Решение по делу № 8Г-12215/2022 [88-13311/2022] от 27.05.2022

                                                                  УИД 03RS0005-01-2020-010191-96

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-13311/2022

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

кассационного суда общей юрисдикции

30 июня 2022 года                                                                                г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Никоновой О.И.,

судей Шабанова С.Г., Прокаевой Е.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостана – Акчуриной Наили Аббясовны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 23 марта 2022 г. по гражданскому делу № 2-358/2021 по иску прокурора г. Уфы, выступающего в интересах Габдраупова Гарафия Кашфиевича к Правительству Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения.

Заслушав доклад судьи Шабанова С.Г., пояснения представителя Правительства Республики Башкортостан Инсаповой З.В., действующей на основании доверенности от 08.11.2021, заключение прокурора Шестого отдела апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гуляевой Е.С., изучив материалы дела,

                                               установила:

Прокурор г. Уфы, выступающий в интересах Габдраупова Гарафия Кашфиевича, обратился в суд с иском к администрации городского округа г. Уфа Республки Башкортостан о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма.

Заявленные требования мотивированы тем, что Прокуратурой г. Уфы проведена проверка по обращению Габдраупова Г.К. о нарушении его жилищных прав. Согласно справке ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы» от ДД.ММ.ГГГГ Габдраупову Г.К. с ДД.ММ.ГГГГ установлена 1 группа инвалидности бессрочно. Постановлением Администрации муниципального образования Советский район г. Уфы РБ от ДД.ММ.ГГГГ Габдраупов Г.К. поставлен на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно акту обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ Муниципальной комиссией администрации ГО г. Уфа РБ по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, сделан вывод об отсутствии технической возможности приспособления жилого помещения <адрес> и общего имущества в многоквартирном доме для проживания инвалида.

Данный акт указанной Муниципальной комиссией направлен в Межведомственную комиссии ГО г. ФИО3 по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которой ДД.ММ.ГГГГ принято решение о выявлении оснований для признания жилого помещения Габдраупова Г.К. непригодным для проживания.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан от 24.04.2019 внесены изменения в решение Октябрьского районного суда г. Уфы от 15.01.2019 которым жилое помещение - комната <адрес> признана непригодной для проживания инвалида-колясочника Габдраупова Г.К.

Прокурор г. Уфы просил обязать администрацию городского округа город Уфа РБ вне очереди предоставить Габдраупову Г.К. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте городского округа город Уфа, отвечающее установленным требованиям для проживания инвалидов-колясочников. Уточнив исковые требования в качестве ответчика указал Правительство Республики Башкортостан.

Решением Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 30 марта 2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 14 июля 2021 г., исковые требования прокурора г. Уфы, выступающего в интересах Габдраупова Гарафия Кашфиевича к Правительству Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения удовлетворены.

Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 23 декабря 2021 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 14 июля 2021 г. отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.

         Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 23 марта 2022 г., решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 30 марта 2021 г. отменено. Судом апелляционной инстанции постановлено новое решение: Исковые требования прокурора города Уфы, в интересах Габдраупова Гарафия Кашфиевича, к администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди удовлетворить.

Возложить обязанность на администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить Габдраупову Гарафию Кашфиевичу вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения для проживания инвалидов-колясочников с учетом права на пользование дополнительной жилой площадью, но не менее 14,9 кв.м, общей площади.

В исковых требованиях прокурора города Уфы, в интересах Габдраупова Гарафия Кашфиевича, к Правительству Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди - отказать.

           В кассационной жалобе представителем администрации городского округа Уфа Республики Башкортостан ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 23 марта 2022 г. как постановленного с нарушением норм материального права и об оставлении без изменения решения Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 30 марта 2021 г. полагая, что Габдраупов Г.К. имея правовой статус инвалида, нуждающегося в улучшении жилищных условий и поставленный на учет до 01 октября 2005 г., подлежит обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. Судом при принятии решения не учтены положения статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Суд безосновательно возложил обязанность по обеспечению инвалида жильем на орган местного самоуправления, поскольку исполнителем мероприятий при осуществлении государственных полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов нуждающихся в улучшении жилищных условий возложены на государственное казенное учреждение Управление по реализации жилищных программ Республики Башкортостан, осуществление мероприятий по оказанию мер государственной поддержки по обеспечению жильем категорий граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях.

В судебное заседание суда кассационной инстанции представитель Администрации городского округа Уфа Республики Башкортостан не явился.

Представитель Правительства Республики Башкортостан относительно доводов кассационной жалобы возражал.

Прокурор возражала, полагала апелляционное определение законным, обоснованным, правильным, постановленным при правильном определении обстоятельств дела, с соблюдением норм материального и процессуального права.

В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.

Информация о рассмотрении кассационной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет (https//6kas.sudrf.ru/).

Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменные возражения ответчика на кассационную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.

Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие основания для пересмотра обжалуемого апелляционного определения в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы отсутствуют.

Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, Габдраупов Г.К. является собственником комнаты, общей площадью 13,1 кв.м, расположенной на пятом этаже по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан.

Габдраупову Г.К. с ДД.ММ.ГГГГ установлена 1 группа инвалидности бессрочно, что подтверждается справкой ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы» от ДД.ММ.ГГГГ.

Муниципальной комиссией Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в результате обследования жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, сделан вывод об отсутствии технической возможности приспособления жилого помещения <адрес>, общего имущества в многоквартирном доме для проживания инвалида и составлен акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ

Постановлением главы администрации Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ Габдраупов Г.К. с составом семьи из четырех человек принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма.

    Комиссией администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в результате обследования жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, сделан вывод об отсутствии технической возможности приспособления жилого помещения <адрес>, общего имущества в многоквартирном доме, для проживания инвалида, составлен акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ направленный в Межведомственную комиссию городского округа город ФИО3 Республики ФИО3 по признанию жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которой ДД.ММ.ГГГГ принято решение о выявлении оснований для признания жилого помещения Габдраупова Г.К. непригодным для его проживания.

    Суд первой инстанции производя замену ненадлежащего ответчика – администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на Правительство Республики Башкортостан и возлагая на ответчика обязанность по обеспечению Габдраупова Г.К. жилым помещением, пришел к выводу о том, что в соответствии с положениями статей 57, 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, Габдраупов Г.К., стоящий на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении и проживающий в квартире, признанной в установленном порядке непригодной для его проживания и ремонту или реконструкции не подлежит, имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма и, поскольку Габдраупов Г.К. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 1 марта 2005 г., был включен в список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, то есть, по ранее действовавшему законодательству, исходя из положений статей 17, 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», подлежит обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета» Правительством Республики Башкортостан.

    Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое, судебная коллегия по гражданским делам Республики Башкортостан указала, что судом первой инстанции, в нарушение норм гражданского процессуального законодательства не определен состав лиц, участвующих в деле, не привлечена к участию в деле в качестве соответчика администрация городского округа город Уфа.

    Пересматривая дело по правилам производства в суде первой инстанции, суд апелляционной инстанции, оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса и доводы сторон, руководствуясь положениями части 1 статьи 17, статьей 28.2, 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", пришел к выводу о том, что за гражданами, не реализовавшими до 1 марта 2005 г. право на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма, независимо от времени их принятия на учет после указанной даты это право сохраняется. При этом, предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует указанной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании положений Жилищного кодекса Российской Федерации. А поскольку обеспечение жилыми помещениями малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий отнесено Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения, реализация прав инвалидов из числа лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным пунктом 3 частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, относится к компетенции органов местного самоуправления.

    Определяя размер жилого помещения, суд апелляционной инстанции на основании положений части 7 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации обоснованно указал, что Габдраупов Г.К. подлежит обеспечению с учетом права на пользование дополнительной жилой площадью не менее 14,9 кв.м общей площади, с учетом имеющейся в его собственности жилого помещена площадью 13,1 кв.м, поскольку оно не признано непригодным для проживания аварийным и таким образом, является непригодным лишь для проживания инвалидов, пользующихся креслами-колясками.

Суд кассационной инстанции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они основаны на совокупности исследованных доказательств, которым дана надлежащая оценка, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, при правильном применении норм права.

    В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

    Согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

    Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

    Абзацем первым статьи 17 указанного Федерального закона предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

    Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г., как следует из части второй названной статьи, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

    Вместе с тем в пункте 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.

    Внеочередной порядок обеспечения жилым помещением инвалидов, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не устанавливает.

    В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г., в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма.

    Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

    Таким образом, жилые помещения по договорам социального найма указанным лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом приведенных положений части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

    Из статьи 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.

    Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации.

    В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

    Согласно положениям, действовавшего до 1 марта 2005 г. Жилищного кодекса РСФСР для постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось признание таких лиц малоимущими.

    Учитывая изложенное, граждане, являющиеся инвалидами, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, вставшие до 1 января 2005 г. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, к которым относится Габдраупов Г.К., имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке, и в отношении таких граждан действует порядок обеспечения жилыми помещениями, установленный Жилищным кодексом Российской Федерации, соответствующие меры социальной поддержки указанных лиц специальным законодательством к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации не отнесены.

    Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесено в числе прочего обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.

    В силу абзаца двенадцатого части 1 статьи 2, пункта 6 части 1 статьи 14, пункта 6 части 1 статьи 16 Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ предоставление малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов местного самоуправления.

    Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

    Согласно части первой статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.

    В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

    Таким образом, реализация прав инвалидов из числа лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным пунктом 1 частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, относится к компетенции органов местного самоуправления.

При рассмотрении настоящего гражданского дела судом апелляционной инстанций не допущено нарушений и неправильного применения норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного постановления, а также нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих безусловную отмену судебных постановлений.

Кассационная инстанция при проверке законности судебных постановлений нижестоящих судов не вправе входить в обсуждение фактической стороны дела. Исследование и оценка представленных участниками дела доказательств, на которых основаны изложенные в судебных постановлениях выводы, отнесены законом к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций.

Кассационная жалоба не содержит указаний на обстоятельства, которые не были учтены судами и не получили правовую оценку.

При таких обстоятельствах судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.

Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

                                            определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 23 марта 2022 г. по гражданскому делу № 2-358/2021 по иску прокурора г. Уфы в интересах Габдраупова Гарафия Кашфиевича к Правительству Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения, - оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостана, - без удовлетворения.

Председательствующий                            /подпись/                          О.И. Никонова

Судьи:                                                        /подпись/                            Е.Д. Прокаева

                                                                      /подпись/                          С.Г. Шабанов

8Г-12215/2022 [88-13311/2022]

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор города Уфы
Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Габдраупов Гарафи Кашфиевич
Ответчики
Правительство Республики Башкортостан
Другие
Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре
Администрация Советского района ГО г. Уфа РБ
ГКУ по реализации жилищных программ
Министерство финансов Республики Башкортостан
Суд
Шестой кассационный суд общей юрисдикции
Дело на странице суда
6kas.sudrf.ru
30.06.2022Судебное заседание
30.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее