Дело № 2-199/2019
УИД- 24RS0012-01-2018-001290-69
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 января 2019 года Дивногорский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи |
Мальченко А.А., |
при секретаре |
Большешаповой А.В., |
с участием помощника прокурора г. Дивногорска |
Васильевой О.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора г. Дивногорска в интересах Филипповой Ларисы Николаевны к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Дивногорская межрайонная больница» о взыскании недоначисленной заработной платы,
Установил:
И.о. прокурора г. Дивногорска в интересах Филипповой Л.Н. обратился в суд с иском к КГБУЗ «Дивногорская межрайонная больница», в котором просит взыскать недоначисленную и невыплаченную заработную плату за декабрь 2017 года, а также за период с января по август 2018 года в размере 43 375 рублей 52 копейки.
Требования мотивированы тем, что в ходе проверки по заявлению Филипповой Л.Н. о нарушении её социальных прав в сфере трудовых отношений в части выполнения работодателем законодательства об оплате труда прокуратурой г. Дивногорска установлено, что Филиппова Л.Н. осуществляет трудовую деятельность в КГБУЗ «Дивногорская межрайонная больница» с 18 декабря 2017 года в должности кастелянши, в соответствии с трудовым договором № 1595-БС от 18 декабря 2017 года.
Согласно трудовому договору, продолжительность рабочей недели Филипповой Л.Н. составляет 40 часов в неделю. Из расчетных листов следует, что в декабре 2017 года, а также в период с января по август 2018 года Филипповой Л.Н. начислялась заработная плата согласно отработанному времени.
В соответствии с требованиями действующего трудового законодательства, начисление заработной платы Филипповой Л.Н. должно было производиться следующим образом: МРОТ, установленный федеральным законом (с учетом фактически отработанного времени) + районный коэффициент + надбавка за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями.
Таким образом, Филипповой Л.Н. не начислена и не выплачена заработная плата: за декабрь 2017 года – 899 рублей 05 копеек; за январь 2018 года – 3186 рублей 07 копеек; за февраль 2018 года – 4166 рублей 40 копеек; за март 2018 года – 4166 рублей 40 копеек; за апрель 2018 года – 4166 рублей 40 копеек; за май 2018 года – 6697 рублей 80 копеек; за июнь 2018 года – 6697 рублей 80 копеек; за июль 2018 года – 6697 рублей 80 копеек; за август 2018 года – 6697 рублей 80 копеек.
Прокурор Васильева О.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, аналогичным изложенным в иске.
Истец Филиппова Л.Н., представитель ответчика КГБУЗ «Дивногорская межрайонная больница», представитель третьего лица – министерства здравоохранения Красноярского края, были надлежащим образом уведомлены о дате, месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явились, уважительных причин неявки суду не представили, с ходатайством об отложении судебного заседания не обращались. На основании ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителя ответчика и представителя третьего лица.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает возможным удовлетворить исковые требования, исходя из следующих обстоятельств.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ.
Часть 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника, как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
На основании ст. 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Как следует из ст. 146 ТК РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.
При этом ст. 148 Трудового кодекса РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах, не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал необходимость при установлении системы оплаты труда в равной мере соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в местностях с особыми климатическими условиями в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (определения от 01 октября 2009 г. № 1160-О-О, от 17.12.2009 г. № 1557-О-О, от 25 февраля 2010 г. № 162-О-О и от 25 февраля 2013 г. № 327-О).
Таким образом, вышеуказанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Вместе с тем, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Данная правовая позиция подтверждена и Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года № 38-П, в пункте 4.2 которого указано, что, в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ч. 3 ст. 37), минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации, величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Постановлением администрации Красноярского края от 24 апреля 1992 года № 160-г "Об установлении районного коэффициента к заработной плате" с 1 апреля 1992 года размер районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета края, установлен в размере 1,30.
Постановлением Совмина СССР, ВЦСПС от 24 сентября 1989 года № 794 "О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края", введена выплата процентных надбавок к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края, которым выплата таких надбавок в настоящее время не установлена, в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (в редакциях ФЗ от 19 декабря 2016, 28 декабря 2016), установлен минимальный размер оплаты труда с 1 июля 2017 года в сумме 7 800 рублей в месяц; с 1 января 2018 года в сумме – 9489 рублей в месяц, с 01 мая 2018 года в размере – 11 163 рублей в месяц.
Как следует из материалов дела, Филиппова Л.Н., в соответствии с трудовым договором № 1595-БС от 18 декабря 2017 года, с 18 декабря 2017 года осуществляет трудовую деятельность в должности кастелянши в Краевом государственном бюджетном учреждении здравоохранения «Дивногорская межрайонная больница».
Согласно условиям трудового договора работнику установлен должностной оклад в размере 2454 рубля за календарный месяц, исходя из нормы 40 часов в неделю, а также районный коэффициент в размере 30% и северная надбавка в размере до 30% (п.п. 4.2, 4.3 трудового договора).
Учитывая приведенные нормы материального права, размер заработной платы работника, суд пришел к выводу, что ответчиком неправильно применено начисление заработной платы истцу, поскольку, исходя из фактического выполнения истцом нормы рабочего времени, с применением установленного Федеральным законом от 19 июня 2000 № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" с 01 июля 2017 года МРОТ в сумме 7 800 рублей в месяц, с 01 января 2018 – 9489 рублей в месяц, с 1 мая 2018 года – 11163 рублей с начислением на данную сумму районного коэффициента - 30% и надбавки за стаж работы в особых климатических условиях - 30%.
С 01 июля 2017 года истец должна была получать заработную плату в месяц в размере не менее 12 480 рублей, с 01 января 2018 года – не менее 15 182 рублей 40 копеек, с 1 мая 2018 года – не менее 17860 рублей 80 копеек.
Вместе с тем, согласно расчетным листкам, истцу была начислена заработная плата в периоды: в декабре 2017 года – 5043 рубля 81 копейка; в январе 2018 года – 8424 рубля; в феврале 2018 года – 11016 рублей; в марте 2018 года – 11016 рублей; в апреле 2018 года – 11016 рублей; в мае 2018 года – 11163 рубля; в июне 2018 года –11163 рубля; в июле 2018 года – 11163 рубля; в августе 2018 года – 11163 рубля.
С учетом изложенного в пользу истца подлежит взысканию недоначисленная заработная плата в размере 43375 рублей 52 копейки из расчета:
- за декабрь 2017 года в размере 899 рублей 05 копеек (3714 рублей 28 копеек (с учетом отработанного времени 80 часов) + 1114 рублей 28 копеек + 1114 рублей 28 копеек = 5942 рубля 86 копеек – 5043 рубля 81 копейка);
- за январь 2018 года в размере 3186 рублей 07 копеек (7256 рублей 29 копеек + 2176 рублей 88 копеек + 2176 рублей 88 копеек = 11610 рублей 07 копеек – 8424 рубля);
- за февраль 2018 года в размере 4166 рублей 40 копеек (9 489 рублей + 2 846 рублей 70 копеек + 2 846 рублей 70 копеек = 15 182 рублей 40 копеек – 11016 рублей);
- за март 2018 года в размере 4166 рублей 40 копеек (9 489 рублей + 2 846 рублей 70 копеек + 2 846 рублей 70 копеек = 15 182 рублей 40 копеек – 11016 рублей);
- за апрель 2018 года в размере 4166 рублей 40 копеек (9 489 рублей + 2 846 рублей 70 копеек + 2 846 рублей 70 копеек = 15 182 рублей 40 копеек – 11016 рублей);
- за май 2018 года в размере 6697 рублей 80 копеек (11163 рубля + 3348 рублей 90 копеек + 3348 рублей 90 копеек = 17860 рублей 80 копеек – 11163 рубля);
- за июнь 2018 года в размере 6697 рублей 80 копеек (11163 рубля + 3348 рублей 90 копеек + 3348 рублей 90 копеек = 17860 рублей 80 копеек – 11163 рубля);
- за июль 2018 года в размере 6697 рублей 80 копеек (11163 рубля + 3348 рублей 90 копеек + 3348 рублей 90 копеек = 17860 рублей 80 копеек – 11163 рубля);
- за август 2018 года в размере 6697 рублей 80 копеек (11163 рубля + 3348 рублей 90 копеек + 3348 рублей 90 копеек = 17860 рублей 80 копеек – 11163 рубля).
Кроме того, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1501 рубль 27 копеек.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковое заявление и.о. прокурора г. Дивногорска в интересах Филипповой Ларисы Николаевны к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Дивногорская межрайонная больница» о взыскании недоначисленной заработной платы – удовлетворить.
Взыскать с Краевого бюджетного учреждения здравоохранения «Дивногорская межрайонная больница» в пользу Филипповой Ларисы Николаевны недоначисленную заработную плату в размере 43375 (сорок три тысячи триста семьдесят пять) рублей 52 копейки.
Взыскать с КГБУЗ «Дивногорская межрайонная больница» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 1501 (одна тысяча пятьсот один) рубль 27 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение 1 (одного) месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Мальченко А.А.
«СОГЛАСОВАННО»:
Судья: ___________________ Мальченко А.А.