Решение составлено и отпечатано в совещательной комнате при помощи компьютера
дело №2а-120/2018, Э2а-120/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
п. Черемисиново 26 июля 2018 года
Черемисиновский районный суд Курской области под председательством
судьи - Кабановой О.М.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску прокурора Черемисиновского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации поселка Черемисиново Курской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности разместить информацию на официальном сайте органа местного самоуправления открытом в сети «Интернет»,
у с т а н о в и л:
прокурор Черемисиновского района Курской области, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, в порядке ст. 39 КАС РФ, обратился в Черемисиновский районный суд Курской области с административным иском, в котором просит признать незаконным бездействия Администрации поселка Черемисиново Курской области и возложить обязанность разместить информацию на официальном сайте указанного органа местного самоуправления открытом в сети «Интернет», в течение трех месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу, устранить указанные выше недостатки.
В обоснование своих требований административный истец указал, что в рамках проверки исполнения законодательства о муниципальном контроле и.о. прокурора Черемисиновского района Курской области Воробьёвым А.А. проведен мониторинг официального Интернет - сайта Администрации поселка Черемисиново Курской области - admchеr.rkursk.ru, в результате которого выявлено, что по состоянию на 15 часов 15 минут 22.05.2018 года Администрацией Черемисиновского района Курской, являющейся органом муниципального контроля и наделенной полномочиями по осуществлению муниципального земельного контроля, муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения, муниципального жилищного контроля, не обеспечено размещение для каждого вида муниципального контроля, а именно, для муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения, муниципального жилищного контроля, перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов (для муниципального земельного контроля на территории Черемисиновского района Курской области, муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения, муниципального жилищного контроля на территории муниципального района "Черемисиновский район").
При этом обязанность органов муниципального контроля по обеспечению размещения на официальных сайтах в сети "Интернет" для каждого вида муниципального контроля перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов, возникла с 01.01.2017 года, то есть с момента введения в действие Федеральным законом от 03.07.2016 № 277-ФЗ статьи 8.2. Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.
Непринятие Администрацией, указанного выше муниципального образования, мер по размещению указанной выше информации в сети «Интернет» является незаконным и нарушает право неопределенного круга лиц - граждан Российской Федерации, а также субъектов предпринимательской деятельности на беспрепятственный доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления, опубликование которой предусмотрено требованиями федерального законодательства, в части, касающейся осуществления муниципального контроля.
Просит признать бездействия Администрации поселка Черемисиново Курской области, выразившиеся в непринятии мер по размещению в сети Интернет информации, предусмотренной п. 1 ч. 2 ст. 8.2. Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а именно: перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов (для муниципального земельного контроля, муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения, муниципального жилищного контроля незаконными, и обязать орган местного самоуправления устранить указанные выше недостатки, в течение трех месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу.
Административный истец – исполняющий обязанности прокурора Черемисиновского района Курской области Воробьев А.А. заявил ходатайство о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
От административного ответчика, представителя Администрации поселка Черемисиново Курской области по доверенности - Зайцевой Н.В., так же поступило заявление, из которого следует, что администрация не возражает против рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.
Согласно ч.2 ст.291 КАС РФ, если ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела, административное дело рассматривается в порядке упрощенного (письменного) производства.
В соответствии с ч.1 ст.292 КАС РФ в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме.
Изучив письменные материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ, защита нарушенных прав и свобод граждан осуществляется в судебном порядке.
В силу ч.1 ст.39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч.2 ст.24 и ч.4 ст.29 Конституции РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее - Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ) доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается, в том числе путем размещения государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет».
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети «Интернет», должна содержать:
1) общую информацию о государственном органе, об органе местного самоуправления, в том числе:
а) наименование и структуру государственного органа, органа местного самоуправления, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб государственного органа, органа местного самоуправления;
б) сведения о полномочиях государственного органа, органа местного самоуправления, задачах и функциях структурных подразделений указанных органов, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции;
в) перечень территориальных органов и представительств государственного органа за рубежом (при наличии), сведения об их задачах и функциях, а также почтовые адреса, адреса электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб указанных органов и представительств;
г) перечень подведомственных организаций (при наличии), сведения об их задачах и функциях, а также почтовые адреса, адреса электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб подведомственных организаций;
д) сведения о руководителях государственного органа, его структурных подразделений, территориальных органов и представительств за рубежом (при наличии), руководителях органа местного самоуправления, его структурных подразделений, руководителях подведомственных организаций (фамилии, имена, отчества, а также при согласии указанных лиц иные сведения о них);
е) перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении государственного органа, органа местного самоуправления, подведомственных организаций;
ж) сведения о средствах массовой информации, учрежденных государственным органом, органом местного самоуправления (при наличии);
2) информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:
а) нормативные правовые акты, изданные государственным органом, муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
б) тексты проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований;
в) информацию о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
г) административные регламенты, стандарты государственных и муниципальных услуг;
д) установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами;
е) порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, принятых государственным органом, его территориальными органами, муниципальных правовых актов;
з) информацию об участии государственного органа, органа местного самоуправления в целевых и иных программах, международном сотрудничестве, включая официальные тексты соответствующих международных договоров Российской Федерации, а также о мероприятиях, проводимых государственным органом, органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций государственного органа, органа местного самоуправления;
4) информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению государственным органом, органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;
5) информацию о результатах проверок, проведенных государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления, подведомственных организациях;
6) тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления;
7) статистическую информацию о деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:
а) статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям государственного органа, органа местного самоуправления;
б) сведения об использовании государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств;
в) сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
8) информацию о кадровом обеспечении государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:
а) порядок поступления граждан на государственную службу, муниципальную службу;
б) сведения о вакантных должностях государственной службы, имеющихся в государственном органе, его территориальных органах, о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления;
в) квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей государственной службы, вакантных должностей муниципальной службы;
г) условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей государственной службы, вакантных должностей муниципальной службы;
д) номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления;
е) перечень образовательных учреждений, подведомственных государственному органу, органу местного самоуправления (при наличии), с указанием почтовых адресов образовательных учреждений, а также номеров телефонов, по которым можно получить информацию справочного характера об этих образовательных учреждениях;
9) информацию о работе государственного органа, органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе:
а) порядок и время приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность;
б) фамилию, имя и отчество руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема лиц, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, обеспечение рассмотрения их обращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера;
в) обзоры обращений лиц, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 8.2. Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в целях профилактики нарушений обязательных требований органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обеспечивают размещение на официальных сайтах в сети "Интернет" для каждого вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов.
Так, согласно п.п.5 п.2 ст.7 Устава Черемисиновского района (далее – Устав) в число вопросов местного значения входит осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Черемисиновского района, автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений Черемисиновского района.
Согласно п.п. 5 п. 1 ст. 3 Устава поселка Черемисиново (далее - Устав) в число вопросов местного значения поселка Черемисиново входит осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах поселка Черемисиново.
В силу п.п. 6 п. 1 ст. 3 Устава осуществление муниципального жилищного контроля также относится к вопросам местного значения поселка Черемисиново.
В соответствии с п.п.20 п.1 ст.3 Устава, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселка Черемисиново является вопросом местного значения поселка Черемисиново.
Постановлением Администрации поселка Черемисиново Черемисиновского района Курской области от 19.12.2016 г. №216 утвержден Перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление на территории поселка Черемисиново. Согласно указанному Перечню Администрация поселка Черемисиново Черемисиновского района Курской области уполномочена на осуществление муниципального земельного контроля, муниципального жилищного контроля, муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах поселка Черемисиново.
Между тем, в ходе проверки Интернет-сайта Администрации муниципального образования «Черемисиновский район» - admch.rkursk.ru, в рамках проверки исполнения законодательства о муниципальном контроле и.о. прокурора Черемисиновского района Курской области Воробьёвым А.А. проведен мониторинг официального Интернет - сайта Администрации поселка Черемисиново Курской области - admchеr.rkursk.ru, в результате которого выявлено, что по состоянию на 15 часов 15 минут 22.05.2018 года Администрацией поселка Черемисиново Курской области, являющейся органом муниципального контроля и наделенной полномочиями по осуществлению муниципального земельного контроля, муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения, муниципального жилищного контроля, не обеспечено размещение для каждого вида муниципального контроля, а именно для муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения, муниципального жилищного контроля, перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов (для муниципального земельного контроля на территории Черемисиновского района Курской области, муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения, муниципального жилищного контроля на территории муниципального района "Черемисиновский район").
При этом обязанность органов муниципального контроля по обеспечению размещения на официальных сайтах в сети "Интернет" для каждого вида муниципального контроля перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов, возникла с 01.01.2017 года, то есть с момента введения в действие Федеральным законом от 03.07.2016 № 277-ФЗ статьи 8.2. Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.
По результатам проверки, 22 мая 2018 года, заместителем прокурора Черемисиновской районной прокуратуры Курской области Воробьевым А.А. составлен акт исполнения требований федерального законодательства.
Бездействия Администрации поселка Черемисиново Курской области, выразившиеся в непринятии мер по размещению в сети Интернет информации, предусмотренной п. 1 ч. 2 ст. 8.2. Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а именно: перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов (для муниципального земельного контроля, муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения, муниципального жилищного контроля, свидетельствует о ненадлежащем исполнении должностными лицами полномочий, в части доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления.
Непринятие Администрацией, указанного выше муниципального образования мер по размещению перечисленной выше информации в сети «Интернет» является незаконным и нарушает право неопределенного круга лиц - граждан Российской Федерации, а также субъектов предпринимательской деятельности на беспрепятственный доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления, опубликование которой предусмотрено требованиями федерального законодательства, в части, касающейся осуществления муниципального контроля.
Факт отсутствия в сети «Интернет» на официальном сайте сельсовета информации, указанной в акте исполнения требований федерального законодательства заместителем прокурора Черемисиновского района Курской области, представителем Администрации поселка Черемисиново не оспаривается.
В соответствии с положениями ст. 227 КАС РФ, при отсутствии возражений административного ответчика, суд считает срок для исполнения решений, указанный прокурором Черемисиновского района, три месяца, со дня его вступления в законную силу, достаточным.
Согласно п.19 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227, 293-294 КАС РФ, судья
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░: ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 3 ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░).
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░