Мотивированное решение изготовлено 27.12.2022 г.
Дело № УИД 76RS0№-78
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Угличский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Кривко М.Л.,
при секретаре Большаковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Угличского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МОУ Головинская СОШ, Администрации Угличского муниципального района Ярославской области о возложении обязанности по установке периметрального ограждения здания МОУ Головинская СОШ,
установил:
Заместитель Угличского межрайонного прокурора обратился в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц к МОУ Головинская СОШ, Администрации Угличского муниципального района Ярославской области. В процессе рассмотрения дела уточнил исковые требования, указал, что Угличской межрайонной прокуратурой проанализировано исполнение в Угличском муниципальном районе законодательства об антитеррористической защищенности образовательных учреждений. В соответствии с п.11 ч.1 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья относится к вопросам местного значения муниципального района. Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 утверждены обязательные для исполнения Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий). Муниципальное общеобразовательное учреждение Головинская средняя общеобразовательная школа отнесено к объекту 4 категории опасности, предусмотренной подпунктом «г» пункта 13 Требований. Пунктом 24 Требований установлены мероприятия, осуществляемые в отношении объектов 4 категории. К таким мероприятиям относятся, в т.ч., исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории). Кроме того, в силу пункта 2.2.1 СП 2.4.3648-20 собственная территория образовательного учреждения по периметру ограждается забором. В ходе проверок установлено, что в настоящее время территория МОУ Головинская СОШ не огорожена забором по периметру, в связи с чем имеется возможность бесконтрольного пребывания на территории образовательного учреждения посторонних лиц и транспортных средств в нарушение законодательства о противодействии терроризму, а также не обеспечивается соблюдение требований санитарно-эпидемиологического законодательства при организации образовательного процесса, что ставит под угрозу права и законные интересы неопределенного круга лиц, в первую очередь несовершеннолетних, посещающих здание школы. В соответствии с уточненными исковыми требованиями заместитель Угличского межрайонного прокурора просит обязать Администрацию УМР Ярославской области в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу предусмотреть в бюджете Угличского муниципального района финансирование затрат МОУ Головинская СОШ на установку периметрального ограждения территории МОУ Головинская СОШ; обязать МОУ Головинская СОШ в течение трех месяцев с момента поступления денежных средств установить периметральное ограждение здания МОУ Головинская СОШ, расположенное по адресу: <адрес>
В судебном заседании истец помощник Угличского межрайонного прокурора Сидорова А.С. поддержала уточненные исковые требования по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении.
Представитель ответчиков Администрации УМР Ярославской области и МОУ Головинская СОШ по доверенности Стефанович А.В. в судебное заседание не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, представил отзыв на иск, в котором против удовлетворения исковых требований не возражал.
С учетом мнения представителя истца, в силу ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено судом в отсутствие представителя ответчика, не явившегося в судебное заседание.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья относится к вопросам местного значения муниципального района.
Согласно пп. 1, 3, 5 ч. 1 ст. 9 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов в сфере образования относится: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно ч. 3 ст. 28 Закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» к компетенции образовательной организации относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.
Ст. 2 ФЗ от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» установлены принципы противодействия терроризму в РФ, к которым относятся обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма, минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.
Согласно п. 4 ч.2 ст. 5.2 ФЗ от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Закона № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство РФ устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий).
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 утверждены обязательные для исполнения Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
П. 24 Требований установлены мероприятия, осуществляемые в отношении объектов четвертой категории. К таким мероприятиям относятся, в том числе: и) исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28 утверждены санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", пункт 2.2.1 которых возлагает на хозяйствующий субъект обязанность оградить по периметру собственную территорию забором и зелеными насаждениями.
Кроме того, в соответствии с положениями Методических рекомендаций для общеобразовательных организаций по обеспечению комплексной безопасности (направлены Письмом Минкомсвязи России N ЛБ-С-088-8929 от 10.04.2020) территория общеобразовательной организации должна быть ограждена по всему периметру. Отсутствие ограждения территории допускается только со стороны стен здания, непосредственно прилегающих к проезжей части улицы или пешеходному тротуару.
Судом установлено, что Муниципальное общеобразовательное учреждение «Головинская средняя общеобразовательная школа» ведет образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, имеет статус некоммерческой организации. Образовательному учреждению присвоена 4 категория опасности.
Образовательные учреждения являются объектами с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних, то есть являются одними из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.
Угличской межрайонной прокуратурой в ходе проведения проверки исполнения законодательства об антитеррористической защищенности образовательных учреждений установлено, что МОУ Головинская СОШ не огорожена забором по периметру в нарушение п.п. »и» п. 24 Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий). Установка периметрального ограждения здания образовательного учреждения является одним из основных мероприятий по предупреждению актов терроризма и минимизации последствий его проявлений.
Невыполнение установленных законодательством о противодействии терроризму требований к защищенности объектов ставит под угрозу права и законные интересы неопределенного круга лиц, в первую очередь несовершеннолетних, посещающих здание школы.
Таким образом, суд приходит к выводу о возложении обязанности на МОУ Головинская СОШ установить периметральное ограждение здания МОУ Головинская СОШ, расположенное по адресу: <адрес>
Из Устава МОУ Головинская СОШ следует, что учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование Угличский муниципальный район. Функции и полномочия учредителя учреждения, осуществляет Администрация Угличского муниципального района в лице Управления образования Администрации Угличского муниципального района.
В силу пункта 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В силу пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 32 Требований, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006 предусмотрено, что контроль за выполнением Требований осуществляется, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) в целях:
а) проверки выполнения на объектах (территориях) требований к их антитеррористической защищенности, а также разработанных в соответствии с ними организационно-распорядительных документов органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий);
б) оценки эффективности использования систем обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) и реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий);
в) выработки и реализации мер по устранению выявленных в ходе проведения проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) недостатков.
Из чего следует, что Требованиями, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006 прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по контролю и принятию мер соответствия объектов учреждений дошкольного и среднего образования требованиям законодательства к их террористической защищенности.
При данных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что именно на ответчика - Администрацию Угличского муниципального района должна быть возложена обязанность осуществить финансирование затрат МОУ Головинская СОШ на установку периметрального ограждения территории МОУ Головинская СОШ.
При этом суд считает, что срок, указанный истцом в просительной части искового заявления является достаточным для выполнения вышеуказанных мероприятий.
Установление решением суда срока для исполнения ответчиком действий по исполнению решения суда соответствует положениям части 2 ст.206 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Обязать Администрацию Угличского муниципального района (ИНН №, ОГРН №) Ярославской области в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу осуществить финансирование затрат МОУ Головинская СОШ на установку периметрального ограждения территории МОУ Головинская СОШ.
Обязать МОУ Головинская СОШ (ИНН №, ОГРН №) в течение трех месяцев с момента поступления денежных средств установить периметральное ограждение здания МОУ Головинская СОШ, расположенное по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Угличский районный суд в течение месяца с момента вынесения мотивированного решения.
Судья М.Л. Кривко