ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
дело № 2-1330/2020
8г-12213/2021
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар | 10 июня 2021 года |
Резолютивная часть определения объявлена 10 июня 2021 года.
Определение в полном объеме изготовлено 17 июня 2021 года.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе:
председательствующего Харитонова А.С.,
судей Никольской О.Л., Хаянян Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 20 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 21 января 2021 года по иску прокурора Ленинского района города Севастополя в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о понуждении совершить действия, заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Харитонова А.С., объяснения представителя отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации – прокурора Фроловой Е.В. (удостоверение от 30 апреля 2021 года) возражала против доводов кассационной жалобы,
установил:
Прокурор Ленинского района города Севастополя (далее – истец, прокурор) обратился в суд с иском к в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее – ответчик, департамент) и просил обязать ответчика в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить защитные сооружения гражданской обороны, расположенные по адресам: <адрес> в городе Севастополе, журналами проверки состояния защитного сооружения гражданской обороны; сигналами оповещения гражданской обороны; планами защитного сооружения гражданской обороны с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; планами внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; списками личного состава группы (звена) по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны; эксплуатационными схемами водоснабжения и канализации защитного сооружения гражданской обороны; эксплуатационными схемами электроснабжения защитного сооружения гражданской обороны; инструкциями по технике безопасности при обслуживании оборудования; инструкциями по использованию средств индивидуальной защиты; инструкциями по противопожарной безопасности; правилами поведения, укрываемых в защитном сооружении гражданской обороны; журналами учета обращений, укрываемых за медицинской помощью; журналами регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; схемами эвакуации укрываемых из очага поражения; паспортами и обязательными приложениями к ним; обозначениями при входах в защитные сооружения гражданской обороны, представляющими собой прямоугольник белого цвета размером не менее 50 х 60 см; надписями черного цвета, высотой букв 3-5 см, шириной 0,5-1,0 см; указателями маршрута в защитное сооружение гражданской обороны с указанием расстояния в метрах до входа; аварийными баками с запасом воды, а также опечатать помещения санузлов; оснастить помещении санузлов санитарным оборудованием; обеспечить противопожарным имуществом, а именно: огнетушителем – 1 шт. на каждые 300 кв. м пола сооружения, ящиком с песком – 1 шт. на каждые 300 кв. м пола сооружения; окрасить защитно-герметические двери и ставни синтетическими красками в серый цвет, указать на защитно-герметических дверях порядковой номер; указать на ставне порядковой номер; привести в соответствие требованиям защитно-герметические свойства ЗС ГО; оснастить оборудованием системы вентиляции.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 20 июля 2020 года, оставленными без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 21 января 2021 года, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми по настоящему делу судебными актами, департамент обратился в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые постановления отменить полностью и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на существенное нарушение норм материального и процессуального права. Изложенные в исковом заявлении требования подлежат исполнению Департаментом общественной безопасности города Севастополя как компетентным органом государственной исполнительной власти. Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя несет расходы за содержание только того имущества, которое закреплено за ним на праве оперативного управления и используется в его деятельности для размещения его управлений и отделов. Финансирование соответствующих расходов должно осуществляться через Департамент общественной безопасности города Севастополя и Департамент финансов города Севастополя, который к участию в деле судом привлечен не был.
В судебном заседании представитель отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации – прокурор Фроловой Е.В. возражала против доводов кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, кассационный суд общей юрисдикции пришел к выводу, что оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами,проведенной прокуратурой Ленинского района города Севастополя с участием специалистов ГУ МЧС России по городу Севастополю проверкой выявлен ряд нарушений требований действующего законодательства по использованию и эксплуатации государственного имущества – защитных сооружений, расположенных по <адрес> в городе Севастополе. Состояние указанных объектов защитных сооружений оценено как неудовлетворительное, поскольку готовность к переводу на режим защитных сооружений, а также необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, не обеспечена.
В частности, проверкой выявлено, что в нарушение статьи 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – Закон № 28-ФЗ), статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Закон № 35-ФЗ), статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Закон № 68-ФЗ), Приказа МЧС РФ от 15 декабря 2002 года № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» в защитном сооружении гражданской обороны, расположенном по адресу: ул. Гоголя д. 22, отсутствуют: журнал проверки состояния защитного сооружения гражданской обороны; сигналы оповещения гражданской обороны; план защитного сооружения гражданской обороны с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; список личного состава группы (звена) по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны; эксплуатационная схема водоснабжения и канализации защитного сооружения гражданской обороны; эксплуатационная схема электроснабжения защитного сооружения гражданской обороны; инструкция по технике безопасности при обслуживании оборудования; инструкции по использованию средств индивидуальной защиты; инструкция по противопожарной безопасности; правила поведения, укрываемых в защитном сооружении гражданской обороны; журнал учета обращений, укрываемых за медицинской помощью; журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; схема эвакуации укрываемых из очага поражения (пункт 3.6 Правил). Паспорт и обязательные приложения к нему отсутствуют (пункты 1.2, 2.2. Правил). Отсутствуют обозначение при входе в защитное сооружение гражданской обороны, представляющее собой прямоугольник белого цвета размером не менее 50 х 60 см; надписи черного цвета высотой букв 3-5 см, шириной 0,5-1,0 см. (пункт 6.2.1 Правил). Отсутствуют указатели маршрута в защитное сооружение гражданской обороны с указанием расстояния в метрах до входа (пункт 6.2.3 Правил). Отсутствуют аварийные баки запасов воды (пункты 3.2.2, 3.2.20, 4.5.2 Правил). Помещения санузлов не закрыты и не опечатаны, не проводятся периодические осмотры и ремонты (пункт 3.2.24 Правил).В помещении санузла демонтировано оборудование (унитаз) (пункт 3.2.2 Правил). ЗС ГО не обеспечено противопожарным имуществом, а именно: огнетушителем 1 шт. на каждые 300 кв. м пола сооружения, ящиком с песком 1 шт. на каждые 300 кв. м пола сооружения (пункт 6.1.1 Правил). Защитно-герметические двери и ставни не окрашены синтетическими красками в серый цвет (пункт 3.2.10 Правил). На защитно-герметических дверях и на ставнях не указан порядковой номер, который должен быть нанесен белой краской с наружной и внутренней стороны «Дверь № 1», «Ставень № 1» и т.д. (пункт 6.2.2 Правил). Не обеспечена сохранность защитно-герметических свойств ЗС ГО (пункт 3.2.1 Правил). Допускается демонтаж оборудования установки системы вентиляции (пункт 3.2.2 Правил).
Аналогичные нарушения выявлены проверкой защитных сооружений, расположенных по <адрес> в городе Севастополе.
Факт необходимости приведения указанных объектов гражданской обороны в соответствие с требованиями действующего законодательства сторонами не оспаривался.
Распоряжением Правительства Севастополя № 463-РП от 29 мая 2015 года включено в Реестр собственности города Севастополя государственное имущество, являющееся собственностью города Федерального значения Севастополя согласно приложениям 1, 2, 3 к настоящему распоряжению.
Согласно приложению № 1 к названному распоряжению, на праве хозяйственного ведения за ГУПС «УК «Центр» закреплено 25 защитных сооружений гражданской обороны города Севастополя.
Пунктом 5.1 вышеуказанного распоряжения, на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя возложена обязанность по передаче по актам приема-передачи имущества, указанного в пункте 1 данного распоряжения.
Однако, передача имущества не осуществлена.
Истец, обращаясь с иском в суд, указывал, что выявленные нарушения ставят под угрозу безопасность неопределенного круга лиц в случае возникновения чрезвычайной ситуации, в связи с чем просил их устранить.
Разрешая заявленные истцом требования, суд первой инстанции руководствовался положениями Закона № 28-ФЗ, Закона № 35-ФЗ, Закона № 68-ФЗ, и исходил из того, что бремя содержания защитных сооружений гражданской обороны относится к полномочиям и обязанностям субъекта Российской Федерации в лице органов исполнительной власти этих субъектов.
Апелляционная коллегия выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска поддержала.
Кассационный суд полагает, что выводы судов в полной мере соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права к спорным правоотношениям, оснований не согласиться с ними не имеется.
Частью 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) установлено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В силу положений статьи 125, пункта 3 статьи 214 ГК от имени субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 34 Устава города Севастополя от 14 апреля 2014 года № 1-ЗС Правительство Севастополя управляет и распоряжается собственностью города Севастополя в соответствии с законами города Севастополя, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление города Севастополя в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, который в своем постановлении от 19 марта 2014 года № 6-П, признавая само по себе наличие переходного периода необходимым следствием образования в Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя, пришел к выводу, что конституционные требования о верховенстве на всей территории Российской Федерации не только Конституции Российской Федерации, но и федеральных законов (статья 4, часть 2) и об обязанности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать как Конституцию Российской Федерации, так и законы (статья 15, часть 2) – в силу прямого действия Конституции Российской Федерации – в любом случае применимы в качестве общего правила, а разрешение возможных противоречий, обусловленных особенностями переходного периода, может быть обеспечено как последующим федеральным законодательным регулированием, так и судебной практикой.
В соответствии со статьей 1 Закона города Севастополя от 7 августа 2014 года № 56-ЗС «Об основах управления государственным имуществом города Севастополя» (далее – Закон № 56-ЗС) государственное имущество города Севастополя (объекты собственности города Севастополя) – вещи, включая ценные бумаги, иное имущество и имущественные права, результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие на праве собственности городу Севастополю, в том числе информационные ресурсы города Севастополя, иные объекты гражданских прав, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации.
Статьей 3 Закона № 56-ЗС установлено, что от имени города Севастополя полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом города Севастополя осуществляют Правительство Севастополя и уполномоченные им исполнительные органы государственной власти города Севастополя.
Постановлением Правительства Севастополя от 22 сентября 2016 года № 883-ПП утверждено положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.
В пункте 3.2 Положения предусмотрено, что Департамент осуществляет управление имуществом, находящимся в собственности города Севастополя.
Департамент в пределах своей компетенции и в соответствии с функциями осуществляет от имени города Севастополя управление, владение и распоряжение имуществом, находящимся в собственности города Севастополя (пункт 4.2 Положения).
В силу пункта 1 статьи 8 Закона № 56-ЗС объекты собственности города Севастополя учитываются в Реестре собственности города Севастополя, следовательно, наличие таких сведений свидетельствует о наличии данного права у названного субъекта.
Согласно распоряжению Правительства Севастополя № 463-РП от 29 мая 2015 года на праве хозяйственного ведения за ГУПС «УК «Центр» закреплено 25 защитных сооружений гражданской обороны города Севастополя.
Таким образом, права собственника имущества города Севастополя, осуществляет ответчик, в связи с этим, доводы кассатора о том, что он является ненадлежащим ответчиком противоречат положениям статьи 214 ГК РФ, статье 3 Закона № 56-ЗС, а также пунктам 1.1, 3.2, 4.2 Положения о ДИЗО города Севастополя.
Вопреки требованиям статьи 56 ГПК РФ департамент не представил доказательств того, что в спорный период имущество принадлежало на титульном праве иному субъекту.
Необходимо отметить, что регистрация права собственности в предусмотренном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ«О государственной регистрации недвижимости» порядке на недвижимое имущество зависит исключительно от волеизъявления ответчика, ввиду чего отсутствие такой регистрации, тем более при наличии доказательств включения объекта в Реестр собственности города Севастополя, не доказывает принадлежности спорного имущества иному лицу.
В силу статьи 210 ГК РФ бремя содержания имущества возложено на его собственника. Исключение из этого правила должно быть специально установлено законом или договором.
При этом Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит норм об исключении данного правила для собственников имущества – субъектов Российской Федерации либо возложении такой обязанности на иных лиц.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции и сводятся к иной, чем у судов, трактовке обстоятельств и норм права, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, а суд кассационной инстанции не вправе осуществлять названные процессуальные действия в нарушение своей компетенции, предусмотренной нормами части 3 статьи 390 ГПК РФ.
Таким образом, оснований для отмены состоявшегося судебного акта с учетом приведенных в кассационной жалобе доводов не имеется, поскольку они сводятся к иной оценке имеющихся в деле доказательств и выводов суда, то есть по существу направлены на переоценку исследованных доказательств и сделанных на их основе выводов.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность принятого по делу решения в пределах своей компетенции. Основаниями к изменению либо отмене судебных постановлений судом кассационной инстанции служат существенные нарушения норм материального либо процессуального права, допущенные при разрешении дела в предшествующих судебных инстанциях (статья 379.7 ГПК РФ).
Принимая во внимание отсутствие нарушений, которые применительно к части 1 статьи 379.7 ГПК РФ могут служить основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции, суд находит кассационную жалобу подлежащей отклонению за необоснованностью.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 379.7 ГПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 379.6. – 390.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 20 ░░░░ 2020 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 21 ░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░.░. ░░░░░░