Дело №2-4899/2020
УИД 78RS0015-01-2020-003709-65
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Санкт-Петербург 30 июня 2020 года
Невский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Петий С.С.,
при секретаре Бутрак Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волковой К. А. к администрации Невского района Санкт-Петербурга о признании незаконным отказа в предоставлении несовершеннолетнему ребенку места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении и обязании предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении,
УСТАНОВИЛ:
Волкова К.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Невского района Санкт-Петербурга, Комитету по образованию Санкт-Петербурга о признании незаконным и дискриминационным бездействие администрации Невского района Санкт-Петербурга и Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга, выразившееся в отказе предоставления Кармышкину Р. А. ДД.ММ.ГГГГ г.р., места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении с учетом территориальной доступности от фактического места проживания, с возложением на административных ответчиком обязанности предоставить Кармышкину Р.А. место в муниципальной дошкольной образовательной организации на закрепленной территории с учетом территориальной доступности и обязании административных ответчиков рассмотреть вопрос о предоставлении места несовершеннолетнему Кармышкину Р.А. в ГБДОУ детский сад № 574 Невского района Санкт-Петербурга, ГБДОУ детский сад №14 Невского района Санкт-Петербурга или ГБДОУ детский сад №12 Невского района Санкт-Петербурга, указывая, что отказ в предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении, мотивированный отсутствием свободных мест, не основан на нормах действующего законодательства, поскольку органы управления образованием в Санкт-Петербурге были заблаговременно проинформированы о необходимости предоставления места в дошкольном учреждении ребенку административного истца.
Протокольным определением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 30 июня 2020 г., в отсутствие возражений сторон, суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
Истец Волкова К.А. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала.
Представитель ответчика - администрации Невского района Санкт-Петербурга Танаева Н.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, указывая, что не предоставление ребенку места в дошкольном образовательном учреждении по месту жительства вызвано исключительно отсутствием свободных мест и наличием очередности, в которой, в том числе, состоят лица, обратившиеся за постановкой на такую очередь ранее истца. Кроме того, истцу были предложены варианты групп кратковременного пребывания, однако истец к данным предложения никакого интереса не проявила.
Представитель третьего лица Комитета по образованию Санкт-Петербурга в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Ранее представил отзыв на исковое заявление, в котором возражал против удовлетворения исковых требований, как необоснованных; заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Проварив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд находит исковые требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что истец Волкова К.А является матерью Кармышкина Р.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., что подтверждается свидетельством о рождении.
Истец Волкова К.А. и ее малолетний сын Кармышкин Р.А. зарегистрированы по адресу: Санкт-Петербург, 6-ая линия В.О., д. №, кв. №, при этом, согласно объяснениям истца, фактически они проживают по адресу: Санкт-Петербург, Усть-Славянка, Советский пр., д. № корп.№ кв. №.
13 сентября 2018 г. в комиссию отдела образования администрации Невского района Санкт-Петербурга поступило заявление Волковой К.А. по вопросу предоставления Кармышкину Р.А. места в дошкольном образовательном учреждении.
Письмом ответчика от 27 марта 2020 г. истец уведомлена, что комплектование образовательных учреждений на новый учебный год производится в период с 1 февраля по 30 июня, в связи с чем, в случае не получения направления на предоставление места в образовательном учреждении по окончанию комплектования государственных дошкольных образовательных учреждений, истец имеет прав обратиться в комиссию.
Письмом ответчика от 29 апреля 2020г. истец уведомлена, что по состоянию на 28 апреля 2020 г. перед Кармышкиным Р.А. место в ГБОУ СОШ № 574 ожидают 48 детей, в ГБДОУ № 14 – 87 детей, в ГБДОУ № 12- 85 детей. Этим же письмом истцу разъяснена очередность учета детей для предоставления места в образовательном учреждении.
Уведомлением ответчика от 16 июня 2020 г. истцу отказано в выдаче направления в образовательные организации ГБДОУ №14, ГБДОУ №12 и ГБДОУ СОШ №575 для поступления с 01 сентября 2020 г. по причине отсутствия свободных мест, при этом истцу предложена вариативная форма получения дошкольного образования временно с 01 сентября 2020 г. в группе кратковременного пребывания в ОО ГБДОУ № 127 Невского района Санкт-Петербурга, на что истец своего согласия не выразила.
В соответствии со ст. 67 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев.
Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.
Часть 4 ст. 67 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» допускает возможность отказа в приеме в муниципальную (государственную) образовательную организацию по причине отсутствия в ней свободных мест.
Законодатель, исходя из невозможности и недопустимости по существу отказа несовершеннолетнему в его праве на доступ в дошкольное образовательное учреждение, фактически возлагает на органы, реализующие соответствующие полномочия, обязанность предоставления запрошенного места в ином образовательном учреждении на территории полномочий органа, принимающего решение.
Такое понимание правоотношений сторон согласуется с выводами Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в Определении от 13 августа 2014 г. № 35-КГ14-2, которые, исходя из принципа единообразия в толковании и применении норм права, являются обязательными для судов.
Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 31 января 2019 г. № 301-р утвержден Порядок комплектования государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, находящихся в введении администраций районов Санкт-Петербурга, в соответствии с которым организация комплектования государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, подведомственных администрации района Санкт-Петербурга возложена на районные администрации.
На территории РФ действуют единые для всех субъектов РФ СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26, которые являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов дошкольных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на дошкольные образовательные организации, осуществляющие услуги по развитию детей и дошкольные группы по уходу и присмотру (п. 1.4 СанПиН).
Положениями Административного регламента администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по комплектованию государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утвержденного распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 09 апреля 2018 г. № 1009-р, предусмотрено, что формой ответа на обращение заявителя об оказании соответствующей государственной услуги является выдача направления (уведомление о невозможности предоставления места согласно приложению 8 к настоящему Регламенту) в ОУ, заверенное подписью уполномоченного лица Комиссии.
Формой указанного уведомления (Приложение N 8 к Регламенту) предусмотрено указание на невозможность направления несовершеннолетнего в выбранное заявителем образовательное учреждение с указанием альтернативных учреждений. При этом выдача названного уведомления, содержащего в себе указания на образовательные учреждения, в которых имеются вакантные места, позволяет родителю несовершеннолетнего реализовать права на доступ к дошкольному образованию, описанные ранее.
По смыслу Административного регламента, а также ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» орган, уполномоченный принимать решения по обеспечению дошкольного образования несовершеннолетних, в случае отсутствия мест в заявленном образовательном учреждении вправе и обязан предложить альтернативные варианты, исходя из подведомственной ему территории.
В таком случае родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
При этом уже право родителей несовершеннолетнего принять такое предложение либо сохранить место в очереди и ожидать ее подхода для получения места в запрошенном ими образовательном учреждении, что прямо предусмотрено формой уведомления.
Согласно п. 3.1.6.4 Административного регламента в случае отсутствия свободных мест в общеобразовательных учреждениях, указанных заявителем в заявлении о постановке ребенка на учет, комиссия предлагает:
- место в другом (других) образовательном учреждении согласно приложению N 8 к настоящему Административному регламенту. В случае согласия заявитель вправе после зачисления ребенка в образовательное учреждение подать заявление о постановке ребенка на учет по переводу;
- вариативные формы получения дошкольного образования временно, начиная с желаемой даты поступления до появления свободного места в общеобразовательном учреждении или следующего периода комплектования, согласно приложению N 8 к настоящему Административному регламенту.
В случае отказа или отсутствия отказа/согласия в течение 15 календарных дней с даты выдачи уведомления при надлежащем исполнении заявление о постановке ребенка на учет переходит в список будущих воспитанников общеобразовательного учреждения следующего года в указанные общеобразовательные учреждения с сохранением даты постановки на учет и рассматривается в списке "очередников", который составляется в соответствии с пунктом 3.2 настоящего Административного регламента в период доукомплектования в соответствии с пунктом 3.3 настоящего Административного регламента. Заявитель получает уведомление согласно приложению N 25 к настоящему Административному регламенту.
Согласно Рекомендациям по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, изложенным в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 августа 2013 года N 08-1063, при отсутствии свободных мест в выбранных дошкольных образовательных учреждениях родителям (законным представителям) могут быть предложены свободные места в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка. Информация направляется родителям (законным представителям) в личный кабинет на Портале. Родителям (законным представителям) предлагается в течение 14 календарных дней выбрать дошкольное образовательное учреждение из предложенных (пункт 19).
При отказе родителей (законных представителей) или при отсутствии их согласия/отказа от предложенных (предложенного) дошкольного образовательного учреждения изменяется желаемая дата поступления на следующий учебный год с сохранением даты постановки на учет. Информация об изменении желаемой даты поступления ребенка размещается в личном кабинете на Портале (пункт 20).
С учетом изложенных норм закона, к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим выяснению при разрешении в судебном порядке заявленного истцом спора относятся: достижение ребенком двухмесячного возраста; наличие права на преимущественное предоставление места в детском дошкольном учреждении; наличие (отсутствие) мест в детских дошкольных образовательных учреждениях, наличие (отсутствие) лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом в детском дошкольном образовательном учреждении; в случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации по месту жительства ребенка факт обращения родителей (законных представителей) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования; принятие органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования мер по устройству ребенка в другую общеобразовательную организацию в целях обеспечения права ребенка на получение дошкольного образования.
По состоянию на 16 июня 2020 г. место в ГБОУ СОШ №574 ожидают 48 детей, в ГБДОУ №14 – 77 детей, в ГБДОУ №12- 78 детей.
Согласно информационной справке о наполняемости ГБДОУ №14 от 29 июня 2020 г., нормативный списочный состав групп раннего возраста составляет 19/20/20 человек, фактическая наполняемость – 19/21/21.
Согласно информационной справке о наполняемости ГБДОУ №12 от 29 июня 2020г., нормативный списочный состав групп раннего возраста составляет 20 человек, фактическая наполняемость – 26 человек.
Согласно информационной справке ГБДОУ СОШ № 574 от 29 июня 2020г., нормативный списочный состав групп раннего возраста – 20 человек, фактическая наполняемость – 25 человек.
Как следует из объяснений сторон, истец не согласна на посещение дошкольного образовательного учреждения ее сыном на неполный учебный день. Варианты посещения детских садов, не являющихся приоритетными для истца, истцом не рассматриваются.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Оценив объяснения лиц, участвующих в деле, в совокупности с представленными суду письменными доказательствами, учитывая фактическое отсутствие у ответчика возможности предоставить сыну истца место в конкретном дошкольном образовательном учреждении, выбранном истцом, в связи с их полной укомплектованностью детьми, имеющими в соответствии с действующим законодательством льготы и меньшие регистрационные номера в очереди, чем сын истца, о чем истцу было разъяснено в письменной форме с предложением альтернативных вариантов, от которых истец отказалась, суд приходит к выводу, что исковые требования истца удовлетворению не подлежат как необоснованные, поскольку в действиях ответчика не усматривается нарушение прав и законных интересов истца.
При этом судом принято во внимание, что количество групп в дошкольном образовательном учреждении и их наполняемость определяется в соответствии с действующим законодательством, с учетом санитарных норм и условий образовательного процесса, предельной наполняемости.
Превышение количества воспитанников в детских учреждениях более установленных норм приведет к нарушению санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, установленных СанПиН 2.4.1.3049-13, которыми определено допустимое количество детей в группах.
Реализация истцом конституционных прав на получение сыном дошкольного образования не должна нарушать прав других детей, поставленных на очередь ранее либо имеющих право на внеочередное или первоочередное представление места в дошкольных образовательных учреждениях.
Учитывая изложенное и, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░