Решение по делу № 33-3761/2021 от 20.04.2021

    Судья Соболева Т.А
        Судья-докладчик Герман М.А.         по делу Номер изъят

        АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

        11 мая 2021 года         <адрес изъят>

    Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

        судьи-председательствующего Герман М.А.,

        судей Васильевой И.Л. и Рудковской И.А.,

        при секретаре Горячкиной К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело                   № 2-8/2021 по иску Григорьева Алексея Валерьевича к областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по г. Зиме и Зиминскому району» о признании права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения, взыскании судебных расходов

по апелляционным жалобам областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по г. Зиме и Зиминскому району», министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на решение Зиминского городского суда Иркутской области от 9 февраля 2021 года,

    У С Т А Н О В И Л А:

Григорьев А.В. обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к ОГКУ «УСЗН по г. Зиме и Зиминскому району», просил признать за ним право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, предоставляемой лицам, утратившим жилье в результате наводнения, вызванного дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области, взыскать судебные расходы.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что Григорьев А.В. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес изъят>, в котором он проживал вместе с членами своей семьи: женой и ребенком. Указанное жилое помещение признано аварийным и подлежащим сносу, что обусловлено воздействием наводнения.

В связи с указанным Григорьев А.В. обратился в ОГКУ «УСЗН по г. Зиме и Зиминскому району» с заявлением о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения, в чем ему было отказано.

Григорьев А.В. полагает отказ в предоставлении выплаты незаконным. Указывает, что факт утраты жилья именно вследствие воздействия паводка подтверждается актом обследования. При этом рассматриваемый объект находится в пределах границ зоны затопления.

Решением Зиминского городского суда Иркутской области от 09.02.2021 исковые требования удовлетворены частично. За истцом признано право по получение просимой социальной выплаты. С ответчика в пользу истца взысканы судебные расходы на проведение судебной экспертизы в размере 30 000 руб., на оплату услуг представителя - 4 600 руб.

В апелляционной жалобе ОГКУ «УСЗН по г. Зиме и Зиминскому району» просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование апелляционной жалобы указывает, что постановлением администрации Зиминского районного муниципального образования в границы зон, пострадавших вследствие паводка, был включен лишь участок по рассматриваемому адресу, а не расположенный на нем жилой дом. Тот факт, что постановлением администрации Услонского муниципального образования дом был включен в указанные границы, не свидетельствует о том, что его аварийное состояние обусловлено воздействием паводка, учитывая, что вода на момент обследования отсутствовала. При этом у администрации Услонского муниципального образования отсутствовали полномочия по вынесению постановлений относительно вопросов, связанных с ликвидацией последствий чрезвычайной ситуации.

Выражает несогласие с данной судом оценкой доказательств, в частности, заключения судебной экспертизы. Указывает на нарушение прав ответчика на участие при проведении экспертизы. Обращает внимание на наличие в данном экспертом заключении неточностей, неучете экспертом факторов и соответствующих доказательств, которые могли вызвать аварийное состояние дома, отсутствие надлежащего обследования. Отмечает, что аварийное состояние могло стать результатом ненадлежащего содержания объекта.

В апелляционной жалобе министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области также просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование апелляционной жалобы также ссылается на недоказанность приведения жилого помещения истца в аварийное состояние именно вследствие паводка, полагая, что такое состояние вызвано естественным износом. При этом отмечает, что в границы пострадавших вследствие паводка зон объект в установленном порядке не включен. Отсутствует заключение межведомственной комиссии о признании объекта аварийным в результате чрезвычайной ситуации.

В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы Григорьев А.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

На основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия рассматривает дело в отсутствие ОГКУ «УСЗН по г. Зиме и Зиминскому району», администрации Услонского МО Зиминского района, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Герман М.А., объяснения истца, представителя министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к выводу об отмене обжалуемого решения на основании п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Григорьев А.В. является нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес изъят>.

Письмом ОГКУ «УСЗН по г. Зиме и Зиминскому району» № 4494 от 11.09.2020 истцу сообщено об отказе в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения, предоставляемой лицам, утратившим жилье в результате наводнения, вызванного дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области.

В июне-июле 2019 года на территории Иркутской области произошло наводнение, вызванное сильными дождями, в результате которого некоторые территории были подтоплены, введен режим чрезвычайной ситуации. На территории Зиминского районного муниципального образования, где расположен вышеуказанный дом, режим чрезвычайной ситуации отменен с 13.08.2019 (постановление администрации Зиминского районного муниципального образования № 642 от 13.08.2019).

Постановлением администрации Зиминского районного муниципального образования № 614 от 05.08.2019 определены границы зоны чрезвычайной ситуации, сложившейся в июле 2019 года на территории Зиминского районного муниципального образования. Данным постановлением рассматриваемый многоквартирный дом не включен в границы пострадавших зон.

Не включен в границы пострадавших зон данный объект и постановлением администрации Зиминского районного муниципального образования № 976 от 20.11.2019.

Объект впервые включен в границы пострадавших зон постановлением администрации Услонского муниципального образования Зиминского района № 46 от 27.05.2020 по заявлению истца от 20.0.2020.

Сведения о включении объекта в границы пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации зон администрацией Зиминского районного муниципального образования, к компетенции которого согласно уставу относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, отсутствуют.

Согласно техническому паспорту, который изготовлен 31.05.2012, физический износ рассматриваемого объекта составляет 50%. Последующих обследований не проводилось.

Межведомственной комиссией дано заключение, согласно которому общее техническое состояние объекта оценивается как непригодное для проживания. Основные дефекты и повреждения здания вызваны естественным износом и затоплением территории, на которой расположен объект. Эксплуатация многоквартирного дома невозможна. Выявлены основания для признания дома аварийным и подлежащим сносу.

Приложен технический отчет, согласно которому основные дефекты и повреждения здания вызваны естественным износом и затоплением территории, на которой расположен объект.

Сведений об установлении подтопления паводковыми водами, уровне воды в помещении на момент обследования указанные документы не содержат.

Постановлением администрации Услонского муниципального образования № 47 от 28.05.2020 многоквартирный дом по адресу: <адрес изъят> признан аварийным и подлежащим сносу.

Свидетель ФИО5, и.о. начальника производственного участка БТИ, в судебном заседании пояснила, что она в составе комиссии в мае 2020 года принимала участие в обследовании рассматриваемого жилого дома. В 2016 году износ дома составил 56%. Точную причину признания дома аварийным она не может назвать. Данный дом до наводнения должен был быть капитально отремонтирован.

Согласно заключению судебной строительной технической экспертизы                      № 16/12/20-01, данному ООО «Стройцентр-Иркутск», жилое помещение является аварийным. Причиной для ухудшения общего состояния конструктивных элементов указанного жилого помещения до состояния аварийности послужила потеря несущей способности фундаментов и несущих стен, обусловленная вымыванием грунтов под конструкциями балок покрытия, гниением и разрушением деревянных элементов, опорных столбов по причине воздействия влаги. Наводнение, произошедшее летом в июне-июле 2019 на территории Иркутской области, могло стать причиной для ухудшения общего состояния жилого помещения до состояния аварийности и непригодности для проживания.

Заключение также не содержит сведений об установлении подтопления паводковыми водами, уровне воды в помещении на момент обследования.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные исковые требования частично, суд первой инстанции исходил из того, что представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что основные дефекты и повреждения здания вызваны естественным износом и затоплением территории. При этом заключением экспертизы, оснований не доверять которому не имеется, подтверждено, что причиной ухудшения общего состояния конструктивных элементов жилого дома до состояния аварийности могло быть наводнение, случившееся летом 2019 года. Ответчик при этом не представил достаточных доказательств признания дома аварийным по иным причинам. Таким образом, имелись основания для признания за истцом права на просимую выплату.

Учитывая приведенные выводы о наличии оснований для удовлетворения требования иска о признании права на рассматриваемую меру социальной поддержку, суд первой инстанции, руководствуясь ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, требованиями разумности, взыскал в пользу истца судебные расходы.

Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции о наличии оснований для признания за истцом права на получение рассматриваемой меры социальной поддержки, поскольку они не основаны на представленных доказательствах и нормах права, регулирующих спорные правоотношения, полагает заслуживающими внимания соответствующие доводы апелляционных жалоб.

Пунктом 1 Постановления Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 556-пп, которым утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне – июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее – Положение), установлено, что гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне – июле 2019 года на территории Иркутской области (далее – чрезвычайная ситуация), предоставляются следующие меры социальной поддержки по обеспечению жильем:

1) гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, по их выбору в виде: предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления жилого помещения из государственного жилищного фонда Иркутской области (далее – предоставление жилого помещения);

2) гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.

Главы 2 и 3 указанного Положения регламентируют условия предоставления социальной выплаты и порядок удостоверения права на получение таких мер социальной поддержки соответственно.

Так, пп. 1 п. 16 Положения установлено, что учреждение не позднее двух рабочих дней со дня обращения гражданина (граждан) или его (их) представителя за выдачей свидетельства обеспечивает направление запросов (межведомственных запросов) в государственные органы, органы местного самоуправления, подведомственные государственным органам и органам местного самоуправления организации в целях получения сведений о нахождении утраченного жилого помещения в зоне чрезвычайной ситуации, определенной решением главы муниципального образования Иркутской области, на территории которого решением главы указанного муниципального образования введен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация».

Как следует из вышеприведенных нормативных положений, только утрата жилья именно вследствие чрезвычайной ситуации является основанием для предоставления утратившему его лицу выплаты, предусмотренной Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 556-пп. Таковыми следует считать помещения, включенные в границы зон чрезвычайной ситуации, по результатам обследования которых установлено, что причиной их утраты стало именно воздействие разрушительного воздействия паводковых вод. При этом включение объекта в границы пострадавших зон подтверждается именно решением главы муниципального образования Иркутской области, на территории которого решением главы указанного муниципального образования введен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация».

В данном случае введение и отмена режима функционирования «Чрезвычайная ситуация» осуществлялось на основании соответствующих постановлений Зиминского районного муниципального образования, которое, соответственно, определяло границы пострадавших в результате паводка зон на соответствующих территориях. Отсутствие решения указанного муниципального образования о включении жилого дома, нанимателем квартиры в котором являлся истец, обуславливает сомнения в том, что причиной, вызвавшей его утрату, явилось воздействие паводковых вод.

На момент чрезвычайной ситуации в июне-июле 2019 года, как и длительное время после, объект не рассматривался как пострадавший вследствие чрезвычайной ситуации. Впервые он указан как входящий в границы пострадавших зон только в мае 2020 года администрацией Услонского муниципального образования Зиминского района, но не Зиминского районного муниципального образования, в компетенцию которой входит решение указанного вопроса.

Истец на момент чрезвычайной ситуации и до мая 2020 года не обращался в уполномоченные органы за признанием дома аварийным в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области, не заявлял о том, что его жилое помещение вообще попало в зону подтопления.

Представленные в материалы дела доказательства, в частности заключение судебной экспертизы, также как и заключение межведомственной комиссии, технический отчет, не содержат однозначных выводов о том, что утрата объекта обусловлена именно воздействием паводковых вод, наличие которых в помещении на момент обследования не установлено. Вероятностные выводы экспертизы о возможном влиянии деструктивных факторов чрезвычайной ситуации на ухудшение состояния рассматриваемого объекта до аварийного при указанных обстоятельствах, связанных с вопросами включения объекта в границы пострадавших от паводка зон, не позволяют прийти к выводу о наличии у истца права на просимую выплату.

Таким образом, основания для признания за истцом права на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, предоставляемой лицам, утратившим жилье в результате наводнения, вызванного дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области, отсутствуют. Соответственно, оснований для взыскания в пользу истца судебных издержек с учетом выводов об отказе в удовлетворении указанного требования также не имеется.

На основании изложенного решение подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Зиминского городского суда Иркутской области                                от 9 февраля 2021 года по данному делу отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Григорьева Алексея Валерьевича к областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по г. Зиме и Зиминскому району» о признании права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения, взыскании судебных расходов отказать.

    Судья-председательствующий     М.А. Герман
    Судьи     И.Л. Васильева
    И.А. Рудковская

33-3761/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Григорьев Алексей Валерьевич
Ответчики
ОГКУ Управление социальный защиты населения по городу Зиме и Зиминскому району
Другие
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области
Администрация Услонского МО Зиминского района
Суд
Иркутский областной суд
Судья
Герман Марина Александровна
Дело на странице суда
oblsud.irk.sudrf.ru
20.04.2021Передача дела судье
11.05.2021Судебное заседание
20.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.05.2021Передано в экспедицию
11.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее