Судья: Борисова Е.А. Гр. дело № 33-10696/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 сентября 2016 года Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Калинниковой О.А.,
судей – Черкуновой Л.В., Евдокименко А.А.,
при секретаре - Майдановой М.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Чернышова В.Н. на решение Ленинского районного суда г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Чернышова В.Н. отказать.».
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Черкуновой Л.В., судебная коллегия,
установила:
Чернышов В.Н. обратился в суд с иском к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного фонда.
В обоснование заявленных требований указал, что относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано во включении в список лиц указанной категории без объяснения причин.
Ссылаясь на незаконность отказа, истец Чернышов В.Н. просил суд признать за ним право на включение его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда в городском округе Самара, обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда в городском округе Самара.
Судом постановлено указанное выше решение, которое Чернышов В.Н. в апелляционной жалобе просит отменить, как незаконное и необоснованное. Указал, что является нуждающимся в получении жилья. Полагает, что Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. Законом не установлен предельный возраст претендента для подачи заявления о включении в список на предоставление жилья и для самого такого предоставления жилья.
В заседании суда апелляционной инстанции истец Чернышов В.Н. доводы апелляционной жалобы поддержал по основаниям, изложенным в жалобе.
Представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял.
В силу ст. 327 и ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся представителей ответчиков.
Рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, выслушав объяснения истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. «ж» ч. 1 ст. 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Из ч. 1 ст. 57 ЖК РФ следует, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением случаев, установленных частью 2 данной статьи.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013 г.) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно абз. 2 и 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ - 01.01.2013 г.) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Таким образом, из приведенных норм закона следует, что одним из условий предоставления вне очереди жилого помещения по договору социального найма до 01.01.2013 г. являлось нахождение этих лиц на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с Федеральным законом от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" изложена в новой редакции, согласно которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Названая норма закона в новой редакции, вступившая в действие с 1 января 2013 года, предполагает обеспечение указанной категории лиц жильем по договорам найма специализированного жилого помещения.
В силу п. 4 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Положения п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ с 1 января 2013 года утратили силу.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ (введена в действие с 01.01.2013 г.), предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 1 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД (ред. от 03.10.2013) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области (далее - органы местного самоуправления) наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями, указанными в части 1 настоящей статьи, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Действие настоящего Закона распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Самарской области и ранее не обеспеченных жилыми помещениями за счет бюджетных средств по основаниям, предусмотренным в целях реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями.
В силу ст. 3 указанного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Материалами дела подтверждается, что Чернышев С.В. родился ДД.ММ.ГГГГ в г. Самара.
Его одинокая мать Борисова Н.Н. отказалась от него в родильном доме, в связи с чем истец был определен ДД.ММ.ГГГГ. в дом ребенка «Солнышко», где находился с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., затем был переведен в Дошкольный детский дом № 3, в котором пребывал по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ. Чернышев В.Н. был усыновлён Чернышевым Н.В. и Чернышовой Л.Н., ему дана фамилия Чернышев.
Истец в настоящее время проживает по адресу: <адрес>, площадью 13,8 кв.м. со своей семьей: супругой и двумя детьми. Иного жилья не имеют.
Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от <адрес>. №-р Чернышова Т.А. составом семьи 3 человека принята на учет граждан, признанных малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма.
25.05.2015г. истец обратился в Департамент управления имуществом городского округа Самара с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного фонда.
Распоряжением первого заместителя Главы Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ. № истцу отказано во включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного фонда, в связи с отсутствием к тому законных оснований.
Суд, оставляя требования истца без удовлетворения, пришел к выводу о том, что истцу законно отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку до достижения 23 лет истец не обращался в уполномоченный орган с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не был постановлен до указанного возраста на учет нуждающихся в жилом помещении среди указанной категории лиц, и на момент обращения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не относился к числу лиц вышеуказанной категории в связи с достижением 31 - летнего возраста.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку жилищное законодательство РФ в части, касающейся предоставления жилых помещений, базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом РФ, иным Федеральным законом, указом Президента РФ оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получение жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные лица уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ меры социальной поддержки, т.к. они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Из материалов дела следует, что объективных и исключительных причин, препятствовавших обращению истца в компетентный орган по вопросу постановки его на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением по договору найма, в период ее возраста с 18 до 23 лет, не имеется.
Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что в данном случаи отсутствуют уважительные причины для признания факта несвоевременного обращения Чернышова В.Н. с заявлением о предоставлении ему жилого помещения специализированного найма.
Более того, суд при разрешении спора обоснованно исходил из того, что Чернышов В.Н. утратил статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ДД.ММ.ГГГГ был усыновлен семьей Чернышовых.
Доводы апелляционной жалобы Чернышова В.Н. о том, что законом не установлен предельный возраст претендента для подачи заявления о включении в список на предоставление жилья и для самого такого предоставления жилья, несостоятельны по мотивам, изложенным выше. С учетом приведенных выше правовых норм, вывод суда об отказе в удовлетворении иска является правильным.
Указанные в апелляционной жалобе доводы по существу повторяют обстоятельства дела, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда, принятого при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовал и дал оценку представленным сторонами доказательствам по правилам статьи 67 ГПК РФ.
Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам дела. Нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Чернышова В.Н. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев.
Председательствующий:
Судьи: