Решение по делу № 2-6704/2023 от 16.08.2023

... Дело № 2-6704/2023

16RS0046-01-2023-009405-04

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 сентября 2023 года г. Казань

Вахитовский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Я.В. Малковой

при секретаре судебного заседания Д.А. Усамбаевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аникиенко Л.Г. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о признании решения незаконным, возложении обязанности

УСТАНОВИЛ:

Аникиенко Л.Г. обратилась в суд с исковым заявлением к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о признании решения незаконным, возложении обязанности, указав в обоснование требований, что истец обратилась в адрес ответчика с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Решением ответчика от 05.10.2022г. Ответчик отказал Истцу в удовлетворении ее заявления ввиду отсутствия требуемого стажа 30 лет лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. По мнению Ответчика, по состоянию на 08.08.2022 г. стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения Истцом выработан - 26 лет 1 месяц 2 дня. В стаж Истца на соответствующих видах работ Ответчик не включил периоды с 01.01.1989 г. по 31.12.1990 г., а также с 01.01.1992 г. по 31.12.1992 г. в должности медсестры детской клиники в Казанском государственном институте усовершенствовании врачей (далее - ГИДУВ) ссылаясь на то, что ГИДУВ высшим учебным заведением не является Ответчик также не включил период с 01.10.1993 по 04.03.1994 в должности медсестры в клинике детских болезней, и с 05.03.1994 по 02.08.1998 г в должности медицинской сестры в отделении новорожденных детей в Республиканском медицинском клиническом объединении, ссылаясь на то, что Республиканское медицинское клиническое объединение не относится к высшему медицинскому образовательному учебному заведению.

В том числе в стаж на соответствующих видах работ Ответчик не включил период нахождения Истца в административном отпуске по уходу за ребенком с 12.08.1994г. по 14.07.1998г. т.к. отпуск по уходу за ребенком имело место быть после вступления в силу Закона РФ от 22.09.1992г. № 3543.Кроме того, в стаж на соответствующих видах работ Ответчик не включил периоды нахождения Истца в административных отпусках: с 10.10.1991г. по 14.10.1991г.; с 19.07.1993г по 15.08.1993г.

Период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 12.08.1994г. по 14.07.1998г., и периоды нахождения т административных отпусках: с 10.10.1991г. по 14.10.1991г.; с 19.07.1993г. по 15.08.1993г. Истец не оспаривает.Однако, не включение Ответчиком в стаж Истца на соответствующих видах работ периоды с 01.01.1989 г. по 31.12.1990 г., а также с 01.01.1992 г. по 31.12.1992г. в должности медсестры детской клиники в Казанском государственном институте усовершенствовании врачей., и с 01.10.1993г. по 04.03.1994г. в должности медсестры в клинике детских болезней, с 05.03.1994 по 11.08.1994 г в должности медицинской сестры в отделении новорожденных детей в Республиканском медицинском клиническом объединении, Истец считает необоснованным, влекут нарушение прав и законных интересов Истца, в связи с чем с данным решением Истец не согласна по следующим основаниям

С 05.08.1988 года Истец принята в Казанский ГИДУВ им. В.И. Ленина медсестрой детской клиники,

Согласно приказу от 09.08.1993 по Министерству здравоохранения РТ с 01.07.1993 клиники КГИДУВа введены в соответствии со специализацией в состав Министерства здравоохранения РТ и им присвоено наименование Республиканское медицинское клиническое объединение.

В связи с введением клиник КГИДУВа в состав Министерства здравоохранения РТ сотрудники клиник и других подразделений с 01.07.1993 переведены в Республиканское медицинское клиническое объединение.

В этой связи Истец с 01.07.1993 года согласно приказу в записях трудовой книжки № 227 от 19.08.1993г. переведена в Республиканское медицинское клиническое объединение.

В части того, что ГИДУВ высшим учебным заведением не является, с такой позицией Ответчика Истец не согласна, поскольку в структуру Казанского государственного института усовершенствования врачей им. В.И. Ленина входили клиники, в том числе, детская клиника. Согласно приказу Министерства здравоохранения Республики Татарстан «О переходе клиник Государственного института усовершенствования врачей под юрисдикцию органов Государственного управления Республики Татарстан» было образовано Республиканское медицинское клиническое объединение. Далее в 1995 году КГИДУВ преобразовался в Казанскую государственную медицинскую академию.

Казанский государственная медицинская академия является единым учебно- научно-лечебным комплексом, осуществляющим образовательную медицинскую деятельность и функции Поволжского научно-методического центра подготовки медицинских специалистов высшей квалификации, переподготовки руководящих кадров, непрерывного повышения квалификации, контроля качества профессиональной подготовки и аттестации работников медицинских учреждений.

Также Истец не согласна с позицией Ответчика в части того, что Республиканское медицинское клиническое объединение не относится к высшему медицинскому образовательному учебному заведению. Во исполнение приказа Минздрава РТ «Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения» на основании свидетельства о государственной регистрации № Н-1 в новой редакции. Государственное медицинское учреждение «Республиканское медицинское клиническое объединение» постановлено считать Государственным медицинским учреждением «Республиканской клинической больницей №3». Согласно уставу, Республиканское медицинское клиническое объединение является государственным медицинским учреждением, которое создано в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан на базе клиник Казанского ГИДУВа, и является ведущим высококвалифицированным многопрофильным медицинский учреждением Республики Татарстан. Учредителем Республиканского медицинского клинического объединения является Министерство здравоохранения Республики Татарстан.

В стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения.

Кроме того, из сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица (ИЛС) следует, что исключив периоды работ Истца в ГИДУВ с 01.01.1989 г. по 31.12.1990 г., а также с 01.01.1992 г. по 31.12.1992 г., при этом Ответчик частично включил период работы Истца в ГИДУВ продолжительностью 1 год 10 мес. 23 дн. в стаж Истца на соответствующих видах работ, и приэтом в своем решении № 633005/22 от 05.10.2022г. не разъяснил данную разницу.

Необходимо учесть, что порядок учета мед.стажа и перечень медицинских должностей регулируются законодательными актами в зависимости от периода осуществления такой трудовой деятельности.

По мнению истца в период с 01.01.1992г. по 31.10.1999г. правовое регулирование пенсионного обеспечения медицинских работников предоставляло право на пенсию за выслугу лет. При этом, право на пенсию за выслугу лет предоставлено врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно- эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Истец считает, что таким образом, она в спорный период работы с 01.01.1989 г. по 31.12.1990 г., а также с 01.01.1992 г. по 31.2.1992 г в должности медсестры детской клиники в Казанском государственном институте усовершенствовании врачей, и период работы с 01.10.1993 по 04.03.1994 в должности медсестры в клинике детских болезней, с 05.03.1994 г. по 11.08.1994 г. в должности медицинской сестры в отделении новорожденных детей в Республиканском медицинском клиническом объединении, работала в должности и учреждении, работа в которых дает право на досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

В этой связи, считает, что поскольку Ответчиком не оспаривается периоды работы в ГИДУВ, вышеуказанные периоды должны быть включены в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Кроме того, истец считает, что требуемый стаж 30 лет в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения выработан на 23.08.2022 года. В этой связи отсрочка на 2022 год законом предусмотрена плюс четыре года. Соответственно день возникновения права и дата назначения досрочной страховой пенсии по старости - 23.08.2026 год. При этом, продолжительность страхового стажа и величина индивидуального коэффициента (ИПК) имеются.

Просит признать незаконным и отменить решение Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Татарстан № 633005/22 от 05.10.2022г об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Татарстан включить в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости следующие периоды работ:

-с 01.01.1989 г. по 31.12.1990 г., а также с 01.01.1992 г. по 31.12.1992 г. в должности медсестры детской клиники в Казанском государственном институте усовершенствовании врачей,

-с 01.10.1993 по 04.03.1994 в должности медсестры в клинике детских болезней, с 05.03.1994 по 11.08.1994 г в должности медицинской сестры в отделении новорожденных детей в Республиканском медицинском клиническом объединении.

Установить истцу день возникновения права и дату назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения – 23.08.2026г.

Представитель истца в судебном заседании исковое заявление поддержал.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, согласно представленного отзыва в иске просил отказать.

Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам: осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи;

Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря2013 года N 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).

В целях реализации положений статьи 30 указанного Федерального закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".

В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной ииной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 предусмотрено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением, в том числе, Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.

Из материалов дела следует, что решением ответчика 05 октября 2022 г. истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения ввиду отсутствия требуемого стажа 30 лет лечебной и иной деятельности по охране здоровья, выработано на 08.08.2022г. 26 лет 1 месяц 2 дня.

Помимо прочих, данным решением ответчика в стаж на соответствующих видах работ не включены периоды работы:

-с 01.01.1989г. по 31.12.1990г. (2года 1день) и с 01.01.1992г. по 31.12.1992г. (1год 1день) в должности медсестры детской клиники в «Казанском государственном институте усовершенствования врачей», т.к. Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населенияв учреждениях здравоохранения, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденным постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991г. №464, наименование учреждения «Казанский государственный институт усовершенствования врачей» не предусмотрено Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.11.1999г. № 395, т.к. ГИДУВ высшим учебным заведением не является;

-с 01.10.1993г. по 04.03.1994г. (8мес.4дн.) в должности медсестры в клинике детских болезней и с 05.03.1994г. по 02.08.1998г. (4г.4мес.28дн.) в должности медицинской сестры в отделение новорожденных детей в Республиканском медицинском клиническом объединении, т.к. Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старостилицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденным постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991г. №464, наименование учреждения «Республиканское медицинское клиническое объединение» не предусмотрено Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.11.1999г. № 395, клиники входят в состав учреждения, которое не относится к высшему медицинскому образовательному учебному заведению.

Согласно материалов пенсионного дела, истец в период с 01.01.1989г. по 31.12.1990г., а также с 01.01.1992г. по 31.12.1992г. была трудоустроена в должности медсестры в ГИДУВ; с 01.10.1993г. по 04.03.1994г. и с 05.03.1994г. по. 11.08.1994г. была трудоустроена в должности медсестры в РМКО.

Спорные периоды работы истца учтены ответчиком без кода льготных условий труда.

Из содержания архивной справки от 14.10.2022г., выданной ГБУ «Государственный архив Республики Татарстан» следует, что в документах архивного фонда Государственного автономного учреждения здравоохранения «Республиканская клиническая больница №3» (с 1993 года - Государственное учреждение «Республиканское медицинское клиническое объединение», с 2000 года - Государственное медицинское учреждение «Республиканская клиническая больница №3»), в приказах по личному составу, личном деле работника имеются следующие сведения о трудовом стаже Аникиенко Л.Г., 15 августа 1969 года рождения:

-в личном деле работника значится переведенной приказом от 19 августа 1993 года №227 в РМКО Кл.дет. бол. с 01 июля 1993 года;

-в личном деле работника приказом от 05 марта 1994 года №48 значится переведенной медсестрой ОНД РМКО Кл.дет. бол. с 05 марта 1994 года;

-приказом от 09 марта 1994 года №48 как медсестре Клиники детских болезней присвоена Вторая квалификационная категория с 05 марта 1994 года;

-приказом от 11 августа 1994 года №199 как медсестре Клиники детских болезней предоставлен частично-оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до возраста 3-х лет с 12 августа 1994 года по 30 июля 1997 года.

Согласно трудовой книжки, истец 05.08.1988 года принята медицинской сестрой детской клиники, с 01 июля 1993 года переведена на должность медсестры в РМКО.

Также из материалов пенсионного дела следует, что период работы истца с 05.08.1988г. по 31 декабря 1990 года и с 01.01.1992г. по 31.12.1992г. учтен в качестве льготного.

Доводы ответчика о том, что наименование учреждений, в которых проходила трудовая деятельности истца в спорный период не относится к высшему медицинскому образовательному учебному заведении, не являются основанием для отказа в удовлетворении иска.

В оспариваемый период работы истицы действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства".

Согласно Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному данным постановлением Совета Министров СССР в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, засчитывается работа в больничных учреждениях всех типов и наименований в должности медицинской сестры, независимо от наименования должности (подпункт 3 пункта 1 раздела "Врачи и другие медицинские работники").

Данное постановление действовало на территории Российской Федерации до 01.10.1993 г. до издания постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой".

В соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР N 464 от 6 сентября 1991 года, врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности при наличии специального стажа имели право на пенсию по выслуге лет.

Указанный порядок исчисления сроков выслуги был изменен Постановлением Правительства Российской Федерации N 1066 от 22 сентября 1999 года, которым был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые вступили в силу с 1 ноября 1999 года.

Пунктом 3 вышеприведенного Постановления Правительства Российской Федерации предусмотрено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР N 464 от 6 сентября 1991 года.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 ноября 1999 года N 395 (действие которого распространяется на периоды до 1 ноября 1999 г. - Письмо Минтруда Российской Федерации и Пенсионного фонда России от 29 сентября 2000 года N 3948/1-17, 06-25/8625), была утверждена Номенклатура учреждений здравоохранения, где в пункте 1.8.1 указана клиника высшего медицинского образовательного учреждения.

В пункте 2 этой же Номенклатуры указывается, что учреждения, входящие в состав высших медицинских образовательных учреждений или подчиненные медицинским вузам, являются клиниками. При этом также указывается, что лечебно-профилактические учреждения (больницы, диспансеры, родильные дома и другие учреждения), используемые с целью преподавания высшими медицинскими образовательными учреждениями, не менее чем на 50%, являются клиническими учреждениями (отделениями).

Лечебно-профилактические учреждения (больницы, родильные дома и другие учреждения), входящие в состав высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций или подчиненные медицинским вузам и научным организациям, являются клиниками. Работая в указанном учреждении медицинской сестрой, истица осуществляла лечебную деятельность.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что истец в спорные периоды времени осуществляла трудовую деятельность в должности и учреждении, работа в которых дает право на досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и учитывая, что ответчиком не оспаривается ни период ни факт работы, суд находит исковое заявление подлежащим в это части удовлетворению.

Вместе с тем, требование истца о назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с 23 августа 2026 года подлежит оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.

Согласно ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьей 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (часть 1).

В соответствии с ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Правовые основания и условия назначения досрочной пенсии лицам, занимавшимся лечебной деятельностью, установлены п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", согласно которой страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения вучреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи;

В силу ч. 1.1 ст. 30 указанного закона, страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 ч. 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.

Указанным приложением предусмотрено увеличение на 48 месяца срока назначения страховой пенсии со дня возникновения права на страховую пенсию по старости лицам, чье право возникнет в 2022 году.

В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложением 7, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований о назначении досрочной пенсии, суд приходит к выводу, что срок назначения страховой пенсии по старости у истца в силу Федерального закона от 03.102018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", не наступил, поскольку при наличии стажа по осуществлению лечебной и иной деятельностипо охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, необходимого для определения права на досрочную страховую пенсию по старости в 2022 году в 30 лет, пенсия истцу может быть назначена не ранее чем через 48 месяцев со дня приобретения такого стажа, необходимого для назначения пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях". Этот срок на момент рассмотрения дела в суде не наступил.

В силу положений части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации именно нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов лица является обязательным условием реализации права на его судебную защиту.

Поскольку защите подлежит только нарушенное право, исходит из того, что порядок назначения и выплаты пенсии регламентирован пенсионным законодательством, связан с обращением заявителя в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии с представлением необходимых документов. Так как срок назначения пенсии истцу не наступил на момент принятия судебного решения, указанные действия истцом не совершены, то отсутствует нарушенное право Аникиенко Л.Г. на установление даты назначения пенсии.

При таких обстоятельствах, исковое заявление подлежит частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (ОГРН 1021603269500)№ 633005/22 от 05.10.2022г. в части не включения в стаж на соответствующих видах работ периодов:

-с 01.01.1989 г. по 31.12.1990 г., а также с 01.01.1992 г. по 31.12.1992 г. в должности медсестры детской клиники в Казанском государственном институте усовершенствовании врачей,

-с 01.10.1993 по 04.03.1994 в должности медсестры в клинике детских болезней, с 05.03.1994 по 11.08.1994 г в должности медицинской сестры в отделении новорожденных детей в Республиканском медицинском клиническом объединении.

Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (ОГРН 1021603269500) включить в страховой стаж Аникиенко Л.Г.) дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости следующие периоды работ:

-с 01.01.1989 г. по 31.12.1990 г., а также с 01.01.1992 г. по 31.12.1992 г. в должности медсестры детской клиники в Казанском государственном институте усовершенствовании врачей,

-с 01.10.1993 по 04.03.1994 в должности медсестры в клинике детских болезней, с 05.03.1994 по 11.08.1994 г в должности медицинской сестры в отделении новорожденных детей в Республиканском медицинском клиническом объединении.

В остальной части исковое заявление оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ через данный суд в течении 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

...

...

Судья Я.В. Малкова

... Дело № 2-6704/2023

16RS0046-01-2023-009405-04

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 сентября 2023 года г. Казань

Вахитовский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Я.В. Малковой

при секретаре судебного заседания Д.А. Усамбаевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аникиенко Л.Г. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о признании решения незаконным, возложении обязанности

УСТАНОВИЛ:

Аникиенко Л.Г. обратилась в суд с исковым заявлением к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о признании решения незаконным, возложении обязанности, указав в обоснование требований, что истец обратилась в адрес ответчика с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Решением ответчика от 05.10.2022г. Ответчик отказал Истцу в удовлетворении ее заявления ввиду отсутствия требуемого стажа 30 лет лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. По мнению Ответчика, по состоянию на 08.08.2022 г. стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения Истцом выработан - 26 лет 1 месяц 2 дня. В стаж Истца на соответствующих видах работ Ответчик не включил периоды с 01.01.1989 г. по 31.12.1990 г., а также с 01.01.1992 г. по 31.12.1992 г. в должности медсестры детской клиники в Казанском государственном институте усовершенствовании врачей (далее - ГИДУВ) ссылаясь на то, что ГИДУВ высшим учебным заведением не является Ответчик также не включил период с 01.10.1993 по 04.03.1994 в должности медсестры в клинике детских болезней, и с 05.03.1994 по 02.08.1998 г в должности медицинской сестры в отделении новорожденных детей в Республиканском медицинском клиническом объединении, ссылаясь на то, что Республиканское медицинское клиническое объединение не относится к высшему медицинскому образовательному учебному заведению.

В том числе в стаж на соответствующих видах работ Ответчик не включил период нахождения Истца в административном отпуске по уходу за ребенком с 12.08.1994г. по 14.07.1998г. т.к. отпуск по уходу за ребенком имело место быть после вступления в силу Закона РФ от 22.09.1992г. № 3543.Кроме того, в стаж на соответствующих видах работ Ответчик не включил периоды нахождения Истца в административных отпусках: с 10.10.1991г. по 14.10.1991г.; с 19.07.1993г по 15.08.1993г.

Период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 12.08.1994г. по 14.07.1998г., и периоды нахождения т административных отпусках: с 10.10.1991г. по 14.10.1991г.; с 19.07.1993г. по 15.08.1993г. Истец не оспаривает.Однако, не включение Ответчиком в стаж Истца на соответствующих видах работ периоды с 01.01.1989 г. по 31.12.1990 г., а также с 01.01.1992 г. по 31.12.1992г. в должности медсестры детской клиники в Казанском государственном институте усовершенствовании врачей., и с 01.10.1993г. по 04.03.1994г. в должности медсестры в клинике детских болезней, с 05.03.1994 по 11.08.1994 г в должности медицинской сестры в отделении новорожденных детей в Республиканском медицинском клиническом объединении, Истец считает необоснованным, влекут нарушение прав и законных интересов Истца, в связи с чем с данным решением Истец не согласна по следующим основаниям

С 05.08.1988 года Истец принята в Казанский ГИДУВ им. В.И. Ленина медсестрой детской клиники,

Согласно приказу от 09.08.1993 по Министерству здравоохранения РТ с 01.07.1993 клиники КГИДУВа введены в соответствии со специализацией в состав Министерства здравоохранения РТ и им присвоено наименование Республиканское медицинское клиническое объединение.

В связи с введением клиник КГИДУВа в состав Министерства здравоохранения РТ сотрудники клиник и других подразделений с 01.07.1993 переведены в Республиканское медицинское клиническое объединение.

В этой связи Истец с 01.07.1993 года согласно приказу в записях трудовой книжки № 227 от 19.08.1993г. переведена в Республиканское медицинское клиническое объединение.

В части того, что ГИДУВ высшим учебным заведением не является, с такой позицией Ответчика Истец не согласна, поскольку в структуру Казанского государственного института усовершенствования врачей им. В.И. Ленина входили клиники, в том числе, детская клиника. Согласно приказу Министерства здравоохранения Республики Татарстан «О переходе клиник Государственного института усовершенствования врачей под юрисдикцию органов Государственного управления Республики Татарстан» было образовано Республиканское медицинское клиническое объединение. Далее в 1995 году КГИДУВ преобразовался в Казанскую государственную медицинскую академию.

Казанский государственная медицинская академия является единым учебно- научно-лечебным комплексом, осуществляющим образовательную медицинскую деятельность и функции Поволжского научно-методического центра подготовки медицинских специалистов высшей квалификации, переподготовки руководящих кадров, непрерывного повышения квалификации, контроля качества профессиональной подготовки и аттестации работников медицинских учреждений.

Также Истец не согласна с позицией Ответчика в части того, что Республиканское медицинское клиническое объединение не относится к высшему медицинскому образовательному учебному заведению. Во исполнение приказа Минздрава РТ «Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения» на основании свидетельства о государственной регистрации № Н-1 в новой редакции. Государственное медицинское учреждение «Республиканское медицинское клиническое объединение» постановлено считать Государственным медицинским учреждением «Республиканской клинической больницей №3». Согласно уставу, Республиканское медицинское клиническое объединение является государственным медицинским учреждением, которое создано в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан на базе клиник Казанского ГИДУВа, и является ведущим высококвалифицированным многопрофильным медицинский учреждением Республики Татарстан. Учредителем Республиканского медицинского клинического объединения является Министерство здравоохранения Республики Татарстан.

В стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения.

Кроме того, из сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица (ИЛС) следует, что исключив периоды работ Истца в ГИДУВ с 01.01.1989 г. по 31.12.1990 г., а также с 01.01.1992 г. по 31.12.1992 г., при этом Ответчик частично включил период работы Истца в ГИДУВ продолжительностью 1 год 10 мес. 23 дн. в стаж Истца на соответствующих видах работ, и приэтом в своем решении № 633005/22 от 05.10.2022г. не разъяснил данную разницу.

Необходимо учесть, что порядок учета мед.стажа и перечень медицинских должностей регулируются законодательными актами в зависимости от периода осуществления такой трудовой деятельности.

По мнению истца в период с 01.01.1992г. по 31.10.1999г. правовое регулирование пенсионного обеспечения медицинских работников предоставляло право на пенсию за выслугу лет. При этом, право на пенсию за выслугу лет предоставлено врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно- эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Истец считает, что таким образом, она в спорный период работы с 01.01.1989 г. по 31.12.1990 г., а также с 01.01.1992 г. по 31.2.1992 г в должности медсестры детской клиники в Казанском государственном институте усовершенствовании врачей, и период работы с 01.10.1993 по 04.03.1994 в должности медсестры в клинике детских болезней, с 05.03.1994 г. по 11.08.1994 г. в должности медицинской сестры в отделении новорожденных детей в Республиканском медицинском клиническом объединении, работала в должности и учреждении, работа в которых дает право на досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

В этой связи, считает, что поскольку Ответчиком не оспаривается периоды работы в ГИДУВ, вышеуказанные периоды должны быть включены в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Кроме того, истец считает, что требуемый стаж 30 лет в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения выработан на 23.08.2022 года. В этой связи отсрочка на 2022 год законом предусмотрена плюс четыре года. Соответственно день возникновения права и дата назначения досрочной страховой пенсии по старости - 23.08.2026 год. При этом, продолжительность страхового стажа и величина индивидуального коэффициента (ИПК) имеются.

Просит признать незаконным и отменить решение Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Татарстан № 633005/22 от 05.10.2022г об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Татарстан включить в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости следующие периоды работ:

-с 01.01.1989 г. по 31.12.1990 г., а также с 01.01.1992 г. по 31.12.1992 г. в должности медсестры детской клиники в Казанском государственном институте усовершенствовании врачей,

-с 01.10.1993 по 04.03.1994 в должности медсестры в клинике детских болезней, с 05.03.1994 по 11.08.1994 г в должности медицинской сестры в отделении новорожденных детей в Республиканском медицинском клиническом объединении.

Установить истцу день возникновения права и дату назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения – 23.08.2026г.

Представитель истца в судебном заседании исковое заявление поддержал.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, согласно представленного отзыва в иске просил отказать.

Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам: осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи;

Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря2013 года N 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).

В целях реализации положений статьи 30 указанного Федерального закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".

В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной ииной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 предусмотрено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением, в том числе, Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.

Из материалов дела следует, что решением ответчика 05 октября 2022 г. истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения ввиду отсутствия требуемого стажа 30 лет лечебной и иной деятельности по охране здоровья, выработано на 08.08.2022г. 26 лет 1 месяц 2 дня.

Помимо прочих, данным решением ответчика в стаж на соответствующих видах работ не включены периоды работы:

-с 01.01.1989г. по 31.12.1990г. (2года 1день) и с 01.01.1992г. по 31.12.1992г. (1год 1день) в должности медсестры детской клиники в «Казанском государственном институте усовершенствования врачей», т.к. Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населенияв учреждениях здравоохранения, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденным постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991г. №464, наименование учреждения «Казанский государственный институт усовершенствования врачей» не предусмотрено Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.11.1999г. № 395, т.к. ГИДУВ высшим учебным заведением не является;

-с 01.10.1993г. по 04.03.1994г. (8мес.4дн.) в должности медсестры в клинике детских болезней и с 05.03.1994г. по 02.08.1998г. (4г.4мес.28дн.) в должности медицинской сестры в отделение новорожденных детей в Республиканском медицинском клиническом объединении, т.к. Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старостилицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденным постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991г. №464, наименование учреждения «Республиканское медицинское клиническое объединение» не предусмотрено Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.11.1999г. № 395, клиники входят в состав учреждения, которое не относится к высшему медицинскому образовательному учебному заведению.

Согласно материалов пенсионного дела, истец в период с 01.01.1989г. по 31.12.1990г., а также с 01.01.1992г. по 31.12.1992г. была трудоустроена в должности медсестры в ГИДУВ; с 01.10.1993г. по 04.03.1994г. и с 05.03.1994г. по. 11.08.1994г. была трудоустроена в должности медсестры в РМКО.

Спорные периоды работы истца учтены ответчиком без кода льготных условий труда.

Из содержания архивной справки от 14.10.2022г., выданной ГБУ «Государственный архив Республики Татарстан» следует, что в документах архивного фонда Государственного автономного учреждения здравоохранения «Республиканская клиническая больница №3» (с 1993 года - Государственное учреждение «Республиканское медицинское клиническое объединение», с 2000 года - Государственное медицинское учреждение «Республиканская клиническая больница №3»), в приказах по личному составу, личном деле работника имеются следующие сведения о трудовом стаже Аникиенко Л.Г., 15 августа 1969 года рождения:

-в личном деле работника значится переведенной приказом от 19 августа 1993 года №227 в РМКО Кл.дет. бол. с 01 июля 1993 года;

-в личном деле работника приказом от 05 марта 1994 года №48 значится переведенной медсестрой ОНД РМКО Кл.дет. бол. с 05 марта 1994 года;

-приказом от 09 марта 1994 года №48 как медсестре Клиники детских болезней присвоена Вторая квалификационная категория с 05 марта 1994 года;

-приказом от 11 августа 1994 года №199 как медсестре Клиники детских болезней предоставлен частично-оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до возраста 3-х лет с 12 августа 1994 года по 30 июля 1997 года.

Согласно трудовой книжки, истец 05.08.1988 года принята медицинской сестрой детской клиники, с 01 июля 1993 года переведена на должность медсестры в РМКО.

Также из материалов пенсионного дела следует, что период работы истца с 05.08.1988г. по 31 декабря 1990 года и с 01.01.1992г. по 31.12.1992г. учтен в качестве льготного.

Доводы ответчика о том, что наименование учреждений, в которых проходила трудовая деятельности истца в спорный период не относится к высшему медицинскому образовательному учебному заведении, не являются основанием для отказа в удовлетворении иска.

В оспариваемый период работы истицы действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства".

Согласно Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному данным постановлением Совета Министров СССР в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, засчитывается работа в больничных учреждениях всех типов и наименований в должности медицинской сестры, независимо от наименования должности (подпункт 3 пункта 1 раздела "Врачи и другие медицинские работники").

Данное постановление действовало на территории Российской Федерации до 01.10.1993 г. до издания постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой".

В соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР N 464 от 6 сентября 1991 года, врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности при наличии специального стажа имели право на пенсию по выслуге лет.

Указанный порядок исчисления сроков выслуги был изменен Постановлением Правительства Российской Федерации N 1066 от 22 сентября 1999 года, которым был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые вступили в силу с 1 ноября 1999 года.

Пунктом 3 вышеприведенного Постановления Правительства Российской Федерации предусмотрено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР N 464 от 6 сентября 1991 года.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 ноября 1999 года N 395 (действие которого распространяется на периоды до 1 ноября 1999 г. - Письмо Минтруда Российской Федерации и Пенсионного фонда России от 29 сентября 2000 года N 3948/1-17, 06-25/8625), была утверждена Номенклатура учреждений здравоохранения, где в пункте 1.8.1 указана клиника высшего медицинского образовательного учреждения.

В пункте 2 этой же Номенклатуры указывается, что учреждения, входящие в состав высших медицинских образовательных учреждений или подчиненные медицинским вузам, являются клиниками. При этом также указывается, что лечебно-профилактические учреждения (больницы, диспансеры, родильные дома и другие учреждения), используемые с целью преподавания высшими медицинскими образовательными учреждениями, не менее чем на 50%, являются клиническими учреждениями (отделениями).

Лечебно-профилактические учреждения (больницы, родильные дома и другие учреждения), входящие в состав высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций или подчиненные медицинским вузам и научным организациям, являются клиниками. Работая в указанном учреждении медицинской сестрой, истица осуществляла лечебную деятельность.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что истец в спорные периоды времени осуществляла трудовую деятельность в должности и учреждении, работа в которых дает право на досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и учитывая, что ответчиком не оспаривается ни период ни факт работы, суд находит исковое заявление подлежащим в это части удовлетворению.

Вместе с тем, требование истца о назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с 23 августа 2026 года подлежит оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.

Согласно ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьей 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (часть 1).

В соответствии с ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Правовые основания и условия назначения досрочной пенсии лицам, занимавшимся лечебной деятельностью, установлены п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", согласно которой страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения вучреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи;

В силу ч. 1.1 ст. 30 указанного закона, страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 ч. 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.

Указанным приложением предусмотрено увеличение на 48 месяца срока назначения страховой пенсии со дня возникновения права на страховую пенсию по старости лицам, чье право возникнет в 2022 году.

В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложением 7, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований о назначении досрочной пенсии, суд приходит к выводу, что срок назначения страховой пенсии по старости у истца в силу Федерального закона от 03.102018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", не наступил, поскольку при наличии стажа по осуществлению лечебной и иной деятельностипо охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, необходимого для определения права на досрочную страховую пенсию по старости в 2022 году в 30 лет, пенсия истцу может быть назначена не ранее чем через 48 месяцев со дня приобретения такого стажа, необходимого для назначения пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях". Этот срок на момент рассмотрения дела в суде не наступил.

В силу положений части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации именно нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов лица является обязательным условием реализации права на его судебную защиту.

Поскольку защите подлежит только нарушенное право, исходит из того, что порядок назначения и выплаты пенсии регламентирован пенсионным законодательством, связан с обращением заявителя в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии с представлением необходимых документов. Так как срок назначения пенсии истцу не наступил на момент принятия судебного решения, указанные действия истцом не совершены, то отсутствует нарушенное право Аникиенко Л.Г. на установление даты назначения пенсии.

При таких обстоятельствах, исковое заявление подлежит частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (ОГРН 1021603269500)№ 633005/22 от 05.10.2022г. в части не включения в стаж на соответствующих видах работ периодов:

-с 01.01.1989 г. по 31.12.1990 г., а также с 01.01.1992 г. по 31.12.1992 г. в должности медсестры детской клиники в Казанском государственном институте усовершенствовании врачей,

-с 01.10.1993 по 04.03.1994 в должности медсестры в клинике детских болезней, с 05.03.1994 по 11.08.1994 г в должности медицинской сестры в отделении новорожденных детей в Республиканском медицинском клиническом объединении.

Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (ОГРН 1021603269500) включить в страховой стаж Аникиенко Л.Г.) дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости следующие периоды работ:

-с 01.01.1989 г. по 31.12.1990 г., а также с 01.01.1992 г. по 31.12.1992 г. в должности медсестры детской клиники в Казанском государственном институте усовершенствовании врачей,

-с 01.10.1993 по 04.03.1994 в должности медсестры в клинике детских болезней, с 05.03.1994 по 11.08.1994 г в должности медицинской сестры в отделении новорожденных детей в Республиканском медицинском клиническом объединении.

В остальной части исковое заявление оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ через данный суд в течении 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

...

...

Судья Я.В. Малкова

2-6704/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Аникиенко Лилия Гумаровна
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по РТ
Суд
Вахитовский районный суд г. Казань Республики Татарстан
Судья
Малкова Яна Валерьевна
Дело на странице суда
vahitovsky.tat.sudrf.ru
16.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.08.2023Передача материалов судье
18.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.08.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.09.2023Предварительное судебное заседание
15.09.2023Судебное заседание
22.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее