3а-241/2021
УИД 62ОS0000-01-2021-000180-54
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 октября 2021 года | г. Рязань |
Рязанский областной суд в составе:
председательствующего судьи Логвина В.Н., с участием
представителя Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Аринушкина Н.С.,
представителя министерства природопользования Рязанской области Крыловой А.В.,
при секретаре Девликамовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-241/2021 по административному исковому заявлению первого заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора Макушенко Е.А. о признании недействующим в части Лесохозяйственного регламента государственного казенного учреждения Рязанской области «Шиловское лесничество», утвержденного постановлением министерства природопользования Рязанской области от 19.12.2017 №38 (в ред. постановления министерства природопользования Рязанской области от 29.12.2020 №47),
УСТАНОВИЛ:
Первый заместитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора Макушенко Е.А. обратилась в суд с административным иском, с учетом уточнения - о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Лесохозяйственного регламента государственного казенного учреждения Рязанской области «Шиловское лесничество», подведомственного министерству природопользования Рязанской области, утвержденного постановлением министерства природопользования Рязанской области от 19.12.2017 №38 (в ред. постановления министерства природопользования Рязанской области от 29.12.2020 №47), в части включения в эксплуатационные леса в таблице 3 раздела 1.1.5 Лесохозяйственного регламента лесных участков, расположенных в границах особо охраняемой природной территории - государственного природного заказника федерального значения «Рязанский», а именно: кварталов 1, 5, 8-10, 12, 16-22, частей кварталов 2-4, 6, 11, 13-15, 23 с-за «Пробуждение» Северного участкового лесничества.
Заявленные требования обоснованы тем, что на территории ГКУ РО «Шиловское лесничество» расположен государственный природный заказник федерального значения «Рязанский», сведения о чем содержатся в таблице 5 пункта 1.1.7 «Перечень особо охраняемых природных территорий (ООПТ)» Лесохозяйственного регламента.
Несмотря на это, таблицей 3 раздела 1.1.5 Лесохозяйственного регламента леса, расположенные на вышеуказанной особо охраняемой природной территории (далее – ООПТ), отнесены к категории эксплуатационных, что противоречит положениям статей 111, 112 Лесного кодекса Российской Федерации.
Неправомерное отнесение Лесохозяйственным регламентом лесных участков, включенных в состав особо охраняемой природной территории, к эксплуатационным лесам не соответствует целям её создания, поскольку допускает осуществление сплошных и выборочных рубок с целью заготовки древесины, размещение лесоперерабатывающей инфраструктуры и другие виды использования лесов без соблюдения ограничений, определенных федеральным и региональным законодательством.
Не соответствующие федеральному законодательству нормы Лесохозяйственного регламента нарушают интересы Российской Федерации, как собственника лесного фонда, а также интересы неопределенного круга лиц, на обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, а также на использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.
В письменных отзывах Министерство природопользования Рязанской области возразило против удовлетворения административного иска. Указало, что Лесохозяйственный регламент разработан в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 27.02.2017 №72 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений».
Привело доводы о том, что проектирование лесничеств, эксплуатационных и защитных лесов, принятие решений об отнесении лесов к защитным лесам, установлении и изменении границ земель, на которых на которых располагаются защитные леса, относится к полномочиям Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза).
В соответствии с пунктом 3 статьи 110 Лесного кодекса РФ, обязательным приложением к решению об отнесении лесов к защитным лесам, эксплуатационным лесам, является текстовое и графическое описание местоположения границ земель, на которых располагаются защитные, эксплуатационные леса, включающее в себя перечень географических координат характерных точек границ таких земель или перечень координат этих точек в системе координат, установленной для ведения ЕГРН в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости.
Также сторона административного ответчика сослалась на то, что по сведениям ЕГРН земельные участки, расположенные в кварталах 1-43 с-з «Пробуждение» Северного участкового лесничества ГКУ РО «Шиловское лесничество», относятся к землям сельскохозяйственного назначения. Тогда, как в соответствии с государственным лесным реестром, указанные земли относятся к землям лесного фонда. В настоящее время вопрос по указанному противоречию решается в судебном порядке, в Арбитражном суде Рязанской области находится дело №А54-4946/2018 по иску АО «Главное управление обустройства войск» к Федеральному агентству лесного хозяйства, Министерству природопользования Рязанской области, ГКУ РО «Шиловское лесничество» об обязании Федерального агентства лесного хозяйства внести изменения в приказ от 23.12.2008 №404 «Об определении количества лесничеств на территории Рязанской области и установлении их границ», об исключении из границ ГКУ РО «Шиловское лесничество», Северное участковое лесничество земельных участков, входящих в состав земельных участков АО «Пробуждение», а также об обязании Министерства природопользования Рязанской области исключить из постановления от 19.12.2017 №38 «Об утверждении лесохозяйственного регламента государственного казенного учреждения Рязанской области «Шиловское лесничество» подведомственного министерству природопользования Рязанской области» сведения о наложении частей земельных участков, входящих в состав земельных участков АО «Пробуждение». АО «Главное управление обустройства войск» просит исключить из границ ГКУ РО «Шиловское лесничество» сведения о земельных участках, входящих в состав кварталов 1-43 Северного участкового лесничества.
В случае удовлетворения Арбитражным судом Рязанской области указанного иска, в государственный лесной реестр и лесохозяйственный регламент ГКУ РО «Шиловское лесничество» в установленном порядке будут внесены изменения.
В случае отказа арбитражным судом в удовлетворении иска, работы по лесоустройству (таксация лесов) в границах ГКУ РО «Шиловское лесничество», согласно Приложению 28 к Лесному плану Рязанской области (утв. постановлением Губернатора Рязанской области от 29.12.2018 №167-пг «Об отверждении Лесного плана Рязанской области»), будут проведены в 2027-2028 годах. По результатам таксации лесов, предложения исполнителя работ будут направлены Министерством в Рослесхоз, для подготовки и принятия соответствующего приказа по отнесению эксплуатационных лесов, расположенных в границах ООПТ к защитным лесам с категорией защитности - «Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях». На основании изданного приказа в установленном порядке будут внесены изменения в Лесохозяйственный регламент.
Также административный ответчик полагает, что указанного прокуратурой нарушения прав неопределенного круга лиц не происходит, так как режим охраны ООПТ строго соблюдается при назначении рубок, как при заготовке древесины, так и при осуществлении мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Считает, что удовлетворение требований прокурора может привести к негативным последствиям для леса, поскольку целевое назначение лесов, находящихся в границах ООПТ будет неопределенным в течении нескольких лет до вынесения Рослесхозом соответствующего приказа. В настоящее время Министерство не имеет реальной возможности устранить несоответствие в нормах лесохозяйственного регламента.
В судебном заседании представитель Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры – Аринушкин Н.С., поддержал уточненные административные исковые требования.
Представитель административного ответчика министерства природопользования Рязанской области Крылова А.В. - возразила против удовлетворения административного иска.
На основании части 5 статьи 213 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся представителей заинтересованных лиц - Федерального агентства лесного хозяйства и ГКУ РО «Шиловское лесничество», извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив административное исковое заявление, исследовав материалы дела, суд считает административные исковые требования подлежащими удовлетворению, по следующим мотивам.
В соответствии со статьей 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 названной статьи, в полном объеме (часть 7).
Частью 8 статьи 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В силу пункта "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации содержится перечень полномочий в области лесных отношений, осуществление которых передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе полномочия по разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов.
В соответствии с частью 2 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Согласно части 3 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, указанных в части 2 статьи 83 настоящего Кодекса, а также лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.
Исходя из приведенных положений законодательства, утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, отнесено к полномочиям федерального органа исполнительной власти.
Из материалов дела судом установлено, что лесохозяйственный регламент государственного казенного учреждения Рязанской области «Шиловское лесничество», подведомственного министерству природопользования Рязанской области, утвержден постановлением министерства природопользования Рязанской области от 19.12.2017 №38 (в ред. постановления министерства природопользования Рязанской области от 29.12.2020 №47).
Текст документа опубликован в сетевом издании «Рязанские ведомости» www.rv.ryazan.ru, 22.12.2017, «Рязанские ведомости», № 220, 26.12.2017 (Постановление) (на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.12.2020).
В соответствии с пунктом 1 Положения о министерстве природопользования Рязанской области, утвержденного постановлением Правительства Рязанской области от 05.10.2010 № 240, министерство природопользования Рязанской области является центральным исполнительным органом государственной власти Рязанской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Рязанской области в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в сфере лесных отношений и др.
К полномочиям Министерства природопользования Рязанской области относится разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов (подпункт 8 пункта 1 раздела III Положения о министерстве природопользования Рязанской области, утвержденного постановлением Правительства Рязанской области от 05.10.2010 № 240).
Судом установлено и лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что на территории ГКУ РО «Шиловское лесничество» располагается особо охраняемая природная территория - государственный природный заказник федерального значения «Рязанский», организованный Приказом Главохоты РСФСР от 01.10.1987 N 382 "Об организации государственного республиканского зоологического заказника "Рязанский".
В связи с этим суд полагает, что министерство природопользования Рязанской области, являющееся исполнительным органом государственной власти Рязанской области, утверждая Лесохозяйственный регламент ГКУ РО «Шиловское лесничество», отдельные лесные участки которого расположены на землях особо охраняемой природной территории, в оспариваемой части вышло за пределы предоставленных ему полномочий, что является основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим в оспариваемой части.
Положениями статей 10, 12, 102, 103 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в период принятия оспариваемого постановления) определено, что леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. При этом в числе категорий защитных лесов выделяются леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, в частности на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях.
Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Эксплуатационные же леса имеют иные цели освоения: для устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов.
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулируются Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона об особо охраняемых природных территориях с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий: а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; б) национальные парки; в) природные парки; г) государственные природные заказники; д) памятники природы; е) дендрологические парки и ботанические сады.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 вышеуказанного Закона на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
В отличие от эксплуатационных лесов в защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (часть 6 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции действовавшей в период принятия оспариваемого нормативного правового акта).
Аналогичные положения закреплены в части 6 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации и частях 1 и 3 статьи 112 Лесного кодекса Российской Федерации, введенных в действие с 1 июля 2019 года.
Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 16.07.2007 N 181 утверждены «Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях" (далее - Особенности).
Пунктом 6 Особенностей определено, что в лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территории.
Приказом Минприроды РФ от 10.06.2010 N 202 утверждено Положение о государственном природном заказнике федерального значения "Рязанский".
В соответствии с вышеназванным Положением государственный природный заказник федерального значения "Рязанский" (далее - заказник) имеет профиль биологического (зоологического) и предназначен для сохранения и восстановления ценных в хозяйственном отношении, а также редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира и среды их обитания (пункт 1.2). На территории заказника установлен особый режим охраны, запрещающий заготовку древесины, проведение сплошных рубок леса за исключением связанных с реконструкцией и эксплуатацией существующих линейных объектов, осуществляемых в соответствии с настоящим Положением (пункт 3.1).
Перечень особо охраняемых природных территорий в границах ГКУ РО «Шиловское лесничество» с указанием номеров кварталов или их частей представлен в таблице 5 пункта 1.1.7 Лесохозяйственного регламента.
Вместе с тем, на территории лесничества не выделена категория защитных лесов "Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях".
В нарушение статей 111, 112 Лесного кодекса Российской Федерации таблицей 3 раздела 1.1.5 Лесохозяйственного регламента указанные выше леса, расположенные в границах названной особо охраняемой природной территории, отнесены к категории эксплуатационных, а именно: кварталы 1, 5, 8-10, 12, 16-22, части кварталов 2-4, 6, 11, 13-15, 23 с-за «Пробуждение» Северного участкового лесничества.
Данная информация подтверждается также сведениями Рязанского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от 14.05.2021 № Ф23/01-05/37.
В ходатайстве от 30.09.2021 административный ответчик указал, что по договору аренды б/н от 24.11.2008 во временное пользование ООО «Ока-Хольц» передан лесной участок, включающий кварталы 1-31 Северного участкового лесничества.
Неправомерное отнесение Лесохозяйственным регламентом лесных участков, включенных в состав особо охраняемой природной территории, к эксплуатационным лесам не соответствует целям её создания, поскольку допускает осуществление сплошных и выборочных рубок с целью заготовки древесины, размещение лесоперерабатывающей инфраструктуры и другие виды использования лесов без соблюдения ограничений, определенных федеральным и региональным законодательством.
Согласно преамбуле (абзац второй) Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
Не соответствующие федеральному законодательству нормы Лесохозяйственного регламента нарушают интересы неопределенного круга лиц на обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, а также на использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.
Также нарушены интересы Российской Федерации, поскольку лесной фонд и животный мир в пределах территории Российской Федерации являются государственной собственностью и соответственно неисполнение требований, закрепленных действующим природоохранным законодательством, приведет к ненадлежащему проведению мероприятий в данной сфере.
Суд отклоняет возражения административного ответчика, находя, что они фактически сводятся к доводам о нецелесообразности удовлетворения заявленных требований, в связи с необходимостью последующего осуществления затратных мероприятий по приведению Лесохозяйственного регламента в соответствие с требованиями Федерального законодательства.
Эти доводы противоречат целям Федерального законодательства в сфере защиты особо охраняемых природных территорий и не могут служить основанием к отказу в удовлетворении административного иска прокурора, поданного в соответствии со статьей 208 КАС РФ в порядке абстрактного нормоконтроля.
Ходатайство административного ответчика о приостановлении производства по административному делу до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Рязанской области по делу №А54-4946/2018 по иску АО «Главное управление обустройства войск», было отклонено судом, поскольку его удовлетворение привело бы к неоправданному затягиванию судебного процесса. При этом все обстоятельства, имеющие значение для разрешения административного иска, могут быть проверены и установлены судом в рамках настоящего административного дела.
Поскольку оспариваемая часть нормативного правового акта противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, следуя пункту 1 части 2, пункту 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, суд считает необходимым признать Лесохозяйственный регламент недействующим в части со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск первого заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора Макушенко Е.А. о признании недействующим в части Лесохозяйственного регламента государственного казенного учреждения Рязанской области «Шиловское лесничество», утвержденного постановлением министерства природопользования Рязанской области от 19.12.2017 №38 (в ред. постановления министерства природопользования Рязанской области от 29.12.2020 №47), удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Лесохозяйственный регламент государственного казенного учреждения Рязанской области «Шиловское лесничество», подведомственного министерству природопользования Рязанской области, утвержденный постановлением министерства природопользования Рязанской области от 19.12.2017 №38 (в ред. постановления министерства природопользования Рязанской области от 29.12.2020 №47), в части включения в эксплуатационные леса в таблице 3 раздела 1.1.5 Лесохозяйственного регламента лесных участков, расположенных в границах особо охраняемой природной территории - государственного природного заказника федерального значения «Рязанский», а именно: кварталов 1, 5, 8-10, 12, 16-22, частей кварталов 2-4, 6, 11, 13-15, 23 с-за «Пробуждение» Северного участкового лесничества.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в газете «Рязанские ведомости» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Рязанский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 15 октября 2021 года.
Судья- подпись В.Н. Логвин
Копия верна
Судья В.Н. Логвин