Решение по делу № 2-73/2020 от 05.02.2020

Дело № 2-73/2020                 УИД 66RS0034-01-2020-000062-17            КОПИЯ

Мотивированное решение составлено 26 июня 2020 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 июня 2020 года                                                     г. Красноуральск

Красноуральский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Солобоевой О.А.,

при секретаре Тимошиной Е.В.,

с участием ст.помощника прокурора г. Красноуральска Новоселовой ФИО6

представителя ответчика МБУ «Муниципальный заказчик» Лаврентьева ФИО7

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МБУ «Муниципальный заказчик» об обязании устранить нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения,

УСТАНОВИЛ:

Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор Исаков ФИО8 обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному бюджетному учреждению «Муниципальный заказчик» (далее – МБУ «Муниципальный заказчик») об обязании устранить нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

С учетом уточненных требования указано, что Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратурой по поручению прокуратуры Свердловской области проведена проверка соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при установлении полигонами ТБО санитарно-защитных зон.

В ходе проведения проверки установлено, что МБУ «Муниципальный заказчик» осуществляет деятельность по эксплуатации полигона г. Красноуральска по размещению бытовых отходов от жилого фонда, а также от предприятий прилегающих населенных пунктов.

Полигон ТБО МБУ «Муниципальный заказчик» расположен на земельном участке с кадастровым номером , в г. Красноуральске, в 1210 м. по направлению на северно-восток от ориентира – здание школы, расположенного по адресу: г. Красноуральск, ул. Воровского, д. 1. Указанный полигон ТБО относится к предприятиям II класса опасности с размером санитарно-защитной зоны 500 метров.

МБУ «Муниципальный заказчик», не имея утвержденного проекта санитарно-защитной зоны, в нарушение действующего законодательства осуществляет деятельность, которая оказывает негативное воздействие на здоровье человека, на окружающую среду, чем нарушает гарантированные ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В ходе эксплуатации объекта причиняется вред окружающей среде, создается угроза здоровью неопределенного круга лиц, нарушаются права граждан на благоприятные условия жизни и здоровья.

02.10.2018 Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ответчику выдано санитарно-эпидемиологическое заключение о не соответствии проекта СЗЗ для полигона ТБО, расположенного по адресу: г. Красноуральск, в 1210 м по направлению на северо-восток от ориентира-здание школы (ул. Воровского, д. 1), кадастровый номер земельного участка

Однако, на момент проверки проект санитарно-защитной зоны не утвержден, и действенные меры по устранению выявленных нарушений не приняты на протяжении 1 года.

При таких обстоятельствах наличие судебного решения с четко обозначенными сроками его исполнения позволит добиться реального устранения выявленных нарушений законодательства.

В судебном заседании Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор участие не принимал, по поручению прокуратуры Свердловской области от 10.02.2020 участия в настоящем деле поручено представителю прокуратуры г. Красноуральска.

Старший помощник прокурора г. Красноуральска Новоселова ФИО9 поддержала учтенные исковые требования, просила об их удовлетворении.

Представитель ответчика МБУ «Муниципальный заказчик» Лаврентьев ФИО10. уточненные исковые требования признал в полном объеме, указал о согласии с ними и наличии работы по устранению нарушений.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Качканар, г. Кушва, г. Красноуральск, г. Н. Тура, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека в Свердловской области участия в судебном заседании не принимали, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания не направили.

Заслушав стороны, исследовав представленные суду доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. При этом по ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются сведения о факте, полученные в предусмотренном законом порядке, имеющем значение для дела.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

Как установлено из представленных материалов, МБУ «Муниципальный заказчик» осуществляет деятельность по эксплуатации полигона г. Красноуральска по размещению бытовых отходов от жилого фонда, а также от предприятий прилегающих населенных пунктов.

Полигон ТБО МБУ «Муниципальный заказчик» расположен на земельном участке с кадастровым номером , в г. Красноуральске, в 1210 п. по направлению на северно-восток от ориентира – здание школы, расположенного по адресу: г. Красноуральск, ул. Воровского, д. 1. Указанный полигон ТБО относится к предприятиям II класса опасности с размером санитарно-защитной зоны 500 метров.

В соответствии с требованиями п. 2 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно- бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.

Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» утверждены правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (далее Постановление и Правила соответственно).

В соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных проектов санитарным правилам.

Согласно п. 4 этой же статьи, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местам постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Согласно п. 1.2. СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» требования настоящих правил являются обязательными для соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, деятельность которых связана с проектированием и эксплуатацией полигонов для твердых бытовых отходов.

В соответствии с п. 2.1. СП 2.1.7.1038-01 полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения.

В соответствии с требованиями п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Согласно п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производстве и/или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы СЗЗ определяются в проекте СЗЗ.

В соответствии с требованиями п. 3.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, размеры санитарно-защитной зоны для проектируемых, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств устанавливаются на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.) по разработанным в установленном порядке методикам, с оценкой риска здоровью для промышленных объектов и производств I и II классов опасности (расчетная санитарно-защитная зона).

Согласно п. 4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.

Согласно п. 14 Правил, утвержденных постановлением правительства РФ от 03.02.2018 № 222, к заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются: проект санитарно-защитной зоны; экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.

В силу пункта 25 Правил санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.

В соответствии с п. 23 указанных Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, копия решения об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны, направляются уполномоченным органом в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и представление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения.

Представителем ответчика МБУ «Муниципальный заказчик» не оспаривалось, что у юридического лица не имеется утвержденного проекта санитарно-защитной зоны.

В этой связи суд соглашается с представителем истца о том, что МБУ «Муниципальный заказчик», не имея утвержденного проекта санитарно-защитной зоны, в нарушение действующего законодательства, осуществляя деятельность, которая оказывает негативное воздействие на здоровье человека, на окружающую среду, нарушает гарантированные ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду. В ходе эксплуатации объекта причиняется вред окружающей среде, создается угроза здоровью неопределенного круга лиц, нарушаются права граждан на благоприятные условия жизни и здоровья.

С учетом вышеизложенного суд полагает об удовлетворении исковых требований истца об обязании устранить нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 56, 194, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Обязать МБУ «Муниципальный заказчик» в срок не позднее 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу направить в уполномоченный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека заявление об установлении или изменении санитарно-защитной зоны с приложением проекта санитарно-защитной зоны, экспертного заключения о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении объекта – полигон ТБО, расположенного на земельном участке с кадастровым номером

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Красноуральский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий: подпись

Копия верна.

Судья Красноуральского

городского суда:                                             О.А. Солобоева

2-73/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
МБУ "Муниципальный заказчик"
Другие
Территориальный отдел управления Роспотребнадзора по Свердловской области
Суд
Красноуральский городской суд Свердловской области
Судья
Солобоева Ольга Александровна
Дело на сайте суда
krasnouralsky.svd.sudrf.ru
05.02.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.02.2020Передача материалов судье
10.02.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.02.2020Судебное заседание
25.03.2020Судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
26.05.2020Производство по делу возобновлено
26.05.2020Судебное заседание
01.06.2020Судебное заседание
02.06.2020Судебное заседание
08.06.2020Судебное заседание
13.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее