Судья Лебедева И.А. Дело № 21-44/2022
(1 инст. № 12-60/2022)
РЕШЕНИЕ
07 июля 2022 года г. Майкоп
Судья Верховного суда Республики Адыгея Тхагапсова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя юридического лица, привлеченного к административной ответственности, Общества с ограниченной ответственностью «Зеленый Дом» по доверенности – ФИО2, на решение судьи Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 23 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41.1 КоАП РФ, в отношении ООО «Зеленый Дом»,
УСТАНОВИЛ:
постановлением Государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 по делу об административном правонарушении от 05 августа 2021г. № 08-01-134-Ф-1 юридическое лицо ООО «Зеленый Дом» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, предусмотренного статьей 8.41.1 КоАП РФ, с назначением Обществу наказания в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.
Решением судьи Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 23.03.2022 указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной на решение судьи от 23.03.2022, представитель ООО «Зеленый Дом» по доверенности ФИО2 просит его отменить и с учетом обстоятельств, смягчающих административную ответственность, назначить в отношении юридического лица административное наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией статьи 8.41.1 КоАП РФ, либо с учетом положений статьи 2.9 КоАП РФ освободить общество с ограниченной ответственностью от административного наказания, ограничившись устным замечанием, в виду малозначительности совершенного административного правонарушения. В качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность юридического лица, заявитель жалобы указывает признание вины в совершении административного правонарушения и добровольное устранение нарушений законодательства в области охраны окружающей среды до вынесения постановления должностным лицом о привлечении ООО «Зеленый Дом» к административной ответственности.
Рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе представителя ФИО2, изучив материалы дела и представленные доказательства, заслушав представителей ООО «Зеленый Дом» по доверенностям ФИО2, ФИО4, поддержавших жалобу, прихожу к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров на территории Российской Федерации (далее – производители товаров), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие импорт товара из третьих стран или ввоз товаров из государств – членов Евразийского экономического союза (далее – импортеры товаров), обязаны обеспечить выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации.
Порядок, формы и сроки декларирования производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров (в том числе упаковки) установлены Положением о декларирования производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 № 1417 (далее – Постановление № 1417).
Порядок, формы и сроки декларирования производителями, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов, установлены Правилами предоставления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2015 № 1342 (далее – Постановление № 1342).
В силу пункта 9 статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной со дня предоставления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации, а также со дня уплаты экологического сбора.
В сроки, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1073 «О порядке взимания экологического сбора» для уплаты экологического сбора, плательщик или его уполномоченный представляет в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования или ее территориальный орган, в которых осуществляется декларирование количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год (далее – декларирование товаров и упаковки товаров), заполненную форму расчета суммы экологического сбора, к которой прилагаются следующие документы, до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом:
а) копии платежных документов об уплате экологического сбора;
б) документ, подтверждающий полномочия представителя плательщика на осуществление действий от имени плательщика.
В соответствии с частью 2 статьи 24.5 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров, импортерами товаров по каждой группе товаров, группе упаковки товаров согласно перечню, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 года № 2970-р, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом.
Согласно статье 8.41.1 КоАП РФ неуплата в установленный срок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее двухсот пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее пятисот тысяч рублей.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 14.07.2021 в 14 час. 30 минут отделом госнадзора в области использования и охраны водных объектов, атмосферного воздуха и земельного надзора по Республике Адыгея установлено, что юридическим лицом – ООО «Зеленый Дом» допущена неуплата в установленный срок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате за самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров за 2020 год в размере 56 974,73 рублей, подлежавшего уплате в срок до 15.04.2021.
Установлено, что фактически уплата указанного сбора внесена ООО «Зеленый Дом» с просрочкой внесения платежа лишь 28.06.2021, что подтверждается платежным поручением от 28.06.2021 № 766. Срок просрочки внесения платежа со стороны ООО «Зеленый Дом» составил 74 дней.
В виду изложенного Государственным инспектором государственного надзора в области охраны водных объектов, атмосферного воздуха и земельного надзора по Республике Адыгея Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО5 в отношении ООО «Зеленый Дом» составлен протокол об административном правонарушении от 05.08.2021 № 08-01-143-Ф по статье 8.41.1 КоАП РФ (л.д. 18-25).
Постановлением Государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 по делу об административном правонарушении от 05 августа 2021г. № 08-01-134-Ф-1 юридическое лицо ООО «Зеленый Дом» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, предусмотренного статьей 8.41.1 КоАП РФ и привлечено к административной ответственности в виде назначения в отношении юридического лица наказания в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей (л.д. 10-17).
Принимая решение об оставлении без изменения постановления должностного лица от 05 августа 2021г. № 08-01-134-Ф-1 о привлечении к административной ответственности ООО «Зеленый Дом», суд первой инстанции исходил из того, что юридическое лицо осуществляет хозяйственную деятельность в сфере растениеводства/животноводства, производства пищевых продуктов, розничной торговли, от которой образуются отходы, подлежащие утилизации в установленном законом порядке, с уплатой обязательного экологического сбора, что не было исполнено обществом. Указанные обстоятельства явились основанием
Факт совершения административного правонарушения, вмененного постановлением от 05 августа 2021г. №08-01-134-Ф-1, представители ООО «Зеленый Дом» не отрицали.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о доказанности вины юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41.1 КоАП РФ и законности привлечения ООО «Зеленый Дом» к административной ответственности, нахожу законными и обоснованными.
При этом суд первой инстанции при назначении административного наказания не усмотрел оснований для снижения размера административного штрафа в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, указав на отсутствие исключительных обстоятельств, как и доказательств невозможности соблюсти юридическим лицом правил и норм, за которые предусмотрена административная ответственность, по объективным причинам, назначив наказание в пределах санкции, предусмотренной статьей 8.41.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, в ходатайстве о снижении размера административного штрафа ниже нижнего предела, а, также, в жалобе, поданной на решение суда, представитель ООО «Зеленый Дом» ссылался на то, что указанное предприятие к административной ответственности привлекается впервые, допущенные нарушения были устранены хозяйствующим субъектом самостоятельно, задолженность по экологическому сбору, подлежавшему уплате в срок до 15.04.2021, была погашена 28.06.2021.
Обращал внимание суда, что Общество внесено в перечень системообразующих организаций, обеспечивающих занятость населения Республики Адыгея, и тем, самым влияющих на социальную стабильность региона, при этом наложение на предприятие административного наказания в виде административного штрафа в столь значительном размере – 500 000 рублей может привести к дестабилизации финансового положения организации, что не исключает сокращение штатной численности работников либо задержку выплаты заработной платы.
Также суду второй инстанции второй инстанции представлена выписка из ЕГРЮЛ, согласно которой, в реестр юридических лиц внесена запись от 07.06.2022 об изменениях в учредительных документах Общества в связи с заменой его первоначального учредителя – компании «ССО Трейдинг Лимитед» (Кипр) на физическое лицо – гражданина РФ ФИО6 (л.д. 210).
Кроме того, представитель юридического лица ходатайствовал о приобщении в дело справки Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Адыгея от 01.07.2022 №10-22/13052, согласно которой, ООО «Зеленый Дом» подано заявление в налоговую службу о включении предприятия в реестр субъектов среднего и малого бизнеса Российской Федерации как соответствующее критериям МСП.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (часть 1 статьи 4.1 названного Кодекса).
Согласно части 3.2. этой же нормы при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).
С учетом приведенных выше норм права и установленных по делу обстоятельств ходатайство представителя ООО «Зеленый Дом» о снижении размера административного штрафа на основании пункта 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ полагаю подлежащим удовлетворению.
Таким образом, решение судьи Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 23.03.2022 подлежит изменению в части назначенного административного наказания со снижением размера административного штрафа до 250 000 рублей.
Руководствуясь статьями 30.6- 30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 23 марта 2022 года, принятое по делу об административной правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Зеленый Дом», о привлечении к административной ответственности по статье 8.41.1 КоАП РФ в части назначенного административного наказания в виде административного штрафа изменить, снизить размер административного штрафа до 250 000 рублей.
В остальной части то же решение судьи Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 23 марта 2022 года оставить без изменения.
Судья Верховного суда
Республики Адыгея Е.А. Тхагапсова