Решение по делу № 33а-1291/2021 от 29.03.2021

УИД 69RS0038-03-2020-005283-69

Дело № 2а-2055/2020 (№ 33а-1291/2021) судья – Тутукина О.Ю.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 апреля 2021 года город Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Никитушкиной И.Н.,

судей Сергуненко П.А. и Сельховой О.Е.

при секретаре судебного заседания Османовой Т.Л.

рассмотрела в открытом судебном заседании

по докладу судьи Сельховой О.Е.

административное дело по апелляционным жалобам Администрации г. Твери и департамента дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Твери на решение Московского районного суда г. Твери от 03 декабря 2020 года по административному исковому заявлению прокурора Московского района г. Твери в интересах неопределенного круга лиц к департаменту дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Твери, Администрации г. Твери о возложении обязанности по устранению нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения, которым постановлено:

«Обязать Департамент дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Твери (ИНН 6950155317; ОГРН 1126952021657, адрес: г. Тверь, ул. Вольного Новгорода, дом 8) и Администрацию города Твери (ИНН 6901000920; ОГРН 1066950062717 адрес: г. Тверь, ул. Советская, дом 11) в срок до 01.09.2021 устранить выявленные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения и выполнить ремонтные работы автомобильной дороги общего пользования местного значения «проезда шоссе Московское до лицея №40 в деревне Большие Перемерки» в городе Твери Тверской области асфальтобетонного покрытия, категории №3, идентификационный номер №28 401 370 ОП МГ 0340, а именно:

В соответствии с требованиями п.5.2.4 табл. 5.3 ГОСТ Р 50597-2017 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» устранить повреждения асфальтобетонного покрытия:

на проезде «от шоссе Московское до лицея № 40 в деревне Большие Перемерки» в районе д. 18 дер. Большие Перемерки города Твери Тверской области (выбоина длиной 110 см, шириной 222 см, глубиной 8 см, S=2,42 м2);

на проезде «от шоссе Московское до лицея № 40 в деревне Большие Перемерки» в районе д. 18 дер. Большие Перемерки города Твери Тверской (выбоина длиной 170 см, шириной 115 см, глубиной 10 см, S=l,95 м2);

на проезде «от шоссе Московское до лицея № 40 в деревне Большие Перемерки» в районе д. 18 дер. Большие Перемерки города Твери Тверской области (выбоина длиной 200 см, шириной 238 см, глубиной 7 см, S=4,76 м2);

на проезде «от шоссе Московское до лицея № 40 в деревне Большие Перемерки» в районе д. 20 дер. Большие Перемерки города Твери Тверской области (выбоина длиной 100 см, шириной 220 см, глубиной 9 см, S=2,2 м2);

на проезде «от шоссе Московское до лицея № 40 в деревне Большие Перемерки» в районе д. 20 дер. Большие Перемерки города Твери Тверской области (выбоина длиной 90 см, шириной 130 см, глубиной 8,5 см, S=l,17 м2);

на проезде «от шоссе Московское до лицея № 40 в деревне Большие Перемерки» в районе д. 20 дер. Большие Перемерки города Твери Тверской (выбоина длиной 111 см, шириной 94 см, глубиной 10 см, S=l,04 м2);

на проезде «от шоссе Московское до лицея № 40 в деревне Большие Перемерки» в районе д. 22А дер. Большие Перемерки города Твери Тверской области (выбоина длиной 87 см, шириной 90 см, глубиной 11 см, S=0,78 м2);

на проезде «от шоссе Московское до лицея № 40 в деревне Большие Перемерки» в районе д. 22А дер. Большие Перемерки города Твери Тверской области (выбоина длиной 130 см, шириной 100 см, глубиной 9 см, S=l,3 м2);

на проезде «от шоссе Московское до лицея № 40 в деревне Большие Перемерки» в районе д. 40 корп. 1 дер. Большие Перемерки города Твери Тверской области (выбоина длиной ПО см, шириной 75 см, глубиной 7 см, S=0,83 м2);

на проезде «от шоссе Московское до лицея № 40 в деревне Большие Перемерки» в районе д. 42 корп. 1 дер. Большие Перемерки города Твери Тверской области (выбоина длиной 170 см, шириной 95 см, глубиной 8,5 см, S=l,62 м2);

на проезде «от шоссе Московское до лицея № 40 в деревне Большие Перемерки» в районе д. 42 корп. 1 дер. Большие Перемерки города Твери Тверской области (выбоина длиной 140 см, шириной 177 см, глубиной 8 см, S=2,48 м2);

на проезде «от шоссе Московское до лицея № 40 в деревне Большие Перемерки» в районе д. 42 корп. 1 дер. Большие Перемерки города Твери Тверской области (выбоина длиной 144 см, шириной 153 см, глубиной 9,5 см, S=2,20 м2);

на проезде «от шоссе Московское до лицея № 40 в деревне Большие Перемерки» в районе д. 86А дер. Большие Перемерки города Твери Тверской области (выбоина длиной 60 см, шириной 55 см, глубиной 7 см, S=0,33 м2);

на проезде «от шоссе Московское до лицея № 40 в деревне Большие Перемерки» в районе д. 86 дер. Большие Перемерки города Твери Тверской (выбоина длиной 97 см, шириной 77 см, глубиной 8,5 см, S=0,75 м2);

на проезде «от шоссе Московское до лицея № 40 в деревне Большие Перемерки» в районе д. 86 дер. Большие Перемерки города Твери Тверской области (выбоина длиной 75 см, шириной 86 см, глубиной 10 см, S=0,65 м2);

на проезде «от шоссе Московское до лицея № 40 в деревне Большие Перемерки» в районе д. 86 дер. Большие Перемерки города Твери Тверской области (выбоина длиной 75 см, шириной 86см, глубиной 10 см, S=0,65 м2);

на проезде «от шоссе Московское до лицея № 40 в деревне Большие Перемерки» в районе д. 94 дер. Большие Перемерки города Твери Тверской (выбоина длиной 80 см, шириной 64 см, глубиной 12 см, S=0,51 м2);

на проезде «от шоссе Московское до лицея № 40 в деревне Большие Перемерки» в районе д. 94 дер. Большие Перемерки города Твери Тверской (выбоина длиной 122 см, шириной 39 см, глубиной 14 см, S=0,48 м2);

на участке проезжей части проезда «от шоссе Московское до лицея № 40 в деревне Большие Перемерки» от дома № 40Б до дома 42/3 в дер. Большие Перемерки в Московском районе г. Твери устранить многочисленные повреждения дорожного покрытия, просадки, проломы, глубиной более 5 см.

В соответствии с требованиями п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766 – 2007 «Автомобильные дороги общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» на проезде «от шоссе Московское до лицея № 40 в деревне Большие Перемерки» в Московском районе г. Твери (на всем протяжении) обустроить тротуары.

В соответствии с требованиями п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766 - 2007 «Автомобильные дороги общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» на участке проезжей части проезда «от шоссе Московское до лицея № 40 в деревне Большие Перемерки» от дома № 40Б до дома 42 стр.1 в дер. Большие Перемерки города Твери Тверской области обустроить наружное стационарное электрическое освещение»

у с т а н о в и л а:

27 июля 2020 года прокурор Московского района г. Твери обратился в суд с приведенным выше административным исковым заявлением.

В обоснование иска указано, что прокуратурой Московского района г. Твери проведен анализ соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения на территории Московского района г. Твери.

10 декабря 2019 года по поручению прокуратуры Московского района г. Твери старшим государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г. Твери проведено обследование автомобильной дороги общего пользования местного значения «проезд от шоссе Московское до лицея № 40 в дер. Большие Перемерки» в г. Твери, асфальтобетонного покрытия длиной 2053 м, в ходе которого установлено, что на участке от Московского шоссе до д. 42/3 дер. Большие Перемерки наблюдается загрязнение проезжей части в виде песка, гравия и застоя воды в нарушение требований пункта 5.1.2 ГОСТ Р 50597-2017, на всем протяжении имеется сплошное повреждение дорожного полотна длиной 62 000 см, шириной 700 см, глубиной до 10 см, S=4340 м2 в нарушение требований пункта 5.2.4 (таблица А.1 приложения А) ГОСТ Р 50597-2017; напротив д. 42/1 дер. Большие Перемерки повреждение дорожного покрытия, выбоины 135*120*9 см, S=1,62 м2, 120*118*12 см, S=1,42 м2, в нарушение требований пункта 5.2.4 (таблица А.1 приложения А) ГОСТ Р 50597-2017; на всем участке от Московского шоссе до лицея № 40 отсутствуют тротуары в нарушение требований пункта 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007; на участке от Московского шоссе до д. 40 стр. 1 дер. Большие Перемерки и от д. 40 стр. 2 до д. 86А дер. Большие Перемерки отсутствует наружное стационарное освещение в нарушение требований пункта 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007.

Выявленные нарушения включены в сводное представление об устранении нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения № 04-29-2020, которое прокуратурой района 09 января 2020 года внесено в адрес Главы г. Твери. Данное представление рассмотрено 26 февраля 2020 года (ответ № 01/981-и) и удовлетворено частично.

23 марта 2020 года прокуратурой района повторно проведено обследование, в ходе которого установлено, что в нарушение пункта 5.2.4 табл. 5.3 ГОСТ Р 50597-2017 на автомобильной дороге «проезд от шоссе Московское до лицея № 40 в деревне Большие Перемерки» имеются повреждения асфальтобетонного покрытия в виде многочисленных выбоин различного размера; на участке проезжей части автомобильной дороги «проезд от шоссе Московское до лицея № 40 в деревне Большие Перемерки» от д. 40Б до д. 42/3 в дер. Большие Перемерки в г. Твери имеется полное разрушение дорожного покрытия по всей ее ширине, длиной 702 метра; на всем протяжении указанного проезда отсутствуют тротуары или пешеходные дорожки; от д. 40 Б до д 42 стр.1 в дер. Большие Перемерки в г. Твери отсутствует наружное стационарное электрическое освещение.

Указанные нарушения до настоящего времени не устранены, что негативным образом влияет на безопасность дорожного движения, представляет угрозу для жизни и здоровья граждан, круг которых определить невозможно, а также увеличивает риск возникновения дорожно-транспортных происшествий, в том числе из-за отсутствия тротуаров и наружного освещения.

С учетом времени, необходимого для проведения ремонта тротуаров и выполнения ряда мероприятий перед началом выполнения ремонтных работ, а именно разработки проектной документации, проведение экспертизы, заключение муниципального контракта и иных мероприятий, прокурор полагал, что срок в один год является достаточным для устранения указанных недостатков.

На основании изложенного административный истец, с учетом уточнения заявленных требований, просил обязать департамент дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Твери и администрацию города Твери в срок до 01 июля 2021 года устранить выявленные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения и выполнить ремонтные работы на автомобильной дороге общего пользования местного значения «проезд от шоссе Московское до лицея №40 в деревне Большие Перемерки» в г. Твери Тверской области асфальтобетонного покрытия, категории № 3, идентификационный номер № 28 401 370 ОП МГ 0340, а именно, в соответствии с требованиями пункта 5.2.4 табл. 5.3 ГОСТ Р 50597-2017 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» устранить следующие повреждение асфальтобетонного покрытия:

в районе д. 18 дер. Большие Перемерки г. Твери Тверской области (выбоина длиной 110 см, шириной 222 см, глубиной 8 см, S=2,42 м2);

в районе д. 18 дер. Большие Перемерки г. Твери Тверской (выбоина длиной 170 см, шириной 115 см, глубиной 10 см, S=1,95 м2);

в районе д. 18 дер. Большие Перемерки города г. Тверской области (выбоина длиной 200 см, шириной 238 см, глубиной 7 см, S=4,76 м2);

в районе д. 20 дер. Большие Перемерки г. Твери Тверской области (выбоина длиной 100 см, шириной 220 см, глубиной 9 см, S=2,2 м2);

в районе д. 20 дер. Большие Перемерки г. Твери Тверской области (выбоина длиной 90 см, шириной 130 см, глубиной 8,5 см, S=1,17 м2);

в районе д. 20 дер. Большие Перемерки г. Твери Тверской (выбоина длиной 111 см, шириной 94 см, глубиной 10 см, S=1,04 м2);

в районе д. 22А дер. Большие Перемерки г. Твери Тверской области (выбоина длиной 87 см, шириной 90 см, глубиной 11 см, S=0,78 м2);

в районе д. 22А дер. Большие Перемерки г. Твери Тверской области (выбоина длиной 130 см, шириной 100 см, глубиной 9 см, S=1,3 м2);

в районе д. 40 корп. 1 дер. Большие Перемерки города Твери Тверской области (выбоина длиной 110 см, шириной 75 см, глубиной 7 см, S=0,83 м2);

в районе д. 42 корп. 1 дер. Большие Перемерки г. Твери Тверской области (выбоина длиной 170 см, шириной 95 см, глубиной 8,5 см, S=1,62 м2);

в районе д. 42 корп. 1 дер. Большие Перемерки г. Твери Тверской области (выбоина длиной 140 см, шириной 177 см, глубиной 8 см, S=2,48 м2);

в районе д. 42 корп. 1 дер. Большие Перемерки г. Твери Тверской области (выбоина длиной 144 см, шириной 153 см, глубиной 9,5 см, S=2,20 м2);

в районе д. 86А дер. Большие Перемерки г. Твери Тверской области (выбоина длиной 60 см, шириной 55 см, глубиной 7 см, S=0,33 м2);

в районе д. 86 дер. Большие Перемерки г. Твери Тверской (выбоина длиной 97 см, шириной 77 см, глубиной 8,5 см, S=0,75 м2);

в районе д. 86 дер. Большие Перемерки г. Твери Тверской области (выбоина длиной 75 см, шириной 86 см, глубиной 10 см, S=0,65 м2);

в районе д. 86 дер. Большие Перемерки г. Твери Тверской области (выбоина длиной 75 см, шириной 86 см, глубиной 10 см, S=0,65 м2);

в районе д. 94 дер. Большие Перемерки г. Твери Тверской (выбоина длиной 80 см, шириной 64 см, глубиной 12 см, S=0,51 м2);

в районе д. 94 дер. Большие Перемерки г. Твери Тверской (выбоина длиной 122 см, шириной 39 см, глубиной 14 см, S=0,48 м2);

на участке проезжей части автомобильной дороги «проезд от шоссе Московское до лицея № 40 в деревне Большие Перемерки» г. Твери Тверской области от дома № 40Б до дома 42/3 в дер. Большие Перемерки в г. Твери Тверской области устранить многочисленные повреждения дорожного покрытия, просадки, проломы, глубиной более 5 см;

в соответствии с требованиями пункта 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766 - 2007 «Автомобильные дороги общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» на автомобильной дороге «проезд от Московское шоссе до лицея № 40 в деревне Большие Перемерки» в г. Твери Тверской области (на всем протяжении) обустроить тротуары;

в соответствии с требованиями пункта 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766 - 2007 «Автомобильные дороги общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» на участке проезжей части автомобильной дороги «проезд от шоссе Московское до лицея № 40 в деревне Большие Перемерки» от дома № 40Б до дома 42 стр.1 в дер. Большие Перемерки города Твери Тверской области обустроить наружное стационарное электрическое освещение.

Определением суда от 18 августа 2020 года, занесенным в протокол судебного заседания, в качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечено МУП «Тверьгорэлектро».

Определением суда от 20 августа 2020 года в качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечено МУП «ЖЭК».

В представленных возражениях на административный иск представитель административного ответчика Администрации г. Твери Аваев С.Е. полагал заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель административного истца Красавцева И.С. заявленные административные требования в окончательной редакции от 06 ноября 2020 года поддержала по доводам, изложенным в уточненном административном иске.

Представитель административного ответчика администрации г. Твери Аваев С.Е. в судебном заседании суда первой инстанции просил отказать в удовлетворении административного иска по доводам, изложенным в письменных возражениях. Дополнительно указал, что выполнение указанных прокурором работ нецелесообразно, поскольку учебный процесс в лицее № 40, куда ведет дорога, не осуществляется. В основном по дороге проезжает транспорт, с одной стороны дороги имеется бетонный забор, в связи чем отсутствует место для обустройства тротуара с этой стороны. МУП «ЖЭК» постоянно в рамках муниципального контракта проводит грейдирование данной дороги, устраняются выбоины и ямы.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель административного ответчика департамента дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Твери Зиновьев И.В., считая требования прокурора незаконными и необоснованными, поддержал позицию Администрации г. Твери и просил в удовлетворении административного иска отказать. Полагал, что заявленные требования подлежали рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

Иные участники процесса, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда первой инстанции не явились, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, в связи с чем судом определено рассмотреть дело в их отсутствие.

Решением Московского районного суда г. Твери от 03 декабря 2020 года административные исковые требования удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе Администрация г. Твери просит решение суда отменить, принять по административному делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В обоснование доводов жалобы указано, что заявленное административным истцом требование по своей сути является способом восстановления нарушенного права, которое в отсутствие требования о признании незаконными решений, действий (бездействия), удовлетворению не подлежит.

Судом не применены положения статьи 14 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающей, что дорожная деятельность осуществляется посредством планирования в рамках долгосрочных целевых программ. Незапланированное программами перераспределение денежных средств может привести к срыву реализации государственных программ в отношении ремонта дорог в г. Твери. Вопреки вышеуказанной норме закона прокурор фактически понуждает административного ответчика к изменению утверждаемых на основе глубокого анализа программ в части объектов и сроков их реализации.

Кроме того, решение суда об удовлетворении заявленных требований является вмешательством в деятельность местного самоуправления, к компетенции которого относится принятие решения об очередности строительства и капитального ремонта дорог при осуществлении планирования в рамках муниципальных программ. Требования административного истца влекут необходимость перераспределения значительного количества денежных средств, чем нарушаются принципы самостоятельности, сбалансированности бюджета и эффективности использования бюджетных средств, а также лишают смысла институт планирования дорожной деятельности.

Судом первой инстанции ошибочно сделаны выводы о наличии бездействия со стороны административных ответчиков. Так, у суда имелась информация о том, что основной причиной разрушения асфальтобетонного покрытия указанной дороги является нарушение работы системы водоотведения. В этой части Администрацией г. Твери проведены соответствующие работы и ведется деятельность по восстановлению целостности асфальтобетонного покрытия. На день вынесения решения суда органами местного самоуправления уже была выполнена часть необходимых мероприятий: проведена оценка состояния дорога; спорный участок дороги включен в план проведения капитального ремонта в рамках реализации Национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»; подготовлен проект соглашения о предоставлении субсидии из бюджета Тверской области бюджету муниципального образования г. Тверь. Перечисленное свидетельствует о выполнении конкретных мероприятий, направленных на плановый капитальный ремонт спорной дороги, что исключает применение к административному ответчику понятия «бездействие». С учетом значительной суммы, которая требуется на выполнение возложенной обязанности и общим объемом дохода бюджета г. Твери на 2021 год в сумме 9 661 128,1 тыс. руб. при дефиците бюджета г. Твери в объеме 382 000 тыс. руб., реализация данного проекта возможна только в рамках участия в федеральных и областных государственных программах. Таким образом, вывод суда о наличии в действиях органов местного самоуправления бездействия не соответствует фактическим обстоятельствам.

Установленный судом срок устранения выявленных нарушений до 01 сентября 2021 года, с учетом необходимости проведения конкурентных процедур на подготовку проектной документации и осуществление самих работ, а также погодного и температурного аспектов, препятствующих проведению возложенных на административных ответчиков работ при околоотрицательных и отрицательных температурах воздуха, является недостаточным для выполнения возложенной обязанности.

Помимо этого, решение суда не соответствует требованиям, предусмотренным пунктом 11 Пленума Верховного суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», поскольку в нем не указаны конкретные характеристики тротуаров и стационарного электрического освещения, которые административным ответчиком необходимо обустроить.

В апелляционной жалобе департамент дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Твери также просит решение суда отменить, принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора.

В доводах жалобы административных ответчик также полагает, что исходя из заявленных требований, данный иск подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, в связи с чем судом допущено нарушение норм процессуального права.

Бездействие административными ответчиками по содержанию спорного участка улично-дорожной сети г. Твери не допущено, поскольку кроме проведения работ по устранению нарушений функционирования системы водоотведения в целях капитального ремонта спорной дороги департаментом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Твери 08 декабря 2020 года заключен муниципальный контракт № 280 на разработку проектно-сметной документации по объекту «Капитальный ремонт автомобильной дороги «проезд от шоссе Московское до лицея № 40 в деревне Большие Перемерки». Предусмотренный ранее межбюджетный трансферт из областного бюджета Тверской области на ремонт указанный дороги постановлением Правительства Тверской области от 24 июня 2020 года № 287-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Тверской области от 05 апреля 2019 года №103-пп.

Полагает, что решение является неисполнимым в установленные судом сроки. Кроме того, обустройство наружного освещения на участке проезжей части дороги не соответствует положениям пункта 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, и содержания пункта 4.6.1.10 ГОСТ Р 52766-2007.

Также считает, что в материалы дела не содержат доказательств о наличии на рассматриваемой дороге просадок и проломовв том понятии, которое им дает Росстандарт в ГОСТ Р 52766-2007, и их размерах, не соответствующих ГОСТ Р 52766-2007, в связи с чем абзац 21 резолютивной части решения суда не отвечает критериям относимости.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Зиновьев И.В., действующий в интересах административных ответчиков Администрации г. Твери и департамента дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г.Твери, поддержал доводы жалобы по изложенным в ней основаниям.

Прокурор Голодкова А.А. просила апелляционные жалобы административных ответчиков оставить без удовлетворения, решение суда без изменения, ввиду его законности и обоснованности.

Иные участники процесса, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, в связи с чем на основании положений статьи 150, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав участников процесса, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу пункта 2 части 2 статьи 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно статье 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2202-1 прокуратура осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе органами местного самоуправления.

В силу статьи 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон о безопасности дорожного движения) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Как установлено пунктами 1 и 6 статьи 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о дорожной деятельности) к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Согласно пунктам 1, 6, 11, 12 статьи 3 названного закона автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии с пунктом 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 1090 от 23 октября 1993 года, тротуар - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.

На основании положений пункта 1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В статье 40 Устава г. Твери, утвержденного решением Тверской городской Думы № 2 от 23 января 2019 года, указано, что администрация г. Твери является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Твери, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Твери федеральными законами и законами Тверской области.

Согласно пункту 6 статьи 8 Устава г. Твери к вопросам местного значения г. Твери относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Твери и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Твери, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В пункте 40 статьи 41 Устава г. Твери закреплено, что администрация г. Твери организует дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Твери и обеспечивает безопасность дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществляет муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Твери, организует дорожное движение, а также осуществляет иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу частей 3 и 4 статьи 40 Устава г. Твери администрация г. Твери имеет структурные подразделения, структура, полномочия и порядок деятельности которых определяются положениями об этих подразделениях, утверждаемыми Главой г. Твери.

Согласно пункту 1.1 Положения о департаменте дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Твери, утвержденного постановлением администрации г. Твери от 12 января 2018 года № 8 «О реорганизации структурных подразделений Администрации города Твери», (далее – Положение о департаменте дорожного хозяйства) названный департамент является структурным подразделением Администрации г. Твери по вопросам жизнеобеспечения г. Твери.

В соответствии с пунктом 2.2.1 Положения о департаменте дорожного хозяйства одной из основных его задач является осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах города Твери и обеспечение безопасности дорожного движения на них.

Как следует из пункта 3 Положения о департаменте дорожного хозяйства в соответствии с возложенными задачами названное структурное подразделение Администрации г. Твери выполняет, в том числе, следующие функции: участие в разработке перспективных, текущих планов и муниципальных программ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения, сооружений, являющихся их технологической частью и конструктивных элементов (п. 3.1.1); организация капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог местного значения (включая земельные участки в границах полосы отвода дороги и расположенные на них и под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся технологической частью автомобильной дороги (защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства) (п. 3.1.10); организация содержания систем ливневой канализации на объектах улично-дорожной сети г. Твери (п. 3.1.13); организация приема в системы ливневого водоотведения дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных, дренажных вод (п. 3.1.14); организация работ по временному ограничению или прекращению движения транспортных средств по автомобильным дорогам местного значения в соответствии с действующим законодательством (п. 3.1.15); выполнение функций заказчика по содержанию, капитальному ремонту и ремонту дорог, ремонт мостов, содержанию и ремонту объектов безопасности дорожного движения (п. 3.2.5).

Согласно пункту 1 статьи 18 Закона о дорожной деятельности ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям установлены ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года № 1245-ст.

Согласно пункту 4.1 данного ГОСТ выполнение установленных настоящим стандартом требований обеспечивают организации, осуществляющие содержание дорог и улиц, владельцы железнодорожных путей и водопроводно-канализационного хозяйства.

В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов (пункт 4.2 ГОСТ Р 50597-2017).

В соответствии с пунктами 5.1.3, 5.2.4 покрытие тротуаров, пешеходных дорожек, посадочных площадок остановочных пунктов и наземные тактильные указатели по ГОСТ Р 50597-2017 не должны иметь загрязнений (мусор, грязь) и отдельных разрушений площадью более 0,2 м2, покрытие велосипедных дорожек - площадью более 0,06 м2; загрязнения должны быть удалены в течение 3-х суток, отдельные разрушения - в течение 7 суток. Покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.

В пунктах 4.5.1.1, 4.5.1.3, 4.5.1.6, 4.5.1.7, 4.5.1.9 ГОСТ Р 52766-2007 «Автомобильные дороги общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (далее - ГОСТ Р 52766-2007), утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 года № 270ст, которые в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 04 ноября 2017 года № 243 8-р «О перечне документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории РФ» являются обязательными для применения при организации дорожного движения, указано, что тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I-III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием. Пешеходные дорожки следует устраивать на участках подходов автомобильных дорог I-III категорий к населенным пунктам при интенсивности движения пешеходов более 200 чел./сут. Тротуары или пешеходные дорожки устраивают: на подходах к пешеходному переходу на расстоянии не менее 50м, а также к остановочным пунктам маршрутных транспортных средств; от пешеходного перехода до посадочной площадки остановочного пункта маршрутных транспортных средств на участках дорог вне населенных пунктов. Пешеходные дорожки должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и ГОСТ33150.Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны. Число полос движения пешеходов на тротуаре и пешеходной дорожке зависит от интенсивности пешеходного движения. При суммарной (в двух направлениях) интенсивности пешеходного движения в часы пик до 50чел./ч тротуар может иметь одну полосу движения, до 1000чел./ч включительно - не менее двух полос движения. При интенсивности пешеходного движения более 1000чел./ч число полос движения следует увеличивать на одну полосу движения на каждую тысячу человек. Ширина одной полосы тротуара (пешеходной дорожки) с двумя полосами движения и более должна быть не менее 0,75м. Минимальная ширина однополосной пешеходной дорожки или тротуара должна быть не менее 1,0м. На дорогах и улицах в населенных пунктах вдоль тротуара устраивают пешеходные ограждения по ГОСТР 52289 и ГОСТ33128 или сплошную посадку кустарника, отделяющего пешеходов от проезжей части. Высота кустарника должна быть не более 0,8м.

В силу пункта 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах устраивают: на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100м, по СП 42.13330.2016 Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений; на дорогах I категории с расчетной интенсивностью движения 20 тыс. авт./сут и более; на средних и больших мостах (путепроводах, эстакадах) в соответствии с таблицей 7, а также на всех мостах, путепроводах и эстакадах улиц; на пересечениях дорог I и II категорий между собой в одном и разных уровнях, а также на всех соединительных ответвлениях пересечений в разных уровнях и на подходах к ним на расстоянии не менее 250м от начала переходно-скоростных полос; на подходах к железнодорожным переездам на расстоянии не менее 250м; в транспортных автодорожных тоннелях и на подходах к въездным порталам по СНиП 32-04-97 Тоннели железнодорожные и автодорожные; под путепроводами, на дорогах I-III категорий, если длина проезда под ними превышает 30м; на пешеходных переходах в разных уровнях с проезжей частью; на участках дорог в зоне размещения переходно-скоростных полос на съездах к сооружениям обслуживания движения, действующим в темное время суток; на остановочных пунктах маршрутных транспортных средств по 5.3.2.1 и 5.3.3.1, на пешеходных переходах на проезжей части по 4.5.2.4, велосипедных и велопешеходных дорожках по 4.5.3.9 и ГОСТ33150; на кольцевых пересечениях в одном уровне и участках въездов на кольцо; на подъездах к объектам дорожного и придорожного сервиса; на пунктах взимания платы за проезд на платных дорогах, где предусмотрена остановка транспортных средств, и на подъездах к ним; на пунктах транспортного, весового и габаритного контроля и на подъездах к ним, на постах санитарно-эпидемиологической, ветеринарной, пограничной, таможенной и дорожно-патрульной служб.

Автомобильная дорога общего пользования местного значения муниципального образования город Тверь «проезд от шоссе Московское до лицея № 40 в деревне Большие Перемерки», идентификационный номер 28 401 370 ОП МГ 0340, категория № 3, тип покрытия – асфальтобетон, протяженность 2053 м включена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования город Тверь, утвержденный Постановлением Главы администрации города Твери от 28 января 2010 года № 116 (пункт 423).

Из материалов дела следует, что 29 ноября 2019 года прокуратурой Московского района г. Твери в адрес ОГИБДД УМВД России по городу Твери направлено поручение о проведении обследования (осмотра) участка дороги в дер. Большие Перемерки г. Твери (от поворота с Московского шоссе до ЦВСИГ) на предмет соответствия объекта требованиям ГОСТ, а также информировании о проведенных проверках по данному вопросу, а также принятых мерах (т. 1 л.д. 12).

10 декабря 2019 года старшим государственным инспектором ДН ГИБДД УМВД России по г. Твери Грязновым С.А. составлен акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги общего пользования местного значения «проезд от Московское шоссе до лицея № 40 в деревне Большие Перемерки» в г. Твери Тверской области, согласно которому длина обследованного участка 2053,00 м, при визуальном осмотре на указанном участке наблюдается загрязнение проезжей части в виде песка, гравия и застоя воды в нарушение требования пункта 5.1.2 ГОСТ Р 50597-2017, на всем протяжении имеется сплошное повреждение дорожного полотна длиной 62000 см, шириной 700 см, глубиной до 10 см, S=4340 м2 в нарушение требования пункта 5.2.4; напротив д.42/1 повреждение дорожного покрытия, выбоины 135*120*9 см, S=l,62 м2; 120*118*12 см, S=l,42 м2 в нарушение требования пункта 5.2.4 (Таблицы А.1 приложения А) ГОСТ Р 50597-2017; на всем участке данной дороги отсутствуют тротуары в нарушение требования пункта 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007; на участке автомобильной дороги «проезд от Московское шоссе до лицея № 40 в деревне Большие Перемерки» в г. Твери Тверской области от Московского шоссе до д. 40 стр. 1 дер. Большие Перемерки и от д. 40 стр. 2 до д. 86А дер. Большие Перемерки отсутствует наружное стационарное освещение в нарушение требования пункта 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 (т. 1 л.д. 13-15).

Прокуратурой Московского района г. Твери 09 января 2020 года на имя Главы администрации г. Твери Огонькова А.В. внесено представление № 04-29-2020 об устранении нарушений в сфере безопасности дорожного движения, в том числе о выявленных 10 декабря 2019 года нарушениях при обследовании автомобильной дороги общего пользования местного значения «проезд от шоссе Московское до лицея № 40 в дер. Большие Перемерки» в г. Твери Тверской области, изложенных в указанном выше акте. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах предписано сообщить письменно в прокуратуру района в месячный срок (т. 1 л.д. 16-19).

26 февраля 2020 года администрацией г. Твери в адрес прокуратуры Московского района г. Твери направлен ответ на представление № 01/981и, согласно которому по итогам рассмотрения представления прокуратуры относительно приведения покрытия проезжих частей автомобильных дорог общего пользования местного значения, в том числе «проезд от Московское шоссе до лицея № 40 в дер. Большие Перемерки» в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, в рамках муниципального контракта от 02 июля 2019 года № 0836600003319000311, заключенного департаментом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Твери с МУП «ЖЭК» на выполнение комплекса работ по содержанию улично-дорожной сети г. Твери, в адрес МУП «ЖЭК» направлено техническое задание. Окончание работ по приведению покрытия проезжих частей в нормативное состояние ожидается в срок не позднее 30 марта 2020 года.

Относительно устройства тротуаров на указанной автомобильной дороге общего пользования местного значения, на участке дороги от Московского шоссе до д. № 40, стр. 1, дер. Большие Перемерки существует обустроенная пешеходная дорожка, снабженная электрическим освещением, что соответствует требованиям пунктов 4.5.1.1 и 4.5.1.4 ГОСТ Р 52766-2007. Относительно устройства стационарного электрического освещения данной автомобильной указано, что содержание сетей наружного освещения на территории г. Твери осуществляется силами МУП «Тверьгорэлектро» в рамках муниципального контракта на оказание услуг по обеспечению наружного освещения улиц и дорог г. Твери. В соответствии с муниципальным контрактом на участке от Московского шоссе до дома № 20 дер. Большие Перемерки на обслуживании МУП «Тверьгорэлектро» находится 36 светильников наружного освещения. Таким образом, указанный участок автомобильной дороги отвечает требованиям, предъявляемым пунктом 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007. По вопросу устройства нового тротуара и стационарного электрического освещения на указанной в Представлении автомобильной дороге сообщено следующее. В городе Твери в рамках исполнения полномочий органов местного самоуправления в сфере дорожной деятельности постановлениями администрации г. Твери от 27 октября 2014 года № 1370 и от 29 декабря 2017 года № 1806, соответственно, утверждены муниципальные программы «Дорожное хозяйство и общественный транспорт города Твери на 2015-2020 годы» и «Формирование современной городской среды на 2018-2024 годы».

