Решение по делу № 2-131/2021 от 15.02.2021

77RS0021-02-2020-001813-75

Дело № 2-131/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ р.<адрес>

Знаменский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Нишуковой Е.Ю.,

при секретаре Сторожук С.А.,

с участием представителей истца Каменского Е.Р. и Каибова Р.К., представителей ответчика ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по доверенности Вострикова С.Н. и Поповой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя военного прокурора Тамбовского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации и Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по строительству очистных сооружений,

установил:

заместитель военного прокурора Тамбовского гарнизона, действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратился в Пресненский районный суд <адрес> с исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по реконструкции (строительству) объекта коммунальной инфраструктуры поселка <адрес> для сбора и очистки жидких коммунальных бытовых отходов – очистных сооружений. В обоснование указал, что в 1974 году на территории военного городка войсковой части 14276 (<адрес>) произведено строительство водопроводно-канализационного хозяйства, состоящего из двухъярусного отстойника (/ОС площадью 314 кв.м), хлораторной с лабораторией (/ОС по площадью 55 кв.м), дежурной будки (/ОС площадью 19 кв.м ), склада хлора, раздевалки и душа (/ОС по генеральному плану площадью 61кв.м). Фактический срок эксплуатации объекта водопроводно-канализационного хозяйства составляет 46 лет. Согласно сезонным актам осмотра фактический износ оборудования составляет 100 %, состояние - неудовлетворительное, из четырех отстойников в работе находится только один, разрушены железобетонные стены, сгнили деревянные настилы, сточные воды вытекают через образовавшиеся щели. В ходе проверки установлено, что вышеназванные объекты фактически эксплуатируются жилищно-коммунальной службой филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ВКС). ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в лице жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела (<адрес>) филиала ФГБУ было получено свидетельство № BJNНBQKO о постановке очистных сооружений в <адрес> на учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, данному объекту присвоен -П (2 категории негативного воздействия на окружающую среду). ДД.ММ.ГГГГ отделом водных ресурсов по <адрес> были зафиксированы превышения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты. ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России не имеет утвержденных НДС, а превышение сбросов веществ и микроорганизмов в иные объекты составляет по отдельным показателям до 6 раз. В дальнейшем, в ходе осуществления контроля выполнения законодательства в области охраны окружающей среды Управлением по охране окружающей среды и природопользования по <адрес> производились отборы проб сточной воды в месте сброса и в ручье без названия правобережного притока реки Цны. В результате чего установлено, что превышение предельно допустимой концентрации показателей в сбросах сточных вод превышает в 10 раз. В связи с выявленными нарушениями в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России были возбуждены дела об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которых юридическое лицо 4 раза было привлечено к административной ответственности с назначением административного наказания в виде штрафов. В 2018 году должностными лицами войсковой части 14272 и ЖКС (<адрес>) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ВКС) было подготовлено тактико-техническое задание на выполнение работ по объекту: «Реконструкция системы водоотведения, новое строительство очистных канализационных сооружений по адресу: <адрес>, войсковая часть 14276, военный городок ». Пунктами 1.7 и 2.1 задания предусмотрено новое строительство очистных сооружений. Однако, до настоящего времени реконструкция (строительство) очистных канализационных сооружений не произведена. Эксплуатация технически неисправных очистных сооружений, результатом которой является сброс недостаточно очищенных сточных вод, приводит к загрязнению водоёмов, создаёт угрозу причинения вреда водным биологическим ресурсам, обитающим в реке, окружающей природной среде. Непроведение реконструкции и модернизации очистных сооружений существенным образом нарушает права неопределённого круга лиц, гарантированные статьей 42 Конституции РФ и статьей 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» на здоровье, благоприятную окружающую среду, защиту от негативного воздействия. Согласно статьям 1, 11, 26 Федерального закона «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. В соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ Минобороны России осуществляет функции по управлению федеральным имуществом. В пределах своей компетенции оно осуществляет правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов и вод, предоставленных в их пользование. В связи с чем - в силу статьи 210 Гражданского кодекса РФ на ответчике лежит бремя по совершению действий, направленных на сохранность имущества и нахождение его в состоянии, обеспечивающем соблюдение прав и законных интересов граждан. Первоначально просил признать бездействие Минобороны России незаконным и возложить на него обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести реконструкцию (строительство) объекта коммунальной инфраструктуры поселка <адрес> для сбора и очистки жидких коммунальных бытовых отходов – очистных сооружений в соответствии с градостроительным и природоохранным законодательством.

Определением Пресненского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом исправлений, внесённых определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ, гражданское дело передано на рассмотрение в Знаменский районный суд, поскольку обе стороны заявили ходатайство о рассмотрении дела по месту нахождения большинства доказательств (т. 1 л.д. 139, 142).

В Знаменском районном суде – ДД.ММ.ГГГГ истец уточнил исковые требования в части обязанности, которую надлежит исполнить в целях устранения существующего бездействия, и указал в качестве соответчика ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации. В связи с этим отметил, что на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ было создано ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России - для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Во исполнение приказа директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и на основании передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ недвижимого имущества, закрепляемого на праве оперативного управления ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, подписанного командиром войсковой части 14272 и начальником ЖЭ(К)О «Воронежский» филиала ФГБУ, названному учреждению (именуемому ранее государственным учреждением Жилищно-Эксплуатационной конторой Жилищно-Коммунального отдела Квартирно-эксплуатационного управления <адрес>) были переданы хлораторная с лабораторией (очистные сооружения), сети водоснабжения, канализации, водоотведения и иного имущества водного хозяйства, расположенного в <адрес> (военный городок войсковой части 14272). При этом фактически вышеуказанные объекты эксплуатируются жилищно-коммунальной службой филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации (по ВКС). В связи с этим, учреждение наравне с собственником вышеуказанного имущества - Министерством обороны Российской Федерации несет бремя по его содержанию. Просит суд признать незаконным бездействие ответчиков и возложить на них обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести строительство локальных канализационных очистных сооружений для обеспечения очистки и обеззараживания хозяйственно-бытовых сточных вод от объектов военного городка (в/ч 14272) в поселке <адрес> (т. 2 л.д. 160-163).

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент военного имущества Министерства обороны Российской Федерации, который согласно Положению, утвержденному приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ , создан для реализации полномочий Министерства обороны Российской Федерации по управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил, осуществлению в этой области технической, плановой и экономической политики (т. 1 л.д. 178).

Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное казенное предприятие «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации» (ФКП «УЗКС МО РФ»), которое на основании распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ -р создано для оказания Министерству обороны РФ услуг в сфере предпроектной подготовки, проектирования и организации строительства объектов для нужд обороны и безопасности государства; выполняет функции инженерной организации в осуществлении прав и обязанностей Минобороны России как технического заказчика строительства.

В процессе рассмотрения дела обсуждался вопрос о переходе к рассмотрению дела в порядке административного судопроизводства. Однако суд определил продолжить рассмотрение дела в порядке гражданского судопроизводства. Данный вывод основан на том, что в силу ч. 1, 2 ст. 1 КАС РФ суды рассматривают и разрешают в порядке административного судопроизводства дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц. То есть дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику. В данном же случае имеет место спор с участием органов государственной власти о защите прав, свобод и законных интересов граждан, вытекающий из гражданских и экологических правоотношений в области водоотведения (очистки сточных вод с использованием соответствующей коммунальной инфраструктуры), и регулируемый, в том числе Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Водным кодексом РФ. Что в силу ст. 2, п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ дает основание для рассмотрения данного дела в порядке гражданского судопроизводства.

В судебное заседание представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации не явился; о времени и месте рассмотрения дела (посредством электронной почты) Минобороны России извещено надлежащим образом. Представитель по доверенности Васина А. направила письменный отзыв, в котором просит рассмотреть дело без их участия. В обоснование возражений на исковые требования указала, что поскольку исковое заявление предъявлено в защиту неопределенного круга лиц, то на истца возлагается обязанность доказать, а суду необходимо установить факт нарушения либо угрозы нарушения прав неопределенного круга лиц. Вместе с тем, из содержания искового заявления следует, что военный прокурор Тамбовского гарнизона подал иск в защиту интересов Российской Федерации. Тогда как в сфере обороны Российской Федерации именно Министерство обороны Российской Федерации и подведомственные ему учреждения представляют интересы государства в соответствии с действующим законодательством. В частности, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конструкционными законами, федеральными законами функции в этой области. Также оно является уполномоченным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооружённых Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций. В исковом заявлении прокурор соединил в лице материального истца и ответчика один орган исполнительной власти - Министерство обороны Российской Федерации, и не указал, какие именно интересы Российской Федерации, а не Министерства обороны Российской Федерации, затрагиваются предметом спора. Таким образом, предъявление искового заявления от имени Российской Федерации к Министерству обороны Российской Федерации либо подведомственным ему учреждениям, исходя из предмета настоящего спора, является, по сути, предъявлением искового заявления к Российской Федерации в защиту интересов самой Российской Федерации. Что противоречит основным принципам права (т. 3 л.д. 33-35).

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления по охране окружающей среды и природопользованию <адрес>, Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации и ФКП «УЗКС МО РФ» в судебное заседание также не явились; о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом.

Ранее заместитель Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации С. Михайлов направил в суд письменный отзыв, в котором указал, что согласно Положению о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации», Положению о Департаменте, утвержденному приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , Департамент является структурным подразделением Минобороны России, не является юридическим лицом и не обладает процессуальной правоспособностью (т. 2 л.д. 135).

Представитель ФКП «УЗКС МО РФ» по доверенности Н.А. также направила письменный отзыв, в котором просит рассмотреть дело без их участия. В обоснование возражений на исковые требования указала, что ФКП «УЗКС МО РФ» было создано в целях оказания Министерству обороны Российской Федерации услуг в сфере предпроектной подготовки, проектирования, организации строительства объектов для нужд обороны и опасности государства и выполняет функции инженерной организации в осуществлении прав и обязанностей Министерства обороны Российской Федерации как технического заказчика строительства (в соответствии со статьей 749 ГК РФ). С целью проведения реконструкции объектов водопроводно-коммунального хозяйства между ответчиком и ФГУП «ГВСУ » (Генпроектировщик) был заключен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по комплексному инструментальному обследованию и проектировке проектной документации по объекту: «Канализационные очистные сооружения в в/ч 14272 по адресу: <адрес>», шифр объекта 147/ОС-Р. На сегодняшний день по контракту выполнены обследования, обмерные работы и проведены инженерные изыскания. Завершению работ по корректировке проектной документации препятствует отсутствие технических условий на электроснабжение, которые не представляется возможным получить до завершения оформления земельного участка. Работы по реконструкции указанного объекта предусмотрены на земельных участках с кадастровыми номерами , которые входят в состав единого землепользования с кадастровым номером Согласно исходным сведениям единого государственного реестра недвижимости координаты обособленных земельных участков не соответствуют координатам кадастрового квартала, в котором они фактически расположены. Согласно разъяснениям Управления Росреестра по <адрес> установление координат характерных точек границ, а также местоположение границ земельного участка возможно при исправлении реестровой ошибки. В связи с этим ФГУП «ГВСУ » направило ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФКП «УЗКС МО РФ» межевой план с исправлением реестровой ошибки в сведениях о местоположении границ земельных участков. Но при его изучении было выявлено, что границы одного из земельных участков пересекают границы другого земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет в июне 2019 года. ФКП «УЗКС МО РФ» направило ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления Росреестра по <адрес> обращение об устранении пересечения границ земельных участков. На что был получен ответ о том, что необходимо внесение изменений в постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части уточнения координат. В случае недостижения согласия с администрацией <адрес> - такая ошибка может быть исправлена на основании вступившего в законную силу решения суда, которое будет являться основанием для подготовки межевого плана с измененным местоположением границ. ФКП «УЗКС МО РФ» в рамках имеющихся полномочий принимает все необходимые и достаточные меры по организации работ, направленных на выполнение контракта. Заключение ответчиком государственного контракта на реконструкцию объекта возможно только после завершения работ по контракту. Таким образом, требования истца - безосновательны и преждевременны, поскольку вышеуказанные обстоятельства препятствуют выполнению спорных работ и не связаны с бездействием ответчика (т. 2 л.д. 194-196).

На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Каменский Е.Р. поддержал исковые требования заместителя военного прокурора по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Каибов Р.К. также поддержал исковые требования своего доверителя по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что представитель Минобороны России в своих возражениях перечислил формальные основания для отказа в удовлетворении требований. В связи с этим пояснил, что иск прокурора был заявлен не в интересах Российской Федерации, а в защиту неопределенного круга лиц, и в иске конкретно указано со ссылкой на нормы права, какие права были нарушены. К исковому заявлению были приложены протоколы испытаний, в которых зафиксировано неоднократное превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, оказывающих негативное влияние на окружающую среду. Сброс отходов происходит в русло реки Цна, которая охватывает и иные территории. Поэтому он может оказать негативное влияние не только на лиц, проживающих в непосредственной близости от сооружений, но и на иных лиц, которые в конечном итоге будут пользоваться этой водой. Соответственно, существует риск причинения вреда здоровью и жизни неопределенного круга лиц. Считал также необоснованным вывод представителя Министерства обороны РФ о том, что оно не может быть ответчиком по делу, поскольку согласно Гражданскому кодексу РФ бремя содержания объекта недвижимости лежит на собственнике. В данном случае этим собственником является Министерство обороны РФ, поскольку оно осуществляет правомочия собственника имущества, закрепленного за вооруженными силами. В деле имеется передаточный акт, по которому очистные сооружения были переданы в оперативное управление ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ. Согласно этому акту одна сторона фактически подтвердила передачу очистных сооружений, а другая - ее принятие. Законность передаточного акта в настоящем деле не оспаривается. Более того, из пункта 25 устава ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ следует, что учреждение осуществляет эксплуатацию только тех объектов, которые были ему переданы. В совокупности эти документы подтверждают владение ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ очистными сооружениями на праве оперативного управления. Следовательно, представляя интересы правообладателя, учреждение также несёт обязанность по содержанию очистных сооружений. Таким образом, на обоих ответчиков должна быть возложена обязанность по строительству новых очистных сооружений. Необходимость проведения строительства очистных сооружений подтверждена документально. Постоянно проводились сезонные осмотры, по результатам которых комиссия приходила к выводу о необходимости проведения капитального ремонта очистных сооружений. Но, учитывая нецелесообразность проведения капитального ремонта, представители ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ воспользовались своим правом и включили данный объект в план нового строительства. Что подтверждается тактико-техническим заданием.

В судебном заседании представитель ответчика ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по доверенности Востриков С.Н. (начальник производственного участка (<адрес>) ЖКС филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России) исковые требования прокурора не признал, пояснив, что согласно передаточному акту ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России был передан ряд объектов в оперативное управление. Но в приложении к данному акту очистные сооружения не указаны. Данный объект только эксплуатируется учреждением. Что касается строительства, то согласно уставу и приказу Министра обороны РФ на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России возложена обязанность только по содержанию и частичному ремонту объектов. Обязанности по строительству, капитальному строительству и реконструкции у учреждения нет. Всё это должно делать Министерство обороны РФ, которое выделяет денежные средства. ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, со своей стороны, исполнило возложенные на него обязанности: составило акты и тактико-техническое задание. На данный момент очистные сооружения имеют стопроцентный износ, и отремонтировать их не представляется возможным; необходимо новое строительство. Сейчас они частично работают, и даже, если их отремонтировать, то стопроцентного выхода уже не будет. Они неоднократно направляли письмо в адрес Министерства обороны РФ, разрабатывали планы по строительству и реконструкции данных сооружений. Сейчас ведутся какие-то работы, но возникли проблемы с оформлением земли.

На уточняющие вопросы ответил, что ежегодно вместе с командиром войсковой части они проводят осмотр объектов, составляют планы на ремонт и направляют их в Департамент имущественных отношений МО РФ (Департамент военного имущества). В случае необходимости проведения капитального ремонта - они составляют дефектные акты, сметную ведомость и тактико-техническое задание. Затем эта смета утверждается, подбирается подрядная организация, издаётся соответствующий приказ. Учреждение составляет смету только на ремонт, для строительства - нет. Если необходимо провести какие-то существенные работы, то финансирование осуществляет Министерство обороны РФ. Очистные сооруженные находятся за территорией жилого массива (по улице Г.С. <адрес>), но в границах войсковой части. Военный городок - это как атрибутика при составлении планов; он находится в границах войсковой части. Комплекс очистных сооружений состоит из нескольких объектов: под одной крышей находятся отстойники, будка, хлораторные, а сами очистные сооружения - рядом, но отдельно. Далее, уже за территорией войсковой части проходят трубы длиной в несколько километров. Помимо очистки воды, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России занимаемся теплоснабжением; для обслуживания войсковой части и военного городка в их пользовании имеется шесть скважин, для подачи воды - две котельные.

В судебном заседании представитель ответчика ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по доверенности Попова Т.В. исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве другого представителя учреждения. В данном отзыве, в частности указано, что ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России было создано ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ . Согласно пункту 3 данного приказа основной деятельностью учреждения является содержание объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ учреждению в лице ЖКС (<адрес>) были переданы очистные сооружения, расположенные по адресу: <адрес>, что подтверждается актами технического состояния объекта и оборудования водопроводно-канализационного хозяйства к акту приема-передачи коммунальных объектов. В оперативное управление учреждению эти очистные сооружения не передавались. Приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ (пункт 2) установлено закрепить на праве оперативного управления за ГУ ЖЭК ЖКО КЭУ <адрес> недвижимое имущество, указанное в приложении к данному приказу. Однако очистные сооружения в перечне имущества, закрепляемого на праве оперативного управления, в приложении к приказу не значатся. Спорные объекты переданы учреждению только в эксплуатацию и на обслуживание. Передаточный акт от ДД.ММ.ГГГГ не может быть признан достоверным и допустимым доказательством. В рамках реализации Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» для включения объектов водопроводно-канализационного хозяйства Воздушно-космических сил в национальный проект «Экология», управлением материально-технического обеспечения Главного командования ВКС совместно с филиалом ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВКС в адрес Департамента строительства Минобороны России было представлено тактико-техническое задание на выполнение работ по реконструкции системы водоотведения и новому строительству очистных канализационных сооружений. Данный объект был включен в список наиболее важных и нуждающихся в реконструкции или строительстве систем водоотведения. ДД.ММ.ГГГГ Министерством обороны Российской Федерации в лице заместителя руководителя Департамента строительства Министерства обороны Российской Федерации и ФГУП «Главное военно-строительное управление » был заключен государственный контракт на выполнение комплексного инструментального обследования и корректировки проектной документации по канализационным очистным сооружениям в в/ч 14272. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от ФКП «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации» поступило заявление на получение технических условий на технологическое присоединение к сетям водоснабжения, находящимся в эксплуатации и безвозмездном пользовании учреждения. В настоящее время проект технических условий согласован. ДД.ММ.ГГГГ учреждение обратилось в ФКП «УЗКС» МО РФ с просьбой представить информацию об исполнении государственного контракта. ДД.ММ.ГГГГ поступил ответ о том, что было выполнено обследование существующих очистных сооружений; ведутся работы по инженерным изысканиям; разрабатываются принципиальные схемы технологического оборудования очистных сооружений. В настоящее время действие государственного контракта продлено до 2023 года на основании дополнительного соглашения (т. 2 л.д. 247-244).

В дополнительном отзыве от ДД.ММ.ГГГГ представитель учреждения Попова Т.В. указала, что исполнение требований прокурора предполагает проведение строительства. Тогда как согласно приказу Министра обороны РФ и Уставу учреждения ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России не осуществляет строительство каких-либо объектов. Учреждение осуществляет обслуживание, то есть текущее содержание казарменно-жилищного фонда, коммунальных сооружений и инженерных сетей воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ; а также выполняет государственное задание, сформированное и утвержденное учредителем - Министерством обороны Российской Федерации. Строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах РФ организовывает и осуществляет Министерство обороны Российской Федерации (п. 7 Положения о Министерстве обороны РФ). И в целях выполнения возложенных на него функций оно непосредственно либо через свои органы и учреждения осуществляет правомочия собственника. Структурой Министерства обороны Российской Федерации предусмотрены иные организации, уполномоченные на проведение капитального ремонта и строительства, в том числе ФКП «Управление заказчика капитального строительства МО РФ» и Департамент строительства МО РФ. Кроме того, в силу статьи 9.2 Бюджетного кодекса РФ финансовое обеспечение выполнения работ, оказание услуг бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетной системы РФ. Согласно пункту 30 устава ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета с учетом государственного задания на очередной финансовый год. Следовательно, при отсутствии требований к Минобороны России о проведении им строительства и отсутствии финансирования из федерального бюджета на эти цели - удовлетворение исковых требований за счет учреждения повлечет неисполнимость судебного акта. В связи с изложенным представитель учреждения Попова Т.В. просит суд возложить обязанность по строительству очистных сооружений на Министерство обороны Российской Федерации (т. 3 л.д. 30-32).

Выслушав объяснения представителей сторон, изучив доводы письменных отзывов, исследовав материалы дела в качестве доказательств, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Преамбулой Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни в пределах территории Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

Частью 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрен запрет на сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

Частью 1 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно пункту 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).

Судом установлено, что в поселке <адрес> дислоцируется войсковая часть 14272 (военный городок ), рядом с которой расположена группа жилых домов, относящихся к специализированному жилищному фонду. Данный жилой фонд, как и административные здания военного городка, относятся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации. Что не оспаривалось в ходе судебного разбирательства ответчиками.

Сбор и очистка жидких коммунальных бытовых отходов, поступающих в результате эксплуатации данных объектов, осуществляется посредством водопроводно-канализационного хозяйства, состоящего из двухъярусного отстойника площадью 314 кв.м (№ по ген. плану 2/ОС), хлораторной с лабораторией площадью 55 кв.м (№ по ген. плану 6/ОС), дежурной будки площадью 19 кв.м (№ по ген. плану 10/ОС), склада хлора, раздевалки и душа площадью 61 кв.м (№ по ген. плану 7/ОС). На имеющейся в деле схеме отражено фактическое расположение очистных сооружений (т. 1 л.д. 186-187).

В материалы дела были представлены акты технического состояния водопроводно-канализационного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ, подписанные командиром войсковой части 14272 как представителем пользователя и начальником ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ по ВКС ЖЭ(К)О 7, в которых отражены год постройки названных объектов водопроводно-канализационного хозяйства - 1974 год; процент износа - 100 %, и указано, что капитальный ремонт не производился (т. 1 л.д. 105-106, 107-108, 109-110, 111-112).

ДД.ММ.ГГГГ комиссия в составе представителей войсковой части 14272 и ЖЭ (К)С произвела осмотр очистных сооружений с указанными инвентарными номерами, в результате которого было установлено удовлетворительное техническое состояние данных объектов; в работе находится только один отстойник; разрушены железобетонные стены, сгнили деревянные настилы (акт - л.д. 116-122).

Таким образом, очистные сооружения находятся в полуразрушенном состоянии со стопроцентным износом. Из чего следует, что коммунальная инфраструктура для сбора и очистки жидких бытовых отходов в виде очистных сооружений в военном городе <адрес> фактически отсутствует.

Данные обстоятельства свидетельствуют о необходимости не реконструкции ныне существующих очистных сооружений, а о проведении строительства нового объекта.

О необходимости строительства нового объекта филиал ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России обращал внимание еще в 2018 году, когда совместно с управлением материально-технического обеспечения Главного командования ВКС подготовил и направил в адрес Департамента строительства Министерства обороны Российской Федерации тактико-техническое задание: «Реконструкция схемы водоотведения, новое строительство очистных канализационных сооружений, находящихся по адресу: <адрес>, войсковая часть 14272, военный городок », согласованное ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 49-55). Данный объект был включен в список наиболее важных и нуждающихся в реконструкции или строительстве систем водоотведения, о чем указал представитель учреждения в письменном отзыве.

О том, что инфраструктура для сбора и очистки жидких коммунальных бытовых отходов в военном городе <адрес> фактически не функционирует, свидетельствует нижеследующее.

Установлено, что очистные сооружения по адресу: <адрес> были поставлены на государственный учет в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду эксплуатируемого объекта; им присвоена 2 категория негативного воздействия на окружающую среду (свидетельство о постановке на учет – т. 1 л.д. 211).

Из материалов дела следует, что объекты с вышеназванными инвентарными номерами были переданы на основании передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (т. 2 л.д. 150-151) и фактически эксплуатируются жилищно-коммунальной службой филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ВКС). Последнее обстоятельство подтверждает в письменных отзывах представитель данного учреждения.

В силу устава ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России было создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Основной целью деятельности учреждения является осуществление содержания (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры, предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. И для достижения названных целей учреждение осуществляет, в том числе оказание услуг, связанных с транспортировкой воды; удалением и очисткой сточных вод, отходов; оказание услуг, связанных с транспортировкой сточных вод (т. 1 л.д. 197-210).

ДД.ММ.ГГГГ (как и в предыдущие годы) Управление по охране окружающей среды и природопользованию <адрес> вынесло решение о предоставлении в пользование ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России водного объекта - ручья без названия - правый приток реки Цна (бассейн Волга), где в пункте 2.3 перечислены конкретные условия пользования водным объектом или его части, которые необходимо соблюдать (т. 1 л.д. 181-187). Целью использования водного объекта является сброс сточных вод.

Обращаясь в суд, прокурор указал на то, что в результате эксплуатации очистных сооружений имеет место длительное и продолжающееся поступление в участок реки загрязняющих веществ в составе сточных вод из войсковой части и жилого фонда.

Данное обстоятельство было установлено в ходе прокурорской проверки и подтверждается, в первую очередь, протоколами испытаний №№ ВС-3133/19, ВС-3134/19, ВС-3135/19 от ДД.ММ.ГГГГ, проведенных лабораторией АО «Главный контрольно-испытательный центр питьевой воды», в которых отражено, что в отобранных пробах установлено превышение нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ по следующим показателям (БПКп - в 4 раза, азот аммонийный - в 32 раза, нефтепродукты - в 5 раз, фосфаты по фосфору - в 8,4 раза, АПАВ - в 1,26 раз, хлориды - в 1,23 раза, железо - в 5,3 раза (т. 1 л.д. 33-34, 35, 36).

В связи с этим Управление по охране окружающей среды и природопользованию <адрес> выдавало ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России предписания об устранении выявленных нарушений – от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 56, 68). Однако данные нарушения учреждением не устранялись, в связи с чем в отношении него были составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 4 ст. 8.13 (нарушение требований к охране водных объектов) и ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (невыполнение в установленный срок законного предписания). Впоследствии учреждение привлекалось за данные нарушения к административной ответственности (т. 1 л.д. л.д. 37, 66, 126-130).

Таким образом, неоднократно было установлено, что превышение нормативов в названном водном объекте, а, следовательно, нарушение водного и природоохранного законодательства Российской Федерации происходило в результате использования ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России водного объекта для сброса сточных вод через очистные сооружения, установленные в <адрес>. Данные обстоятельства в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела стороной ответчика не оспаривались. Соответственно, данные нарушения возникли в результате длительного бездействия по строительству новых очистных сооружений.

Решая вопрос о надлежащем ответчике, чье бездействие повлекло многочисленные нарушения, и на кого необходимо возложить обязанность по строительству новых очистных сооружений, суд исходит из следующего.

В свою очередь, статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом

В соответствии с частью 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими их статус.

Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 61-ФЗ "Об обороне" (с изменениями и дополнениями) имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

В силу подпунктов 45, 52, 68, 68.4, 69, 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" Министерство обороны Российской Федерации:

организует оперативное, техническое, тыловое и финансовое обеспечение Вооруженных Сил;

организует обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, организует выполнение работ по инженерным изысканиям, по архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и техническому перевооружению объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах, а также эксплуатацию таких объектов;

организует выполнение работ по строительству и реконструкции специальных объектов, объектов производственного и жилищного назначения для нужд Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба;

проводит государственную экспертизу проектной документации, результатов инженерных изысканий и проверку достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, входящих в военную инфраструктуру Вооруженных Сил, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. N1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по их устранению.

Из содержания вышеприведенных положений следует, что на Министерстве обороны Российской Федерации, обладающем правомочиями собственника в отношении зданий военного городка (войсковой части 14272) и объектов специализированного жилищного фонда в <адрес>, лежит обязанность по строительству новых очистных сооружений и финансированию этих работ - с целью обеспечения надлежащего функционирования коммунальной инфраструктуры для сбора и очистки жидких и бытовых отходов, поступающих от указанных объектов. Свои полномочия и обязательства Министерство обороны Российской Федерации осуществляет через структурные подразделения – департаменты, которые не обладают самостоятельной правоспособностью.

В свою очередь, использование очистных сооружений в том состоянии, в котором они находятся на настоящий момент, и поступление в водный объект от войсковой части 14272 и жилого фонда военного городка загрязняющих веществ в составе сточных вод нарушает права граждан на благоприятную санитарно-эпидемиологическую обстановку и благоприятные условия окружающей среды; наносит ущерб водному объекту, поскольку влечёт его загрязнение, а, соответственно, посягает на права неопределенного круга лиц, поскольку может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан.

Непринятие Министерством обороны Российской Федерации мер по предотвращению установленных нарушений посредством возведения новых очистных сооружений противоречит требованиям природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения; а также нарушает закрепленное и гарантированное статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" право каждого на благоприятную окружающую среду. В связи с чем – бездействие Минобороны России суд признаёт незаконным.

А, поскольку бездействие Министерства обороны Российской Федерации нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, то следует полагать, что заместитель военного прокурора, обратившись с названным иском в суд, действовал в интересах неопределенного круга лиц. Данное право прокурора регламентировано частью 1 статьи 21, частью 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Довод представителя ФКП «УЗКС МО РФ» о том, что бездействие Министерства обороны Российской Федерации не является незаконным и обусловлено рядом объективных причин, суд признаёт несостоятельным. В связи с чем - следует отметить, что в отзыве ФКП речь идёт о реконструкции существующих очистных сооружений, препятствием для которой является расположение объекта не на земельном участке Министерства обороны Российской Федерации. Тогда как в рамках настоящего гражданского дела поставлен вопрос о строительстве новых очистных сооружений, что не лишает ответчика возможности произвести работы на принадлежащем ему участке.

Кроме того, в материалы дела был представлен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение комплексного инструментального обследования и корректировку проектной документации канализационных очистных сооружений в войсковой части 14272, цель которого – лишь определение целесообразности реконструкции, строительства или капитального ремонта очистных сооружений. Спустя несколько лет (в 2021 году) с момента заключения государственного контракта, были выявлены несоответствия, изложенные в отзыве; иных действий предпринято не было. Тогда как ещё в 2018 году представители филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России направили в подразделение Минобороны России тактико-техническое задание на проведение строительства новых очистных сооружений. Данные обстоятельства свидетельствует о достаточно длительном бездействии Министерства обороны Российской Федерации, которое несоизмеримо с последствиями, которые возникают, и далее будут возникать в результате эксплуатации существующих очистных сооружений.

На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований заместителя военного прокурора в части ответчика - Министерства обороны Российской Федерации и возлагает на него обязанность по строительству новых очистных сооружений.

Исковые требования прокурора в части ответчика ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России подлежат отклонению, поскольку в рамках гражданского дела поставлен вопрос не о ремонте и реконструкции ныне существующих очистных сооружений, находящихся в пользовании филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, а о строительстве нового объекта. Тогда как в силу устава такая обязанность у учреждения, финансируемого за счет средств федерального бюджета, отсутствует (устав - т. 1 л.д. 197-210).

Кроме того, в соответствии с пунктами 6, 13, 14, 78 "Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации", утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 860, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России относится к числу коммунально-эксплуатационных организаций органов военного управления, соединений, воинских частей и организации Вооруженных Сил Российской Федерации. Учреждение и его филиалы осуществляют контроль за исполнением контрактов по закрепленной номенклатуре; организовывают коммунально-эксплуатационное обеспечение для нужд Вооруженных Сил в рамках и за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на выполнение государственного задания; ведут учет эксплуатируемой материально-технической базы; участвуют в организации только текущего ремонта.

Следовательно, даже при установлении судом факта нахождения существующих очистных сооружений на праве оперативного управления у ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, данное обстоятельство не может повлиять на вывод суда об удовлетворении исковых требований за счет первоначального ответчика - Министерства обороны Российской Федерации.

Принимая решение о возложении на Министерство обороны Российской Федерации соответствующей обязанности, суд на основании ч. 2 ст. 206 ГПК РФ и с учетом характера оспариваемого бездействия считает необходимым установить ответчику срок для исполнения возложенной на него обязанности - 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования заместителя военного прокурора Тамбовского гарнизона удовлетворить частично.

Признать бездействие Министерства обороны, выразившееся в непроведении мероприятий по строительству локальных канализационных очистных сооружений от объектов военного городка (в/ч 14272) в <адрес>, незаконным.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести работы по строительству локальных канализационных очистных сооружений для обеспечения очистки и обеззараживания хозяйственно-бытовых сточных вод от объектов военного городка (в/ч 14272) в <адрес>.

В удовлетворении исковых требований к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» заместителю военного прокурора Тамбовского гарнизона отказать.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Знаменский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Е.Ю. Нишукова

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ

2-131/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Военный прокурор Тамбовского гарнизона
Ответчики
ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России
Министерство обороны Российской Федерации
Другие
Управление по охране окружающей среды и природопользования Тамбовской области
Суд
Знаменский районный суд Тамбовской области
Судья
Нишукова Елена Юрьевна
Дело на сайте суда
sud4.tmb.sudrf.ru
15.02.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
15.02.2021Передача материалов судье
15.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.03.2021Подготовка дела (собеседование)
04.03.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.03.2021Предварительное судебное заседание
14.04.2021Судебное заседание
04.05.2021Судебное заседание
07.06.2021Судебное заседание
22.06.2021Судебное заседание
25.06.2021Судебное заседание
02.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее