К делу №12-473/2022
РЕШЕНИЕ
г.Новороссийск 29 декабря 2022 г.
Судья Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края Спорчич О.А.,
при секретаре Куличковой Н.В.,
с участием:
представителей юридического лица ООО «Новоэкосервис», действующих на основании доверенностей Рудакова М.В., Побережного В.П.,
старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Коновалова И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директор юридического лица ООО «Новоэкосервис» И.В. на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Коновалова И.В. №...... от 14 октября 2022 года о привлечении юридического лица ООО «Новоэкосервис» к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ,
установил:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Коновалова И.В. №...... от 14 октября 2022 года, юридическое лицо ООО «Новоэкосервис» признано виновным по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с принятым постановлением, генеральный директор юридического лица ООО «Новоэкосервис» И.В. подал жалобу, в которой просит отменить постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Коновалова И.В. №...... от 14 октября 2022 года о привлечении юридического лица ООО «Новоэкосервис» к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ как вынесенное с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ.
В обоснование жалобы генеральный директор юридического лица ООО «Новоэкосервис» И.В. указал, что ООО «Новоэкосервис» при рассмотрении дела об административном правонарушении неоднократно: 31 августа 2022 г., 07 сентября 2022 г., 15 сентября 2022 г. были заявлены письменные ходатайства об ознакомлении со всеми материалами дела и приложениями к документам. Вместе с тем, несмотря на формальные удовлетворения вышеуказанных ходатайств, у ООО «Новоэкосервис» фактической возможности реализовать свое законное право на ознакомление со всеми материалами дела об административном правонарушении не было. Всем доводам, изложенным ООО «Новоэкосервис» в своих возражениях на постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 14 октября 2022 г., старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Коноваловым И.В. оценка не дана. ООО «Новоэкосервис» в процессе рассмотрения дела 27 сентября 2022 г., 29 сентября 2022 г. были заявлены ходатайства о приобщении к материалам административного дела документов свидетельствующих о получении доказательств административного правонарушения с нарушением закона. По результатам рассмотрения вышеуказанных ходатайств, старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Коноваловым И.В. в их удовлетворении было отказано. При этом в нарушении требований пункта 6 части 1 статьи 29.7 и статьи 24.4 КоАП РФ определение старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Коновалова И.В. не содержит должной правовой оценки. Старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Коноваловым И.В. при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении порядок привлечения ООО «Новоэкосервис» к административной ответственности соблюден не был. Меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела административным органом не приняты. Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях. При таких обстоятельствах постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Коновалова И.В. №...... от 14 октября 2022 года подлежит отмене как вынесенное с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ.
В судебном заседании представители юридического лица ООО «Новоэкосервис», действующие на основании доверенностей Рудаков М.В., Побережный В.П. уточнив доводы жалобы, просили отменить постановление №...... от 14 октября 2022 года и производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ в отношении ООО «Новоэкосервис» подлежит прекращению, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. Дополнительно указав, что в ходе отбора проб отходов от 18 мая 2022 г. соответствующий акт отбора (измерений) проб не составлялся, в связи с чем, определить сведения о взятых пробах и образцах, их количестве и характере, идентификационных признаках, условиях, при которых они получены, особенностях их упаковки, хранения и т.п. не возможно, следовательно, акт отбора (измерений) проб от 18 мая 2022 г., протокол испытаний (измерений) проб отходов №72О от 31 мая 2022 г., протокол биотестирования проб №73БО от 31 мая 2022 г., положенные в основу оспариваемого постановления по делу, не могут считаться добытыми без нарушений требований закона, в связи с чем являются недопустимыми доказательствами по делу.
Старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Коновалов И.В. в судебном заседании просил постановление №...... от 14 октября 2022 года оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения. При этом указав, что все доводы ООО «Новоэкосервис», изложенные в представленных при рассмотрении дела возражениях и ходатайствах, а также в жалобе, сводятся лишь к мнимым процессуальным нарушениям, таким как неполнота административного материала. Ни одного довода, направленного на обжалование фактических обстоятельств вменяемого ООО «Новоэкосервис» в вину административного правонарушения – не представлено. Законные права и интересы ООО «Новоэкосервис» должностным лицом не нарушены, а представители ООО «Новоэкосервис» неоднократно на рассмотрения дела предоставляли ходатайства об отложении рассмотрения дела, тем самым необоснованно принимали попытки затянуть процесс рассмотрения дела. Им дана оценка всем доводам, изложенным в письменных возражениях представителя ООО «Новоэкосервис» Рудакова М.В. на постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и постановления о назначении административного наказания.
Выслушав пояснения участвующих лиц, исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в жалобе, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статьи 26.1 КоАП РФ, при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно части 1 статьи 8.2 КоАП РФ, несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи и статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие при обращении с отходами производства и потребления.
Объективная сторонам правонарушения представляет собой действие или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, в адрес Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора из Новороссийской транспортной прокуратуры поступило дело об административном правонарушении, возбужденное 28 июля 2022 г. заместителем Новороссийского транспортного прокурора Р.А. по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ в отношении юридического лица ООО «Новоэкосервис».
Из которого следует, что транспортируемые ООО «Новоэкосервис» отходы (в том числе мусор от бытовых помещений судов и прочих плавучих средств, не предназначенных для перевозки пассажиров) были сняты 18 мая 2022 г. в районе причала №39 ООО «......» с помощью транспортного средства Hino Dutro, государственный регистрационный знак ...... с морских судов «......» и «......», принадлежащих ООО СК «......».
Согласно акту проверки от 18 мая 2022 г. с приложенными фотоматериалами установлено, что на территории ООО «......» остановлено транспортное средство Hino Dutro, государственный регистрационный знак ......, в кузове которого установлены четыре пластиковых контейнера зеленого цвета, предназначенных для транспортировки различных отходов. Указанный остановленный автомобиль транспортировал отходы, которые были сняты с судов.
В контейнере, который установленный ближе к правой передней части автомобиля находились различные отходы в смеси (не раздельно), а именно: картон, картон с клеевым скотчем, сетка, прозрачная пленка и т.д.
Контейнер, установленный ближе к левой передней части автомобиля (с надписью «пластик не загрязненный») был пуст, однако имелись остатки отходов таких как: остатки картона и картон с клеевым скотчем, окурок сигареты.
В контейнере, который установленный ближе к левой задней части автомобиля находились различные отходы, упакованные в черные пакеты. При визуальном изучении в упакованных черных мешках находились различные отходы в смеси (не раздельно), которые по внешним признакам отнесены к отходам, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В ходе проведения надзорных мероприятий из мусорных баков, закрепленных на транспортном средстве Hino Dutro, государственный регистрационный знак ......, 18 мая 2022 г. были отобраны пробы отходов, которые 20 мая 2022 г. направлены на исследование в филиал ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО».
По результатам лабораторных исследований, проведенных Экоаналитической лабораторией Новороссийского отдела филиала ФГБУ «ЦЛАТИ ПО ЮФО» - ЦЛАТИ по Краснодарскому краю, в соответствии с договором №...... от 30 мая 2022 г. (протокол испытаний (измерений) проб отходов от 31 мая 2022 г. №72 О, протокол биотестирования проб от 31 мая 2022 г. №73 БО), установлено наименование отхода: «Мусор от бытовых помещений судов и прочих плавучих средств, не предназначенных для перевозки пассажиров».
Данный отход включен в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 г. №242. Согласно ФККО указанный отход имеет код – 7 33 151 01 72 4 и отнесен к отходам потребления на производстве, подобные коммунальным.
В связи с чем, административным органом установлен факт осуществления ООО «Новоэкосервис» деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Согласно части 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В соответствии с частью 8 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами.
Согласно части 10 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.
Акватории морских портов Новороссийск, Геленджик, включая их внешние рейды, относятся к внутренним морским водам РФ.
При накоплении твердых коммунальных отходов, снятых с судов, на береговые сооружения в портах, в случае если образование таких отходов и территория порта входит в территориальную схему обращения с отходами регионального оператора, целесообразно применять нормы, установленные Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Согласно приказу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 12 ноября 2021 г. №541 «О внесении изменений в приказ министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 16 января 2020 г. №19 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Краснодарского края» внесены изменения в территориальную схему обращения с отходами Краснодарского края, а именно учтен объем твердых коммунальных отходов, образованный на морских судах в акватории портов Новороссийск и Геленджик, а также в акватории примыкающей к границам муниципальных образований г.Новороссийск и г.Геленджик.
Данный приказ от 12 ноября 2021 г. №541 опубликован 15 ноября 2021 г. на официальном сайте Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края.
Соглашением по обращению с твердыми коммунальными отходами по Новороссийской зоне деятельности, заключенного между Министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства и ООО «......» (в настоящее время ООО «......» от 12 ноября 2018 г. установлено, что данное общество осуществляет деятельность в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25 августа 2008 г. №641» утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 23 Правил, в целях обеспечения транспортирования твердых коммунальных отходов региональный оператор вправе привлекать операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, на основании договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов по цене, определенной сторонами такого договора, за исключением случаев, когда цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов.
Вместе с тем, проверкой установлено, что ООО «Новоэкосервис» не является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы, а также не является оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, действующим на основании соответствующего договора с ООО «......»
На основании вышеизложенных положений, административный орган пришел к выводу о наличии в действиях ООО «Новоэкосервис» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ.
Не согласившись с вышеуказанными доводами административного органа, генеральный директор юридического лица ООО «Новоэкосервис» И.В. обратился в суд с данной жалобой.
С доводами жалобы о том, что ООО «Новоэкосервис» в процессе рассмотрения дела 27 сентября 2022 г., 29 сентября 2022 г. были заявлены ходатайства о приобщении к материалам административного дела документов свидетельствующих о получении доказательств административного правонарушения с нарушением закона, однако в их удовлетворении было отказано, при этом в нарушении требований пункта 6 части 1 статьи 29.7 и статьи 24.4 КоАП РФ определение старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Коновалова И.В. не содержит должной правовой оценки, суд не может согласиться по следующим основаниям.
В силу пункта 6 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении рассматриваются заявленные ходатайства.
В соответствии со статьей 24.4 КоАП РФ, лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело (часть 1).
Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения (часть 2).
Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.2012 года N 1339-О, в силу части 1 статьи 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заявленные участниками производства по делу об административном правонарушении ходатайства подлежат обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, что, однако, не предполагает их обязательное удовлетворение.
В соответствии со статьей 29.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения ходатайств и заявлений выносится определение.
Указанные правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии участников производства по делам об административных правонарушениях. Лишая их возможности воспользоваться процессуальными правами при рассмотрении дела об административном правонарушении, должностное лицо нарушает предусмотренные Кодексом требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела, установленные статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании установлено, что 27 сентября 2022 г. от представителя юридического лица ООО «Новоэкосервис», действующего на основании доверенности Рудакова М.В. в адрес Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора поступило письменное ходатайство, в котором генеральный директор юридического лица ООО «Новоэкосервис» И.В. просил Новороссийского транспортного прокурора организовать ознакомление представителя ООО «Новоэкосервис» со всеми имеющимися в Новороссийской транспортной прокуратуре материалами проверки, послужившими основанием для возбуждения 28 июля 2022 г. дела об административном правонарушении в отношении ООО «Новоэкосервис» соблюдения требований законодательства при обращении с твердыми коммунальными отходами.
Определением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Коновалова И.В. от 27 сентября 2022 г. в удовлетворении ходатайства представителя ООО «Новоэкосервис» по доверенности Рудакова М.В. было отказано.
В обосновании доводов об отказе в удовлетворении ходатайства от 27 сентября 2022 г., старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Коновалов И.В. указал, что согласно имеющемуся в деле листу ознакомления с материалами дела об административном правонарушении №......, представителями ООО «Новоэкосервис» ознакомление осуществлялось неоднократно, а именно: 07 сентября 2022 г., 16 сентября 2022 г., 26 сентября 2022 г. Вместе с тем, у ООО «Новоэкосервис» имелось достаточное количество времени для формирования правовой позиции и ознакомления с материалами дела об административном правонарушении, а также для ознакомления с материалами прокурорской проверки и др. Между содержанием указанного заявления и фактами, подлежащими установлению по настоящему делу, отсутствует объективная связь. Вышеуказанное заявление на доступ к информации носит информационный характер и не препятствует рассмотрению указанного дела об административном правонарушении, по существу.
29 сентября 2022 г. от представителя юридического лица ООО «Новоэкосервис», действующего на основании доверенности Рудакова М.В. в адрес Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора поступило письменное ходатайство, в котором он просил отложить рассмотрения дела об административном правонарушении №...... в отношении ООО «Новоэкосервис» на срок не менее 30 дней.
Определением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Коновалова И.В. от 29 сентября 2022 г. в удовлетворении ходатайства представителя ООО «Новоэкосервис» по доверенности Рудакова М.В. было отказано.
В обосновании доводов об отказе в удовлетворении ходатайства от 29 сентября 2022 г., старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Коновалов И.В. указал, что так, имеющиеся в деле ходатайства представителей ООО «Новоэкосервис» об отложении рассмотрения дела ранее были неоднократно заявлены и удовлетворены, в связи с чем, определениями от 16 сентября 2022 г., рассмотрение дела было отложено и назначено на 29 сентября 2022 г. Согласно имеющемуся в деле листу ознакомления с материалами дела об административном правонарушении №......, представителями ООО «Новоэкосервис» ознакомление осуществлялось неоднократно, а именно: 07 сентября 2022 г., 16 сентября 2022 г., 26 сентября 2022 г. Таким образом, у ООО «Новоэкосервис» имелось достаточное количество времени для формирования правовой позиции и ознакомления с материалами дела об административном правонарушении, а также для ознакомления с материалами прокурорской проверки и др. Вместе с тем, ранее представителем ООО «Новоэкосервис» Рудаковым М.В. заявлено 16 сентября 2022 г. ходатайство об истребовании оригиналов документов и материалов дела. Представитель по доверенности указал, что согласно материалам дела, имеются сведения о следующих документах: договор №...... от 30 мая 2022 г. о проведении исследования отходов, диск DVD+R, документ без номера (передача проб) без указания лица передаваемого (должность, Ф.И.О.), акт проверки от 18 мая 2022 г. (при этом отсутствуют подтверждения) о направлении данного документа). По результатам рассмотрения ходатайство удовлетворено. Так 19 сентября 2022 г. у заместителя Новороссийского транспортного прокурора определением №...... от 19 сентября 2022 г. были истребованы сведения, необходимые для разрешения дела об административном правонарушении. Заместитель Новороссийского транспортного прокурора Р.А. письмом от 22 сентября 2022 г. №...... сообщил следующее: ранее направленные копии материалов, в том числе акт проверки от 18 мая 2022 г. в полном объеме соответствуют оригиналом и предоставил заверенные копии документов: договор №...... от 30 мая 2022 г., протокол осмотра места происшествия от 18 мая 2022 г., письмо от 02 июня 2022 г. Новороссийского отдела филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО»-ЦЛАТИ по Краснодарскому краю с приложением; ответы на запросы ООО «Контейнерный терминал «......», протокол осмотра предметов от 21 июня 2022 г., протокол осмотра предметов от 21 июня 2022 г., а также представил объяснения оперуполномоченного Новороссийского ЛО МВД России на транспорте И.И. Оригиналы направляемых документов и оптические диски содержатся в материалах КУСП ...... от 18 мая 2022 г., которые возвращены в Новороссийский ЛО МВД России на транспорте. Представители привлекаемого лица вправе ознакомиться с материалами процессуальной проверки (КУСП ...... от 18 мая 2022 г.) в Новороссийском ЛО МВД России на транспорте. Отсутствующий в деле DVD-R диск, содержащий видеозапись процесса снятия отходов с судов, места осмотра, стоянки транспортного средства Хино Тутро, государственный номер ...... и дальнейшего выезда указанного транспортного средства с территории ООО «......» не препятствует рассмотрению указанного дела, по существу. Вместе с тем, в деле представлены и другие читаемые документы в том, числе протокол осмотра места происшествия от 18 мая 2022 г. с приложенными фотоматериалами, акт проверки Новороссийской транспортной прокуратуры от 18 мая 2022 г. с приложенными фотоматериалами, результаты исследований (измерений) проб отходов, которыми подтверждаются события зафиксированные на видеозаписи. Должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении №...... в отношении ООО «Новоэкосервис» по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ считает дело об административном правонарушении подготовленным, материалы, имеющиеся в деле достоверными и достаточными для принятия решения по существу.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Коноваловым И.В. при рассмотрении ходатайств представителя юридического лица ООО «Новоэкосервис», действующего на основании доверенности Рудакова М.В. от 27 сентября 2022 г., 29 сентября 2022 г. не были нарушены требования пункта 6 части 1 статьи 29.7 и статьи 24.4 КоАП РФ.
Кроме того, отказ в удовлетворении таких ходатайств не свидетельствует о неполном и необъективном рассмотрении дела.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащего применению, не свидетельствует о том, что при рассмотрения ходатайств представителя юридического лица ООО «Новоэкосервис», действующего на основании доверенности Рудакова М.В. были допущены какие-либо нарушения требований названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть данные ходатайства.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в силу ст. 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. К числу доказательств по делу об административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что в ходе проведения надзорных мероприятий из мусорных баков, закрепленных на транспортном средстве Hino Dutro, государственный регистрационный знак ......, 18 мая 2022 г. были отобраны пробы отходов, которые 20 мая 2022 г. направлены на исследование в филиал ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО».
По результатам лабораторных исследований, проведенных Экоаналитической лабораторией Новороссийского отдела филиала ФГБУ «ЦЛАТИ ПО ЮФО» - ЦЛАТИ по Краснодарскому краю, в соответствии с договором №...... от 30 мая 2022 г. (протокол испытаний (измерений) проб отходов от 31 мая 2022 г. №72 О, протокол биотестирования проб от 31 мая 2022 г. №73 БО), установлено наименование отхода: «Мусор от бытовых помещений судов и прочих плавучих средств, не предназначенных для перевозки пассажиров».
Данный отход включен в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 г. №242. Согласно ФККО указанный отход имеет код – 7 33 151 01 72 4 и отнесен к отходам потребления на производстве, подобные коммунальным.
Таким образом, административным органом установлен факт осуществления ООО «Новоэкосервис» деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Однако суд не может согласиться с вышеуказанными доводами административного органа, по следующим основаниям.
Часть 3 ст. 26.5 КоАП РФ предусматривает обязательность составления протокола о взятии проб и образцов, отсылая к ст. 27.10 КоАП РФ и приравнивая в известной степени процессуальные действия по взятию проб для образцов к изъятию вещей и документов. Согласно ч. 6 - 9 ст. 27.10 КоАП РФ в протоколе о взятии проб и образцов указываются сведения о взятых пробах и образцах, об их количестве и о других идентификационных признаках этих объектов. В протоколе делается запись о способах фиксации проб и образцов (фото-, киносъемка и др.). Протокол подписывается лицом, изъявшим пробу или образец, и лицом, у которого эти объекты изъяты.
В нарушение изложенных выше требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, правовая оценка процедуры отбора проб и составленного по ее результатам протокола испытаний (измерений) проб отходов от 31 мая 2022 г., а также наличия причинно-следственной связи установления наименования отхода: «Мусор от бытовых помещений судов и прочих плавучих средств, не предназначенных для перевозки пассажиров и отнесения его к отходам потребления на производстве, подобных коммунальным, в результате действий либо бездействий ООО «Новоэкосервис», не нашли своего отражения в оспариваемом постановлении административного органа.
Из материалов дела и в судебном заседании следует, что в ходе отбора проб отходов от 18 мая 2022 г. соответствующий акт отбора (измерений) проб не составлялся, в связи с чем, определить сведения о взятых пробах и образцах, их количестве и характере, идентификационных признаках, условиях, при которых они получены, особенностях их упаковки, хранения и т.п. не возможно, следовательно, акт отбора (измерений) проб от 18 мая 2022 г., протокол испытаний (измерений) проб отходов №72О от 31 мая 2022 г., протокол биотестирования проб №73БО от 31 мая 2022 г., положенные в основу оспариваемого постановления по делу, не могут считаться добытыми без нарушений требований закона, в связи с чем являются недопустимыми доказательствами по делу.
Доводы старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Коновалова И.В. о том, что вместо акта отбора (измерений) проб был составлен протокол осмотра места происшествия от 18 мая 2022 г., суд считает необоснованными, так как процедура осмотра места происшествия является самостоятельным процессуальным действием, поэтому протокол осмотра места происшествия не может заменять собой акта отбора проб и образцов для исследования. Более того, согласно протокола осмотра места происшествия от 18 мая 2022 г. были изъяты три мешка с мусором, без указания, в том числе веса каждого мешка. Вместе с тем, согласно протокола испытаний (измерений) проб отходов – указывается об объединении из 10 точечных проб, 13, 12,14 кг.
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении настоящего дела требования статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, административным органом соблюдены не были.
При указанных обстоятельствах постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Коновалова И.В. №...... от 14 октября 2022 года о привлечении юридического лица ООО «Новоэкосервис» к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ не может быть признано законным, поэтому оно подлежит отмене.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Коновалова И.В. №...... от 14 октября 2022 года о привлечении юридического лица ООО «Новоэкосервис» к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ в отношении ООО «Новоэкосервис» подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд,
решил:
Жалобу генерального директор юридического лица ООО «Новоэкосервис» И.В. на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Коновалова И.В. №...... от 14 октября 2022 года о привлечении юридического лица ООО «Новоэкосервис» к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ – удовлетворить.
Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Коновалова И.В. №...... от 14 октября 2022 года о привлечении юридического лица ООО «Новоэкосервис» к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ – отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ в отношении ООО «Новоэкосервис» подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Новороссийска в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.
Судья Ленинского
районного суда г.Новороссийска О.А. Спорчич
23RS0032-01-2022-002552-65