Указанные программы подготовлены в соответствии с требованиями федерального закона о планировании дорожной деятельности в рамках долгосрочных программ. В отношении включенных в них объектов была проведена оценка технического состояния в соответствии с Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 августа 2009 года № 150 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог». Реализация указанных программ осуществляется в рамках реализации соответствующих региональных и федеральных программ.

Источниками финансирования муниципальной программы определены не только средства бюджета г. Твери, но и в значительной части средства бюджета Тверской области, средства федерального бюджета. Внеочередное проведение работ по обустройству тротуара и стационарного электрического освещения на указанной в представлении автомобильной дороге потребует перераспределения бюджетных средств, что повлечет невозможность реализации указанных выше муниципальных программ и, как следствие, государственной программы и национального проекта в части г. Твери в запланированном объеме.

Необходимость устройства нового тротуара на указанной в Представлении автомобильной дороге будет учтена при формировании программных мероприятий на последующий период. Указанный в представлении срок по организации работы по обустройству тротуаров и стационарного электрического освещения на проезде от Московского ш. до лицея № 40 в дер. Большие Перемерки не позднее одного месяца с момента получения представления не могут быть удовлетворены.

В соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ выполнение работ для муниципальных нужд предполагает их планирование, обоснование, нормирование, определение исполнителя конкурентным способом, оценку заявок и предложений участников закупки, заключение контракта, исполнение контракта, что требует длительного времени. В целях обеспечения безопасности дорожного движения пешеходов администрацией г. Твери планируется рассмотреть возможность включения в целевые программы разработки проектов по обустройству тротуаром, и стационарного электрического освещения на проезде от Московского шоссе до лицея № 40 в дер. Большие Перемерки и их последующей реализации (т. 1 л.д. 20-21).

23 марта 2020 года государственным инспектором ДН ГИБДД УМВД России по г. Твери Матросовым Д.А. составлен акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги «проезд от Московское шоссе до лицея № 40 в деревне Большие Перемерки» в г. Твери Тверской области, согласно которому в нарушение пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 имеются повреждения асфальтобетонного покрытия, а именно: в районе д. 18 дер. Большие Перемерки в г. Твери выбоина длиной 110 см, шириной 222 см, глубиной 8 см, S=2,42 м2; в районе д. 18 дер. Большие Перемерки г. Твери выбоина длиной 170 см, шириной 115 см, глубиной 10 см, S=1,95 м2; в районе д. 18 дер. Большие Перемерки в г. Твери выбоина длиной 200 см, шириной 238 см, глубиной 7 см, S=4,76 м2; в районе д. 20 дер. Большие Перемерки г. Твери выбоина длиной 100 см, шириной 220 см, глубиной 9 см, S=2,2 м2; в районе д. 20 дер. Большие Перемерки г. Твери выбоина длиной 90 см, шириной 130 см, глубиной 8,5 см, S=1,17 м 2; в районе д. 20 дер. Большие Перемерки в г. Твери выбоина длиной 111 см, шириной 94 см, глубиной 10 см, S=1,04 м2; в районе д. 22А дер. Большие Перемерки в г. Твери имеется повреждение асфальтобетонного покрытия, выбоина длиной 87 см, шириной 90 см, глубиной 11 см, S=0,78 м2; в районе д. 22А дер. Большие Перемерки в г. Твери имеется повреждение асфальтобетонного покрытия, выбоина длиной 130 см, шириной 100 см, глубиной 9 см, S=1,3 м2; в районе д. 40 корп. 1 дер. Большие Перемерки г. Твери выбоина длиной 110 см, шириной 75 см, глубиной 7 см, S=0,83 м2; в районе д. 42 корп. 1 дер. Большие Перемерки в г. Твери выбоина длиной 170 см, шириной 95 см, глубиной 8,5 см, S=1,62 м2; в районе д. 42 корп. 1 дер. Большие Перемерки в г. Твери выбоина длиной 140 см, шириной 177 см, глубиной 8 см, S=2,48 м2; в районе д. 42 корп. 1 дер. Большие Перемерки в г. Твери выбоина длиной 144 см, шириной 153 см, глубиной 9,5 см, S=2,20 м2; в районе д. 86А дер. Большие Перемерки в г. Твери выбоина длиной 60 см, шириной 55 см, глубиной 7 см, S=0,33 м2; в районе д. 86 дер. Большие Перемерки в г. Твери выбоина длиной 97 см, шириной 77 см, глубиной 8,5 см, S=0,75 м2; в районе д. 86 дер. Большие Перемерки в г. Твери выбоина длиной 75 см, шириной 86 см, глубиной 10 см, S=0, 65 м2; в районе д. 86 дер. Большие Перемерки в г. Твери выбоина длиной 67 см, шириной 60 см, глубиной 7,5 см, S=0,40 м2; в районе д. 94 дер. Большие Перемерки в г. Твери выбоина длиной 80 см, шириной 64 см; глубиной 12 см, S=0,51 м2; в районе д. 94 дер. Большие Перемерки в г. Твери выбоина длиной 122 см, шириной 39 см, глубиной 14 см, S=0,48 м2; от дома №40Б до дома 42/3 в дер. Большие Перемерки в г. Твери имеется полное разрушение дорожного покрытия по всей ее ширине, длиной 702 метра. На всем протяжении дороги отсутствуют тротуары или пешеходные дорожки в нарушение требований пункта 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007. На участке проезжей части автомобильной дороги проезд от Московское шоссе до лицея № 40 в деревне Большие Перемерки» в г. Твери Тверской области от д. 40Б до д. 42 стр. 1 в дер. Большие Перемерки в г. Твери отсутствует наружное стационарное электрическое освещение в нарушение пункта 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 (т. 1 л.д. 22-34).

Согласно комиссионному акту обследования состояния улично-дорожной сети городского поселения г. Тверь от 17 сентября 2020 года, составленному главными специалистами отдела содержания дорожного хозяйства и безопасности дорожного движения департамента дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Твери Ригиной М.А. и Линдиной Д.С., при визуальном обследовании установлено, что покрытие проезжей части автомобильной дороги «проезд от Московское шоссе до лицея № 40 в деревне Большие Перемерки» в г. Твери Тверской области находится в удовлетворительном состоянии, имеет ровное покрытие, аварийно-опасные участки отсутствуют. Ямочность на дороге отсутствует. Вдоль дороги расположена пешеходная дорожка, имеющая твердое покрытие. Дорожное освещение имеется. Территории (земельные участки), прилегающие к автомобильной дороге заболочены. В заключении комиссии указано: перед началом производства работ по ремонту проезжей части (работы по асфальтированию дороги) необходимо провести дополнительные мероприятия по водоотведению (т. 1 л.д. 107-114).

