Мотивированное решение изготовлено 27.12.2021
УИД: 51RS0001-01-2021-007689-34
№ 2а-4637/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 декабря 2021г. г. Мурманск
Октябрьский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Макаровой И.С.,
при секретаре Дородновой А.Е.,
с участием:
представителя административного ответчика Тимкина В.В.,
представителя прокуратуры Ждановой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Грудиной Виолетты Андреевны об оспаривании бездействия, признании незаконным и отмене решения Мурманской территориальной избирательной комиссии № 17/79 от 4 августа 2021г.,
установил:
Грудина В.А.. обратилась в суд с административным иском об оспаривании бездействия, признании незаконным и отмене решения Мурманской территориальной избирательной комиссии № 17/79 от 4 августа 2021г.
В обоснование заявленных требований в иске указано, что в соответствии с опубликованным 3 июля 2021г. решением административного ответчика Мурманской территориальной избирательной комиссией от 29 июня 2021г. №04/23 было объявлено о назначении дополнительных выборов депутатов Совета депутатов города Мурманска шестого созыва по двухмандатным избирательным округам№ 1,9 19 сентября 2021г. Согласно утвержденного решением Мурманской территориальной избирательной комиссией от 5 июля 2021г. № 05/38 календарного плана мероприятий по подготовке к проведению указанных дополнительных выборов, срок выдвижения кандидатов и подачи соответствующих пакетов документов в сформированные окружные избирательные комиссии истекал в 18 часов 00 минут 9 августа 2021г. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ административный истец Грудина В.А. находилась на стационарном лечении вынужденно. 26 июля 2021г. административный истец обратилась к административному ответчику с жалобой на нарушение ее избирательных прав действиями (бездействиями) администрации ГОАУЗ «МОЦСВМП», направленных на воспрепятствование реализации ее избирательных прав, включая прав подачи заявления о выдвижении и пакета документов больным кандидатом через удостоверение их администрацией медицинского учреждения, в котором вынужденно находится. Вместе с тем, указанная жалоба была оставлена административным ответчиком без регистрации и рассмотрения, о чем истцу стало известно 5 августа 2021г. После выписки, ДД.ММ.ГГГГ., административный истец лично обратилась к административному ответчику, предоставив документы для уведомления о ее самовыдвижении в качества кандидата на дополнительных выборах в депутаты Совета депутатов города Мурманска шестого созыва по двухмандатному избирательному округу №9, назначенных на 19 сентября 2021г. Однако, 4 августа 2021г. административный ответчик вынес решение № 17/79 «Об отказе Грудиной В.А. в выдаче разрешения на открытие специального избирательного счета», согласно которому административный ответчик решил принять к сведению информацию о том, что в связи с отсутствием пассивного избирательного права Грудина В.А. утрачивает статус выдвинутого кандидата. Вместе с тем, истец полагает, что принятое административным ответчиком решение не содержит законных оснований для его принятия, поскольку в нем нет сведений ни о реквизитах представления в Министерство юстиции Российской Федерации, ни о реквизитах ответа Министерства юстиции Российской Федерации в адрес административного ответчика, в тексте оспариваемого решения ничего не упоминается об основаниях для установления юридического значимого факта того, что по состоянию на 3 июля 2021г. административный истец не обладала пассивным избирательным правом, не может быть избрана в органы местного самоуправления – Совета депутатов города Мурманска шестого созыва, либо такое право ограничено на основании пункта 3.6 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ. В оспариваемом решении отсутствует указание на решение уполномоченного государственного органа или вступившего в законную силу решения суда, установившего причастность административного истца к экстремистской или террористической организации, в том или ином качестве, отсутствует указание на вступившее в законную силу решение суда, которым соответствующая организация ликвидирован или ее деятельность прекращена на территории России в связи с экстремистской или террористической деятельностью. Необоснованное и незаконное решение административного ответчика повлекло невозможность осуществления выдвинутым кандидатом - административным истцом предусмотренных избирательным законодательством действий для поддержки своего выдвижения и представления административному ответчику необходимого второго пакета документов для регистрации. Поскольку действующим избирательным законодательством не предусмотрено аннулирование выдвижения кандидата или признание его утратившим статус выдвинутого кандидата, то, следовательно, в срок с 3 августа 2021г. до 13 августа 2021г. административный ответчик обязан был рассмотреть и принять решение об отказе в регистрации кандидата административного истца в связи с непредставлением предусмотренных условиями регистрации документов, которое административный истец мог обжаловать в установленном законом порядке в вышестоящую избирательную комиссию или в суд. Однако, от принятия такого решения административный ответчик уклонился, то есть бездействовал. С учетом изложенного, административный истец просит суд признать незаконным решение Мурманской территориальной избирательной комиссии № 17/79 от 4 августа 2021г.; признать незаконным бездействие Мурманской территориальной избирательной комиссии, выразившееся в уклонении от принятия решения о регистрации или отказа в регистрации Грудиной В.А. в качестве кандидата в депутаты; признать незаконным бездействие Мурманского территориальной избирательной комиссии в связи с нарушением избирательных прав Грудиной В.А. иными лицами – администрацией ГОАУЗ «МОЦСВМП».
Административный истец Грудина В.А. в судебное заседание не явилась, извещалась посредством направления судебной корреспонденции по адресу для почтовой корреспонденции, указанному в иске. Согласно сведениями с сайта «АО «Почта России» заказная корреспонденция адресату не вручена, возвращена в адрес суда. Телеграмма, направленная по адресу регистрации Грудиной В.А. адресату не вручена. Об уважительности причин неявки Грудина В.А. суд не уведомила, представителя не направила.
Согласно части 2 статьи 100 Кодекса административного судопроизводства РФ адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.
В силу статьи 101 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по административному делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение направляются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, даже если адресат по этому адресу более не проживает или не находится.
В соответствии с частью 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Поскольку административный истец извещалась по адресам, указанным в административным иске, в том числе и по месту своей регистрации, однако, повестка возвращена в адрес суда в связи с неполучением, за телеграммой адресат не явился, суд полагает извещение о времени и месте рассмотрения дела надлежащим, в связи с чем полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.
Представитель административного ответчика – Мурманской территориальной избирательной комиссии в судебном заседании с доводами административного иска не согласился, просил в удовлетворении отказать.
Административный ответчик председатель Мурманской территориальной избирательной комиссии Завадская Е.А., представитель заинтересованного лица ГОАУЗ «МОЦСВМП» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица Министерства юстиции Мурманской области в судебное заседание также не явился, будучи надлежащим образом извещенным, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представил письменный отзыв на иск, в котором указал, что просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Выслушав пояснения представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, заслушав заключение помощника прокурора округа, полагавшей административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 4, частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ).
В силу статьи 32 Федерального закона № 67-ФЗ граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.
Согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона № 67-ФЗ выборы и референдумы организуют и проводят комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.
Положениями статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрены условия выдвижения кандидатов, в частности, оговорен порядок подачи соответствующего заявления и перечень необходимых к нему документов.
В соответствии с пунктом 6 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ избирательная комиссия обращается с представлением о проверке достоверности сведений о кандидатах, представляемых в соответствии с пунктами 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, а также сведений о кандидатурах для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации, представляемых кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), о проверке выполнения требований, предусмотренных пунктом 3.3 настоящей статьи, в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки сведений, представляемых в соответствии с пунктами 2 и 2.1 настоящей статьи, а также сведений о кандидатурах для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации в течение десяти дней, а сведений, представляемых в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, и выполнения требований, предусмотренных пунктом 3.3 настоящей статьи, в течение 20 дней. Если указанное представление поступило за десять и менее дней до дня голосования, соответствующие органы должны сообщить о результатах проверки в срок, установленный избирательной комиссией.
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией.
Полномочия окружной избирательной комиссии установлены статьей 25 Федерального закона № 67-ФЗ, а также Законом Мурманской области «Об избирательных комиссиях Мурманской области» № 390-01-ЗМО.
Согласно пункту 1 статьи 39 Закона Мурманской области от 9 марта 2007г. «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований» кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления избирательной комиссии, регистрирующей кандидата, об их выдвижении (самовыдвижении) до предоставления документов для их регистрации этой избирательной комиссией.
Пунктом 5 статьи 40 данного Закона определено, что порядок открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов кандидатов, избирательных объединений устанавливается Избирательной комиссией Мурманской области по согласованию с Отделением по Мурманской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации.
Постановлением Избирательной комиссии Мурманской области от 26 июня 2017г. № 10/66 утвержден Порядок открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов для формирования избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований (далее - Порядок).
В соответствии с пунктами 2.2 Порядка специальный избирательный счет открывает кандидат либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам на основании разрешения избирательной комиссии.
При этом действующее избирательное законодательство не возлагает на избирательные комиссии обязанность по принятию исключительно положительного решения по названному вопросу, в связи с чем, указанный орган правомочен принимать решение, в том числе, об отказе в открытии кандидату специального избирательного счёта, в случае если к этому есть установленные законом основания.
В соответствии с пунктом 3.6 статьи 4 Федерального закона № 67-ФЗ не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, причастные к деятельности общественного или религиозного объединения, иной организации, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности - по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» либо Федеральным законом от 6 марта 2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
Данное ограничение распространяется на лиц, являвшихся учредителем, членом коллегиального руководящего органа, руководителем, заместителем руководителя, руководителем регионального или другого структурного подразделения, заместителем руководителя регионального или другого структурного подразделения, участником, членом, работником экстремистской или террористической организации или иным лицом, причастным к деятельности экстремистской или террористической организации, в срок, начинающийся за три года до дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации - для учредителя, члена коллегиального руководящего органа, руководителя, заместителя руководителя, руководителя регионального или другого структурного подразделения, заместителя руководителя регионального или другого структурного подразделения, за один год до дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации - для участника, члена, работника экстремистской или террористической организации и иного лица, причастного к деятельности экстремистской или террористической организации, а также после вступления в законную силу указанного решения суда.
Положения настоящего пункта распространяются на участников, членов, работников экстремистской или террористической организации и иных лиц, в действиях которых вступившим в законную силу решением суда установлена причастность к деятельности экстремистской или террористической организации: непосредственная реализация целей и (или) форм деятельности (в том числе отдельных мероприятий), в связи с которыми соответствующая организация была признана экстремистской или террористической, и (или) выражение поддержки высказываниями, включая высказывания в сети «Интернет», либо иными действиями (предоставление денежных средств, имущественной, организационно-методической, консультативной или иной помощи) тем целям и (или) формам деятельности (в том числе отдельным мероприятиям) соответствующей организации, в связи с которыми она была признана экстремистской или террористической.
Лица, являвшиеся участником, членом, работником экстремистской или террористической организации или иным лицом, причастным к деятельности экстремистской или террористической организации, не могут быть избраны до истечения трех лет со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации.
Вышеуказанные нормы введены Федеральным законом «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статью 4 Федерального. закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», вступили в силу 4 июня 2021г. и применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу указанного закона.
Судом установлено, что решением Мурманской территориальной избирательной комиссии от 29 июня 2021г. № 4/23 назначены дополнительные выборы депутатов Совета депутатов города Мурманска шестого созыва по двухмандатных избирательным округам №№ 1, 9, на 19 сентября 2021г.
Постановлением Избирательной комиссии Мурманской области от 3 июня 2003г. № 385 «О возложении полномочий избирательных комиссий муниципальных образований на территориальные избирательные комиссии, сформированные в Мурманской области» полномочия окружных избирательных комиссий по дополнительным выборам депутатов совета депутатов города Мурманска шестого созыва в двухмандатных избирательных округах возложены в двухмандатном избирательном округе № 9 - на Мурманскую территориальную избирательную комиссию.
3 августа 2021г. в Мурманскую территориальную избирательную комиссию поступил пакет документов от Грудиной В.А. об уведомлении о выдвижении кандидатом в депутаты Совета депутатов города Мурманска шестого созыва по двухмандатному избирательному округу № 9 в порядке самовыдвижения.
Вместе с тем, на заседании Мурманской территориальной избирательной комиссии от 4 августа 2021г. была принята к сведению информация о том, что у Грудиной В.А. отсутствует пассивное избирательное право по основанию, указанному в пункте 3.6 статьи 4 Федерального закона № 67-ФЗ, в связи с чем она утрачивает статус выдвинутого кандидата, а также было принято решение об отказе Грудиной В.А. в выдаче разрешения на открытие специального избирательного счета, об отказе Грудиной В.А. в регистрации уполномоченного представителя по финансовым вопросам Заморской Н.А.
Указанное решение Мурманской территориальной избирательной комиссии оформлено протоколом заседания № 17 от 4 августа 2021г.
При этом в качестве доказательства, свидетельствующего об отсутствии у Грудиной В.А. пассивного избирательного права послужил ответ из Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области.
Указанные выше обстоятельства дела сторонами не оспорены, подтверждены материалами дела, доказательств обратному суду не представлено.
Правомочность оспариваемого административным истцом решения Мурманской территориальной избирательной комиссии от 4 августа 2021г. не оспаривается, решение от 4 августа 2021г. вынесено Мурманской территориальной избирательной комиссией в пределах предоставленных ей полномочий, в установленный срок.
Оценивая действия административных ответчиков на предмет законности и обоснованности оспариваемого административным истцом решения от 4 августа 2021г., суд приходит к следующему.
В ходе судебного разбирательства по делу судом также установлено, что постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2021г. № 932 «О мерах по оказанию содействия избирательным комиссиям в реализации их полномочий при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва» предписано Министерству юстиции Российской Федерации по представлениям ЦИК Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и окружных избирательных комиссий представлять в пределах установленной компетенции имеющиеся сведения о физических лицах (учредителях, руководителях, а также о входящих в состав руководящих органов), причастных к деятельности общественного или религиозного объединения, иной организации, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» либо Федеральным законом «О противодействии терроризму», и сведения о которых содержались в ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций (п. 34 Постановления).
4 августа 2021г. в адрес Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области поступило представление Мурманской территориальной избирательной комиссии о проверке достоверности сведений, представленных кандидатами в депутаты Совета депутатов города Мурманска шестого созыва, на предмет причастности граждан, указанных в приложении, к деятельности экстремистских либо террористических организаций в отношении Грудиной В.А.
В ходе проверки сведений о физических лицах, сведения о которых содержатся в ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций было установлено, что информация о Грудиной В.А. содержится в сведениях об учредителях, руководителях и лицах, входящих в состав руководящих органов общественных объединений, религиозных и иных некоммерческих организаций, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение суда о ликвидации по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
Так, решением Московского городского суда от 9 июня 2021г. по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002г. 3 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» ликвидирована Некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией», Некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан», а также запрещена деятельность Общественного движения «Штабы навального».
Руководителем структурного подразделения Движения в Мурманске, именующимся координатором штаба, является - Грудина В.А.
При этом, вышеуказанным решением суда учредители, члены коллегиальных руководящих органов, руководители структурных подразделений, заместители руководителей структурных подразделений, члены, участники, работники, а также иные лица причастные к деятельности указанных выше организаций определены в качестве аффилированных к организациям, являющимися экстремистскими.
Решение суда от 9 июня 2021г. вступило в законную силу 4 августа 2021г.
Таким образом, на момент рассмотрения (4 августа 2021г.) заявления Грудиной В.А. от 3 августа 2021г. поступившего в Мурманскую территориальную избирательную комиссию, имелось вступившее в законную силу решение суда от 9 июня 2021г., которым установлена причастность Грудиной В.А. к деятельности общественного или религиозного объединения, иной организации, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности - по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» либо Федеральным законом от 6 марта 2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (пункт 3.6 статьи 4 Федерального закона № 67-ФЗ).
При таких обстоятельствах, с учетом вышеприведенных правовых норм, с учетом пояснений лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что решение Мурманской территориальной избирательной комиссии № 17/79 от 4 августа 2021г., оформленное протоколом заседания № 17, является законным и обоснованным, данный решением права и законными интересы административного права не нарушены, учитывая, что действие избирательного права Грудиной В.А. является ограниченным, в связи с чем в силу положений части 1 статьи 32 Федерального закона № 67-ФЗ Грудина В.А. не может приобрести статус кандидата, и, как следствие, не может открывать специальный избирательный счет, в связи с чем оснований для удовлетворения иска в данной части не имеется.
Наряду с этим, суд не находит оснований для удовлетворения требования административного истца о признании незаконным бездействия Мурманского территориальной избирательной комиссии в связи с нарушением избирательных прав Грудиной В.А. администрацией ГОАУЗ «МОЦСВМП», поскольку в соответствии с положениями Федерального закона № 67-ФЗ, Закона Мурманской области от 9 марта 2007г. № 841-01-ЗМО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, к полномочиям Мурманской территориальной избирательной комиссии не отнесены вопросы удостоверения личных подписей кандидатов, оказание содействия в их представлении в избирательную комиссию.
Кроме того, поступившая 26 июля 2021г. в Мурманскую территориальную избирательную комиссию жалоба Грудиной В.А. была зарегистрирована в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в соответствии с частью 3 статьи 8 указанного Федерального закона было перенаправлено в адрес Министерства здравоохранения Мурманской области, о чем Грудина В.А. была уведомлена.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения административного иска у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Грудиной Виолетты Андреевны об оспаривании бездействия, признании незаконным и отмене решения Мурманской территориальной избирательной комиссии № 17/79 от 4 августа 2021г. - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья И.С. Макарова