Решение по делу № 2-279/2024 (2-3114/2023;) от 20.09.2023

УИД 63RS0027-01-2023-002925-70

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 февраля 2024 года г. Тольятти

Ставропольский районный суд Самарской области в составе: председательствующего судьи Топчиёвой Л.C., при секретаре Ширяевой К.И.,

с участием представителя истца Дубровина Ю.А. - Прудинника Д.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 279/2024 по иску Дубровина Юрия Анатольевича к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о признании права собственности в порядке наследования,

УСТАНОВИЛ:

Дубровин Ю.А. обратился в Ставропольский районный суд Самарской области с исковым заявлением к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о признании права собственности в порядке наследования, в котором просит:

Признать за Дубровиным Юрием Анатольевичем, ДД.ММ.ГГГГ.р. право собственности на земельную долю в размере 1/324 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым имеющий местоположение: <адрес>».

Заявленные требования мотивированы тем, что ФИО5, ДД.ММ.ГГГГр. на основании постановления администрации Ставропольского района от ДД.ММ.ГГГГ. был выделен земельный пай в размере 7,3 га в праве коллективно-долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый и было выдано свидетельство на право собственности на землю серии РФ- .

Земельный участок, в состав которого входит спорная земельная доля истца поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый (единое землепользование). Общая площадь земельного участка составляет 23781825 кв.м. Если одна земельная доля составляет 73000 кв.м., тогда одна земельная доля в дробном выражении составляет 23635825 кв.м.: 73000 кв.м. = 323, 77842..., то есть 1/324 доли.

ДД.ММ.ГГГГ. ФИО5 умерла.

Наследником, принявшим наследственное имущество в виде спорной земельной доли после смерти ФИО5ФИО6. является сын ФИО2 (истец). Данный факт подтверждается решением Ставропольского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. по гражданскому делу , которым было удовлетворено заявление ФИО2 об установлении факта принятия наследства после смерти ФИО5, ДД.ММ.ГГГГр.

В течении установленного законом срока, заявитель не обращался в нотариальные органы с заявлением о принятии наследства, поскольку на момент смерти наследодателя он не обладал сведениями о том, что у наследодателя при жизни имелось в собственности какое-либо движимое и недвижимое имущество, наследственные права на которое подлежат нотариальному удостоверению.

Однако, в течении предусмотренного законом шестимесячного срока, ФИО2 как наследником, были совершены действия свидетельствующие о фактическом принятии наследства.

На момент смерти Дубровин Ю.А. и ФИО5 проживали совместно по адресу: <адрес>. После смерти наследодателя Дубровин Ю.А. распорядился вещами ФИО5 по собственному усмотрению.

Истец Дубровин Ю.А.воспользовался правом на ведение дела через представителя.

Представитель истца ФИО2 - Прудинник Д.М., в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика – администрации м.р. Ставропольский Самарской области представил в суд отзыв на исковое заявление, в котором в удовлетворении исковых требований просит отказать, считая заявленные истцами требования незаконными и необоснованными, указав, что спорный земельный участок вошел в границы национального парка "Самарская Лука", а администрация м.р. Ставропольский не обладает полномочиями по распоряжению земельными участками на территории национального парка, поскольку земли национального парка относятся к федеральной собственности в силу закона.

Представители третьих лиц - администрации с.п. Жигули м.р. Ставропольский Самарской области, ФБГУ "Национальный парк "Самарская Лука", Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Управления Росреестра по Самарской области в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.

Представитель ФБГУ "Национальный парк "Самарская Лука" просит рассмотреть дело без его участия и принять решение на усмотрение суда.

ДД.ММ.ГГГГ определениями суда, занесенными в протоколы судебных заседаний, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Территориальное управление Росимущества в Самарской области, представитель которого о слушании дела извещен надлежащим образом, о причине неявки уду не сообщил.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии лиц, не явившихся в судебное заседание, надлежащим образом извещенных о слушании дела.

Исследовав материалы гражданского дела, суд, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с ч.4 ст.35 Конституции Российской Федерации гражданам гарантируется право наследования.

В соответствии со ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В соответствии со ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего переходит к другим лицам и в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент.

В силу ст.1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Согласно ст.1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.

В соответствии со ст.1181 ГК РФ, принадлежащий наследодателю на праве собственности земельный участок входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом.

Из материалов дела следует, что постановлением администрации Ставропольского района от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5, ДД.ММ.ГГГГр. был выделен земельный пай в размере 7,3 га в праве коллективно-долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, кадастровый и было выдано свидетельство на право собственности на землю серии РФ- .

ДД.ММ.ГГГГ. ФИО5 умерла, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ.

Истец является наследником первой очереди (сыном) ФИО5, что подтверждается свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ.

Из искового заявления следует, что ФИО2 на момент смерти наследодателя проживал совместно с ней по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой администрации с.<адрес> м.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и после смерти матери - ФИО5 им были совершены действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, а именно: он распорядился наследственным имуществом (личными вещами наследодателя) по своему усмотрению.

Кроме того, факт принятия ФИО2 наследства после смерти ФИО5 подтверждается решением Ставропольского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. по гражданскому делу , которым было удовлетворено заявление ФИО2 об установлении факта принятия наследства после смерти ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

В течении установленного законом срока, заявитель не обращался в нотариальные органы с заявлением о принятии наследства, поскольку на момент смерти наследодателя он не обладал сведениями о том, что у наследодателя при жизни имелось в собственности какое-либо движимое и недвижимое имущество.

С целью оформления наследственных прав на спорное имущество истец обратился в суд с данным исковым заявлением.

Национальный парк «Самарская Лука» создан постановлением Совета Министров РСФСР от 28.04.1984 № 161 «О создании государственного природного национального парка «Самарская Лука».

В соответствии с пунктом 1 указанного постановления в пользование национальному парку предоставлено 69 тыс. га земель государственного лесного фонда. Кроме того, в состав национального парка были включены 62 тыс. га земель колхозов, совхозов Министерства сельского хозяйства РСФСР 3 тыс. га земель других землепользователей без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.

Этим же постановлением Куйбышевскому облисполкому совместно с Минлесхозом РСФСР (в ведение которого был передан национальный парк), было поручено уточнить границы национального парка.

Во исполнение постановления Совета Министров РСФСР решением Куйбышевского облисполкома от 10.08.1984 № 333 произведено уточнение и приведено описание границ Национального парка «Самарская Лука», которое было согласованно с Минлесхозом РСФСР (письмо от 05.11.1985 № 8-17/665).

Решениями Куйбышевского облисполкома от 28.03.1989 № 94 и от 21.06.1989 был утвержден проект районной планировки Государственного природного национального парка «Самарская Лука», подготовленный институтом «Гипрогор» Госстроя РСФСР в 1988 году.

Следовательно, границы национального парка «Самарская Лука» были окончательно установлены вышеуказанными актами и остаются неизменными.

Село Жигули Ставропольского района Самарской области входит в состав НП «Самарская Лука» на основании Постановления Совета Министров РСФСР от 28.04.1984г. №161 «О создании национального парка «Самарская Лука», решения исполкома Куйбышевского областного Совета народных депутатов «О создании государственного природного Национального парка «Самарская Лука» № 333 от 10.08.1984г., решения Исполнительного комитета Куйбышевского областного совета народных депутатов от 21.06.1989 «Об утверждении проекта районной планировки Государственного природного национального парка «Самарская Лука».

Из письма ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» земельный участок с КН входит в границы национального парка «Самарская Лука» на основании Постановления Совета Министров РСФСР от 28.04.1984г. №161 «О создании национального парка «Самарская Лука», Решения исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета народных депутатов «О создании государственного природного Национального парка «Самарская Лука» № 333 от 10.08.1984г., Решения исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета народных депутатов от 21.06.1989 года «Об утверждении проекта районной планировки Государственного природного национального парка «Самарская Лука».

Согласно карте функционального зонирования территории Национального парка «Самарская Лука» (Приложение № 3 к Положению о ФГБУ Национальный парк «Самарская Лука», утв. Приказом МНР РФ от 25.02.2015 № 69) указанный земельный участок относится к зоне хозяйственного назначения.

Согласно п.1 ст. 15 ФЗ № 33 «Об особо охраняемых природных территориях», разделу 3 н.11 Положения о Национальном парке «Самарская Лука» на территории НП установлен дифференцированный режим особой охраны, с учетом природных, историко-культурных и иных особенностей, согласно которому выделены зоны, в том числе:

- зона хозяйственного назначения, предназначенная для осуществления деятельности, направленной на обеспечение функционирования учреждения и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории Национального парка.

В соответствии со ст. 3.1 Федерального закона от 14 марта 1995 года № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» оборот земельных участков на территории населенного пункта, включенного в состав особо охраняемой природной территории федерального или регионального значения, не ограничивается. Такие земельные участки могут находиться по основаниям, предусмотренным законом, в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, собственности граждан или юридических лиц либо относиться к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с земельным законодательством. Использование земельных участков на территории населенного пункта, включенного в состав особо охраняемой природной территории, должно осуществляться с учетом режима особой охраны этой особо охраняемой природной территории. Градостроительный регламент применительно к территории такого населенного пункта устанавливается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности и настоящим Федеральным законом. Положением об особо охраняемой природной территории могут устанавливаться требования к градостроительному регламенту.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 30.12.2020 г. № 505-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения статьи 3.1 Федерального закона от 14 марта 1995 года № ЗЗ-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и статей 27 и 95 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к населенным пунктам, сведения о границах которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Согласно данным Публичной кадастровой карты, имеющимся в свободном доступе, в настоящее время сведения о границах населенного пункта - села Жигули Ставропольского района Самарской области в ЕГРН не внесены.

Более того, у органа местного самоуправления отсутствовали полномочия по распоряжению земельными участками в границах национального парка.

В подтверждение возникновения права собственности наследодателя на спорный земельный участок истец ссылается на свидетельство на право собственности на землю серии РФ- , выданное наследодателю.

В силу законодательства, действовавшего на момент предоставления спорного земельного участка, национальные парки представляли собой изъятые из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы, имеющие экологическое, генетическое, научное, эколого-просветительское, рекреационное значение как типичные или редкие ландшафты, среда обитания сообществ диких растений и животных, места отдыха, туризма, экскурсий, просвещения населения (пункт 1 статьи 63 Закона РСФСР от 19.12.1991 № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды» в редакции от 02.06.1993 (далее - Закон РСФСР об охране окружающей среды).

Национальные природные парки образуют природно-заповедный фонд Российской Федерации и обеспечиваются особой охраной государства в интересах настоящего и будущего поколений людей (пункт 1 статьи 60 Закона РСФСР об охране окружающей среды, статья 90 Земельного Кодекса РСФСР).

Согласно пункту 2 статьи 60 Закона РСФСР об охране окружающей среды изъятие земель природно-заповедного фонда Российской Федерации запрещено.

Аналогичную норму права содержали Основы Законодательства Союза ССР и Союзных Республик о земле принятые ВС СССР 28.02.1990 (абзац 4 статьи 11) и Земельный Кодекс РСФСР (статья 24).

В соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга», национальные парки отнесены исключительно к федеральной собственности.

Соответственно, с момента издания Постановления № 3020-1 земельные участки, расположенные в границах национального парка «Самарская Лука», подлежат отнесению к федеральной собственности.

В силу пункта 15 Постановления № 3020-1, управление и распоряжение объектами федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

В пункте 28 Положения о национальных природных парках Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.1993 № 769, определены объекты, на которые распространяется исключительное право собственности Российской Федерации - земли национальных природных парков, их недра и водные пространства со всеми находящимися в их пределах ресурсами растительного и животного мира, историко-культурными объектами, а также зданиями, сооружениями и другими объектами.

Соответствующие нормы об отнесении земельных участков, расположенных в границах национальных парков, к федеральной собственности, были закреплены впоследствии в Федеральном законе от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (статья 12; далее - Закон об ООПТ), и позднее - в Земельном кодексе (статья 95).

Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Таким образом, факт расположения спорного земельного участка в границах национального парка «Самарская Лука» свидетельствует об отнесении его с момента издания Постановления № 3020-1 к федеральной собственности, при этом право Российской Федерации на спорный земельный участок является юридически действительным и в отсутствие его регистрации в ЕГРН.

Статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлены ограничения оборотоспособности земельных участков.

Согласно пункту 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Как определено пунктом 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности национальными парками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и Законом об ООПТ.

Пунктом 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земельные участки в границах национальных парков не подлежат приватизации, кроме случаев, предусмотренных Законом об ООПТ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Законом об ООПТ земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности и отчуждению не подлежат, за исключением земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов, включенных в состав национальных парков.

Доказательства того, что спорный земельный участок расположен в границах населенного пункта, в материалах дела отсутствуют.

Таким образом, спорный земельный участок на момент его предоставления был изъят из хозяйственного использования, отнесен к федеральной собственности, что обусловливает отсутствие у органа местного самоуправления полномочий по распоряжению им. Соответственно, признание права собственности в порядке наследования на спорный земельный участок удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 56, 194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Дубровина Юрия Анатольевича к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о признании права собственности в порядке наследования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ставропольский районный суд Самарской области.

Председательствующий -

Решение в окончательной форме изготовлено 13.02.2024 года

УИД 63RS0027-01-2023-002925-70

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 февраля 2024 года г. Тольятти

Ставропольский районный суд Самарской области в составе: председательствующего судьи Топчиёвой Л.C., при секретаре Ширяевой К.И.,

с участием представителя истца Дубровина Ю.А. - Прудинника Д.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 279/2024 по иску Дубровина Юрия Анатольевича к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о признании права собственности в порядке наследования,

УСТАНОВИЛ:

Дубровин Ю.А. обратился в Ставропольский районный суд Самарской области с исковым заявлением к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о признании права собственности в порядке наследования, в котором просит:

Признать за Дубровиным Юрием Анатольевичем, ДД.ММ.ГГГГ.р. право собственности на земельную долю в размере 1/324 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым имеющий местоположение: <адрес>».

Заявленные требования мотивированы тем, что ФИО5, ДД.ММ.ГГГГр. на основании постановления администрации Ставропольского района от ДД.ММ.ГГГГ. был выделен земельный пай в размере 7,3 га в праве коллективно-долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый и было выдано свидетельство на право собственности на землю серии РФ- .

Земельный участок, в состав которого входит спорная земельная доля истца поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый (единое землепользование). Общая площадь земельного участка составляет 23781825 кв.м. Если одна земельная доля составляет 73000 кв.м., тогда одна земельная доля в дробном выражении составляет 23635825 кв.м.: 73000 кв.м. = 323, 77842..., то есть 1/324 доли.

ДД.ММ.ГГГГ. ФИО5 умерла.

Наследником, принявшим наследственное имущество в виде спорной земельной доли после смерти ФИО5ФИО6. является сын ФИО2 (истец). Данный факт подтверждается решением Ставропольского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. по гражданскому делу , которым было удовлетворено заявление ФИО2 об установлении факта принятия наследства после смерти ФИО5, ДД.ММ.ГГГГр.

В течении установленного законом срока, заявитель не обращался в нотариальные органы с заявлением о принятии наследства, поскольку на момент смерти наследодателя он не обладал сведениями о том, что у наследодателя при жизни имелось в собственности какое-либо движимое и недвижимое имущество, наследственные права на которое подлежат нотариальному удостоверению.

Однако, в течении предусмотренного законом шестимесячного срока, ФИО2 как наследником, были совершены действия свидетельствующие о фактическом принятии наследства.

На момент смерти Дубровин Ю.А. и ФИО5 проживали совместно по адресу: <адрес>. После смерти наследодателя Дубровин Ю.А. распорядился вещами ФИО5 по собственному усмотрению.

Истец Дубровин Ю.А.воспользовался правом на ведение дела через представителя.

Представитель истца ФИО2 - Прудинник Д.М., в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика – администрации м.р. Ставропольский Самарской области представил в суд отзыв на исковое заявление, в котором в удовлетворении исковых требований просит отказать, считая заявленные истцами требования незаконными и необоснованными, указав, что спорный земельный участок вошел в границы национального парка "Самарская Лука", а администрация м.р. Ставропольский не обладает полномочиями по распоряжению земельными участками на территории национального парка, поскольку земли национального парка относятся к федеральной собственности в силу закона.

Представители третьих лиц - администрации с.п. Жигули м.р. Ставропольский Самарской области, ФБГУ "Национальный парк "Самарская Лука", Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Управления Росреестра по Самарской области в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.

Представитель ФБГУ "Национальный парк "Самарская Лука" просит рассмотреть дело без его участия и принять решение на усмотрение суда.

ДД.ММ.ГГГГ определениями суда, занесенными в протоколы судебных заседаний, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Территориальное управление Росимущества в Самарской области, представитель которого о слушании дела извещен надлежащим образом, о причине неявки уду не сообщил.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии лиц, не явившихся в судебное заседание, надлежащим образом извещенных о слушании дела.

Исследовав материалы гражданского дела, суд, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с ч.4 ст.35 Конституции Российской Федерации гражданам гарантируется право наследования.

В соответствии со ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В соответствии со ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего переходит к другим лицам и в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент.

В силу ст.1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Согласно ст.1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.

В соответствии со ст.1181 ГК РФ, принадлежащий наследодателю на праве собственности земельный участок входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом.

Из материалов дела следует, что постановлением администрации Ставропольского района от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5, ДД.ММ.ГГГГр. был выделен земельный пай в размере 7,3 га в праве коллективно-долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, кадастровый и было выдано свидетельство на право собственности на землю серии РФ- .

ДД.ММ.ГГГГ. ФИО5 умерла, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ.

Истец является наследником первой очереди (сыном) ФИО5, что подтверждается свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ.

Из искового заявления следует, что ФИО2 на момент смерти наследодателя проживал совместно с ней по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой администрации с.<адрес> м.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и после смерти матери - ФИО5 им были совершены действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, а именно: он распорядился наследственным имуществом (личными вещами наследодателя) по своему усмотрению.

Кроме того, факт принятия ФИО2 наследства после смерти ФИО5 подтверждается решением Ставропольского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. по гражданскому делу , которым было удовлетворено заявление ФИО2 об установлении факта принятия наследства после смерти ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

В течении установленного законом срока, заявитель не обращался в нотариальные органы с заявлением о принятии наследства, поскольку на момент смерти наследодателя он не обладал сведениями о том, что у наследодателя при жизни имелось в собственности какое-либо движимое и недвижимое имущество.

С целью оформления наследственных прав на спорное имущество истец обратился в суд с данным исковым заявлением.

Национальный парк «Самарская Лука» создан постановлением Совета Министров РСФСР от 28.04.1984 № 161 «О создании государственного природного национального парка «Самарская Лука».

В соответствии с пунктом 1 указанного постановления в пользование национальному парку предоставлено 69 тыс. га земель государственного лесного фонда. Кроме того, в состав национального парка были включены 62 тыс. га земель колхозов, совхозов Министерства сельского хозяйства РСФСР 3 тыс. га земель других землепользователей без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.

Этим же постановлением Куйбышевскому облисполкому совместно с Минлесхозом РСФСР (в ведение которого был передан национальный парк), было поручено уточнить границы национального парка.

Во исполнение постановления Совета Министров РСФСР решением Куйбышевского облисполкома от 10.08.1984 № 333 произведено уточнение и приведено описание границ Национального парка «Самарская Лука», которое было согласованно с Минлесхозом РСФСР (письмо от 05.11.1985 № 8-17/665).

Решениями Куйбышевского облисполкома от 28.03.1989 № 94 и от 21.06.1989 был утвержден проект районной планировки Государственного природного национального парка «Самарская Лука», подготовленный институтом «Гипрогор» Госстроя РСФСР в 1988 году.

Следовательно, границы национального парка «Самарская Лука» были окончательно установлены вышеуказанными актами и остаются неизменными.

Село Жигули Ставропольского района Самарской области входит в состав НП «Самарская Лука» на основании Постановления Совета Министров РСФСР от 28.04.1984г. №161 «О создании национального парка «Самарская Лука», решения исполкома Куйбышевского областного Совета народных депутатов «О создании государственного природного Национального парка «Самарская Лука» № 333 от 10.08.1984г., решения Исполнительного комитета Куйбышевского областного совета народных депутатов от 21.06.1989 «Об утверждении проекта районной планировки Государственного природного национального парка «Самарская Лука».

Из письма ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» земельный участок с КН входит в границы национального парка «Самарская Лука» на основании Постановления Совета Министров РСФСР от 28.04.1984г. №161 «О создании национального парка «Самарская Лука», Решения исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета народных депутатов «О создании государственного природного Национального парка «Самарская Лука» № 333 от 10.08.1984г., Решения исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета народных депутатов от 21.06.1989 года «Об утверждении проекта районной планировки Государственного природного национального парка «Самарская Лука».

Согласно карте функционального зонирования территории Национального парка «Самарская Лука» (Приложение № 3 к Положению о ФГБУ Национальный парк «Самарская Лука», утв. Приказом МНР РФ от 25.02.2015 № 69) указанный земельный участок относится к зоне хозяйственного назначения.

Согласно п.1 ст. 15 ФЗ № 33 «Об особо охраняемых природных территориях», разделу 3 н.11 Положения о Национальном парке «Самарская Лука» на территории НП установлен дифференцированный режим особой охраны, с учетом природных, историко-культурных и иных особенностей, согласно которому выделены зоны, в том числе:

- зона хозяйственного назначения, предназначенная для осуществления деятельности, направленной на обеспечение функционирования учреждения и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории Национального парка.

В соответствии со ст. 3.1 Федерального закона от 14 марта 1995 года № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» оборот земельных участков на территории населенного пункта, включенного в состав особо охраняемой природной территории федерального или регионального значения, не ограничивается. Такие земельные участки могут находиться по основаниям, предусмотренным законом, в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, собственности граждан или юридических лиц либо относиться к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с земельным законодательством. Использование земельных участков на территории населенного пункта, включенного в состав особо охраняемой природной территории, должно осуществляться с учетом режима особой охраны этой особо охраняемой природной территории. Градостроительный регламент применительно к территории такого населенного пункта устанавливается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности и настоящим Федеральным законом. Положением об особо охраняемой природной территории могут устанавливаться требования к градостроительному регламенту.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 30.12.2020 г. № 505-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения статьи 3.1 Федерального закона от 14 марта 1995 года № ЗЗ-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и статей 27 и 95 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к населенным пунктам, сведения о границах которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Согласно данным Публичной кадастровой карты, имеющимся в свободном доступе, в настоящее время сведения о границах населенного пункта - села Жигули Ставропольского района Самарской области в ЕГРН не внесены.

Более того, у органа местного самоуправления отсутствовали полномочия по распоряжению земельными участками в границах национального парка.

В подтверждение возникновения права собственности наследодателя на спорный земельный участок истец ссылается на свидетельство на право собственности на землю серии РФ- , выданное наследодателю.

В силу законодательства, действовавшего на момент предоставления спорного земельного участка, национальные парки представляли собой изъятые из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы, имеющие экологическое, генетическое, научное, эколого-просветительское, рекреационное значение как типичные или редкие ландшафты, среда обитания сообществ диких растений и животных, места отдыха, туризма, экскурсий, просвещения населения (пункт 1 статьи 63 Закона РСФСР от 19.12.1991 № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды» в редакции от 02.06.1993 (далее - Закон РСФСР об охране окружающей среды).

Национальные природные парки образуют природно-заповедный фонд Российской Федерации и обеспечиваются особой охраной государства в интересах настоящего и будущего поколений людей (пункт 1 статьи 60 Закона РСФСР об охране окружающей среды, статья 90 Земельного Кодекса РСФСР).

Согласно пункту 2 статьи 60 Закона РСФСР об охране окружающей среды изъятие земель природно-заповедного фонда Российской Федерации запрещено.

Аналогичную норму права содержали Основы Законодательства Союза ССР и Союзных Республик о земле принятые ВС СССР 28.02.1990 (абзац 4 статьи 11) и Земельный Кодекс РСФСР (статья 24).

В соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга», национальные парки отнесены исключительно к федеральной собственности.

Соответственно, с момента издания Постановления № 3020-1 земельные участки, расположенные в границах национального парка «Самарская Лука», подлежат отнесению к федеральной собственности.

В силу пункта 15 Постановления № 3020-1, управление и распоряжение объектами федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

В пункте 28 Положения о национальных природных парках Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.1993 № 769, определены объекты, на которые распространяется исключительное право собственности Российской Федерации - земли национальных природных парков, их недра и водные пространства со всеми находящимися в их пределах ресурсами растительного и животного мира, историко-культурными объектами, а также зданиями, сооружениями и другими объектами.

Соответствующие нормы об отнесении земельных участков, расположенных в границах национальных парков, к федеральной собственности, были закреплены впоследствии в Федеральном законе от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (статья 12; далее - Закон об ООПТ), и позднее - в Земельном кодексе (статья 95).

Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Таким образом, факт расположения спорного земельного участка в границах национального парка «Самарская Лука» свидетельствует об отнесении его с момента издания Постановления № 3020-1 к федеральной собственности, при этом право Российской Федерации на спорный земельный участок является юридически действительным и в отсутствие его регистрации в ЕГРН.

Статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлены ограничения оборотоспособности земельных участков.

Согласно пункту 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Как определено пунктом 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности национальными парками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и Законом об ООПТ.

Пунктом 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земельные участки в границах национальных парков не подлежат приватизации, кроме случаев, предусмотренных Законом об ООПТ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Законом об ООПТ земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности и отчуждению не подлежат, за исключением земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов, включенных в состав национальных парков.

Доказательства того, что спорный земельный участок расположен в границах населенного пункта, в материалах дела отсутствуют.

Таким образом, спорный земельный участок на момент его предоставления был изъят из хозяйственного использования, отнесен к федеральной собственности, что обусловливает отсутствие у органа местного самоуправления полномочий по распоряжению им. Соответственно, признание права собственности в порядке наследования на спорный земельный участок удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 56, 194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Дубровина Юрия Анатольевича к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о признании права собственности в порядке наследования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ставропольский районный суд Самарской области.

Председательствующий -

Решение в окончательной форме изготовлено 13.02.2024 года

2-279/2024 (2-3114/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Дубровин Юрий Анатольевич
Ответчики
Администрация м.р. Ставропольский Самарской обл.
Другие
Территориальное управление Росимущества
Министерство природы России
ФГБУ "Национальный парк Самарская Лука"
Администрация с.п. Жигули м.р. Ставропольский
Прудинник Денис Михайлович
Управление Росреества по Самарской обл.
Суд
Ставропольский районный суд Самарской области
Судья
Топчиёва Л.С.
Дело на странице суда
stavropolsky.sam.sudrf.ru
20.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.09.2023Передача материалов судье
27.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.11.2023Судебное заседание
19.12.2023Судебное заседание
15.01.2024Судебное заседание
15.01.2024Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
06.02.2024Судебное заседание
13.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее