Решение по делу № 33-8624/2015 от 24.07.2015

Судья: Бойко В.Б. Гр. дело № 33- 8624/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 августа 2015 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Гороховика А.С.,

судей Хаировой А.Х., Вачковой И.Г.,

при секретаре Каримове Д.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Федерального Государственного Казенного Учреждения «3 отряд Федеральной противопожарной службы по Самарской области» на решение Кировского районного суда г. Самары от 2 июня 2015 года, которым постановлено:

«Исковые требования удовлетворить.

Признать за Жеребенковым В.А. и Жеребенковой М.М. право общей долевой собственности по 1/2 доли за каждым в порядке приватизации на жилое помещение квартиру общей площадью 80,60 кв.м. и жилой площадью 53,30 кв.м. по адресу: г<адрес>

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Хаировой А.Х., пояснения представителя ГУ МЧС России по Самарской области по доверенности Серяповой С.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Жеребенкова В.В. - Максимовой Я.В.(по доверенности) и представителя Жеребенковой М.М. – Мурзина В.В. (по доверенности) на апелляционную жалобу, судебная коллегия

установила:

Истцы Жеребенков В.А. и Жеребенкова М.М. обратились в суд с иском к ответчикам: Департаменту управления имуществом г.о. Самара, ГУ МЧС РФ по Самарской области, ФГКУ «3 отряд ФПС по Самарской области» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

В обоснование требований указано, что Жеребенков В.А. по адресу: г. <адрес> зарегистрирован с 21.11.1969 года, Жеребенкова М.М. - с 29.11.1972 года. На основании протокола заседания жилищно-бытовой комиссии УПО УВД Куйбышевского облисполкома от 30.11.1988 года постановлено закрепить бывшую служебную жилую площадь и выдать единый ордер на трехкомнатную квартиру № 1 в доме №148 по ул. Свободы жилой площадью 53,5 кв.м. Жеребенкову В.А. Из приложения к решению исполнительного комитета Ленинского районного Совета народных депутатов г. Куйбышева от 28.12.1988 года следует, что жилая площадь также закреплялась и за членами семьи Жеребенкова В.А.: за женой Жеребенковой М.М. и сыном Жеребенковым А.В. (умер ДД.ММ.ГГГГ года). Истцы являются нанимателями квартиры на основании ордера на жилое помещение № 1568, выданного 05.04.1989 года исполнительным комитетом Ленинского районного Совета народных депутатов г. Куйбышева. Истцы обращались в Департамент управления имуществом г.о. Самара с заявлением о приватизации, но им отказали в связи с тем, что указанная квартира в муниципальную собственность не передавалась и в реестре муниципального имущества городского округа Самара не учтена. С аналогичным заявлением истцы обращались в Главное управление МЧС России по Самарской области, но получили отказ в связи с тем, что служебная недвижимость входит в перечень объектов, которые не подлежат приватизации.

Истцы постоянно проживают в квартире, несут бремя её содержания, оплачивают коммунальные услуги. Своё право на приватизацию истцы не использовали. В ЕГРП отсутствует информация о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес> Испрашиваемое жилое помещение является изолированным и может быть самостоятельным предметом договора социального найма.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истцы просили признать за ними право собственности на квартиру № 1, расположенную по адресу: <адрес> в порядке приватизации.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель Федерального государственного казенного учреждения «3 отряд Федеральной противопожарной службы по Самарской области» просит решение отменить как незаконное и необоснованное, постановленное при неправильном применении норм материального и процессуального права и вынести новое решение. В жалобе указано, что суд не применил закон, подлежащий применению, а именно ст.11 ФЗ РФ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года №69-ФЗ, согласно которой имущество Государственной противопожарной службы приватизации не подлежит.

В судебное заседание судебной коллегии истцы, представители Федерального государственного казенного учреждения «3 отряд Федеральной противопожарной службы по Самарской области», Департамента управления имуществом г.о. Самары, администрации г.о. Самара, Управления Росреестра по Самарской области в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом, причину неявки не сообщили.

В силу ст. 327 и ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Проверив материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыв представителя администрации г.о. Самары Митрянина Н.Н., в котором он просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить апелляционную жалобу, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене как постановленное при неправильном применении норм материального права.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Учитывая, что отношения по пользованию спорным жилым помещением возникли между сторонами до введения в действие нового Жилищного кодекса Российской Федерации, к указанным правоотношениям подлежат применению положения Жилищного кодекса РСФСР.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Жилищного кодекса РСФСР, действующей в период возникновения спорных правоотношений, находящиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях, образуют жилищный фонд.

Пунктом 1 приложения N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" жилищный фонд был отнесен к муниципальной собственности.

Согласно ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.

Статьей 99 ЖК РФ установлено, что специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

Согласно ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относятся:

1) жилой дом, часть жилого дома;

2) квартира, часть квартиры;

3) комната.

Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Согласно ст. 1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» N 1541-1 от 4 июля 1991 г. приватизация жилых помещений - это бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

В соответствии со ст. 2 указанного Закона граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 4 данного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона N 178-ФЗ от 21 декабря 2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» приватизации не подлежит имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Согласно пунктам 2.6. и 2.9. Норм пожарной безопасности, проектирования объектов пожарной безопасности, утвержденных Приказом Главного управления Государственной противопожарной службы МВД России от 30 декабря 1994 г. N 36, территория пожарного депо подразделяется на производственную, учебно-спортивную и жилую зоны. В жилой зоне размещаются: жилая часть здания пожарного депо или жилой дом (служебные квартиры или общежитие), площадки для отдыха и детских игр.

В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 92 ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренные настоящим разделом (ч. 3 ст. 92 ЖК РФ).

Суд, удовлетворяя исковые требования Жеребенкова В.А. и Жеребенковой М.М., пришел к выводу, что спорная квартира не является служебной, не относится к частному жилому фонду, не используется в качестве жилищного фонда коммерческого использования, истцы являются нанимателями данного жилого помещения.

Вместе с тем данные выводы нельзя признать правильными.

Из материалов дела следует, что Жеребенков В.А. зарегистрирован в спорном жилом помещении с 21.11.1969 года, спорное жилое помещение предоставлено Жеребенкову В.А. и членам его семьи на основании протокола заседания жилищно-бытовой комиссии УПО УВД Куйбышевского облисполкома от 30.11.1988 года.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ истцами не представлено доказательств того, что спорное жилое помещение выделено Жеребенкову В.А. не в связи с работой в пожарной охране, а как нуждающемуся в получении жилья по договору найма.

Материалами дела не подтверждается, что Жеребенков В.А. состоял в очереди как нуждающийся в получении жилья.

Из материалов дела видно, что объект недвижимости – квартира <адрес> в муниципальную собственность городского округа не передавался.

Согласно материалам дела, земельный участок по адресу: <адрес> фактически занимаемый пожарным депо, принадлежит Российской Федерации.

По адресу <адрес> расположены следующие объекты:

Литера Д - учебный корпус нежилое 2-этажное здание общей площадью 353,4 кв.м. Данный факт подтверждается свидетельством о регистрации права собственности РФ серии 63-АЛ № 164369 выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области 25.04,2013г.,

Литера Б - специализированная пожарная часть № 5, нежилое 2 этажное здание площадью 1705,7 кв.м. Данный факт подтверждается свидетельством о регистрации права собственности РФ серии 63-АЛ № 164370 выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области 25.04.2013г.

Литера Э - тяговая подстанция нежилое здание общей площадью 299 кв.м.(регистрация не проводилась)

Литера М - нежилое здание сарая,(регистрация не проводилась)

Литера Г - нежилое здание гаража,(регистрация не проводилась)

Литера Г1 — нежилое здание гаража,( регистрация не проводилась)

Литера С1 - нежилое здание сарая, (регистрация не проводилась)

Литера С4 - нежилое здание сарая (регистрация не проводилась).

Таким образом, из анализа представленных документов, судебная коллегия устанавливает, что спорное жилое помещение, отнесенное к специализированному жилищному фонду, предоставлено истцам в качестве служебного, основания для изменения правового статуса спорного жилого помещения отсутствуют, как отсутствуют и правовые основания для обязания передать квартиру в собственность по договору приватизации, в связи с чем оснований для удовлетворении иска судебная коллегия не усматривает.

При этом судебная коллегия отмечает, что понуждение собственника жилищного фонда к исключению служебных жилых помещений из состава специализированного жилищного фонда и включение его в состав социального жилищного фонда, который по своему усмотрению осуществляет принадлежащие ему гражданские права, действующим законодательством не предусмотрены. Закон не возлагает на какой-либо исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязанность изменить по требованию нанимателя цель использования жилого помещения специализированного жилищного фонда, исключить его из состава указанных жилых помещений и отнести к фонду социального использования.

Согласно свидетельству о внесении в реестр федерального имущества и перечня объектов недвижимости, спорная квартира закреплена на праве оперативного управления за Главным управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Самарской области.

Таким образом, из материалов дела следует, что спорное жилое помещение относится к имуществу Государственной противопожарной службы и в силу прямого указания в законе (ст. 11 Федерального закона N 69-ФЗ от 21 декабря 1994 г. «О пожарной безопасности») приватизации не подлежит.

При этом граждане, проживающие в жилых помещениях, относящихся к имуществу Государственной противопожарной службы и муниципальной пожарной охраны, не ограничены в закрепленном ст. 40 Конституции Российской Федерации праве на жилище.

Согласно ст. 2 ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарное депо - объект пожарной охраны, в котором расположены помещения для хранения пожарной техники и ее технического обслуживания, служебные помещения для размещения личного состава, помещение для приема извещений о пожаре, технические и вспомогательные помещения, необходимые для выполнения задач, возложенных на пожарную охрану.

Согласно ст. 11 Закона РФ от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в ред.от 30.12.12 г.) имущество Государственной противопожарной службы и муниципальной пожарной охраны приватизации не подлежит.

Установленный законом запрет на приватизацию имущества Государственной противопожарной службы и муниципальной пожарной охраны предопределен его взаимосвязью с задачами пожарной безопасности. Согласно преамбуле к Федеральному закону "О пожарной безопасности", обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Установленный в оспариваемой норме запрет на приватизацию имущества Государственной противопожарной службы и муниципальной пожарной охраны предопределен его взаимосвязью с задачами пожарной безопасности. Соответственно, отсутствие у граждан права на приватизацию жилых помещений, правовой режим которых обусловлен его взаимосвязью с задачами государства по обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан, сохранности их имущества, не может рассматриваться как несовместимое с конституционными гарантиями.

Кроме того, и ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" содержит запрет приватизации служебных жилых помещений. В данном случае спорное помещение изначально предоставлялось Жеребенкову В.А. в связи с его служебной деятельностью.

Доводы представителей истцов о том, что в здании пожарного депо имеются и другие жилые помещения, не могут быть приняты во внимание, поскольку сам по себе факт наличия в здании помещений, предоставленных гражданам для проживания, при том, что в целом здание по своему назначению является пожарным депо, не является основанием для отнесения таких помещений к жилищному фонду. Кроме того, указанное обстоятельство не свидетельствует о возникновении между сторонами договора социального найма.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, а в удовлетворении исковых требований Жеребенкову В.А. и Жеребенковой М.М. следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 – 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Кировского районного суда г. Самары от 2 июня 2015 года отменить и постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Жеребенкова В.А. и Жеребенковой М.М. к Департаменту управления имуществом г.о. Самара, ГУ МЧС РФ по Самарской области, ФГКУ «3 отряд ФПС по Самарской области», о признании права собственности на квартиру № <адрес> - отказать.

Апелляционное определение вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий:

Судьи:

33-8624/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Жеребенкова М.М.
Жеребенков В.А.
Ответчики
Департамент управления имуществом г.о.Самара
ФГКУ 3 отряд ФПС по С/о
Главное управление МЧС РФ по Самарской области
Другие
Пармузина Г.Э.
ТУ Росимущества по Самарской области
Администрация Кировского района г.о. Самара
Администрация г.о. Самара
Управление Росреестра по Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.sam.sudrf.ru
11.08.2015Судебное заседание
17.08.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.08.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее