№
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
15 января 2024 года пгт Красногвардейское
Дело № 2-142/2024
Состав суда: судья Проскурня С.Н.,
секретарь судебного заседания Ковалёва С.И.,
Лица, участвующие в деле:
истец: Сейтаблаев Руслан Ахтемович,
ответчик: Администрация Октябрьского сельского поселения
<адрес> Республики Крым,
третьи лица: Сейтаблаев Юсуф Ахтемович,
Кадырова Эсма,
Суд, рассмотрев иск о признании наследника не принявшим наследство, о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Сейтаблаев Р.А. ДД.ММ.ГГГГ обратился в суд с указанным исковым заявлением, в котором просит: признать Сейтаблаева Ю.А. и Кадырову Эсму не принявшими наследство после смерти ФИО17, умершего ДД.ММ.ГГГГ; признать за ним в порядке наследования по закону после смерти ФИО18, умершего ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на жилой дом с постройками хозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО19, который на день смерти проживал и был зарегистрирован по адресу: <адрес>. После его смерти открылось наследство в виде жилого дома с хозяйственными постройками, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежавшего наследодателю на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО10 (продавцом) и ФИО15 Ахтемом (покупателем), удостоверенного секретарем исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов <адрес>.
Истец фактически принял наследство, поскольку проживал вместе с наследодателем на момент его смерти. Другие наследники отказались от принятия наследства в пользу истца. Наследственное дело после смерти ФИО20 не заводилось в связи с чем истец лишен возможности оформить свое право на наследство в нотариальном порядке.
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении. Просил иск удовлетворить, признать Сейтаблаева Ю.А. и Кадырову Эсму не принявшими наследство после смерти ФИО23, умершего ДД.ММ.ГГГГ; признать за ним в порядке наследования по закону после смерти ФИО24, умершего ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на жилой дом с постройками хозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>.
От ответчика администрации Октябрьского сельского поселения <адрес> Республики Крым в лице председателя Октябрьского сельского совета – главы администрации Октябрьского сельского поселения ФИО11 в суд поступило ходатайство в письменной форме о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
В судебном заседании третье лицо Сейтаблаев Ю.А. просил исковые требования Сейтаблаева Р.А. удовлетворить. Объяснил, что с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу проживания родителей: <адрес>, однако с ДД.ММ.ГГГГ года по указанному адресу не проживает. Также не проживал по месту регистрации и на момент смерти ФИО25. Фактически его местом жительства является <адрес>. Как наследник первой очереди после смерти отца, на наследственное имущество в виде жилого дома с хозяйственными постройками, расположенного по <адрес> не претендовал и не претендует. Согласен, чтобы наследственные права на дом оформил младший брат Сейтаблаев Р.А.
Заинтересованное лицо Кадырова Эсма также просила исковые требования Сейтаблаева Р.А. удовлетворить. Дала аналогичные объяснения объяснениям заинтересованного лица Сейтаблаева Ю.А. Указав, что вместе с ФИО26 и после его смерти в доме по месту регистрации по адресу: <адрес> не проживала. Проживает со своей семьей в <адрес>. На наследственное имущество после смерти <данные изъяты> в виде жилого дома не претендует.
Суд на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Выслушав объяснения истца, третьих лиц, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы судом, то есть представлены сторонами.
Разрешая гражданско-правовой спор в условиях конституционных принципов состязательности и равноправия сторон и связанного с ними принципа диспозитивности, осуществляя правосудие как свою исключительную функцию (часть 1 статьи 118 Конституции Российской Федерации) суд не может принимать на себя выполнение процессуальных функций сторон.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО27 местом смерти которого является <адрес> /л.д.7/.
После смерти ФИО28 остался жилой дом с постройками хозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежавший наследодателю на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.16-17/.
Право собственности на целое домовладение, расположенное по <адрес> зарегистрировано Джанкойским БТИ ДД.ММ.ГГГГ в реестровой книге №.
Истец Сейтаблаев Р.А. является наследником первой очереди по закону после смерти своего <данные изъяты>.
Также наследниками первой очереди после смерти ФИО29 являются Сейтаблаев Юсуф Ахтемович и Кадырова Эсма.
Сейтаблаев Р.А. на день открытия наследства проживал совместно с наследодателем по адресу: Республика Крым, <адрес>, пгт Октябрьское, <адрес>, что подтверждается справкой администрации Октябрьского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № и актом обследования условий проживания комиссии в составе депутата Октябрьского сельского совета ФИО12 с участием соседей ФИО13 и ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГ.
Наследственные отношения регулируются правовыми нормами, действующими на день открытия наследства. В частности, этими нормами определяются круг наследников, порядок и сроки принятия наследства, состав наследственного имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) для приобретения наследства наследник должен его принять.
Принятие наследства одним или несколькими наследниками не означает принятия наследства остальными наследниками (пункт 3 статьи 1152 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Указанные нормы конкретизированы в пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 9 «О судебной практике по делам о наследовании»: под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
В целях подтверждения фактического принятия наследства (пункт 2 статьи 1153 ГК РФ) наследником могут быть представлены, в частности, справка о проживании совместно с наследодателем, квитанция об уплате налога, о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, сберегательная книжка на имя наследодателя, паспорт транспортного средства, принадлежавшего наследодателю, договор подряда на проведение ремонтных работ и т.п. документы.
При отсутствии у наследника возможности представить документы, содержащие сведения об обстоятельствах, на которые он ссылается как на обоснование своих требований, судом может быть установлен факт принятия наследства, а при наличии спора соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Пользование наследником личными вещами наследодателя свидетельствует о его фактическом вступлении во владение наследственным имуществом, поскольку к наследственному имуществу относится любое принадлежавшее наследодателю на день открытия наследства имущество, включая вещи, имущественные права и обязанности.
Совместное проживание наследника с наследодателем предполагает фактическое принятие им наследства, даже если такое жилое помещение, в данном случае дом, не является собственностью наследодателя и не входит в состав наследства, поскольку в доме имеется имущество (предметы домашней обстановки и обихода), которое, как правило, находится в общем пользовании наследодателя и совместно проживающего с ним наследника и принадлежит, в том числе, и наследодателю.
Если наследником были совершены действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, то в этом случае закон не требует обязательной подачи заявления наследником о принятии наследства.
Так, судом установлено, что Сейтаблаев Р.А. фактически принял наследство после смерти своего ФИО30, проживая совместно с наследодателем на момент его смерти.
Документом, подтверждающим фактическое принятие наследства Сейтаблаевым Р.А. после смерти его ФИО31, является справка органа местного самоуправления о проживании совместно с наследодателем.
Брат и сестра истца в установленный законом шестимесячный срок заявление о принятии наследства нотариусу по месту открытия наследства не подавали. Не совершали Сейтаблаев Ю.А. и Кадырова Эсма и действий, которые могут свидетельствовать о фактическом принятии ими наследства.
Сам по себе факт регистрации места жительства или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод гражданина. Регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Наличие совместного с наследодателем права общей собственности на имущество, доля, в праве на которое входит в состав наследства, само по себе не свидетельствует о фактическом принятии наследства.
Оценив в соответствии со статьей 67 ГПК РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу об обоснованности иска Сейтаблаева Р.А. и наличии правовых оснований для признания Сейтаблаева Ю.А. и Кадыровой Эсмы не принявшими наследства, открывшегося после смерти ФИО32, умершего ДД.ММ.ГГГГ. Также обоснованным является и требование Сейтаблаева Р.А. о признании за ним в порядке наследования по закону после смерти умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО33 права собственности на спорный жилой дом с постройками хозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>
Руководствуясь ст.ст.1152-1154 ГК РФ, ст.ст.12, 56, 57, 67, 167, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Сейтаблаева Руслана Ахтемовича удовлетворить.
Признать Сейтаблаева Юсуфа Ахтемовича не принявшим наследство, открывшееся после смерти ФИО34, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Признать Кадырову Эсму не принявшей наследство, открывшееся после смерти ФИО35, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за Сейтаблаевым Русланом Ахтемовичем в порядке наследования по закону после смерти ФИО36, умершего ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на жилой дом общей площадью 63,5 кв.м, кадастровый №, с постройками хозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Красногвардейский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья С.Н. Проскурня