УИД 72RS0010-01-2021-001084-29
Дело № 33-3149/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Тюмень 20 июня 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего: Пуминовой Т.Н.,
судей: Завьяловой А.В., Чесноковой А.В.
при секретаре: Самороковой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам истца ФИО4 на решение Ишимского городского суда Тюменской области от 07 июля 2021 года и дополнительное решение от 17 марта 2022 года, которыми постановлено:
«В иске ФИО4 к Департаменту социального развития Тюменской области о возложении обязанности включить в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, к Департаменту социального развития Тюменской области и Правительству Тюменской области об обеспечении жильем, - отказать.
В удовлетворении исковых требований ФИО4 на однократное получение благоустроенного жилого помещения для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, - отказать».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Чесноковой А.В., выслушав возражения представителя Правительства Тюменской области – ФИО9, действующей на основании доверенности от 25 марта 2020 года и полагавшей апелляционные жалобы не подлежащими удовлетворению, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО4 обратился в суд с иском (с учетом уточнения исковых требований) к Администрации города Ишима, Управлению социальной защиты населения г. Ишима и Ишимского района, Межрайонному управлению социальной защиты населения Викуловского района, отделу опеки, попечительства и охраны прав детства Викуловского района, администрации Викуловского района, Правительству Тюменской области, Управлению социальной защиты населения Тюменской области; просил обязать Департамент социального развития Тюменской области включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лицо, имеющее право на предоставление специализированного жилого помещения на территории Тюменской области города Ишима общей площадью не менее 18 квадратных метров и заключить договор социального найма специализированного жилого помещения, обязать Правительство Тюменской области предоставить жилое помещение из специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающие установленным жилищным законодательством Российской Федерации требованиям, находящиеся на территории Тюменской области город Ишим, общей площадью не менее 18 квадратных метров.
Требования мотивированы тем, что в 1977 году истец остался без отца, а в 1985 году без матери. 1984-1985 году учился в Озернинской средней школе Викуловского района, затем был отправлен в Зареченскую школу-интернат Тобольского района на полное государственное обеспечение, так как был признан сиротой. В 1986-1987 гг. находился на обучении в Винзилинской школе-интернат Тюменского района Тюменской области. С 1987-1991 обучался в Абалакской вспомогательной школе-интернате Тобольского района Тюменской области. В 1991г. прибыл на обучение в Викуловскую вспомогательную школу-интернат Тюменской обл., которую окончил 31.05.1993г. С разрешения органов опеки и попечительства с 24.10.1991 года по 19.02.1995 год опекуном истца назначена родная сестра ФИО1, 1964 года рождения. По настоящее время зарегистрирован по месту жительства сестры.
Указывал, что в период опеки органы опеки и попечительства ни разу не разъяснили истцу право на меры государственной социальной поддержки и, зная о его необеспеченности жильём, не приняли соответствующих мер. Причиной своевременного не включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, стали независящие от истца обстоятельства, а также некомпетентные и безответственные действия работников органов опеки, попечительства и охраны прав детства Викуловского района Тюменской области.
В дальнейшем истец не имел возможности самостоятельно заявить о своем праве на получение жилья поскольку с 13.08.1996 по 13.10.1999 отбывал наказание ФКУ ИК-2; с 23.11.1999 г. по 19.08.2004 г. - в ФКУ ЛИУ-19; с 17 сентября 2004 года по 14 марта 2008 года отбывал наказание ФГУ ИК-6. ФИО4 полагал, что эти причины объективно препятствовали своевременной реализации его права на получение жилья. В 2010 году он обращался в Администрацию Викуловского муниципального района на личный прием с просьбой принять заявление как нуждающегося в жилом помещении по категории детей-сирот, но получил устный отказ в приеме заявления, так как на тот момент ему было более 23 лет и за недостаточностью документов. Ссылался на то, что этим ответом органы местного самоуправления ввели истца в заблуждение о безрезультатности дальнейших действий, а отсутствие личного дела учащегося существенно затруднило сбор документов.
В марте 2020 года ФИО4 подал заявление в Управление социальной защиты населения г.Ишима и Ишимского района о внесении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, которые относились к категории детей-сирот, и достигли возраста 23 лет и включении в список в субъекте Российской Федерации - по новому месту жительства, но получил отказ в связи с достижением 23 лет. Закрепленного жилого помещения, оставшегося после смерти родителей, он не имеет, с 2008 года и по данный момент живет в г.Ишиме в съёмном жилье по устной договорённости. С этого же года и по настоящее время работает в г. Ишиме. Считает, что он относится к категории лиц, которые в силу действующего законодательства имеют право на меры государственной социальной поддержки в виде обеспечения благоустроенным жилым помещением.
Истец ФИО13 в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представители ответчиков Администрации города Ишима, Управления социальной защиты населения города Ишима и Ишимского района, Межрайонного Управления социальной защиты населения (Викуловский, Абатский, Соркинский районы), Администрации Викуловского района в судебное заседание не явились.
Представитель ответчиков Департамента социального развития Тюменской области и Правительства Тюменской области ФИО10 в судебном заседании с исковыми требованиями ФИО4 не согласилась, просила в удовлетворении иска отказать.
Судом постановлено вышеуказанное решение и дополнительное решение, с которыми не согласен истец ФИО4 (л.д. 9-14, 84-88 т.2).
В апелляционной жалобе и дополнительной апелляционной жалобе он просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, указывая на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Ссылаясь на положения ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», обращает внимание на то, что право на обеспечение жилыми помещениями сохраняются за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Введенный Федеральным законом № 15-ФЗ новый порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется на лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещения до 01.01.2013 года независимо от их возраста. Для обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренным Федеральным законом № 15-ФЗ, не имеют правового значения изменившиеся редакции законодательных актов, закреплявших в разные периоды времени основания обеспечения их жилыми помещениями. Полагает, что не может являться препятствием к обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа то обстоятельство, что указанные граждане не состояли до 01.01.2013 года на учете, как нуждающиеся в жилье.
Также указывает, что одним из оснований отказа в иске явилось то, что ФИО4 должен был по достижению совершеннолетия в 1995 году самостоятельно обратиться в уполномоченный орган с заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающегося в представлении жилого помещения. Заявитель полагает этот вывод суда необоснованным, поскольку отсутствие лица на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма до 01.01.2013г. не лишает его права на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с новым порядком, введённым с 01.01.2013.
Ссылается также на то, что органы опеки, попечительству и охране прав детства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список. Такая обязанность в отношении него не была исполнена.
Обращает внимание, что в материалах дела имеется «обязательство» совхоза Озернинский о сохранении жилого помещения до совершеннолетия ФИО4 и его брата, однако о существовании данного обязательства истец не знал ранее, полагает, что за ним было закреплено абстрактное жилое помещение, без указания его местонахождения, однако судом данное обстоятельство не рассматривалось.
Кроме того, заявитель считает, что суд в нарушение требований ГПК РФ не определил предмет и средства доказывания, не определил юридически значимые обстоятельства. Требования ч.2 ст.56 ГПК Российской Федерации, согласно которой суд определяет, какие значимые обстоятельства имеют значения для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались, было им игнорировано, предмет доказывания определен не был, в результате чего сторона истца не знала, какие факты подлежат доказыванию и не смогла собрать и представить суду требуемые доказательства в полном объеме.
В апелляционной жалобе на дополнительное решение суда заявитель приводит те же доводы, также обращает внимание на то, что первоначальные исковые требования, содержащие, в том числе, требование об однократном получении благоустроенного жилого помещения для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые достигли возраста 23 лет и подлежат обеспечению жилыми помещениями, было изложено истцом в первоначальном исковом заявлении, ходатайств об отказе от указанного требования им не заявлялось.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции была заблаговременно размещена на официальном сайте Тюменского областного суда http://oblsud.tum.sudrf.ru (раздел судебное делопроизводство).
Истец ФИО4, представители ответчика Администрации города Ишима, Управления социальной защиты населения города Ишима и Ишимского района, Межрайонного Управления социальной защиты населения (Викуловский, Абатский, Соркинский районы), Администрации Викуловского района, Департамента социального развития Тюменской области, извещённые о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, ходатайств об отложении дела слушанием не заявляли.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оценив имеющиеся в деле доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО4, 19.02.1977 года рождения, в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей, его отец ФИО2 умер 23.01.1977 года, мать ФИО3 умерла 23.08.1985 года.
Согласно справке Сектора по опеке, попечительству и охране прав детства Викуловского района Тюменской области от 02.11.2011 года № 22/797, ФИО4, 19.02.1977 года рождения, 29.11.1985 года был направлен в Зареченскую школу-интернат Тобольского района на полное государственное обеспечение, так как является сиротой.
Согласно сведениям администрации Викуловского муниципального района Отдела образования от 24.11.2020 года, ФИО4 обучался в 1-м классе Озернинской средней школы Викуловского района Тюменской области, в ноябре 1985 года был определён в 1-й класс Зареченской средней школы-интерната Вагайского района Тюменской области, в 1986-1987 у.г. находился на обучении во 2-м классе Винзилинской школы-интерната Тюменского района Тюменской области, в 1987-1988 у.г. (2 класс), 1988-1989 у.г. (3 класс), 1989-1990 у.г. (4 класс), 1990-1991 у.г. (5класс) ФИО4 находился на обучении в Абалакской вспомогательной школе-интернате Тобольского района Тюменской области (т.1, л.д.14).
Из справки Отдела образования администрации Викуловского муниципального района Тюменской области от 25.04.2018 года № 7 следует, что ФИО4, 19.02.1977 года рождения обучался в Викуловской вспомогательной школе-интернате с 1991 года (прибыл в 7 класс) по 31.05.1993 года (окончил 9 класс) (т.1, л.д.15-16).
С 21.01.1997 года по 19.08.2004 года ФИО4 отбывал наказание в местах лишения свободы (т.1, л.д. 20, 21, 22).
Согласно приказу Департамента социального развития Тюменской области Управления социальной защиты населения города Ишима Тюменской области от 09.04.2020 года № 408, ФИО4, 19.02.1977 года рождения, отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории города Ишима, в связи с достижением 23 летнего возраста (т.1, л.д. 26).
В силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьёй 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 3 Правил формирования списка в Список в том числе включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013г. или после 1 января 2013г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в Список.
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые ранее относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеют право на обеспечение жилым помещением, относятся лица, достигшие возраста 23 лет, имевшие статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не реализовавшие свое право на обеспечение жилым помещением до сроков, указанных в пункте 3 Правил формирования списка.
При этом необходимо отметить, что по общему правилу заявление о включении в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, подается законными представителями по достижении несовершеннолетними 14 лет.
Однако возможны иные случаи, когда в силу различных причин гражданами, достигшими возраста 23 лет и относившимися к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или их законными представителями не были поданы соответствующие заявления, в связи с чем подлежит выяснению вопрос о том, обращались ли указанные лица (их представители) с заявлениями о постановке их на учет на получение жилого помещения, причины, по которым данные лица не состояли на учете либо были сняты с такого учета, их жилищные условия и другие обстоятельства.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, исходя из установленных по делу обстоятельств и доказательств, представленных сторонами, руководствуясь положениями действующего законодательства, пришёл к правильному выводу о том, что если лицо из указанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не встало (не поставлено) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Учитывая, что ФИО11 достиг совершеннолетия в 1995 году, в это время он в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не находился, соответственно, статус ребёнка - сироты он утратил в апреле 2000 года, достигнув 23 лет, при этом по достижении совершеннолетия в 1995 году ФИО4 имел возможность самостоятельно обратиться в уполномоченный орган с заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, поскольку дееспособности лишён не был, в местах лишения свободы в этот период не находился, каких-либо уважительных причин пропуска этого срока судом не установлено.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на установленных обстоятельствах дела, полном и всестороннем исследовании собранных по делу доказательств и нормах материального права. Доводы апелляционной жалобы правильность выводов суда и принятого судом решения не опровергают.
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
Таким образом, настоящий закон направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан, что предопределяет и соответствующие объемы необходимого финансирования.
При рассмотрении дела было установлено, что ФИО4, 19 февраля 1977 года рождения, с 1985 года находился на полном государственном обеспечении в различных учреждениях для детей-сирот, его мать и отец умерли, следовательно, истец, будучи несовершеннолетним, приобрёл статус ребёнка-сироты.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы истца о том, что федеральное законодательство гарантирует право детей-сирот на обеспечение жилыми помещениями и после достижения ими 23 лет, судебная коллегия исходит из следующего.
С 01 марта 2005 года введен в действие Жилищный кодекс РФ, согласно ч. 1 ст. 57 которого жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013г.), абзацу четвертому ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013г.) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей).
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами закона носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996г. N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой меры социальной поддержки.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 21 декабря 1996 года) - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу абзаца 5 ч. 3 ст. 8 данного закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.
В соответствии с ч. 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Как видно из материалов дела, истец ФИО4, 19 февраля 1977 года рождения, возраста 23 лет достиг 19 февраля 2000 года, следовательно, с этого времени он утратил статус сироты для предоставления и обеспечения органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установленных Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Изменения в ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» были внесены Федеральным законом №15-ФЗ от 29 февраля 2012 года.
Согласно ст. 4 Федеральному закону от 29 февраля 2012г. № 15-ФЗ настоящий закон вступил в силу с 01 января 2013г.
В соответствии с п. 2 данной статьи закона действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При таком положении истец на момент введения в действие Федерального закона от 29 февраля 2012г. N 15-ФЗ должен был обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением, как лицо из числа детей-сирот.
Однако к моменту введения в действие ст.8 Федерального закона №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года в редакции Федерального закона № 15-ФЗ от 29 февраля 2012 года истцу уже было 35 лет.
В то время как из преамбулы указанного Закона, а также из ст.1 Федерального закона Российской Федерации №159-ФЗ следует, что его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Из анализа указанных норм следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе, обеспечение жилым помещением, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.
С учётом изложенного судебная коллегия считает, что ст.8 Федерального закона №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года в редакции Федерального закона №15-ФЗ от 29 февраля 2012 года к возникшим правоотношениям применению не подлежит. Статья 8 Федерального закона №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года до исполнения истцом возраста 23 лет предусматривала возможность обеспечения органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
Поскольку при рассмотрении дела было установлено, что истец до достижения возраста 23 лет на учёте в органах муниципальной власти по указанной категории не состоял, к моменту обращения за предоставлением жилья из специализированного жилищного фонда достиг возраста 43 лет, следовательно, он не может быть включен в Список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, и не подлежит обеспечению жилым помещением из специализированного жилищного фонда Тюменской области, в связи с чем суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных им требований.
Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и направлен на предоставление данной категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет после достижения совершеннолетия самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причине с заявлением о постановке таких лиц на учёт нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которых возлагалась обязанность по защите их прав в период, когда они были несовершеннолетними.
Таким образом, ссылки в жалобе на то, что за истцом сохраняется право на предоставление жилого помещения до фактического обеспечения жильем, были бы справедливы в случае своевременного включения истца в список лиц из числа детей-сирот, нуждающихся в жилье. Поскольку истец не был включен в указанный список, право на предоставление жилого помещения из специализированного жилищного фонда Тюменской области, как у лица из числа детей-сирот, у него не возникло.
Вопреки доводам жалобы, наличие каких-либо уважительных причин, в силу которых истец не был своевременно включен в список лиц из числа детей-сирот, нуждающихся в жилье, судебная коллегия не усматривает, соответствующих доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствовавших обращению ФИО4 в компетентный орган для постановки его на учет в период с 18 до 23 лет, в том числе с учётом периода нахождения его в местах лишения свободы в период с 19 лет до 31 года, материалы дела не содержат.
После освобождения ФИО4 из мест лишения свободы (2008 г.) и до 2020 года (более 10 лет) истец каких-либо мер, направленных на реализацию своих жилищных прав, не предпринимал.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, судом первой инстанции правильно и полно определены значимые для дела обстоятельства, дана верная оценка представленным сторонами доказательствам по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом не допущено, а потому оснований к отмене решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Доводы апелляционных жалоб истца не влекут отмены обжалуемого решения, сводятся к изложению позиции, выраженной при рассмотрении дела в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в постановленном судом решении.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ишимского городского суда Тюменской области от 07 июля 2021 года, дополнительное решение Ишимского городского суда Тюменской области от 17 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Мотивированное апелляционное определение составлено 22 июня 2022 года