УИД 37RS0№-19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Заволжск Ивановской области 5 августа 2024 г.
Кинешемский городской суд Ивановской области в составе
председательствующего судьи Ельцовой Т.В.,
при секретаре Кудряшовой Н. Е.,
с участием помощника прокурора Заволжского района Ивановской области Т.В.Полетаевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заволжского района Ивановской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа №3 о возложении обязанности,
установил:
прокурор Заволжского района Ивановской области обратился в Кинешемский городской суд Ивановской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа №3 (далее- МКОУ СОШ № 3) о возложении обязанности в срок до 31 декабря 2024 г. провести обследование объектов данной организации и предоставляемых ею услуг в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг, по результатам которого составить паспорт доступности для инвалидов объектов и услуг. В исковом заявлении истец ссылается на то, что прокуратурой района проведена проверка по соблюдению ответчиком законодательства об образовании, о защите прав инвалидов. В ходе проверки установлено, что МКОУ СОШ № 3 не проведено обследование данного дошкольного образовательного учреждения и предоставляемых им услуг, не составлен паспорт доступности для инвалидов данного объекта социальной инфраструктуры и предоставляемых услуг в сфере образования, что нарушает права неопределенного круга лиц из числа инвалидов на гарантированные государством условия доступности объекта и услуг в сфере образования.
Определением суда в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Отдел образования администрации Заволжского муниципального района Ивановской области.
В судебное заседание представитель ответчика и представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим. Представитель ответчика МКОУ СОШ №3 в письменном отзыве на иск просил рассмотреть дело в своё отсутствие, исковые требования признал в полном объеме.
В соответствии с требованиями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании помощник Заволжского прокурора Т.В.Полетаева исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске. Просила иск удовлетворить. Дополнила, что до настоящего времени ответчиком не приняты меры по проведению обследования данного дошкольного учреждения и составлению паспорта доступности для инвалидов данного объекта социальной инфраструктуры и предоставляемых услуг в сфере образования.
Заслушав прокурора, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности с учётом требований ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Статья 4 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" устанавливает, что государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах: законодательное обеспечение прав ребенка; поддержка семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда; поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.
Согласно п. п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Закон об образовании) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
Частью 3 ст. 79 Закона об образовании закреплено, что под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" (далее – Закон о социальной защите инвалидов) социальная защита инвалидов представляет собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии со ст. 15 Закона о социальной защите инвалидов организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам, помимо прочего, условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.
В силу п. 3 ст. 26 Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" (далее также - Федеральный закон N 419-ФЗ), положения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ в части обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 г. исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Подпунктом 1 пункта 4 статьи 26 Федерального закона N 419-ФЗ установлено, что в целях обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортных инфраструктур и условий для беспрепятственного пользования услугами устанавливается переходный период, в течение которого федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают и реализуют в сферах установленной деятельности мероприятия по повышению значений доступности для инвалидов объектов и услуг, а порядок и сроки разработки данных мероприятий определяются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации мер для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 года N 1309 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи (далее - Порядок).
Так, в соответствии с пунктами 7, 8 Порядка органы и организации, предоставляющие услуги в сфере образования, в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг проводят обследование данных объектов и предоставляемых услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг. Паспорт доступности содержит следующие разделы: краткая характеристика объекта и предоставляемых на нем услуг; оценка соответствия уровня доступности для инвалидов объекта и имеющихся недостатков в обеспечении условий его доступности для инвалидов с использованием показателей, предусмотренных пунктом 11 настоящего Порядка; оценка соответствия уровня доступности для инвалидов предоставляемых услуг и имеющихся недостатков в обеспечении условий их доступности для инвалидов с использованием показателей, предусмотренных пунктом 12 настоящего Порядка; управленческие решения по срокам и объемам работ, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления на нем услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации(далее соответственно - обследование и паспортизация, Паспорт доступности).
Для проведения обследования и паспортизации распорядительным актом органа или организации, предоставляющих услуги в сфере образования, создается комиссия по проведению обследования и паспортизации объекта и предоставляемых на нем услуг (далее - Комиссия), утверждаются ее состав, план-график проведения обследования и паспортизации, а также организуется работа Комиссии (п. 9 Порядка).
В силу положений пункта 13 Порядка, по результатам обследования объекта и предоставляемых на нем услуг Комиссией для включения в Паспорт доступности разрабатываются (с учетом положений об обеспечении "разумного приспособления" Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. предложения по принятию управленческих решений, в том числе: по созданию (с учетом потребностей инвалидов) условий доступности существующего объекта и предоставляемых услуг в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в случае невозможности полностью приспособить объект с учетом потребностей инвалидов до его реконструкции или капитального ремонта; по определению мероприятий, учитываемых в планах развития объекта, в сметах его капитального и текущего ремонта, реконструкции, модернизации, в графиках переоснащения объекта и закупки нового оборудования, в целях повышения уровня его доступности и условий для предоставления на нем услуг с учетом потребностей инвалидов; по включению в технические задания на разработку проектно-сметной документации по проектированию, строительству, оснащению приспособлениями и оборудованием вновь вводимых в эксплуатацию объектов, на которых предоставляются услуги в сфере образования, условий, обеспечивающих их полное соответствие требованиям доступности объектов для инвалидов с 1 июля 2016 года.
В целях исполнения приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" Министерством образования и науки РФ разработано письмо от 12.02.2016 N ВК-270/07 "Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования". Данное письмо носит рекомендательный характер, вместе с тем в нем указано, что организациям, подведомственным Минобрнауки России необходимо провести обследование на предмет доступности для инвалидов всех объектов организации, по результатам обследования объекта и предоставляемых на нем услуг комиссией должен быть оформлен Паспорт доступности. В приказе N 1309 регламентировано, что должно быть на объекте, чтобы считать его доступным для самостоятельного передвижения инвалида, какие услуги должны быть предоставлены инвалиду организацией.
Судом установлено, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Заволжского района Ивановской области установлено, что в нарушение вышеуказанных требований закона обследование вышеуказанного объекта образования МКОУ СОШ № 3 и предоставляемых им услуг, расположенного по адресу: Ивановская область, г.Заволжск ул. Школьная, д.1, ответчиком не проводилось и, соответственно, по результатам обследования паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг на данном объекте не был составлен.
Данные обстоятельства подтверждаются ответом МКОУ СОШ № 3 от 28 июня 2024 г. (л.д. 6).
Обеспечение доступной среды для инвалидов является одной из важнейших социально-экономических проблем, необходимость решения, которой закреплена законодательством Российской Федерации. Создание доступной среды для инвалидов позволит им реализовывать свои права и основные свободы, что будет способствовать их полноценному участию в жизни. Все граждане, независимо от наличия ограниченных возможностей организма, имеют равные права на получение образования.
Несоблюдение условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования является нарушением прав неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями организма на получение образования в равных условиях с другими гражданами.
Ответчик исковые требования признал в полном объеме.
Согласно ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
В соответствие с п. 3 ст. 173 ГПК РФ, при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Суд принимает признание иска ответчиком, поскольку оно не противоречит действующему законодательству и не нарушают права и интересы других лиц.
В связи с чем исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определённые действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает срок, в течение которого это решение должно быть исполнено.
Учитывая объём работы, которую следует выполнить ответчику, необходимость финансирования проведения данных работ, суд полагает, что предложенный прокурором срок – 31 декабря 2024 года является разумным и при надлежащей организации позволит исполнить возлагаемую обязанность в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Заволжского района Ивановской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа №3 о возложении обязанности, удовлетворить.
Обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 в срок до 31 декабря 2024 г.:
провести обследование объектов муниципального казенного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №3 и предоставляемых им услуг в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг;
по результатам данного обследования составить паспорт доступности для инвалидов объектов и услуг муниципального казенного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №3.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Кинешемский районный суд Ивановской области в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий судья: Т.В. Ельцова
Мотивированное решение изготовлено 12 августа 2024 года.