требований исполнительного документа, а именно: в части своевременного невыхода в адрес должника с целью установления его местонахождения, его имущества, непроизводства ареста принадлежащего должнику имущества, в части неистребования сведений из Федеральной службы войск национальной гвардии, Росреестра, ЗАГСа, Гостехнадзора, Государственной инспекции по маломерным судам, Государственной службы занятости населения о зарегистрированных за должником правах на всей территории Российской Федерации. Возложить на административных ответчиков обязанность устранить допущенные нарушения, отменить постановление об окончании исполнительного производства, возобновить исполнительное производство и произвести полный комплекс мер принудительного характера по исполнению требований исполнительного документа, в том числе по направлению запросов о зарегистрированных за должником правах на всей территории Российской Федерации, Росреестра, ЗАГС (отдел архивный), Гостехнадзора, Государственной инспекции по маломерным судам, Федеральной службы войск национальной гвардии, Государственной службы занятости населения, выхода в адрес должника в целях установления его имущественного положения, произвести арест имущества должника.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе административный истец НАО «Первое клиентское бюро» оспаривает законность и обоснованность решения суда ввиду нарушения норм материального и процессуального права. Просит решение суда отменить, принять новое решение.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) в полном объеме, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Статьями 218 и 360 КАС РФ, частью 1 статьи 121 Федерального закона от
2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) закреплено право граждан, организаций, иных лиц оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если они полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Согласно статье 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;2) соблюдены ли сроки обращения в суд;3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Отказывая административному истцу в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что для удовлетворения административного иска о признании незаконным оспариваемого постановления об окончании исполнительного производства, а также бездействия судебного пристава-исполнителя и старшего судебного пристава Городищенского РОСП УФССП по Волгоградской области отсутствует необходимая совокупность условий, предусмотренная пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ.
Такие выводы судебная коллегия считает правильными, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Материалами дела подтверждено и судебной коллегией установлено, что 25 мая 2021 г. судебным приставом-исполнителем Городищенского РОСП УФССП России по Волгоградской области (далее – судебный пристав-исполнитель) в отношении Галанова А.Ю. возбуждено исполнительное производство №№ <...>-ИП с предметом исполнения - взыскание в пользу НАО «Первое коллекторское бюро» денежных средств в размере <.......> рублей.
С момента возбуждения исполнительного производства судебным приставом-исполнителем с целью установления имущественного положения направлялись запросы в контролирующие и регистрирующие органы, в банковские (кредитные) организации по поводу наличия у должника счетов, а также в ГИБДД, Пенсионный фонд РФ, ИФНС, операторам связи, УФМС, Росреестр о наличии у должника денежных средств на счетах, недвижимого имущества, транспортных средств, иных доходов.
От регистрирующих органов получены отрицательные ответы.
Судебным приставом-исполнителем осуществлен выход по месту регистрации должника, в ходе которого местоположение должника, имущества, ему принадлежащего, и на которое в рамках исполнительного производства может быть обращено взыскание, установлено не было.
24 октября 2021 г. составлен акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю, в тот же день исполнительное производство окончено.
Постановление об окончании исполнительного документа и возвращении исполнительного документа взыскателю направлено в адрес НАО «Первое коллекторское бюро» 9 декабря 2021 г.
В силу статей 2,4 Закона об исполнительном производстве задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а принципами осуществления исполнительного производства являются, в частности, законность и своевременность совершения исполнительных действий и мер принудительного исполнения.
Согласно положениям части 1 статьи 36 Закона об исполнительном производстве, требования, содержащиеся в исполнительном документе, должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Из разъяснений, приведенных в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», следует, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1 - 6 статьи 36 Закона об исполнительном производстве сроки. Неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии.
Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.).
Материалы дела свидетельствуют о том, что судебным приставом-исполнителем в соответствии с действующим законодательством совершены действия, направленные на исполнение требований выданного судом исполнительного документа, последовательность действий должностного лица указывают на то, что им приняты все доступные меры в целях исполнения требований исполнительного документа.
В соответствии со статьями 64, 68 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель является процессуально самостоятельным лицом, определяющим на свое усмотрение тот круг исполнительных действий и мер принудительного характера, которые необходимо принять для исполнения требований исполнительного документа.
Вопреки доводам апелляционной жалобы ненаправление судебным приставом-исполнителем запросов в отдельные контролирующие и регистрирующие органы, не свидетельствует о допущенном незаконном бездействии по неисполнению решения суда, поскольку выбор конкретных исполнительных действий в соответствии с законодательством об исполнительном производстве входит в полномочия судебного пристава-исполнителя, осуществляется им исходя из конкретных обстоятельств исполнительного производства, в том числе и предмета исполнения.
Принятие решений о проведении тех или иных исполнительных действий, определение конкретных мер направленных на правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа и времени применения указанных мер отнесено законом к компетенции должностных лиц службы судебных приставов и разрешается судебным приставом-исполнителем исходя из конкретных фактических обстоятельств.
Сам по себе факт отсутствия положительного результата для взыскателя не свидетельствует о бездействии судебного пристава-исполнителя, поскольку согласно положениям статьи 64 Закона об исполнительном производстве на судебного пристава-исполнителя возложены обязанности по совершению исполнительных действий, направленных на обеспечение принудительного исполнения требований исполнительного документа, а обязанность по исполнению самих этих требований лежит на лице, в отношении которого принят судебный акт, то есть на должнике.
Пунктом 3 части 1 статьи 47 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 47 Закона об исполнительном производстве копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются взыскателю и должнику.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 46 того Закона обисполнительном производстве исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о наличии у судебного пристава-исполнителя оснований к вынесению оспариваемого постановления, так как им проведен необходимый комплекс мероприятий, направленных на установление имущества должника, незаконного бездействия при исполнении требований, содержащихся в исполнительном документе, судебным приставом-исполнителем не допущено.
Названное постановление вынесено компетентным должностным лицом без нарушения требований Закона об исполнительном производстве.
При этом судебная коллегия принимает во внимание, что в силу части 4 статьи 46 Закона об исполнительном производстве возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 настоящего Федерального закона.
Судебной коллегией установлен факт несвоевременного направления в адрес взыскателя копии постановления об окончании исполнительного документа. Однако несмотря на то, что со стороны судебного пристава-исполнителя имело место нарушение положений пункта 1 части 6 статьи 47 Закона об исполнительном производстве относительно соблюдения срока направления копии постановления об окончании исполнительного производства в адрес взыскателя, основания для признания его незаконным отсутствуют, поскольку это не привело к нарушению прав административного истца, доказательств обратного суду не представлено. Предъявление административного иска об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.
Несвоевременность направления копии постановления (при установлении факта его получения административным истцом) указывает лишь на формальное нарушение права административного истца, которое не может быть восстановлено.
Также у судебной коллегии не имеется оснований для вывода о незаконном оспариваемом бездействии старшего судебного пристава РОСП по факту ненадлежащего исполнения возложенных на него законом обязанности, поскольку доказательств неисполнения указанным должностным лицом конкретных обязанностей, повлекших нарушение прав административного истца, представлено не было.
Исходя из положений статьи 227 КАС РФ, для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, наделенных публичными полномочиями, и их должностных лиц необходимо установить несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Вместе с тем, совокупность таких условий как несоответствие действий судебного пристава-исполнителя и старшего судебного пристава закону и нарушение этими действиями прав и свобод административного истца в данном случае отсутствует, в связи с чем в удовлетворении административного иска судом первой инстанции отказано обоснованно.
Доводы апелляционной жалобы являются аналогичными доводам, изложенным в административном исковом заявлении, и сводятся, по сути, к переоценке доказательств и иному толкованию закона, несогласию с выводами суда. Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства, несогласие с выводами суда, не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
Оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, не установлено.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Городищенского районного суда Волгоградской области от 20 января 2022г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца НАО «Первое клиентское бюро» - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий судья
Судьи