Решение по делу № 33а-881/2020 от 30.11.2020

Судья Мучкинов М.Н. Дело № 33а-881/2020

Дело № 2а-2253/2020

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Элиста 22 декабря 2020 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:

председательствующего Панасенко Г.В.

судей Говорова С.И и Сангаджиевой Б.Т.

при секретаре Чимидовой Я.В.,

рассмотрела в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Арашаева Анатолия Дмитриевича к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Калмыкия (далее также Управление Минюста РК) о признании незаконным уведомления об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации по апелляционной жалобе административного истца Арашаева А.Д. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 22 октября 2020 года.

Заслушав доклад судьи Сангаджиевой Б.Т., объяснения административного истца Арашаева А.Д., поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя административного ответчика Ботаева Б.Б., проверив материалы дела, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Арашаев А.Д. обратился в суд с административным исковым заявлением, указав, что в целях поддержки ветеранов труда, пенсионеров, тружеников тыла и иных социальных незащищенных слоев населения им учреждена некоммерческая организация «Благотворительный фонд помощи ветеранов «Окажи помощь ветеранам!». Уведомлением № *****от 11 декабря 2019 года Управление Министерства юстиции РФ по Республике Калмыкия отказало ему в регистрации данной некоммерческая организации со ссылкой на несущественные недостатки (описки) при оформлении формы заявления о регистрации, решения об учреждении фонда, а также на отсутствие в Уставе сокращенного наименования фонда, указания на возможность осуществления им предпринимательской деятельности, на наличие у Фонда достаточного имущества для осуществления предпринимательской деятельности, на случаи прекращения его деятельности. Кроме того, административный ответчик пришел к незаконному выводу о том, что он не вправе выступать в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени фонда, поскольку ранее являлся секретарем политсовета регионального отделения Всероссийской политической партии «Партия за справедливость!», которая была исключена из ЕГРЮЛ 28 сентября 2018 года. Полагает, что административный ответчик своим отказом нарушает его конституционное право на выбор и государственную регистрацию любого вида и рода экономической деятельности.

Просил признать Уведомление Управления Минюста РК от 11 декабря 2019 года №**** об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации «Благотворительный фонд помощи ветеранам «Окажи помощь ветеранам!» незаконным и возложить на него обязанность по осуществлению государственной регистрации.

В дополнении к административному иску указал, что 26 октября 2016 года он лично обращался к руководителю Управления Минюста РК Амхаеву В.Б. и устно заявил о выходе из партии «Партия за справедливость!», сложении с себя полномочий руководителя регионального отделения партии и о передаче им всех документов партии членам ее Политического Совета Манжиковой В.Э и Цеденову А.Ю., которые занимались процедурой государственной регистрации прекращения деятельности партии. Считает, что должностные лица Управления Минюста РК спровоцировали в отношении него ограничения со стороны налоговых органов.

Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 22 октября 2020 г. в удовлетворении административных исковых требований Арашаева А.Д. отказано.

В апелляционной жалобе Арашаев А.Д. просит отменить вынесенное по делу решение и принять новое решение об удовлетворении его требований. В обоснование своей позиции указывает, что выводы суда первой инстанции являются несостоятельными, поскольку не основаны на нормах закона и фактических обстоятельствах дела. Считает, что Устав Фонда должен содержать сведения о наименовании фонда, включающем слово «фонд», месте его нахождения, предмете и целях его деятельности и другое. Прямого требования о запрете указывать в заявлении сокращенного название организации законодателем не закреплено. Полагает, что суд неверно истолковал положение п. 8.1 Устава Фонда в части прекращения его деятельности путем реорганизации или ликвидации, которая согласно п. 3 ст. 123.17 Гражданского кодекса РФ не допускает реорганизацию фонда, за исключением случаев, предусмотренных п. 4 настоящей статьи, а также законами, устанавливающими основания и порядок реорганизации фонда. Также считает несостоятельным утверждение суда об отсутствии в п. 8.1 Устава фонда указания о ликвидации фонда на основании решения суда противоречит закону, поскольку данное требование является общеизвестным обязательным условием для всех некоммерческих организации и не требует специального указания в Уставе. С выводами суда о том, что решением №1 единственного учредителя фонда в его лице создана некоммерческая организация, однако решение о назначении единоличного исполнительного органа отсутствует, не согласен, поскольку данное решение само по себе определяет первоначальный единоличный исполнительный орган организации в его лице. Кроме того, считает, что суд принял, как законное основание для отказа в удовлетворении его иска, некие неподтвержденные сведения – Уведомление Федеральной налоговой службы по РК №05-12/1/10811 от 29 ноября 2019 года о введении в отношении него ограничительных мер, признав их допустимыми доказательствами по делу.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены вынесенного по делу решения.

В соответствии с частью 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

В силу п. 7 ст. 6, ст. 14 КАС РФ суд, проявляя активную роль, обеспечивает состязательность и равноправие сторон.

Применительно к названным нормам процессуального права и предписаниям ст. 62 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

Деятельность некоммерческих организаций на территории Российской Федерации регулируется Федеральным законом "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ.

В соответствии со статьей 13.1 указанного Федерального закона и п. 30. 7 Указа Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 Управление Министерства юстиции РФ по Республике Калмыкия является территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере регистрации некоммерческих организаций.

Согласно пп. 1 пункта 5 статьи 13.1 Закона "О некоммерческих организациях" для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании в уполномоченный орган или его территориальный орган представляются заявление, подписанное уполномоченным лицом.

По результатам рассмотрения заявления и документов, представленных на регистрацию уполномоченный орган может принять решение об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации на основании пп. 1 и 7 пункта 1 статьи 23.1 Закона "О некоммерческих организациях", если учредительные и иные представленные для государственной регистрации документы некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации; если установлено, что в представленных для государственной регистрации документах содержатся недостоверные сведения.

Судом установлено, что 26 ноября 2019 года Арашаев А.Д. обратился в Управление Минюста РК с заявлением о регистрации некоммерческой организации «Благотворительный фонд помощи ветеранов «Окажи помощь ветеранам!».

Уведомлением от 11 декабря 2019 года за № **** уполномоченный орган отказал в государственной регистрации указанной некоммерческой организации.

Из содержания уведомления следует, что основаниями для отказа послужили:

1) неверная ссылка в п. 1.1. Устава на создание фонда в соответствии с федеральным законом «Об общественных объединениях», а также указание в п. 7.2. Устава фонда на формирование имущества фонда за счет регулярных и единовременных поступлений от членов фонда, в то время, как в силу п.1 ст. 123.17 Гражданского кодекса РФ, п.1 ст. 7 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и п. 1.4. Устава фонд является некоммерческой организацией, не имеющей членства;

2) отсутствие в нарушение п. 2 ст. 123 Гражданского кодекса РФ в Уставе сокращенного наименование фонда;

3) отсутствие в Уставе сведений о предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности, необходимой для достижения целей, ради которых создается Фонд;

4) отсутствие данных о наличии у фонда имущества, необходимого в соответствии с п. 5 ст. 50 Гражданского кодекса РФ;

5) указание в п. 2.2. Устава открытого перечня видов деятельности, которые вправе осуществлять фонд, что противоречит п. 1 ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях»;

6) отсутствие в Уставе положений о порядке формирования и компетенции высшего коллегиального, коллегиального исполнительного органов, попечительского совета фонда и о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации, что противоречит п. 2 ст. 123.17 Гражданского кодекса РФ и абз.3 п. 3 ст. 7 Федерального закона «О некоммерческих организациях»;

7) в нарушение положений п. 3 ст. 123.17 Гражданского кодекса РФ п. 8.1. Устава предусматривает возможность прекращения деятельности фонда путем реорганизации;

8) в абз.2 п.8.1 Устава отсутствует указание на возможность ликвидации фонда на основании решения суда в других случаях, предусмотренных законом, что не соответствует положениям п. 2 ст. 123.19 Гражданского кодекса РФ;

9) в Уставе отсутствуют сведения о порядке назначения и освобождения от должности указанных в Уставе и Решении единственного учредителя фонда от 25 ноября 2019 года должностных лиц – Председателя Общего собрания фонда (Председатель Правления фонда), Председателя и заместителя Председателя Попечительского совета фонда;

10) в Решении единственного учредителя Фонда от 25 ноября 2019 года отсутствует указание о назначении единоличного исполнительного органа Фонда, что противоречит пп. 3 п. 5 ст. 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях»;

11) к Решению единственного учредителя Фонда от 25 ноября 2019 года не приложены согласия на назначение на должности всех членов Правления фонда в составе 5 человек, Попечительского совета фонда в составе 15 человек (имеются согласия лишь 7 человек);

12) в Уставе фонда пропущены пункты с № 3.2. по № 4.6. и отсутствует нумерация страниц;

13) наличие ошибок и неточностей при заполнении Арашаевым А.Д. заявления о государственной регистрации юридического лица при создании от 26 ноября 2019 года;

14) действующее до 27 сентября 2021 года ограничение права Арашаева А.Д. выступать в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени других юридических лиц, ввиду того, что он являлся секретарем политического совета регионального отделения всероссийской политической партии «Партия за справедливость» в Республике Калмыкия, исключенного из Единого государственного реестра юридических лиц 28 сентября 2018 года как недействующее юридического лицо, в отношении которого было принято решение о списании безнадежной задолженности.

Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований, поскольку отсутствуют основания для признания незаконным оспариваемого решения, при этом исходил из того, что установленные по делу фактические обстоятельства объективно опровергают утверждения административного истца о нарушении его прав вынесенным решением Управления Минюста РК от 11.12.2019 г.

Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Решение об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации принято уполномоченным органом - Управлением Министерства юстиции РФ по Республике Калмыкия в пределах его компетенции и с соблюдением требований и сроков, установленных статьей 23.1 Закона "О некоммерческих организациях".

Принятое административным ответчиком решение соответствует положениям Федеральных законов N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

В частности, указанные в Уведомлении недостатки (под №№1-13) Устава некоммерческой организации «Благотворительный фонд помощи ветеранов «Окажи помощь ветеранам!», Решения единственного учредителя Фонда от 25 ноября 2019 года, заявления Арашаева А.Д. о государственной регистрации юридического лица при создании от 26 ноября 2019 года, подтверждаются имеющимися в деле письменными доказательствами, которые свидетельствуют о несоответствии перечисленных документов названным в Уведомлении нормам законодательства Российской Федерации.

Факт наличия действующего до 27 сентября 2021 года ограничения права Арашаева А.Д. выступать в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридических лиц, ввиду того, что он являлся секретарем политического совета регионального отделения всероссийской политической партии «Партия за справедливость» в Республике Калмыкия, исключенного из Единого государственного реестра юридических лиц 28 сентября 2018 года как недействующее юридического лицо, в отношении которого было принято решение о списании безнадежной задолженности, подтверждается данными, представленными Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Калмыкия от 29 ноября 2019 года № ***.

Указанные сведения представлены государственным органом, на который законом возложены полномочия по ведению единого государственного реестра юридических лиц, и основания для сомнения в содержании соответствующих данных у суда отсутствовали. Соответствующие действия регистрирующего органа по исключению регионального отделения всероссийской политической партии «Партия за справедливость» в Республике Калмыкия из Единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица, в отношении которого было принято решение о списании безнадежной задолженности, никем не оспорены, не отмены и являются актуальными.

Доводы Арашаева А.Д. о том, что он устно заявлял о выходе из состава руководящих органов ликвидированного регионального отделения всероссийской политической партии «Партия за справедливость» в Республике Калмыкия и передал документы партии другим лицам, не свидетельствуют о выполнении им указанных действий в порядке, предусмотренном законом, и возникновении соответствующих правовых последствий.

При таких данных административный ответчик обоснованно исходил из того, что Арашаев А.Д. до 27 сентября 2021 года не может выступать в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени других юридических лиц, и представленные им документы в этой части также противоречат законодательству РФ.

Наличие данного обстоятельства опровергает доводы административного истца о том, что указанные в уведомлении об отказе в регистрации нарушения являются незначительными и могли быть устранены им в течении непродолжительного времени, в связи с чем уполномоченный орган должен был приостановить регистрацию, а не принимать решение об отказе.

Кроме того, судом установлено, что административным истцом пропущен срок обращения в суд, установленный частью 1 статьи 219 КАС Российской Федерации, согласно которой административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как следует из материалов дела, уведомление Управления Минюста РК № *** от 11 декабря 2019 года получено Арашаевым А.Д. лично под роспись 12 декабря 2019 года, что не отрицается самим административным истцом.

С настоящим административным исковым заявлением Арашаев А.Д. обратился в суд с настоящим иском согласно входящему штемпелю суда на административном исковом заявлении только 28 августа 2020 года, т.е. более чем через восемь месяцев.

Каких-либо доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока обращения в суд, административный истец не представил, ходатайств о восстановлении пропущенного срока не заявлял.

Установив изложенное, руководствуясь частью 1 и 8 статьи 219 КАС РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований и ввиду пропуска Арашаевым А.Д. срока обращения в суд.

Ссылки административного истца на своевременное обращение в суд в январе 2020 года, а также на переписку с иными государственными органами не могут быть приняты в качестве доказательств уважительности причин пропуска срока обращения.

Как видно из материалов дела, административное исковое заявление Арашаева А.Д., поданное в Элистинский городской суд РК в январе 2020 года, было оставлено без движения определением судьи от 22 января 2020 года с предоставлением административному истцу возможности для устранения его недостатков в срок до 30 января 2020 года.

В установленный судом срок недостатки искового заявления не были устранены надлежащим образом и определением судьи Элистинского городского суда РК от 31 января 2020 года оно было возвращено Арашаеву А.Д., который подал на это определение суда частную жалобу, оставленную судьей без движения определением от 12 февраля 2020 года с предоставлением срока для устранения недостатков - до 21 февраля 2020 года.

Повторно с аналогичным административным иском Арашаев А.Д. обратился в Элистинский городской суд спустя четыре месяца - в июне 2020 года. Административное исковое заявление также было оставлено без движения определением суда от 19 июня 2020 года, оставленным без изменения судебной коллегией по административным делам Верховного Суда РК от 30 июля 2020 года.

С настоящим исковым заявлением административный истец обратился в суд 28 августа 2020 года.

Приведенные обстоятельства сами по себе не свидетельствуют о наличии уважительных причин, не позволивших Арашаеву А.Д. надлежащим образом оформить свои исковые требования и в установленном законом порядке своевременно обратиться с иском в суд. Каких-либо дополнительных данных, подтверждающих факт невозможности обращения в суд с соблюдением установленного Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации срока, административным истцом не приведено.

Переписка административного истца с многочисленными несудебными государственными органами также не может быть оценена как уважительная причина пропуска им срока обращения в суд.

Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку по правилам статьи 84 КАС РФ и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения. По делу отсутствуют предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения суда в апелляционном порядке.

Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия

о п р е д е л и л а:

решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 22 октября 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Арашаева Анатолия Дмитриевича – без удовлетворения.

На апелляционное определение в течение шести месяцев со дня его принятия может быть подана кассационная жалоба в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.

Председательствующий

Г.В. Панасенко

Судьи

С.И. Говоров

Б.Т. Сангаджиева

33а-881/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Арашаев А.Д.
Ответчики
Управление Министерства юстиции РФ по РК
Другие
УФНС по РК
Суд
Верховный Суд Республики Калмыкия
Судья
Сангаджиева Байрта Тимофеевна
Дело на странице суда
vs.kalm.sudrf.ru
01.12.2020Передача дела судье
22.12.2020Судебное заседание
30.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.12.2020Передано в экспедицию
22.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее