Судья Савватеева М.А. Дело № 33-3996/15 А-27
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 апреля 2015 года Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе
председательствующего: Баимовой И.А.,
судей: Беляковой Н.В., Щуровой А.Н.,
при секретаре: Разумных Н.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Баимовой И.А.
гражданское дело по иску Куликова Б.И. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Назарово и Назаровском районе Красноярского края о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости,
по апелляционной жалобе Куликова Б.И.,
на решение Назаровского городского суда Красноярского края от 02 февраля 2015 года, которым постановлено:
«Исковые требования Куликова Б.И. к УПФ РФ (ГУ) в г. Назарово и Назаровском районе Красноярского края о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, удовлетворить частично.
Обязать УПФ РФ (ГУ) в г. Назарово и Назаровском районе Красноярского края включить в специальный стаж Куликова Б.И., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период работы с <дата> в должности Муниципального медицинского предприятия Станция скорой медицинской помощи, с <дата>, с <дата> курсы повышения квалификации с отрывом от производства, в остальной части в удовлетворении исковых требований отказать».
Заслушав докладчика, истца Куликова Б.И. и его представителя- Гаманкову М.Д. (на основании ордера № от <дата>), представителя УПФ РФ (ГУ) в г. Назарово и Назаровском районе Красноярского края- Королеву А.С. (на основании доверенности от <дата>), представителя КГБУЗ «Назаровская районная больница» Потехину С.В. (на основании доверенности от <дата>) и представителя КГБУЗ «Назаровская станция скорой медицинской помощи» Потехину С.В. (на основании доверенности от <дата>), судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Куликов Б.И. обратился в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в г. Назарово и Назаровском районе Красноярского края о включении в трудовой стаж периодов работы с <дата> главным врачом Муниципального медицинского предприятия Станция скорой медицинской помощи, с <дата> главным врачом Муниципального учреждения здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи», а также с <дата> и с <дата> врачом-эндоскопистом на 0,5 ставки в поликлинике Назаровской районной больницы, периодов нахождения на курсах повышения квалификации с <дата>, прохождения учебных сборов с <дата>; возложении обязанности досрочно назначить трудовую пенсию по старости с 31.03.2014г.
Требования мотивировал тем, что решением ответчика от <дата> ему незаконно отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа, поскольку спорные периоды работы не приняты к зачету в специальный стаж, несмотря на доказанность выполнения истцом в период работы главным врачом также работы врача-специалиста. В период прохождения курсов повышения квалификации и ученических сборов за ним сохранялся средний заработок и выплачивались страховые взносы в ПФ РФ.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Куликов Б.И. просит решение суда в части отказа в требованиях отменить, ссылаясь на неправомерный отказ во включении в стаж всех курсов повышения квалификации, а также на отсутствие законодательных ограничений для зачета в льготный стаж работы в должности главного врача и одновременной работы врачом-эндоскопистом на 0,5 ставки не по основному месту работу. Кроме того в период прохождения истцом военных сборов законодательством было закреплено сохранение за работниками заработной платы, в связи с чем, данный период подлежит зачету в спец.стаж.
Проверив материалы дела и решение суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав истца, его представителей и представителя третьих лиц, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика, согласного с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет, в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п. 2 ст. 27 этого же Федерального закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Удовлетворяя частично требования Куликова Б.И. в части включения в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью периода его работы с <дата> в должности главного врача Муниципального медицинского предприятия Станция скорой медицинской помощи, суд первой инстанции правомерно исходил из положений действовавшего до 01.11.1999г. Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464, утвердившего Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», которым было закреплено право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с лечебной деятельностью врачей лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, без установления требований осуществления врачебной деятельности для врачей-руководителей.
Решение суда в данной части сторонами не оспаривается.
Отказывая во включении в льготный стаж последующих спорных периодов работы истца с <дата> в должности главного врача Муниципального медицинского предприятия Станция скорой медицинской помощи и с <дата> в должности главного врача МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» при одновременной работе с <дата> и с <дата> врачом-эндоскопистом на 0,5 ставки в поликлинике Назаровской районной больницы, суд правомерно исходил из того, что соответствующим Списком, утвержденными Постановлением Правительства РФ №» 781 от 29.10.2002г. (как и действующим с 01.11.1999г. Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999г.) предусмотрена должность врачей-руководителей учреждений (их структурных подразделений), осуществляющих врачебную деятельность.
Учитывая, что доказательств осуществления истцом врачебной деятельности в пределах рабочего времени главного врача в спорные периоды не представлено, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для включения данных периодов в стаж работы Куликова Б.И., дающего право на досрочное назначение пенсии.
Судебная коллегия полагает верным данный вывод суда, принимая во внимание, что в соответствии с Положением об оплате труда работников здравоохранения РФ и Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала в учреждениях здравоохранения (приложение к приказу Минздрава России от 15 октября 1999 г. № 377, действовавшему в спорный период) главный врач относится к руководителям учреждений здравоохранения. Согласно п. 5.3 Положения врачам-руководителям учреждений здравоохранения разрешается вести в учреждениях, в штате которых они состоят, работу по специальности в пределах рабочего времени по основной должности с оплатой в размере 25% должностного оклада врача соответствующей специальности. Работа руководителей и их заместителей по специальности, независимо от ее характера и объема, должна отражаться в соответствующих документах. Размер доплаты определяется приказом по учреждению.
Таким образом, осуществление руководителем врачебной деятельности в том же учреждении должно подтверждаться документами, свидетельствующими о доплатах за работу врача-специалиста. Таких доказательств по делу не представлено и на наличие данных обстоятельств сторона истца в обоснование требований в указанной части не ссылалась.
При этом в силу п. 4 Правил, утвержденных вышеуказанным Постановлением Правительства РФ № 781 условием включения в стаж работы в должностях, предусмотренным Списком является ее выполнение в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в Списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительности рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.
Принимая во внимание, что с <дата> истец работал в поликлинике Назаровской районной больницы врачом-эндоскопистом на 0,5 ставки, в их включении в специальный стаж судом также правомерно отказано.
Доводы стороны истца о возможности зачета периодов работы Куликова Б.И. главным врачом после 11.11.1999г. с учетом одновременного выполнения им работы врача-эндоскописта по совместительству на 0,5 ставки, обоснованно отклонены судом первой инстанции и не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку суммирование периодов работы при таких обстоятельствах нормами действующего законодательства не предусмотрено. При отсутствии доказательств осуществления истцом врачебной деятельности в должности главного врача Муниципального медицинского предприятия Станция скорой медицинской помощи и МУЗ «Станция скорой медицинской помощи», указанные периоды работы не соответствуют требованиям Списка и не подлежат суммированию в соответствии с п. 4 Правил.
Удовлетворяя требования Куликова Б.И. о включении в трудовой стаж периодов с <дата> нахождения на курсах повышения квалификации в период работы в должности врача-педиатра участкового в детской поликлинике Назаровской ЦРБ, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что данные периоды в силу положений ст. 187 ТК РФ являются периодами работы по специальности, поскольку законом предусмотрено сохранение за работником места работы и заработной платы в случае направления работодателем для повышения квалификации с отрывом от работы, истцу в данный период выплачивалась заработная плата и производились отчисления в пенсионный фонд.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда об отказе в удовлетворении требований о включении в трудовой стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с <дата>, поскольку ответчиком включен в специальный стаж Куликова Б.И. период работы с <дата>, в течение которого истец находился на курсах повышения квалификации дважды, ему в указанные периоды выплачивалась заработная плата и производились отчисления в пенсионный фонд.
При таких обстоятельствах, решение суда в данной части подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении требований Куликова Б.И. о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <дата>
Разрешая требования Куликова Б.И. о включении в трудовой стаж периода учебных сборов с <дата>, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397, действовавшем в спорный период врачам и другим работникам здравоохранения в стаж работы по специальности засчитывалась лишь служба в составе Вооруженных Сил СССР.
При этом из сообщения ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края» от <дата> следует, что в вышеуказанный период истец проходил учебные сборы при обучении на военной кафедре Красноярского медицинского института при войсковой части 63331. Поскольку время обучения студентов высших учебных заведений по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах к прохождению военной службы не относится, суд пришел к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для включения периода нахождения истца на учебных сборах при обучении его в Красноярском медицинском институте включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости не подлежит.
Доводы стороны истца о несогласии с решением суда в указанной части со ссылкой на предусмотренное Законом СССР «О всеобщей воинской обязанности» сохранение занимаемой должности и среднего заработка за рабочими и служащими, призванными на военные сборы, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку Куликов Б.И. в спорный период проходил учебные сборы в связи с обучением в ВУЗе.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Назаровского городского суда Красноярского края от 02 февраля 2015 года об отказе Куликову Б.И. в удовлетворении требований о включении в трудовой стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с <дата> отменить, принять в данной части новое решение о включении в трудовой стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с <дата>
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Куликова Б.И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: