Дело №2а-379/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Новокаякент 24 июля 2017 года
Каякентский районный суд РД в составе председательствующего судьи Магомедова А.Ю., с участием представителя административного истца помощника прокурора Каякентского района Гамзатова Р.Ю., представителя административного ответчика администрации МР «Каякентский район» Алиевой Н.А., при секретаре Амиргаджиевой Э.А. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Каякентского района РД к административному ответчику администрации МР «Каякентский район», МКОУ «Каранайаульская СОШ» о признании незаконным бездействие администрации МР «Каякентский район» по выполнению требований законодательства о противодействии терроризму и обеспечению антитеррористической защищенности, об обязании администрации муниципального района «Каякентский район» принять меры направленные на устранение выявленных нарушений законодательства, а именно: разработать и принять нормативно-правовой акт в области обеспечения антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов на территории МР «Каякентский район», о включении в его состав здание МКОУ «Каранайаульская СОШ», о проведении категорирования, о создании соответственно комиссии по его обследованию, о составлении паспорта безопасности указанных объектов,
установил:
Прокурор Каякентского района РД обратился в суд с административным иском к административному ответчику администрации МР «Каякентский район», МКОУ «Каранайаульская СОШ» о признании незаконным бездействие администрации МР «Каякентский район» по выполнению требований законодательства о противодействии терроризму и обеспечению антитеррористической защищенности, об обязании администрации муниципального района «Каякентский район» принять меры направленные на устранение выявленных нарушений законодательства, а именно: разработать и принять нормативно-правовой акт в области обеспечения антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов на территории МР «Каякентский район», о включении в его состав здание МКОУ «Каранайаульская СОШ», о проведении категорирования, о создании соответственно комиссии по его обследованию, о составлении паспорта безопасности указанных объектов указывая на то, что в соответствии с приказами Генерального прокурора РФ от 22.10.2009 №339 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму» и от 07.12.2007 г. №195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» прокуратурой Каякентского района проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму и обеспечении антитеррористической защищенности в МКОУ «Каранайаульская СОШ».
Установлено, что в нарушение требований действующего законодательства об обеспечении антитеррористической защищенности администрацией МР «Каякентский район» до настоящего времени не проведено обследование здания МКОУ «Каранайаульская СОШ», тем самым, не присвоена ему категория и не разработан паспорт безопасности.
Однако, в силу положений ст.ст.6,7 и 11 Концепции противодействии терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры, мест массового пребывания людей.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона от 29.12.2012 №273 ФЗ «Об образовании в российской Федерации» обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность возложены на образовательную организацию.
Согласно ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 №35 «О противодействии терроризму противодействие терроризму – это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов: б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта(борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма;
Под антитеррористической защищенностью объекта(территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находится более пятидесяти человек.
Согласно информации отдела образования администрации МР «Каякентский район» от 30.03.2017 года №304 в МКОУ «Каранайаульская СОШ» насчитывается 180 учащихся и 54 работников, т.е. одновременно может находится более 200 человек.
Согласно п. 6.1 ст.15 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и(или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
Согласно п.2 Постановления Правительства РФ от 25.03.2015 г. №272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов(территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов(территорий)» перечень мест массового пребывания людей в пределах территорий субъектов Российской Федерации или муниципальных образований определяется соответственно исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с п.3 Постановления организованные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах территорий субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, на которых расположены соответствующие места массового пребывания людей.
Согласно п.6 Постановления в целях установления дифференцированных требований к обеспечению их безопасности с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения в местах массового пребывания людей террористических актов и их возможных последствий проводится их категорирование.
В соответствии с п.8 Постановления для проведения категорирования места массового пребывания людей решением руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации(главы муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей, создается межведомственная комиссия по обследованию места массового пребывания людей.
В соответствии с п.14 Постановления на каждое место массового пребывания людей после проведения его обследования и категорирования комиссией составляется паспорт безопасности.
Таким образом, выявленные нарушения требований законодательства о противодействии терроризму и обеспечении антитеррористической защищенности в МКОУ «Каранайаульская СОШ» создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, что не отвечает интересам государства и нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации право гражданина на жизнь и здоровье. Защита прав указанной категории лиц возможна путем пресечения действий, нарушающих право или создающих его нарушение, а также путем принуждения к исполнению обязанности.
Представитель административного истца Гамзатов Р.Ю. частично поддержал исковые требования прокурора района и просил удовлетворить исковые требования в части обязания администрации МР «Каякентский район» составить паспорт безопасности здания МКОУ «Каранайаульская СОШ».
Представитель административного ответчика администрации МР «Каякентский район» по доверенности Алиева Н.А. в судебном заседании признала исковые требования и просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика МКОУ «Каранайаульская СОШ» при рассмотрении дела в судебном заседании участие не принимал, хотя был надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения дела, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
В ходе судебного разбирательства по делу от административного истца –прокурора Каякентского района РД Макашерипова Д.М. в суд поступило письменное заявление об отказе от административных исковых требований в части о признании незаконным бездействие администрации МР «Каякентский район» по выполнению требований законодательства о противодействии терроризму и обеспечению антитеррористической защищенности, об обязании администрации муниципального района «Каякентский район» принять меры направленные на устранение выявленных нарушений законодательства, о разработке и принятии нормативно-правового акта в области обеспечения антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов на территории МР «Каякенсткий район», о включении в его состав здание МКОУ «Каранайаульская СОШ», о проведении категорирования, о создании соответственно комиссии по его обследованию и о прекращении производства по делу в этой части.
В связи с чем, определением суда от 24 июля 2017 года принят отказ административного истца от части административных исковых требований и производство по делу в этой части прекращено.
Суд, выслушав объяснения представителя административного истца Гамзатова Р.Ю., исследовав материалы дела, приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с п.8 Постановления для проведения категорирования места массового пребывания людей решением руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (главы муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей, создается межведомственная комиссия по обследованию места массового пребывания людей.
В соответствии с п.14 Постановления на каждое место массового пребывания людей после проведения его обследования и категорирования комиссией составляется паспорт безопасности.
Таким образом, судом установлено, что паспорт безопасности здания МКОУ «Каранайаульская СОШ» составляется администрацией МР «Каякентский район», а не МКОУ «Каранайаульская СОШ» и до настоящего времени не составлен.
Следовательно, исковые требования прокурора района к МР «Каякентский район» подлежат удовлетворению, а в удовлетворении требований к МКОУ «Каранайаульская СОШ» необходимо отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые требования прокурора Каякентского района РД удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации МО «Каякентский район» по выполнению требований законодательства о противодействии терроризму и обеспечению антитеррористической защищенности по составлению паспорта безопасности здания МКОУ «Каранайаульская СОШ».
Обязать администрацию МР «Каякентский район» Республики Дагестан составить паспорт безопасности здания МКОУ «Каранайаульская СОШ».
В удовлетворении административных исковых требований к МКОУ «Каранайаульская СОШ» отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через районный суд.
Судья А.Ю.Магомедов.