28 сентября 2020 года помощником прокурора Московского района г. Твери Красавцевой И.С. и государственным инспектором дорожного надзора отдела ГИБДД УМВД России по г. Твери Матросовым Д.А. составлен акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) «проезд от Московское шоссе до лицея № 40 в деревне Большие Перемерки» в г. Твери Тверской области, согласно которому на участке проезжей части от д. 40Б до д. 42/3 имеются многочисленные повреждения дорожного покрытия, просадки, проломы, глубиной более 5 см в нарушение требования пункта 5.2.4, табл. 5.3 ГОСТ Р 50597-2017, пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090п (далее - ОП); от д. 40 стр. 3 до д. 94 в дер. Большие Перемерки в г. Твери отсутствуют тротуары или пешеходные дорожки в нарушение требований пункта 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007, пункта 13 ОП; от д. 40Б до д. 42 стр. 1 в дер. Большие Перемерки в г. Твери отсутствует наружное стационарное электрическое освещение в нарушение требований пункта 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007, пункта 13 ОП. Все повреждения дорожного покрытия не обозначены соответствующими техническими средствами организации дорожного движения в нарушение пункта 4.4 ГОСТ Р 50597-2017, пункта 13 ОП (т. 1 л.д. 154-163).

Согласно акту выявленных недостатков от 02 ноября 2020 года, составленному государственным инспектором дорожного надзора отдела ГИБДД УМВД России по г. Твери Матросовым Д.А., на автомобильной дороге общего пользования местного значения «проезд от шоссе Московское до лицея № 40 в дер. Большие Перемерки» в г. Твери, тип покрытия асфальтобетон (по контракту), смешанный (по факту), имеются недостатки: на участке проезжей части указанного проезда от д. № 40 Б до д. 42/3 в дер. Большие Перемерки в г. Твери имеются многочисленные повреждения дорожного покрытия, просадки, проломы, глубиной более 5 см, в нарушение требования пункта 5.2.4, табл. 5.3 ГОСТ Р 50597-2017; на всем протяжении данной автомобильной дороги отсутствуют тротуары в нарушение требований пункта 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007, на участке проезжей части данного проезда от д. 40 Б до д. 42 стр.1 в дер. Большие Перемерки г. Твери отсутствует наружное стационарное электрическое освещение в нарушение требований пункта 4.6.1. ГОСТ Р 52766-2007. Все повреждения дорожного покрытия не обозначены соответствующими техническими средствами организации дорожного движения в нарушение пункта 4.1 ГОСТ Р 50597-2017 (т. 1 л.д. 190).

27 ноября 2020 года и.о. начальника департамента дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Твери Скрастынь Д.В. в адрес начальника правового управления Вуйминой И.М. направлено сообщение, из которого следует, что одной из основных причин разрушения асфальтобетонного покрытия проезжей части автомобильной дороги «проезд от Московское шоссе до лицея № 40 в деревне Большие Перемерки» в г. Твери Тверской области является нарушение работы системы водоотведения. Без решения данной проблемы проведение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия на данном участке улично-дорожной сети считают нецелесообразным, ввиду последующего быстрого разрушения, что приведет к неэффективному расходованию бюджетных средств. В целях приведения вышеуказанной системы отведения ливневых стоков в нормативное состояние, а также исключения излива ливневых стоков из пруда-накопителя на проезжую часть автомобильной дороги «проезд от Московское шоссе до лицея № 40 в деревне Большие Перемерки» в г. Твери Тверской области в июле-августе 2020 года силами МУП «ЖЭК» проводились работы по установке водопропускной трубы на данном пруде для сброса излишков воды в водоотводную канаву, расположенную вдоль Московского шоссе. На участке Московского шоссе (четная сторона от дома № 40 до дома № 8) проведены работы по прочистке водоотводной канавы, гидродинамической промывке 85 п.м. труб, и перекладка 10-ти и устройство 4-х новых водопропускных труб на заездах к частным домам и тротуарах. В результате проделанной работы обеспечен беспрепятственный пропуск ливневых стоков из пруда-накопителя до Перемерковского ручья. В целях окончательного решения проблемы водоотведения с указанной автомобильной дороги на участке от Московского шоссе до д. 42. корп. 1 в дер. Большие Перемерки в сентябре-ноябре 2020 года также проведены работы по прочистке водоотводных канав (более 700 п.м.) и укладке водопропускных труб (82 п.м.) под заездами на территорию предприятий, расположенных вдоль указанного участка автомобильной дороги. По состоянию на 26 ноября 2020 года вопрос организации водоотведения на указанной автомобильной дороге решен. По вопросу проведения ремонта дорожного полотна на данной автомобильной дороге администрацией г. Твери в 2021 году в рамках реализации Национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» планируется проведение капитального ремонта вышеуказанной автомобильной дороги. В целях обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильной дороге указанной автомобильной дороге департаментом заключен муниципальный контракт на разработку схемы расстановки технических средств организации дорожного движения, которая будет реализована после проведения ремонтных работ в 2021 году. В целях поддержания автомобильной дороги в нормативном состоянии силами МУП «ЖЭК» проводятся работы по восстановлению целостности асфальтобетонного покрытия проезжей части в рамках производства работ по содержанию улично-дорожной сети г. Твери (т. 1 л.д. 102-103).

Принимая решение об удовлетворения заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что органами местного самоуправления не предприняты исчерпывающие меры для обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильной дороге общего пользования местного значения «проезд от шоссе Московское до лицея № 40 в дер. Большие Перемерки» в г. Твери Тверской области.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

Недостатки в содержании указанной выше автомобильной дороги, а именно: наличие многочисленных повреждений дорожного покрытия: выбоин, просадок, проломов, отсутствие тротуаров и наружного стационарного электрического освещения подтверждаются представленными в материалы административного дела доказательствами, в том числе актом выявленных недостатков от 28 сентября 2020 года должностных лиц прокуратуры Московского района г. Твери и отдела ГИБДД УМВД России по г. Твери, а также актом, составленным 02 ноября 2020 года, инспектором ОГИБДД УМВД России по г. Твери.

Проанализировав нормы Устава города Твери, Положение о департаменте дорожного хозяйства и благоустройства г. Твери, утвержденное постановлением Администрации г. Твери от 12 января 2018 года № 8, суд пришёл к обоснованному выводу, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог относится к полномочиям Администрации города Твери и её структурному подразделению - департаменту дорожного хозяйства и благоустройства г. Твери.

Несмотря на несоответствие спорного участка дороги требованиям ГОСТ Р 50597-2017 и ГОСТ Р 52766-2007 как на момент обращения прокурора в суд с административным иском, так и на момент рассмотрения дела судом первой инстанции ремонтные работы на нём не были организованы, тротуары и наружное стационарное электрическое освещение не обустроены, что свидетельствует о непринятии мер по содержанию автомобильной дороги.

Представленный департаментом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Твери в суд апелляционной инстанции муниципальный контракт от 08 декабря 2020 года № 280 на разработку проектно-сметной документации по объекту «Капитальный ремонт автомобильной дороги «проезд от шоссе Московское до лицея № 40 в деревне Большие Перемерки» не может рассматриваться как основание для отмены решения суда, поскольку данный контракт заключён после вынесения оспариваемого решения и не свидетельствует о незаконности или необоснованности принятого судом на основании доказательств, представленных участниками процесса и имеющихся в материалах дела, решения. Между тем, указанные действия также совершены административными ответчиками после предъявления настоящего административного иска в суд. При том, что работы по приведению автодороги в надлежащее состояние, обеспечивающее безопасность дорожного движения, до настоящего времени не произведены, правовая заинтересованность в восстановлении нарушенных прав неопределенного круга лиц сохраняется, доводы жалоб о том, что принятые административными ответчиками меры свидетельствуют об отсутствии бездействия со стороны административных ответчиков, судебной коллегией отклоняются как несостоятельные.

Само по себе неуказание в резолютивной части решения суда на признание незаконным бездействия Администрации г.Твери, департамента дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г.Твери не свидетельствует об отсутствии правовых оснований для возложения на них обязанности, определённой законом, а также о необходимости рассмотрения настоящего дела в порядке, установленном ГПК РФ. По настоящему административному делу заявленные административным истцом требования вытекают из спорных правоотношений, в которых административные ответчики реализуют публично-властные полномочия по отношению к другим участникам (неопределенному кругу лиц). Основание административного иска, а в последующем и мотивировочная часть решения суда содержат указание на допущенное административными ответчиками незаконное бездействие при исполнении публично-правовой обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения. Гражданско-правовые отношения в данном случае отсутствуют, в связи с чем дело правомерно рассмотрено в порядке административного производства.

Доводам административных ответчиков о том, что удовлетворение требований прокурора означает вмешательство в деятельность органов местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие решение об очередности строительства и капитального ремонта дорог при осуществлении планирования в рамках муниципальных программ, в решении суда была дана оценка, оснований не согласиться с которой не имеется.

Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, поскольку они направлены на реализацию ими полномочий, возложенных федеральными законами, и защиту прав неопределенного круга лиц на жизнь и здоровье, а потому не противоречат ни конституционному принципу разделения властей, ни принципу самостоятельности органов местного самоуправления.

Административное исковое заявление подано прокурором в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в порядке реализации им полномочий, предусмотренных статьями 27, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и статьи 39 КАС РФ. Конкретные способы исполнения решения суда и необходимый объём работ в целях исполнения решения суда административные ответчики вправе определять самостоятельно.

Вопреки доводам жалобы департамента дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Твери материалы дела содержат доказательства наличия на рассматриваемой дороге просадок и проломов. В частности акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) «проезд от шоссе Московское до лицея № 40 в дер. Большие Перемерки» в г. Твери, составленный 28 сентября 2020 года помощником прокурора Московского района г. Твери Красавцевой И.С. и госинспектором дорожного надзора отдела ГИБДД УМВД России по г. Твери Матросовым Д.А., и акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 23 марта 2020 года, составленный госинспектором ДН ГИБДД УМВД России по г. Твери Матросовым Д.А., подтверждают наличие на участке проезжей части от д. 40Б до д. 42/3 по всей ее ширине многочисленных повреждений дорожного покрытия, просадок, проломов, глубиной более 5 см и длиной 702 м, что превышает размеры и площадь дефектов, указанных в таблице 5.3 ГОСТ Р 50597-2017.

С учетом того, что в решении суда указаны требования ГОСТ Р 52766 - 2007 «Автомобильные дороги общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», которым должны соответствовать обустраиваемые тротуары и наружное стационарное электрическое освещение, конкретные характеристики данных элементов обустройства автомобильной дороги определяются при разработке проектной документации в соответствии с требованиями ГОСТ, а потому доводы жалобы о несоответствии решения суда разъяснениям, изложенным в пункте 11 Пленума Верховного суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», подлежат отклонению.

В целом доводы апелляционных жалоб о несогласии с выводами суда, неправильного применения судом норм материального права, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта, так как не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судом нижестоящей инстанций при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, либо опровергали бы выводы, изложенные в обжалуемом решении.

Существенных нарушений процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного постановления, не установлено.

Однако, принимая во внимание объем работ и особенности их финансирования, климатические условия региона, а также характер и существо выявленных недостатков в содержании элементов обустройства автомобильной дороги, судебная коллегия полагает необходимым изменить срок исполнения решения суда в части обустройства тротуаров и наружного стационарного электрического освещения, возложив обязанность на административных ответчиков в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения и организовать проведение работ по обустройству тротуаров, а также устранить выявленные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения и организовать проведение работ по обустройству наружного электрического стационарного освещения в срок до 01 сентября 2021 года.

Кроме того, в целях приведения резолютивной части решения суда в соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует внести изменение в ее первый абзац, указав, что на административных ответчиков возложена обязанность по организации проведения ремонтных работ асфальтобетонного покрытия на поименованной выше автомобильной дороге.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Московского районного суда г. Твери от 03 декабря 2020 года изменить, изложив его первый абзац в следующей редакции:

«Обязать департамент дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Твери и Администрацию г. Твери в пределах компетенции каждого из административных ответчиков в срок до 01 сентября 2021 года устранить выявленные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения и организовать проведение ремонтных работ асфальтобетонного покрытия на участке автомобильной дороги общего пользования местного значения «проезд от шоссе Московское до лицея № 40 в деревне Большие Перемерки» в городе Твери Тверской области», категория №3, идентификационный номер № 28 401 370 ОП МГ 0340, а именно».

Абзацы 22 и 23 резолютивной части решения суда изложить в следующей редакции:

«Обязать департамент дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Твери и Администрацию г. Твери в пределах компетенции каждого из административных ответчиков в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения и организовать проведение работ по обустройству тротуаров в соответствии с требованиями п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766 – 2007 «Автомобильные дороги общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» на проезде «от шоссе Московское до лицея № 40 в деревне Большие Перемерки в г. Твери Тверской области (на всем протяжении).

Обязать департамент дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Твери и Администрацию г. Твери в пределах компетенции каждого из административных ответчиков в срок до 01 сентября 2021 года устранить выявленные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения и организовать проведение работ по обустройству наружного электрического стационарного освещения в соответствии с требованиями п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766 - 2007 «Автомобильные дороги общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» на участке дороги «проезд от шоссе Московское до лицея № 40 в деревне Большие Перемерки» города Твери Тверской области и от дома № 40Б до дома 42 стр.1 в дер. Большие Перемерки города Твери Тверской области».

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации г. Твери и департамента дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Твери – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции во Второй кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

             

Судьи

33а-1291/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (не осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)
Истцы
Прокурор Московского района г.Твери
Ответчики
Администрация г.Твери
Департамент дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г.Твери
Другие
ГИБДД УМВД по г.Твери
МУП "ЖЭК"
МУП "Тверьгорэлектро"
Суд
Тверской областной суд
Судья
Сельхова Ольга Евгеньевна
Дело на сайте суда
oblsud.twr.sudrf.ru
07.04.2021Судебное заседание
23.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.04.2021Передано в экспедицию
07.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее