РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
№ 2А-7085/2016
г. Тюмень 22 августа 2016 года
Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Гариповой Е.А.,
при секретаре Ситдиковой В.Р.,
с участием представителя административного истца Суслаевой С.П.,
представителя административного ответчика Ахмедовой А.С.,
представителя заинтересованного лица Гладких Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Федерального казначейства по Тюменской области к Департаменту имущественных отношений Тюменской области о признании недействительным разрешения на использование земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец Управление Федерального казначейства по Тюменской области обратился к административному ответчику с требованием о признании недействительным разрешения Департамента имущественных отношений от ДД.ММ.ГГГГ № Требование мотивировано тем, что ДД.ММ.ГГГГ Департаментом имущественных отношений Тюменской области выдано разрешение № № на использование ФИО3 части земельного участка с кадастровым номером № площадью №., расположенного между домами по <адрес> и <адрес> для размещения элементов благоустройства территории - площадки для установки мусоросборников. Административный истец считает, что указанное разрешение нарушает его права и законные интересы и подлежит отмене, поскольку нарушает санитарные нормы, портит эстетический вид и создает препятствие для свободного, безопасного доступа в здание сотрудников Управления.
Представитель административного истца Суслаева С.П., действующая на основании доверенности №, выданной ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 43), в судебном заседании требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Ахмедова А.С., действующая на основании доверенности № выданной ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 48), в судебном заседании просила отказать в удовлетворении требования административного истца по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 49-50).
Представитель заинтересованного лица Гладких Е.А., действующая на основании доверенности б/н, выданной ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 47), с требованием административного истца не согласилась, просила отказать в удовлетворении, по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. 52).
Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит требования административного истца не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Административный истец Управление Федерального казначейства по Тюменской области владеет на праве оперативного управления нежилыми помещениями, расположенными в цокольном (номера помещений по плану №), на первом (номера по плану №, №), на втором (номера по плану №, №), на третьем (номера по плану №, №), на четвертом (№, №) этажах по адресу: <адрес> (л.д. 8), общей площадью <данные изъяты> а также долей в праве <данные изъяты> нежилыми помещениями (номера по экспликации № на цокольном этаже (л.д. 9).
Из пояснений представителя административного истца было установлено, что Управление Федерального казначейства по Тюменской области размещается в указанных помещениях.
С земельным участком, на котором расположено помещение Управления Федерального казначейства по Тюменской области, граничит земельный участок с кадастровым номером №
Согласно кадастрового паспорта, на земельном участке с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес>, расположен жилой дом с нежилыми помещениями. Назначение земельного участка: занятого многоквартирным дом с нежилыми помещениями и необходимого для его использования (л.д. 53).
ДД.ММ.ГГГГ, собственник жилого помещения, расположенного в <адрес>, ФИО3 (л.д. 59) обратилась в Департамент имущественных отношений Тюменской области с заявлением о рассмотрении возможности размещения площадки для мусоросборников для нужд жителей многоквартирного <адрес> (л.д. 71).
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом имущественных отношений Тюменской области выдал разрешение № ФИО3 на использование части земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> для размещения элементов благоустройства территории - площадки для установки мусоросборников (л.д. 11-12).
Согласно указанному разрешению, участок расположен по адресу: <адрес>; срок разрешения <данные изъяты> года; вид объекта для размещения которого выдается разрешение: для размещения элементов благоустройства территории - площадка для установки мусоросборников к земельному участку с кадастровым номером №. Условия использования земельного участка: соответствие требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, Тюменской области и города Тюмени; соблюдение прав и законных интересов лиц, владеющих на праве собственности или ином законном основании объектом, для которого установлена охранная зона.
Как следует из публичной кадастровой карты (л.д. 76), земельный участок с кадастровым номером № расположен между домами по адресам: <адрес>. (обозначен красным).
На основании подп. 6 п. 1 ст. 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации
В силу пункта 3 ст. 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В развитие положений п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 утвержден "Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов".
Постановлением Правительства Тюменской области от 03 июня 2015 № 238-п утверждено Положение о порядке и условиях размещения объектов на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
В силу пункта 1.3. указанного Положения, на основании разрешения на использование земель или земельного участка (далее - разрешение) осуществляется размещение на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности следующих элементов благоустройства территории: площадки для установки мусоросборников.
В силу ст. 5 Правил благоустройства города Тюмени, утвержденных решением Тюменской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, хозяйственная площадка, площадка для стоянки автотранспорта, площадка для мусоросборников размещаются по периферии двора.
Согласно Порядка сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов в городе Тюмени, утвержденного постановлением Администрации города Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ №, производитель отходов - физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, в том числе лица, осуществляющие управление одним или несколькими многоквартирными и индивидуальными жилыми домами в соответствии с действующим законодательством, в результате деятельности (жизнедеятельности) которых образуются отходы (пункт 1.10). Производители отходов в целях выполнения норм настоящего порядка организуют сбор и вывоз отходов (пункт 1.14). Юридические, физические лица, индивидуальные предприниматели, обязанные в силу требований действующего законодательства, муниципальных правовых актов, договора содержать объекты благоустройства, устраивают площадки для мусоросборников для твердых бытовых отходов в соответствии с утвержденными Уполномоченными организациями местами размещения площадок для мусоросборников (дислокацией) либо заключают договоры на пользование площадками для мусоросборников.
В соответствии с пунктом 8.2.5 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года N 64, для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Главным государственным санитарным врачом СССР, заместителем Министра здравоохранения СССР 5 августа 1988 г. утверждены санитарные правила "СаНПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (далее - СаНПиН 42-128-4690-88).
Согласно п. 2.2.3 СаНПиН 42-128-4690-88 площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5
В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача).
В судебном заседании установлено, что земельный участок предоставлен из земель, находящихся в муниципальной собственности, площадь земельного участка позволяет установить мусоросборники, площадка для установки мусоросборников является элементом благоустройства территории, район, в котором ФИО3 просила разрешения на размещение мусоросборников является районом плотном застройки.
Учитывая изложенное, суд находит разрешение административного ответчика на использование ФИО3 части земельного участка для размещения площадки для установки мусоросборников законным, выданным уполномоченным органом в соответствии с требованиями закона.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Таким образом, исходя из содержания пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", а также положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, действия могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 62 КАС РФ по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими решений, действий (бездействия), но обязаны подтверждать факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Суд полагает, что бесспорных доказательств, подтверждающих, что обжалуемое решение нарушает права административного истца им не представлено.
В обосновании заявленных требований представитель административного истца указала, что расположение мусоросборников на указанном земельном участке мешают проходу работников управления.
Суд не соглашается с данными доводами, поскольку использование административным истцом нежилого строения по адресу: <адрес> должно осуществляться в границах земельного участка с кадастровым номером №, на котором расположено указанное нежилое строение, в том числе для обеспечения свободного доступа в указанное строение.
Также суд не соглашается с доводами о том, что собственниками помещений жилого <адрес> установлены металлические решетки (л.д. 98), что затрудняет доступ сотрудников управления к контейнеру <данные изъяты> (л.д. 84), который также расположен на данном земельном участке. Суд опровергает указанный доводы в силу того, что спорный земельный участок не является территорией, прилегающей к зданию Управления Федерального казначейства по Тюменской области, разрешение на использование указанного земельного участка у административного истца нет, следовательно, он не может требовать устранения препятствий к пользованию указанным земельном участком от лиц, у которых разрешение на использование земельного участка имеется.
Основания для отказа в выдаче разрешения на использование земельного участка установлены пунктом 3.6 Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ №, при этом такого основания как несоответствия санитарным нормам указанный перечень не содержит.
Не соблюдение ТСЖ «Каскад» требований о содержании предоставленного земельного участка в надлежащем санитарном и противопожарном состоянии не может являться основанием к признания разрешения не законным, а является основанием для подачи обращения в органы местного самоуправления, уполномоченные контролировать соблюдение законодательства.
Поскольку при рассмотрении данного дела, совокупности двух необходимых условий не установлено, суд считает возможным отказать административному истцу в удовлетворении его требований.
На основании изложенного, руководствуясь главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований Управления Федерального казначейства по Тюменской области, отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение
месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, путем подачи
апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тюмени.
Мотивированное решение изготовлено 29 августа 2016 года.
Судья Е.А. Гарипова