Дело № 2а-1233/2020
УИД 75RS0015-01-2020-002274-80
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 декабря 2020 года Краснокаменский городской суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Першутова А.Г.,
при секретаре Веригиной А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Краснокаменске административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Забайкальскому краю к Шабановой ФИО6 о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № по Забайкальскому краю (МРИ ФНС России № по Забайкальскому краю) обратилась в суд с административным иском к Шабановой ФИО8 о взыскании обязательных платежей и санкций, ссылаясь на то, что административный ответчик является плательщиком страховых взносов, страхователем по обязательному пенсионному страхованию, а также обязательному медицинскому страхованию. Обязанность по уплате страховых взносов административным ответчиком не была исполнена. Налоговым органом в адрес административного ответчика направлено требование №, однако до настоящего времени задолженность не погашена. В связи с чем, административный истец просит суд восстановить срок для обращения в суд, взыскать с Шабановой ФИО9: страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ за ДД.ММ.ГГГГ, в сумме <данные изъяты>; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, в сумме <данные изъяты>; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ за ДД.ММ.ГГГГ), в сумме <данные изъяты>; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ), в сумме <данные изъяты>. Всего <данные изъяты>
В судебное заседание административный истец МРИ ФНС России № по Забайкальскому краю своего представителя не направила, о времени и месте рассмотрения дела извещалась судом надлежаще и своевременно, представитель административного истца Туркина О.О., действующая на основании своих прав по должности, письменно ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя, заявленные требования поддерживает в полном объеме.
Административный ответчик Шабанова Т.К., будучи надлежащим образом уведомленной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, не сообщила об уважительных причинах неявки.
Суд, руководствуясь частью 2 статьей 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 243-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на ДД.ММ.ГГГГ, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, налоговым законодательством установлен срок применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога в отношении налогоплательщика в случае неисполнения последним данной обязанности.
Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В силу ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Как установлено судом, Шабанова Т.К. до ДД.ММ.ГГГГ осуществляла предпринимательскую деятельность, в связи с чем являлась плательщиком страховых взносов, страхователем по обязательному медицинскому и обязательному пенсионному страхованию.
В связи с неуплатой страховых взносов административному ответчику Шабановой Т.К. были начислены: страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ за ДД.ММ.ГГГГ, в сумме <данные изъяты> пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, в сумме <данные изъяты>; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ за ДД.ММ.ГГГГ), в сумме <данные изъяты>; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ), в сумме <данные изъяты>. Всего <данные изъяты>
Налоговым органом в адрес административного ответчика направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-10).
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Следовательно, истечение предусмотренного законом срока для взыскания обязательных платежей не может являться препятствием для обращения в суд, а вопрос о пропуске этого срока и наличии уважительных причин для его восстановления подлежит исследованию судом с учетом конкретных обстоятельств дела.
При этом не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска указанных сроков внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.
Кроме того, лицо, ходатайствующее о восстановлении пропущенного срока, в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 289 КАС РФ должно не только указать причины его пропуска, но и представить доказательства невозможности совершить соответствующее процессуальное действие в установленный срок.
Из материалов дела следует, что срок для обращения в суд по требованию № № от ДД.ММ.ГГГГ истек ДД.ММ.ГГГГ. Сведений об обращении налогового органа с заявлением о выдаче судебного приказа материалы дела не содержат. Настоящее административное исковое заявление подано в суд ДД.ММ.ГГГГ, т.е. со значительным пропуском срока на обращение в суд.
Соответствующие доказательства невозможности совершить процессуальное действие в установленный срок административным истцом не представлены, в связи с чем, уважительность причин пропуска срока на обращение в суд, связанных с переходом на новую программу электронной обработки данных АИС «Налог-3» не могут быть признаны обоснованными, обстоятельствам дела не соответствуют.
Пропуск срока на обращение с заявлением в суд о взыскании обязательных платежей и санкций и отсутствие уважительных причин для его восстановления, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении предъявленных требований.
При указанных обстоятельствах административное исковое заявление удовлетворению не подлежит, поскольку доказательств наличия оснований для взыскания налога, пени не представлено, срок для обращения в суд с требованиями пропущен без уважительных причин.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Забайкальскому краю к Шабановой ФИО7 о взыскании обязательных платежей и санкций отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Краснокаменский городской суд Забайкальского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий –
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