№ 2а-2567/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Новосибирск 23 августа 2019 года
Ленинский районный суд г.Новосибирска в составе:
судьи Нестеровой А. В.,
с участием представителя административного истца Шитиковой Н. В.,
представителя административного ответчика Сидоренко И. Ю.,
представителя заинтересованного лица Каневой О. Н.,
при секретаре судебного заседания Ищенко О. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Болотина ФИО9 к мэрии города Новосибирска, департаменту энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города Новосибирска, межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции на территории города Новосибирска о признании незаконным заключения межведомственной комиссии,
УСТАНОВИЛ:
Болотин В. И. обратился в суд с административным иском к ответчикам, с учетом уточнений (л.д.85) просил признать незаконным и отменить заключение межведомственной комиссии по признанию муниципальных помещений города Новосибирска жилыми помещениями, пригодными (непригодными) для проживания граждан, и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции на территории <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о признании многоквартирного жилого <адрес> по <адрес> <адрес> аварийным и подлежащим сносу.
В обоснование административного иска указано, что Болотину В. И. на праве собственности принадлежит <адрес>, расположенная по адресу: г.Новосибирск, 2-й пер.Станиславского, 6, дата регистрации права собственности – 03.10.2018 г. Техническое состояние квартиры хорошее, она пригодна для проживания. Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный <адрес> по <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. О том, что дом признан аварийным, административному истцу стало известно 16.11.2018 г. при обращении в департамент энергетики, жилищного и коммунального хозяйства. Полагает, что оспариваемое заключение принято при отсутствии соответствующих оснований и с нарушением предъявляемых законом требований, также ни один собственник помещений в жилом доме или их представители к участию в работе межведомственной комиссии не привлекались, о работе комиссии не уведомлялись, заключение комиссии им не предоставлялось. Признание дома аварийным и последующее выселение не соответствует техническому состоянию и нарушает право административного истца на проживание в жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности.
Административный истец Болотин В. И. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
Представитель административного истца Шитикова Н. В. в судебном заседании требования и доводы административного иска поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города мэрии города Новосибирска Сидоренко И. Ю. в судебном заседании административный иск не признала, поддержала письменные возражения, в которых указала, что при вынесении заключения межведомственная комиссия исходила из системы оценки технического состояния строительных конструкций, уведомление собственников о проведении обследования, заседании комиссии по признанию дома аварийным стало обязательным с 02.08.2016 г., тогда как заключение межведомственной комиссии было вынесено 03.10.2018 г., кроме того, Болотин В. И. собственником помещения в данном многоквартирном доме стал 03.10.2018 г., и межведомственная комиссия не могла нарушить права и законные интересы истца. Также информация о статусе многоквартирного дома опубликована на официальном сайте в сети Интернет, и у истца имелась возможность при покупке квартиры ознакомиться с данной информацией. Кроме того, административным истцом пропущен срок для обращения в суд.
Представитель заинтересованного лица управления по жилищным вопросам мэрии города Новосибирска Канева О. Н. в судебном заседании полагала административный иск не подлежащим удовлетворению, представила письменный отзыв.
Представители ответчиков мэрии города Новосибирска, межведомственной комиссии по признании помещений жилыми, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции на территории г.Новосибирска, представитель заинтересованного лица ООО «ИНВЕСТТЭК» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
Суд, выслушав объяснения, изучив материалы административного дела, приходит к следующему.
Согласно ч.4 ст.15 ЖК РФ, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято Постановление от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее – Положение, Положение № 47), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п.2 Положения).
В соответствии с п.7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Из материалов дела следует, что Болотин В. И. с 03.10.2018 г. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>.
Согласно техническому заключению ООО «ЗЕМСТРОЙПРОЕКТ» № 122-13.54.83-39/11 за 2013 г. о состоянии строительных конструкций жилого здания по 2-му пер.Станиславского, 6 в г.Новосибирске, общее состояние основных строительных конструкций характеризуется категорией технического состояния как ограничено работоспособное; системы инженерного обеспечения: электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения не соответствуют современным требованиям; моральный и физический износы здания превышены почти в два раза; жилое здание по 2<адрес> <адрес> непригодно для нормальной эксплуатации, а также для проживания в нем, капитальный ремонт нецелесообразен.
Заключением № 350 от 08.08.2013 г. межведомственной комиссии, назначенной распоряжением мэра от 19.07.2011 г. № 6333, многоквартирный жилой <адрес> <адрес> в г.Новосибирске признан аварийным и подлежащим сносу.
С данным решением Болотин В. И. не согласен, в связи с чем предъявлен административный иск.
В соответствии с ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ч.7 ст.219 КАС РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Представитель административного ответчика заявила о пропуске административным истцом срока исковой давности, в обоснование указала, что срок для обжалования заключения межведомственной комиссии № 350 от 08.08.2013 г. должен исчисляться с момента заключения сделки по приобретению квартиры административным истцом.
Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства от 16.05.2015 г. № 79 утвержден реестр аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 01.01.2012 г. Данный приказ 01.10.2015 г. опубликован на официальном сайте Правительства Новосибирской области http://www.nso.ru.
Также раскрытие информации о деятельности по управлению многоквартирным домом осуществляется в соответствии со Стандартом раскрытия информации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами». В соответствии с пунктом 5 Стандарта информация управляющей организацией раскрывается путем:
а) обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации (сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность). Приказом Минрегиона России от 02.04.2013 г. № 124 официальным сайтом в сети Интернет, предназначенным для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, путем ее опубликования в сети Интернет определен сайт портала «Реформа ЖКХ» (www.reformagkh.ru).
На данном сайте указан статус многоквартирного дома по 2-му пер.Станиславского, 6 (аварийный).
При приобретении квартиры у административного истца имелась возможность проявить надлежащую осмотрительность и узнать статус многоквартирного дома, тем более, что из приложенных к техническому заключению ООО «ЗЕМСТРОЙПРОЕКТ» фотографий многоквартирного дома явственно следует, что даже внешний вид дома подразумевает далеко не идеальное общее техническое состояние.
Административный иск направлен в суд посредством почтовой связи 06.02.2019 г. – с пропуском трех месяцев с момента, когда административный истец при проявлении надлежащей осмотрительности должен был узнать о том, что данный многоквартирный дом признан аварийным.
В ходе рассмотрении дела об оспаривании заключения межведомственной комиссии суд проверяет как соблюдение порядка принятия такого заключения, так и соответствие выводов комиссии положениям нормативных правовых актов, устанавливающих требования к оценке пригодности помещений для проживания граждан.
При рассмотрении данной категории дел также проверке подлежит: вынесено ли заключение компетентным составом межведомственной комиссии, включались ли в ее состав лица, указанные в п.7 Положения (представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сфере санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, привлекался ли к работе комиссии собственник жилого помещения либо уполномоченное им лицо, а также эксперты проектно-изыскательских организаций). Кроме того, выясняется, производилась ли оценка фактического состояния жилого помещения на предмет его соответствия требованиям, установленным Положением, назначались ли для этого в необходимых случаях экспертизы.
Согласно п.43 Положения, при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
В силу п.44 Положения, процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает, в числе прочего:
прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;
определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;
составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.
Как следует из материалов дела, проведение оценки многоквартирного дома по <адрес> на предмет его соответствия требованиям, установленным Положением № 47, осуществлялось межведомственной комиссией на основании заявления одного из собственников жилых помещений в данном здании – администрации Ленинского района города Новосибирска и приложенных к нему документов, в том числе: копии технического паспорта; заключения ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новосибирской области»; заключения ОГПН по Ленинскому району г.Новосибирска; заключения о техническом состоянии жилого дома.
Суд приходит к выводу, что оспариваемое решение межведомственной комиссии о признании здания по 2-пер.Станиславского, 6 аварийным и подлежащим сносу принято при соблюдении требований нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия комиссией решения; при наличии оснований, предусмотренных п.34 Положения № 47; в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующие спорные правоотношения.
Выводы межведомственной комиссии сделаны на основании заключения специализированной организации по итогам обследования здания.
Доводы административного истца о неуведомлении собственников помещений многоквартирного дома о проведении осмотра и заседания межведомственной комиссии суд отклоняет, поскольку действующим на момент принятия решения законодательством не была предусмотрена обязанность межведомственной комиссии по оповещению собственников. Правовая позиция Верховного Суда РФ по данному вопросу нашла отражение в Определении от 31.08.2010 г. № КАС10-388, где указано, что Положением № 47 предусмотрено участие собственника в работе межведомственной комиссии с правом совещательного голоса, а довод о привлечении к участию в работе комиссии всех собственников многоквартирного дома несостоятелен.
Кроме того, данное обстоятельство не нарушило права административного истца, поскольку указанные события происходили до перехода права собственности на квартиру в <адрес> <адрес> в <адрес> к административному истцу.
В соответствии с ч.2 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).
Административными ответчиками соблюдение процедуры оценки, предусмотренной п.44 Положения, доказано.
В связи с изложенным требование административного истца о признании незаконным решения межведомственной комиссии от 08.08.2013 г. не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 30.09.2019 ░.
░░░░░ (░░░░░░░) ░. ░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2░-2567/2019 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░. 54RS0006-01-2019-000828-69.