УИД 72RS0028-01-2024-000342-88
<данные изъяты>
№ 2-320/2024
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Ялуторовск 26 марта 2024 года
Ялуторовский районный суд Тюменской области в составе: председательствующего судьи – Ахмедшиной А.Н.,
при секретаре – Газизулаевой Г.Н.,
с участием прокурора – Шайкиной А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-320/2024 по иску Омутинского районного прокурора Тюменской области, выступающего в интересах неопределенного круга лиц, к Андреевой Татьяне Петровне, Андрееву Сергею Александровичу, Кузнецовой Елене Александровне, Андрееву Денису Сергеевичу, Андреевой Алене Сергеевне о возложении обязанности по проведению мероприятия по ограничению доступа к объекту недвижимости, возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Омутинского района Тюменской области, выступая в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Андреевой Т.П., Андрееву С.А., Кузнецовой Е.А., Андрееву Д.С., Андреевой А.С. о возложении обязанности по проведению мероприятия по ограничению доступа к объекту недвижимости, возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
В обоснование иска указал, что прокуратурой проведена проверка сфере соблюдения требований пожарной безопасности, сфере профилактики преступности несовершеннолетних, несанкционированного использования несовершеннолетними заброшенных строений, в ходе которой установлено, что на территории Журавлевского поселения находится в свободном доступе заброшенный дом по адресу: <адрес>, собственниками которого являются ответчики. Доступ на территорию и в помещения дома не ограничен, объект длительное время не используется по назначению, отсутствуют оконные блоки, двери, забор, земельный участок захламлен сухой растительностью (травой, деревьями, кустарниками). В связи с чем объект является потенциально опасным с точки зрения антитеррористической защищенности, общественной безопасности, возможность свободного доступа в дом создает условия для совершения противоправных действий, в том числе в отношении несовершеннолетних, может привести к возникновению пожара.
Прокурор Шайкина А.М. в судебном заседании поддержала исковые требования.
Ответчики Андреева Т.П., Андреев С.А., Кузнецова Е.А., Андреев Д.С., Андреева А.С. в судебное заседание при надлежащем извещении не явились, направили заявление, в котором просили в связи со значительным объемом проводимых работ по устранению недостатков срок исполнения требований прокурора установить до 29.09.2024.
Рассмотрев исковое заявление, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам:
Ответчики с 2017 года являются собственниками жилого дома, площадью <данные изъяты> кв.м., ДД.ММ.ГГГГ г.п., и земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: <адрес> (л.д.22-35).
Из материалов дела видно, что глава Журавлевского сельского поселения Омутинского района Тюменской области в 2018, 2019, 2021, 2022, 2023 годах направлял в адрес ответчиков требования о проведении работ по удалению сухостоя, скашиванию бурьяна с придомовой территории, наведению порядка с ограждением усадьбы, предупреждал об административной ответственности за нарушение Правил благоустройства. Кроме того, в 2021, 2022, 2023 Глава поселения обращался к начальнику ОНДиПР по Омутинскому, Армизонскому, Юргинскому района с просьбой оказать содействие в решении вопроса с собственниками жилого дома, не осуществляющих надлежащее содержание дома (нарушение правил пожарной безопасности, беспрепятственный доступ несовершеннолетних на территорию).
Согласно акту проверки от 06.02.2024, составленного помощником прокурора Бабенковой М.В. жилой дом заброшен, доступ к нему не ограничен, отсутствуют оконные рамы, двери, крыша, прилегающий земельный участок захламлен сухой растительностью (травой, деревьями), указанное также подтверждается фототаблицей к акту (л.д. 10-11).
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Закон о противодействии терроризму) одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, а также приоритет мер его предупреждения.
Согласно п. 4 ст. 3 Закона о противодействии терроризму " противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Частью 3 статьи 5 Закона о противодействии терроризму предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы публичной власти федеральных территорий и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 названного Федерального закона Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Частью 1 статьи 37 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
Следовательно, собственники здания (жилого дома) обязаны предпринять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание, соответственно требования прокурора по ограничению доступа к заброшенному жилому дому обоснованы.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (абзац второй); требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом (абзац четвертый); нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (абзац пятый).
В соответствии с частью 2 статьи 37 Федерального закона № 69-ФЗ организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В силу пункта 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании части 2 статьи 34 Федерального закона № 69-ФЗ граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Статьей 38 указанного закона предусмотрена ответственность собственника имущества за нарушение требований пожарной безопасности.
Согласно статье 20 названного Федерального закона к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности, определены правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 1479 от 16.09.2020.
В силу пункта 67 названных Правил, правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы. Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.
Таким образом, мероприятия по ограничению доступа к объекту недвижимости, устранению нарушений требований противопожарной безопасности необходимы для пресечения преступлений террористической направленности, устранения угрозы возникновения пожара, обеспечивают безопасность жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
В ходе рассмотрения дела установлено, что собственники жилого дома и земельного учатска по адресу: <адрес>, не соблюдают требования противопожарной безопасности (не уничтожают сухую растительность), антитеррористической направленности, в связи с чем требования прокурора обоснованы.
Оценивая доводы ответчиков о продлении срока исполнения требований прокурора в связи со значительным объемом работ до 29.09.2024, суд считает их заслуживающими внимания в части проведения мероприятий по ограничению доступа к объекту недвижимости, где, действительно, требуются значительные усилия и финансовые средства, учитывая, что один из собственников является несовершеннолетним. Вместе с тем установление длительного срока (до 29.09.2024) нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность жизни и здоровья, кроме того, собственники неоднократно, начиная с 2018 года, предупреждались о необходимости устранения нарушений, в целях соблюдения баланса интересов сторон, в связи с чем суд определяет срок проведения мероприятий по ограничению доступа к объекту недвижимости до 01.08.2024.
В части установления срока проведения мероприятий по устранению сухой растительности, уборке мусора суд соглашается с требованиями прокурора, поскольку указанные работы могут быть проведены силами собственников недвижимого имущества, не требуют значительных средств, в связи с чем указанные мероприятия должны быть проведены в срок до 01.06.2024.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Омутинского районного прокурора Тюменской области, выступающего в интересах неопределенного круга лиц, к Андреевой Татьяне Петровне, Андрееву Сергею Александровичу, Кузнецовой Елене Александровне, Андрееву Денису Сергеевичу, Андреевой Алене Сергеевне о возложении обязанности по проведению мероприятия по ограничению доступа к объекту недвижимости, возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности – удовлетворить частично.
Возложить на Андрееву Татьяну Петровну (паспорт №), Андреева Сергея Александровича (паспорт №), Кузнецову Елену Александровну (паспорт №), Андреева Дениса Сергеевича (паспорт №), Андрееву Алену Сергеевну (паспорт №) обязанность провести мероприятия по ограничению доступа к объекту недвижимости – заброшенному жилому дому по адресу: <адрес>, исключающие свободный и беспрепятственный доступ к нему неопределенного круга лиц, в срок до 01.08.2024.
Возложить на Андрееву Татьяну Петровну (паспорт №), Андреева Сергея Александровича (паспорт №), Кузнецову Елену Александровну (паспорт №), Андреева Дениса Сергеевича (паспорт №), Андрееву Алену Сергеевну (паспорт №) обязанность устранить нарушения требований противопожарной безопасности, путем проведения уборки мусора сухой растительности на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, в срок до 01.06.2024.
В удовлетворении остальной части иска – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме, путем подачи жалобы через Ялуторовский районный суд Тюменской области.
Мотивированное решение суда составлено 28 марта 2024 года.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья - А.Н. Ахмедшина