Дело № 2а-882/20
36RS0003-01-2020-000812-63
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Воронеж 16 июня 2020 года
Левобережный районный суд г. Воронежа в составе председательствующего судьи Бражниковой Т.Е.,
при секретаре Симоновой А.В.,
с участием представителя административного истца Ткачуке Д.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по Левобережному району г. Воронежа к Шатову В.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени,
у с т а н о в и л :
ИФНС России по Левобережному району г. Воронежа обратилась в суд с административным исковым заявлением к Шатову В.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени.
В обоснование заявленных требований, указывает, что на основании сведений, полученных из ОГИБДД, установлено, что Шатов В.А. является владельцем транспортных средств:
марки <данные изъяты>, Автомобили легковые, мощность двигателя 231, регистрационный №; дата регистрации права 03.08.2012г., дата отчуждения 10.10.2019г.,
В соответствии со ст. 357, ст. 358 Налогового кодекса РФ Шатов В.А. является плательщиком транспортного налога.
Так, Шатов В.А. обязан был заплатить транспортный налог за 2017 год в сумме 17325,00 руб. в срок до 03.12.2018г. по налоговому уведомлению №39750832 от 05.09.2018г.
В связи с неуплатой Шатовым В.А. начисленных налогов, Инспекция в порядке ст. 75 НК РФ начислила пени и в соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ выставила и направила требование от 28.01.2019г. №1343, в котором налогоплательщику предлагалось погасить в срок до 26.03.2019 года задолженность по транспортному налогу за 2017 год в сумме 17325,00 руб., пени по транспортному налогу за период в размере 244,29 руб.
Однако, в установленный законом срок, Шатов В.А. установленную законом обязанность не исполнил.
ИФНС России по Левобережному району г. Воронежа обратилась к мировому судье судебного участка №5 в Левобережном судебном районе Воронежской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Шатов В.А. недоимки по налогу и пени в пределах сумм, указанных в неисполненном требовании от 28.01.2019г. №1343.
Мировым судьей судебного участка № 5 в Левобережном судебном районе Воронежской области был выдан судебный приказ № 2а-1424/19 от 07.08.2019 о взыскании с Шатова В.А. задолженности по транспортному налогу за 2017 год в сумме 17325,0 руб., пени по транспортному налогу за период с 04.12.2018 по 27.01.2019 в сумме 244,29 руб., а всего в сумме 17 569 руб. 29 коп.
Шатовым В.А. были представлены возражения относительно судебного приказа, в связи с чем мировым судьей судебного участка № 5 в Левобережном судебном районе Воронежской области 20.09.2019 было вынесено определение об отмене судебного приказа № 2а-1424/19 от 07.08.2019.
До настоящего времени документов, подтверждающих добровольную оплату задолженности в Инспекцию не поступало.
Просит взыскать с Шатова В.А. задолженность по транспортному налогу за 2017 год в сумме 17325,0 руб., пени по транспортному налогу за период с 04.12.2018 по 27.01.2019 в сумме 244,29 руб., а всего в сумме 17 569,29 руб. (л.д.5-7).
Представитель административного истца ИФНС России по Левобережному району г. Воронежа Ткачук Д.Э. в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме.
Административный ответчик Шатов В.А. в судебное заседание не явился, о слушании дела извещался надлежащим образом. Согласно почтовому уведомлению, судебное извещение возвращено в суд без вручения (л.д. 25).
Согласно ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Исходя из разъяснений Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 23 июня 2015г. « О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» бремя доказывания факта направления (осуществления) сообщения и его доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение.
Юридически значимое сообщение считается доставленным в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 ст. 165 Гражданского кодекса Российской Федерации). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем, она была возвращена по истечении срока хранения.
Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Если в юридически значимом сообщении содержится информация об односторонней сделке, то при невручении сообщения по обстоятельствам, зависящим от адресата, считается, что содержание сообщения было им воспринято, и сделка повлекла соответствующие последствия.
Статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
При указанных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного ответчика.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного ответчика.
Выслушав представителя административного истца, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации и ст.ст.3,23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Пунктом 1 статьи 44 Налогового Кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
По смыслу ст. 57 Конституции Российской Федерации и названных норм налогового законодательства при рассмотрении спора между налогоплательщиком и налоговым органом о взыскании налога критерием законно установленного налога является не только установленный законом тот или иной налог, но и взыскание налога в законных процедурах.
Согласно подпунктам 9, 14 п. 1 ст. 31 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом. При этом налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах (часть первая ст.32 Налогового Кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п.1 ст.45 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога в срок, установленный законом.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (часть 2 ст.44 Налогового Кодекса Российской Федерации).
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового Кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
Согласно ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.
Согласно ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д) течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которого данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
В соответствии со ст. 359 НК РФ налоговая база транспортного налога в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Согласно ст. 361 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 2 Закона Воронежской области от 27.12.2002 № 80-03 введении в действие транспортного налога на территории Воронежской области» налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств соответственно в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспорта средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в размерах, установленных названными нормами.
Согласно ч. 1 ст. 363 Налогового Кодекса Российской Федерации транспортный налог за 2017 год подлежал уплате физическими лицами в срок не позднее 2 декабря 2018 года.
Судом установлено, что Шатов В.А. являлся владельцем транспортного средства: автомобиля марки <данные изъяты>, мощность двигателя 231, регистрационный №; дата регистрации права 03.08.2012г., дата отчуждения 10.10.2019г. (л.д.16).
Таким образом, административный ответчик является плательщиком транспортного налога за 2017 год.
В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. В данном случае налогоплательщик обязан был уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении (п. 4 ст. 57, п.6 ст.58, п.4 ст.397 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для начисления налогоплательщику пени и направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (ст.ст.75,69 Налогового кодекса Российской Федерации).
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 ст.70 Налогового кодекса Российской Федерации. Правила, установленные ст.70 НК РФ применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сбора, а также пеней и штрафа (ст.ст.69,70 Налогового кодекса Российской Федерации).
При этом в силу п. 6 ст. 69 Налогового кодекса РФ в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Как видно из дела, административному ответчику по почте было направлено налоговое уведомление № 39750832 от 05.09.2018г. об уплате в срок до 03.12.2018 года транспортного налога за 2017 год в сумме 17 325,00 руб. Уведомление содержит расчет транспортного налога и основаниях данного расчета (л.д.10, 11).
Соответственно, у ответчика возникла обязанность по уплате транспортного налога за 2017 год.
В связи с неуплатой Шатовым В.А. транспортного налога в установленный законом срок, Инспекция в порядке ст. 75 НК РФ начислила пени и в соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ выставила и направила требование от 28.01.2019г. №1343, в котором налогоплательщику предлагалось в срок до 25.03.2019г. погасить задолженность по транспортному налогу за 2017 год в сумме 17325,0 руб., пени по транспортному налогу за период с 04.12.2018 по 27.01.2019 в сумме 244,29 руб., а всего в сумме 17 569,29 руб. (л.д.12-13, 14).
Однако, данное требование Шатовым В.А. в установленный срок исполнено не было.
В силу части 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требований об уплате налога.
Так, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 руб. (абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абз. 3 п. 2 ст. 48абз. 3 п. 2 ст. 48 НК РФ).
Таким образом, по общему правилу контролирующий орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора (пени, штрафа) с физического лица, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя, только если суммарная задолженность превышает 3000 руб. (абз. 4 п. 1 ст. 48абз. 4 п. 1 ст. 48 НК РФ).
Как следует из абзаца 2 части 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Таким образом, законодатель установил специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога за счет имущества физического лица предъявляется им в порядке приказного производства. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены и при отмене судебного приказа не позднее шести месяцев со дня вынесения соответствующего определения суда.
Как следует из материалов дела, 07.08.2019г. ИФНС России по Левобережному району г. Воронежа обратилась к мировому судье судебного участка №5 в Левобережном судебном районе Воронежской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Шатов В.А. недоимки по налогу и пени в пределах сумм, указанных в неисполненном требовании от 28.01.2019г. №1343.
Мировым судьей судебного участка № 5 в Левобережном судебном районе Воронежской области был выдан судебный приказ № 2а-1424/19 от 07.08.2019 о взыскании с Шатова В.А. задолженности по транспортному налогу за 2017 год в сумме 17325,0 руб., пени по транспортному налогу за период с 04.12.2018 по 27.01.2019 в сумме 244,29 руб., а всего в сумме 17 569 руб. 29 коп.
Шатовым В.А. были представлены возражения относительно судебного приказа, в связи с чем мировым судьей судебного участка № 5 в Левобережном судебном районе Воронежской области 20.09.2019 было вынесено определение об отмене судебного приказа № 2а-1424/19 от 07.08.2019. (л.д.15).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что административный истец как за выдачей судебного приказа, так и с настоящим административным иском в суд обратился в установленные законом сроки.
В соответствии со ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, каждая сторона обязана доказывать обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
До настоящего времени документов, подтверждающих добровольную оплату имеющейся задолженности, суду не представлено.
Доказательства, опровергающие доводы административного истца о наличии у административного ответчика спорной недоимки по транспортному налогу за 2017г. в материалах дела отсутствуют.
По правилам пункта 1 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, на сумму недоимки по транспортному налогу за 2017г. обоснованно начислены пени за период с 04.12.2018 по 27.01.2019 в сумме 244,29 руб. (л.д.6).
В соответствии со ст.114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст.ст.333-19,333-20 Налогового кодекса Российской Федерации с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 400,00 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 289-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административные исковые требования ИФНС России по Левобережному району г. Воронежа к Шатову В.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени удовлетворить.
Взыскать с Шатова В.А., проживающего по <адрес> задолженность по транспортному налогу за 2017 год в сумме 17325,0 руб., пени по транспортному налогу за период с 04.12.2018 по 27.01.2019 в сумме 244,29 руб., а всего взыскать 17 569 (семнадцать тысяч пятьсот шестьдесят девять) руб. 29 коп.
Взыскать с Шатова В.А. государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 400,00 руб.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме. Решение изготовлено в мотивированном виде 26 июня 2020 г.
Председательствующий: Т.Е. Бражникова