УИД 86RS0013-01-2021-000963-77
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 июля 2021 года город Радужный
Радужнинский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Гаитовой Г.К., при помощнике судьи Волошиной Т.Ю., с участием помощника прокурора г. Радужный Аксеновой Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-381/2021 по административному исковому заявлению прокурора города Радужный Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в интересах неопределенного круга лиц (заинтересованное лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу) о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению информацией,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Радужный обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению информацией. В обоснование заявленных требований указал, что путём мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», выявлены страницы по адресу:
https://ru-docs.co/ohrannik/;
https://kypite.s-gai.net/ohrana/view/udostoverenie-5-go-razryada;
https://udostoverenie-online.com/knowledge-base/11-baza-znanij/116-kupit-udostoverenie-chastnogo-okhrannika-4-razryada,
содержащие информацию о продаже готовых удостоверений частных охранников. Предоставление доступа к данной информации является распространением запрещенной информации. На момент проверки доменные имена указанных интернет-сайтов в Реестре отсутствуют. Ссылаясь на ст. 2, 9, 10, 15, 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», п. 2, 3, 7 Правил выдачи и продления территориальными органами Федеральной Службы войск национальной гвардии Российской Федерации срока действия удостоверения частного охранника, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 года № 587, ст. 291, 292, 324, 327 Уголовного кодекса Российской Федерации, ст. 19.23 КоАП РФ, п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2009 года № 228, п. 2, 3, 5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 года № 1101, ст. 1, 39, 291 КАС РФ, просил признать информацию, размещенную в сети «Интернет» по указанным адресам, запрещенной к распространению в Российской Федерации информацией (л.д. 4-8).
Управление Роскомнадзора по Тюменской области, ХМАО – Югре и ЯНАО, являясь по делу заинтересованным лицом, письменно указало, что страница по адресу https://udostoverenie-online.com/knowledge-base/11-baza-znanij/116-kupit-udostoverenie-chastnogo-okhrannika-4-razryada активна. К страницам по адресам https://ru-docs.co/ohrannik/ и https://kypite.s-gai.net/ohrana/view/udostoverenie-5-go-razryada доступ ограничен на основании решений Анивского районного суда Сахалинской области от 18 мая 2021 года и Нерехтенского районного суда Костромской области от 26 мая 2021 года (л.д. 23-25, 28).
В судебном заседании помощник прокурора г. Радужный Аксенова Ю.С. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Просила административный иск удовлетворить, признать информацию, размещенную в сети «Интернет» по указанным в административном иске адресам, запрещенной к распространению в Российской Федерации информацией.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен, просил дело рассмотреть без его участия (л.д. 20-22, 23-25, 28). На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) административное дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу положений ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, п. 4 ст. 27 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Как следует из материалов административного дела, прокуратурой г. Радужный в ходе осуществления мониторинга сети «Интернет» выявлены страницы по адресу:
https://ru-docs.co/ohrannik/;
https://kypite.s-gai.net/ohrana/view/udostoverenie-5-go-razryada;
https://udostoverenie-online.com/knowledge-base/11-baza-znanij/116-kupit-udostoverenie-chastnogo-okhrannika-4-razryada,
содержащие сведения о продаже готовых удостоверений частных охранников (л.д. 9-15).
Из сообщения ОМВД России по г. Радужному от 04 июня 2021 года № 45/4-13789 следует, что в ходе мониторинга интернет-сайта установить владельцев сайтов и места выхода в сеть не представляется возможным (л.д. 16, 19).
В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники; сайт в сети «Интернет» - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет») по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет»; страница сайта в сети «Интернет» - часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет».
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Частью 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – реестр).
В реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
В соответствии с ч. 3 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 года № 1101.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 года № 228.
В соответствии со ст.11.1 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 года № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника.
Положениями ст.11.1 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 года № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» также установлены требования к лицам, претендующим на приобретение правового статуса частного охранника.
Согласно пункту 9.1 Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче удостоверения частного охранника, утвержденного приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 28 июня 2019 года № 228, для получения удостоверения предоставляются заявление о выдаче удостоверения (приложение 1 к настоящему Административному регламенту) и ряд документов, в том числе, документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, копия документа о квалификации, с момента выдачи которого прошло не более 5 лет, медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника, а также иные документы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 года № 587 утверждены Правила сдачи квалификационного экзамена и Правила выдачи и продления территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации срока действия удостоверения частного охранника.
В силу п. 1 Правил выдачи и продления территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации срока действия удостоверения частного охранника данное удостоверение представляет собой документ, имеющий уровень защиты класса «В», серию и номер. Бланк удостоверения является защищенной полиграфической продукцией и изготавливается централизованно. Образцы удостоверений и порядок их учета утверждаются Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
Согласно п. 3 Правил выдачи и продления территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации срока действия удостоверения частного охранника для получения удостоверения гражданин представляет в территориальный орган Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по месту жительства либо по месту нахождения охранной организации ряд документов, в том числе, копию паспорта гражданина Российской Федерации, медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника по форме, установленной Министерством здравоохранения Российской Федерации, копию документа о квалификации, со дня выдачи которого прошло не более 5 лет.
Пунктами 3, 8, 9 Правил сдачи квалификационного экзамена предусмотрено, что к сдаче экзамена допускаются лица, прошедшие профессиональное обучение для работы в качестве частных охранников. Экзамен включает в себя проверку практических навыков применения огнестрельного оружия и специальных средств в рамках практической квалификационной работы и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартов. Результаты сдачи экзамена оформляются локальным актом образовательной организации. По итогам экзамена не позднее 3 рабочих дней со дня принятия комиссией соответствующего решения выдается документ о квалификации, в который включаются сведения о разряде (классе, категории), установленном по результатам профессионального обучения.
Таким образом, в силу приведенных положений удостоверение частного охранника выдается исключительно при соблюдении определенных нормативными правовыми актами требований к квалификации и состоянию здоровья.
Дача взятки, служебный подлог, незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, подделка официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования или сбыт такого документа либо изготовление в тех же целях, влекут уголовную ответственность, предусмотренную ст. 291, 292, 324 и 327 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Следовательно, приведенными положениями закона в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение в сети «Интернет» информации о продаже удостоверений частного охранника.
Представленными суду доказательствами подтвержден факт размещения на указанных выше страницах интернет-сайтов общедоступной информации, содержащей данную информацию, которая является запрещенной к распространению в Российской Федерации. На момент рассмотрения дела указатель страницы интернет-сайта по адресу https://udostoverenie-online.com/knowledge-base/11-baza-znanij/116-kupit-udostoverenie-chastnogo-okhrannika-4-razryada в Единый реестр не включен (л.д. 23-28), в связи с чем в данной части административный иск подлежит удовлетворению.
Вместе с тем, из представленных заинтересованным лицом сведений следует, что доступ к информации, размещенной на сайтах с адресами https://ru-docs.co/ohrannik/ и https://kypite.s-gai.net/ohrana/view/udostoverenie-5-go-razryada доступ ограничен на основании решений Анивского районного суда Сахалинской области от 18 мая 2021 года и Нерехтенского районного суда Костромской области от 26 мая 2021 года (л.д. 23-28).
При установленных по делу обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявленные административным истцом требования подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора города Радужный в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой запрещено, удовлетворить частично.
Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» по адресу https://udostoverenie-online.com/knowledge-base/11-baza-znanij/116-kupit-udostoverenie-chastnogo-okhrannika-4-razryada, запрещенной к распространению в Российской Федерации информацией.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
В остальной части в удовлетворении административного иска отказать.
Копию решения суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения сайта в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора через Радужнинский городской суд.
Резолютивная часть решения оглашена 05 июля 2021 года.
Мотивированное решение составлено 09 июля 2021 года.
Судья Г.К. Гаитова