Решение по делу № 33-11269/2023 от 12.12.2023

г. Сыктывкар      УИД 11RS0002-01-2022-003752-04

Дело № 2-201/2023 (33-11269/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Харманюк Н.В.,

судей Батовой Л.А., Константиновой Н.В.,

при секретаре Нечаевой Л.И.,

рассмотрев в судебном заседании 18 декабря 2023 г. дело по апелляционным жалобам муниципального бюджетного учреждения «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута» и администрации МО ГО «Воркута» на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 14 февраля 2023 г., которым с учетом определения об исправлении описки от 20 марта 2023 г.) постановлено:

исковые требования Кулика В.М. к муниципальному бюджетному учреждению «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» о возложении обязанности установить оклад, произвести перерасчет заработной платы, выплатить задолженность по заработной плате с процентами за нарушение срока выплат и о взыскании компенсации морального вреда, удовлетворить частично.

Обязать муниципальное бюджетное учреждение «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» установить Кулику В.М. тарифную ставку (оклад) с 1 сентября 2021 г. - 18 977 руб. 39 коп.; с 1 января 2022 г. – 19 156 руб. 59 коп.; произвести перерасчёт заработной платы, отпускных с 1 сентября 2021 г. и выплатить задолженность с учетом процентов, предусмотренных ст. 236 Трудового кодекса РФ по день вынесения решения суда.

Взыскать с муниципального бюджетного учреждения «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» в пользу Кулика В.М. компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.

В остальной части требований Кулика В.М. отказать.

Взыскать с муниципального бюджетного учреждения «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» государственную пошлину в размере 300 руб.

и апелляционной жалобе МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута» на дополнительное решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 22 сентября 2023 г., которым постановлено: взыскать с муниципального бюджетного учреждения «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» в пользу Кулика В.М. задолженность по заработной плате за сентябрь 2021 г. – январь 2023 г. в размере 680752 руб. 13 коп. и компенсацию за нарушение сроков выплаты заработной платы за период с 16.10.2021 по 14.02.2023 в размере 88499 руб. 67 коп.

Взыскать компенсацию за нарушение сроков выплаты заработной платы с муниципального бюджетного учреждения «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» в пользу Кулика В.М. в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм, за каждый день задержки начиная с 15.02.2023 по день фактического расчета включительно.

Взыскать с муниципального бюджетного учреждения «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» государственную пошлину в размере 10892 руб. 52 коп.

Заслушав доклад судьи Константиновой Н.В., судебная коллегия

установила:

Кулик В.М. обратился в суд с иском к МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута» (далее МБУ «СДУ») о возложении обязанности установить ему тарифную ставку (оклад) с 01.09.2021 в размере 19 156, 59 руб., с 01.01.2022 – 20 419, 47 руб., с 01.06.2022 – 22 461, 29 руб. и в соответствии с Отраслевым соглашением по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы, произвести перерасчет заработной платы, выплатить недополученные суммы с учетом денежной компенсации, предусмотренной ст. 236 Трудовым кодексом РФ, взыскании компенсации морального вреда в размере 10 000 руб.

Третьими лицами по делу привлечены администрация МО ГО «Воркута», Управление городского хозяйства и благоустройства администрации МО ГО «Воркута» (далее УГХиБ администрации МО ГО «Воркута»).

Судом приняты указанные выше решения, в том числе дополнительное, на которые МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» и администрацией МО ГО «Воркута» поданы апелляционные жалобы, в которых стороны просят отменить решение суда и дополнительное решение, как незаконные, полагают, что решения приняты при неверном определении обстоятельств по делу.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемого решения и дополнительного решения.

Судом установлено и из материалов дела следует, что истец Кулик В.М. с 29.03.2016 состоит в трудовых отношениях с ответчиком в должности ... 4 разряда. Между сторонами заключен трудовой договор от 25.03.2016 № 635 ( л..д. 92-94, том 1).

Дополнительными соглашениями от 22.10.2020 и от 29.09.2022 к трудовому договору изменялись условия трудового договора в части размера должностного оклада по занимаемой должности: Кулику В.М. с 01.10.2020. установлен оклад в размере 8 097 руб., с 01.09.2022 – 8 907 руб. (л. д. - 95, 96, том 1).

Основными правовыми актами, регулирующим социально-трудовые отношения между работниками МБУ «СДУ» и работодателем, является Порядок формирования фонда оплаты труда работников МБУ «СДУ», утвержденный постановлением администрации городского округа «Воркута» от 15.10.2018 № 1449, и Положение о системе оплаты труда МБУ «СДУ», утвержденное приказом от 19.10.2018 № 201.

Разделом 2 Положения о системе оплаты труда МБУ «СДУ» установлена тарифная система оплаты труда работников (с учетом выплат компенсационного и стимулирующего характера).

Согласно п. 2.2.1 размеры должностных окладов, тарифных ставок работникам учреждения устанавливаются в соответствии со штатным расписанием, утвержденным приказом руководителя Учреждения и согласованным УГХиБ администрации МО ГО «Воркута» с учетом квалификации работника, подтвержденной документами и в соответствии с ЕКС, ЕТКС, приложениями № 1,2,3,4 постановления главы администрации МО ГО «Воркута» от 30.07.2018 № 1103 «О некоторых вопросах оплаты труда работников муниципальных учреждений МОГО «Воркута».

Постановлением администрации городского округа «Воркута» от 15.10.2018 № 1449 утверждены межразрядные тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений и тарифные ставки, оклады (должностные оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений согласно приложению № 3, для 4 разряда соответствует тарифный коэффициент - 1,06.

Согласно ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст. 45, 48 Трудового кодекса РФ отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

11.12.2019 Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Росавтодором, Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР», Общероссийским отраслевым объединением работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР» утверждено Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы, которое действует с 01.01.2020.

Пунктом 3.1 Раздела III. Оплата труда. Отраслевого соглашения предусмотрено, что базовая тарифная ставка рабочих 1 разряда в организациях дорожного хозяйства при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 01.01.2020 в размере не ниже 1,15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Пересмотр (увеличение) размера базовой (минимальной) тарифной ставки рабочих 1 разряда осуществляется не реже 1 раза в год, как правило, с 1 января каждого года в зависимости от величины прожиточного минимума трудоспособного населения за второй квартал предыдущего года в соответствующем субъекте Российской Федерации (пункт 3.2 Соглашения).

Для работников государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих обеспечение деятельности дорожного хозяйства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (абз. 2 п. 3.5 Раздела III Соглашения).

Основным видом деятельности МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута», согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, является деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей, следовательно, Соглашение распространяется на данное учреждение.

Как следует из представленных документов, ни МБУ «СДУ», ни его учредитель – администрация МО ГО «Воркута» мотивированный письменный отказ от присоединения к Федеральному отраслевому соглашению в порядке установленном ч. 9 ст. 48 Трудового кодекса РФ не направляли.

Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 45, 48, 129, 135, 143 Трудового кодекса РФ, пришел к выводу о том, что в отсутствие мотивированного письменного отказа присоединиться к Соглашению, на ответчика распространяет свое действие указанное Соглашение, которое прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 14.01.2020, в связи с чем подлежат применению положения пункта 3.1 Соглашения в части установления минимальной тарифной ставки рабочих первого разряда дорожной отрасли с применением коэффициента 1,15.Определяя тарифную ставку (оклад) истца, суд со ссылкой на приложение № 3 постановления администрации МОГО «Воркута» от 15.10.2018 № 1449 применил тарифный коэффициент 1,06, установленный по 4 разряду, и рассчитал тарифную ставку (оклад) истца: с 01.09.2021 в размере 18 977, 39 руб. (15 568 руб. х 1,15 х 1,06), с 01.01.2022 в размере 19 156,59 руб. (15 715 руб. х 1,15 х 1,06).

Принимая во внимание то, что заработная плата за спорный период выплачена истцу в меньшем размере, суд удовлетворил требования о перерасчете заработной платы и отпускных, исходя из указанного размера тарифной ставки (оклада) и выплате образовавшейся задолженности, с учетом денежной компенсации, предусмотренной ст. 236 Трудового кодекса РФ.

Признав, что трудовые права истца на своевременную и в полном размере выплату заработной платы нарушены, суд с учетом положений ст. 237 Трудового кодекса РФ взыскал с работодателя компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, отмечая, что расчет тарифной ставки истца произведен в соответствии с пунктами 3.1 и 3.2 Отраслевого соглашения, которыми предусмотрено, что базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих I разряда устанавливается с 01.01.2020 в размере не ниже 1,15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации и подлежит пересмотру не реже 1 раза в год, как правило, с 1 января каждого года в зависимости от величины прожиточного минимума трудоспособного населения за второй квартал предыдущего года в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Оснований для установления истцу тарифной ставки с 01.06.2022 исходя из размера прожиточного минимума, установленного в Республике Коми, суд верно не усмотрел, поскольку доказательств, что ответчиком принято решение о ее увеличении чаще чем 1 раз в год, не имеется.

Решение суда истцом не оспаривается.

Доводы апелляционных жалоб о том, что МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» не является членом объединения работодателей, подписавших соглашение, не уполномочивало от своего имени заключать Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы, к нему не присоединялось и данное Соглашение не распространяет свое действие в отношении МБУ «СДУ», неосновательны.

Как установлено ч. 3 ст. 48 Трудового кодекса РФ, ОТС действует в отношении всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением; работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения; органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.

Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в ч. 3 и 4 ст. 48 Трудового кодекса (ч. 5 ст. 48 Трудового кодекса РФ).

По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования (ч. 8 ст. 48 Трудового кодекса РФ).

Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя (ч. 9 ст. 48 Трудового кодекса РФ).

По смыслу указанной нормы закона, если предложение опубликовано, и сроки для принятия работодателем действий по отказу от присоединения к соглашению (30 календарных дней со дня официального опубликования предложения) истекли, то соглашение в полном объеме распространяется на работодателя, осуществляющего деятельность в соответствующей отрасли, несмотря на то, что он не принимал участия в подписании указанного соглашения.

Письмом Минтруда России от 11.03.2020 № 14-4/10/В-1851 работодателям дорожного хозяйства, не участвовавшим в заключении соглашения, предложено присоединиться к Отраслевому соглашению по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы, утвержденному 14.01.2020, или представить в 30-дневный срок мотивированный отказ. В отсутствие мотивированного письменного отказа присоединиться к соглашению оно будет считаться распространенным на этих работодателей.

Поскольку МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» не направило в установленный срок мотивированный письменный отказ от присоединения к ОТС по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы, действие данного Соглашения считается распространенным на данное предприятие.

Доводы апелляционных жалоб о том, что суд неверно определил размер базовой (минимальной) тарифной ставки рабочего 1 разряда, не учел порядок пересмотра размера базовой ставки для муниципальных учреждений, судебной коллегией не принимаются во внимание.

Как указано в ч. 7 ст. 48 Трудового кодекса РФ соглашением может быть предусмотрено, что в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений соглашения работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками в случаях, предусмотренных Трудового кодекса Российской Федерации, вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя.

Таким образом, если возможность работодателя и представительного органа работников (иного представителя работников) обратиться к сторонам отраслевого соглашения предусмотрена соглашением и у работодателя имеются причины, по которым работодатель не имеет возможности выполнять обязательства, предусмотренные распространяющимся на данного работодателя соглашением, работодатель совместно с представительным органом работников вправе обратиться к сторонам, заключившим соглашение, с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя.

Исходя из приведенных выше положений Трудового кодекса Российской Федерации, подлежащих применению к спорным отношениям сторон, в отраслевых соглашениях и коллективных договорах могут устанавливаться условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам конкретной отрасли (промышленности), подлежащие применению работодателями при возникновении обстоятельств, оговоренных в отраслевом соглашении и коллективном договоре.

Вместе с тем, доказательств наличия таких обстоятельств, как и доказательств, свидетельствующих об обращении работодателя и выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представителя работников к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении МБУ «СДУ», суду не представлено.

Доводы МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» о том, что при установлении тарифной ставки в повышающем коэффициенте должны быть учтены стимулирующие выплаты, такие как надбавка за интенсивность и высокие результаты работы, за классность, премиальные выплаты, являются ошибочными. Размер базовой тарифной ставки рабочих 1 разряда, определен в разделе III. Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы, в котором не указано о том, что данные надбавки и компенсации влияют на данный размер.

При этом ссылки ответчика на Региональное ОТС по дорожному хозяйству Республики Коми на 2021-2023 годы, которым предусмотрен иной порядок установления тарифного коэффициента, не имеют правового значения для данного дела, поскольку не исключает у ответчика обязанности исполнять Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы.

Расчёт недоплаты заработной платы истца за спорный период, произведённый судом с применением положений Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы, ответчиками не оспаривается.

Компенсация за задержку выплаты заработной платы исчислена судом в соответствии со ст. 236 Трудового кодекса РФ.

Размер компенсации морального вреда определен на основании ст. 237 Трудового кодекса РФ с учётом объёма и характера причиненных истцу нравственных страданий, степени вины ответчика, требований разумности и справедливости, а потому признаётся судебной коллегией обоснованным.

Доводы апелляционных жалоб МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» и администрации МО ГО «Воркута» в целом идентичны и не являются основанием для отмены правильных по существу решения и дополнительного решения суда. Нарушений правил оценки доказательств при принятии решения судом первой инстанции не допущено, оснований для иной оценки доказательств у судебной коллегии не имеется.

При изложенных обстоятельствах, решение и дополнительное решение изменению либо отмене по доводам апелляционных жалоб не подлежит.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда, не установлено.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 14 февраля 2023 г. и дополнительное решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 22 сентября 2023 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута» и администрации МО ГО «Воркута» - без удовлетворения.

Мотивированное определение составлено 20 декабря 2023 г.

Председательствующий

Судьи

33-11269/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Кулик Виктор Михайлович
Ответчики
Муниципальное бюджетное учреждение «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута»
Администрация МО ГО Воркута
Другие
УГХиБ администрации МО ГО Воркута
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Константинова Н.В.
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
18.12.2023Судебное заседание
20.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.12.2023Передано в экспедицию
18.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее