по делу об административном правонарушении
<адрес> 25 декабря 2023 года
Волжский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Артемовой Ю.Н., единолично, с участием защитника-адвоката Санатуллова А.Р., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8КоАП РФ, в отношении Рахмонкулова С. Юлдошовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца и гражданина Республики Таджикистан, регистрации на территории РФ не имеющего,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении 23 № от ДД.ММ.ГГГГ, Рахмонкулов С.Ю., являясь иностранным гражданином – гражданином Республики Таджикистан, с ДД.ММ.ГГГГ находится на территории РФ без регистрации и уклоняется от выезда с территории РФ с того же числа, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
В судебное заседание Рахмонкулов С.Ю., будучи надлежащим образом извещенным о дате и времени, не явился. Согласно ходатайству просил рассмотреть материал в его отсутствие с участием его защитника СанатулловаА.Р.
В судебном заседании защитник-адвокат Санаттулов А.Р. показал, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении Рахмонкулова С.Ю. составлен протокол 23 № по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в котором сущность административного правонарушения выражалась в том, что он допустил нарушение режима проживания (пребывания) в РФ, выразившееся в пребывании на территорииРФ без регистрации, ответственность за которое предусмотрено ч.1 ст.18.8КоАП РФ. Данный протокол определением Волжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ возвращен в ОМВД России по <адрес> для устранения недостатков. ДД.ММ.ГГГГ Волжским районным судом рассмотрен протокол 23 № в отношении Рахмонкулова С.Ю. по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ. При этом рассмотренный протокол не соответствовал первоначальному и был полностью переписан. В связи с чем просит прекратить производство.
В судебном заседании УУП ОМВД России по <адрес> Кузнецов И.Н. показал, что при проверке информации о незаконной выгрузке грунта на территорию муниципальной собственности был установлен гражданин Узбекистана Рахмонкулов С.Ю., который был без документов и патента. В связи с чем в отношении него составлены протоколы по ст.ст. 18.8 и 18.10 КоАП РФ и он был доставлен в камеру административно задержанных. Протокол по ст. 18.8 КоАП РФ составлял оперуполномоченный ЩуренковА.А. На следующий день Рахмонкулов С.Ю. был доставлен в Волжский районный суд для рассмотрения протоколов. Однако определением Волжского районного суда материал по ст. 18.8 КоАП РФ был возвращен для устранения недостатков, которые были внесены уже им при РахмонкуловеА.А. и заверены. Материл вновь был направлен в Волжский районный суд и рассмотрен по существу. Ознакомившись в судебном заседании с материалом по делу об административном правонарушении дополнил, что именно представленная копия протокола 23 № является первоначальным вариантом, куда он вносил изменения после возврата судьей материала.
В судебном заседании заместитель начальника ОП ОМВД России по <адрес> Аширов Р.Х. пояснил, что при проверке информации о незаконной выгрузке грунта на территорию муниципальной собственности был установлен гражданин Узбекистана Рахмонкулов С.Ю., который был без документов и патента. В связи с чем в отношении данного иностранного гражданина были составлены протоколы по ст.ст. 18.8 и 18.10 КоАП РФ. Дополнил, что протоколы являются бланками строгой отчетности и исключается возможность двух протоколов под одним номером.
Заслушав представителя правонарушителя и исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Положения названной статьи КоАП РФ в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
КоАП РФ гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении не только при применении к такому лицу мер обеспечения производства по делу, но и при составлении протокола об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ).
В силу ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если оно извещено в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие (ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ).
Согласно ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Толкование положений ч.ч. 4, 4.1, 6 ст. 28.2 КоАП РФ в их системной взаимосвязи позволяет прийти к выводу о том, что изменения сведений, ранее внесенных в протокол об административном правонарушении, производятся в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В его отсутствие такие изменения могут быть внесены в названный процессуальный акт только при наличии сведений об их надлежащем извещении.
Иное толкование вышеприведенных норм КоАП РФ означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, указанными выше нормами физическому лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав, законных интересов, непосредственное участие при составлении протокола по делу об административном правонарушении и внесении изменений в него. Административный орган не вправе в одностороннем порядке самовольно вносить изменения в указанный протокол.
Как усматривается из протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ оперуполномоченным ОУР ОМВД России по <адрес> Щуренковым А.А. в присутствии Рахмонкулова С.Ю. составлен протокол об административном правонарушении в отношении последнего по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Определением Волжского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ материал по протоколу 23 № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении возвращен в ОМВД России по <адрес> для устранения недостатков, указывая на то, что согласно протоколу Рахмонкулов С.Ю. допустил нарушение режима пребывания (проживания) в РФ, выразившееся в проживании (пребывании) на территорииРФ без регистрации и уклонении от выезда из РФ по истечению определенного срока пребывания, в то время как ответственность за нарушение режима пребывания (проживания) в РФ, выразившееся в проживании (пребывании) на территории РФ без регистрации, предусмотрена ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Из показаний УУП группы УУП и ПДН ОМВД России по <адрес> Кузнецова И.Н. следует, что после возврата протокола, составленного оперуполномоченным Щуренковым А.А., им были внесены изменения и устранены указанные судом недостатки. Его показания согласуются с представленной защитником-адвокатом Санатулловым А.Р. светокопией протокола (л.д.31). Таким образом, должностным лицом, составившим протокол после внесения в него изменений, является Кузнецов И.Н.
Сравнивая светокопию с оригиналом протокола (л.д. 2), составленным оперуполномоченным Щуренковым А.А., можно прийти к выводу, что сведений о внесении изменений УУП Кузнецовым И.Н. в протокол не имеется, подпись последнего отсутствует. Кроме того, существенно изменены суть административного правонарушения и порядок слов, невооруженным взглядом заметна разница в величине букв и почерке при разъяснении услуг переводчика, а также имеется отсутствие (наличие) объяснений лица. При этом сведений о внесении изменений и их даты в протоколе не имеется (л.д.2), что свидетельствует о неоднозначном выводе о соблюдении процедуры составления и внесения изменений в протокол (л.д. 2).
Кроме того, заместитель начальника ОП ОМВД России по <адрес> Аширов Р.Х. пояснил, что протоколы являются бланками строгой отчетности и исключается возможность двух протоколов под одним номером.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что представленный в материалы дела протокол 23 № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 2) не соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ и признает его недопустимым доказательством.
Согласно п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Согласно ч.ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Нарушение процессуальных требований при составлении протокола об административном правонарушении влечет невозможность его использования в качестве доказательств (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).
Поскольку основным процессуальным документом, фиксирующим ход производства по делу об административном правонарушении, является протокол, признание его в качестве недопустимого доказательства делает невозможным дальнейшее рассмотрение дела.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае иных предусмотренных настоящим Кодексом обстоятельств, при наличии которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.18.8, 29.9, 29.10, ст.32.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Рахмонкулова С. Юлдошовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца и гражданина Республики Таджиистан, прекратить на основании п. 9 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд через Волжский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня получения копии постановления.
Судья Ю.Н. Артемова
"КОПИЯ ВЕРНА" подпись судьи _______________ Наименование должности уполномоченного работника аппарата федерального суда общей юрисдикции помощник судьи ____О.Б. Лебедева__ (Инициалы, фамилия) "___" ______________ 20___ г. |