РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 апреля 2021 года город Иркутск
Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Сучилиной А.А., при секретаре судебного заседания Супруновой А.В. ,
с участием представителя административного истца - адвоката Любивого А.Б. , представившего ордер № от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя административного ответчика Фефеловой Н.Д. , действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представившей диплом о высшем юридическом образовании ФГБОУ ВО «ФИО4 государственный университет» серии № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-742/2021 по административному исковому заявлению Бурмейстр А.А. к Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании решения незаконным, возложении обязанности рассмотреть заявление,
УСТАНОВИЛ:
Бурмейстр А.А. обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к Министерству лесного комплекса Иркутской области, в котором просил признать незаконным решение Министерства лесного комплекса Иркутской области, оформленное письмом № от ДД.ММ.ГГГГ, о невозможности принятия решения об исключении земельных участков с кадастровыми номерами № № из государственного лесного реестра; обязать Министерство лесного комплекса Иркутской области рассмотреть заявление Бурмейстр А.А. об исключении земельных участков с кадастровыми номерами № из государственного лесного реестра по существу.
В обоснование заявленных административных исковых требований указано, что административному истцу согласно данным ЕГРН на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами №. Указанные земельные участки согласно ЕГРН отнесены к категории земель сельскохозяйственного назначения, право собственности на них было приобретено Бурмейстр А.А. до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно данным Государственного лесного реестра указанные земельные участки расположены на землях лесного фонда Ольхонского лесничества, что подтверждается письмом Министерства лесного комплекса Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ №. ДД.ММ.ГГГГ Бурмейстр А.А. письменно обратился в министерство с заявлением о приведении сведений ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН в отношении принадлежащих ему земельных участков, а именно исключить сведения о земельных участках с кадастровыми номерами № из состава земель лесного фонда. ДД.ММ.ГГГГ министерством в его адрес было направлено письмо (ответ) №, в котором было сообщено, что поставленный им вопрос будет включен в повестку ближайшего заседания межведомственной комиссии, созданной в целях организации работы, направленной на приведение в соответствие сведений государственных реестров (Государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости) на территории Иркутской области, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 18.03.2019 № 223-пп. Полагает, что его требование о приведении сведений ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН в отношении принадлежащих ему земельных участков путем исключения сведений о земельных участках из состава земель лесного фонда министерством не выполнено. При этом, действуя данным образом, министерство не отказало истцу в исполнении его требования. Таким образом, по мнению истца, со стороны министерства имело место бездействие в приведении сведений ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН в отношении принадлежащих ему земельных участков путем исключения сведений о земельных участках из состава земель лесного фонда. Решением Кировского районного суда г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ по делу № 2а-2632/2020 административные исковые требования Бурмейстр А.А. удовлетворены. Признано незаконным бездействие Министерства лесного комплекса Иркутской области, выразившееся в нерассмотрении заявления Бурмейстр А.А. о приведении сведений Государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости в отношении принадлежащих Бурмейстр А.А. земельных участков с кадастровыми номерами №:13, путем исключения из Государственного лесного реестра сведений об их принадлежности к землям лесного фонда, и в невынесении решения по существу заявления. Указанное решение подлежало немедленному исполнению, вступило в законную силу. Во исполнение решения суда Министерством лесного комплекса Иркутской области подписан ответ № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в настоящее время принять решение об исключении земельных участков с кадастровыми номерами № из Государственного лесного реестра не представляется возможным. Полагает, что указанный ответ нарушает его права и законные интересы, противоречит нормам действующего законодательства Российской Федерации. Утверждает, что административный ответчик не предоставил Бурмейстр А.А. ответ по существу поставленных в обращении вопросов, ни отказал в применении «лесной амнистии» в отношении земельных участков со ссылкой на соответствующие нормы права, ни удовлетворил просьбу административного истца. Указывая на невозможность рассмотрения вопроса о применении «лесной амнистии» в отношении земельных участков, административный ответчик ссылается на отсутствие решения межведомственной комиссии об исключении земельных участков из государственного лесного реестра, которая органом исполнительной власти Иркутской области не является, и как следствие, по мнению административного истца, не обладает полномочиями по принятию решения об исключении земельных участков из Государственного лесного реестра. Полагает, что при удовлетворении заявления либо отказе в удовлетворении заявления административный ответчик должен был обосновать свое решение со ссылкой на нормы права, закрепленные в пункте 6 статьи 4.6 Федерального закона № 201-ФЗ от 04.12.2006 «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации». Административным ответчиком не указано на наличие либо отсутствие оснований для применения «лесной амнистии» в отношении земельных участков. Административный ответчик указал на возможность решения вопроса о применении «лесной амнистии» в рамках гражданского спора, рассматриваемого Ольхонским районным судом Иркутской области. Полагает, что такая ссылка может рассматриваться как отказ государственного органа субъекта Российской Федерации от исполнения возложенных на него федеральным законодательством обязанностей и делегирование данных полномочий судебному органу, что не соответствует положениям статьи 10 Конституции Российской Федерации.
Уточнив в порядке части 1 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предмет административного иска, Бурмейстр А.А. просит суд признать незаконным решение Министерства лесного комплекса Иркутской области, оформленное письмом № от ДД.ММ.ГГГГ, о невозможности принятия решения об исключении земельных участков с кадастровыми номерами № № из Государственного лесного реестра; обязать Министерство лесного комплекса Иркутской области рассмотреть заявление Бурмейстр А.А. , зарегистрированное Министерством лесного комплекса Иркутской области за входящим номером № ДД.ММ.ГГГГ, об исключении земельных участков с кадастровыми номерами № Государственного лесного реестра и внести изменения в сведения Государственного лесного реестра путем приведения их в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №, путем исключения из Государственного лесного реестра сведений об их принадлежности к землям лесного фонда, обратить решение к немедленному исполнению.
Заявленные требования мотивирует тем, что административным ответчиком принято решение, оформленное письмом № от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению административного истца от ДД.ММ.ГГГГ вх. № об отказе в приведении сведений ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН в отношении принадлежащих административному истцу земельных участков с кадастровыми номерами №, № а именно об отказе исключить сведения об указанных земельных участках из состава земель лесного фонда, что следует из абзаца три указанного письма. Полагает, что земельные участки соответствуют требованиям, указанным в пункте 6 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ, а также иным требованиям, установленным Федеральным законом от 29.07.2017 № 280-ФЗ, для применения к ним «лесной амнистии». Утверждает, что в результате незаконного решения ответчика нарушены положения действующего законодательства о «лесной амнистии», чем нарушаются права, свободы и законные интересы, принадлежащие ему в силу обладания правом собственности на земельные участки. Обязанность ответчика провести «лесную амнистию» по заявлению заинтересованного лица установлена в пункте 6 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ, которая не устанавливает сроков проведения «лесной амнистии». Полагает, что срок для применения ответчиком «лесной амнистии» в отношении указанных земельных участков по заявлению истца от ДД.ММ.ГГГГ вх. № наступил. Следовательно, по мнению административного истца, ответчик обязан принять решение по его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ вх. № о приведении сведений Государственного лесного реестра в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости в отношении принадлежащих ему земельных участков путем исключения из Государственного лесного реестра сведений об их принадлежности к землям лесного фонда. Как следует из решения Ольхонского районного суда Иркутской области по делу № от ДД.ММ.ГГГГ, основанием для удовлетворения иска об истребовании из владения Бурмейстр А.А. земельных участков является факт учета этих земельных участков в Государственном лесном реестре в качестве земель лесного фонда. Полагает, что задержка исполнения решения суда по настоящему административному делу может причинить значительный ущерб его частным интересам.
Административный истец Бурмейстр А.А. в судебные заседания не явился, о дате, времени и месте судебных заседаний извещался надлежащим образом по всем имеющимся в материалах административного дела адресам, как регистрации, так и по месту жительства, а также по адресу электронной почты, указанному в административном исковом заявлении. Однако судебные извещения о судебных заседаниях, своевременно доставленные административному истцу по адресу места жительства и регистрации, им получены не были, возвращены в адрес суда без вручения адресату с отметкой почтового отделения «возврат отправителю из-за отсутствия адресата», что подтверждается отчетами об отслеживании отправления с почтовым идентификатором, сформированными официальным сайтом «Почта России».
В силу требований статей 101, 102 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), с учетом положений пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 63, 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» дело рассмотрено в отсутствие административного истца, уведомлявшегося о дате, времени и месте судебных заседаний по всем известным адресам места жительства, не сообщившего об уважительных причинах своей неявки.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (часть 4 статьи 2, часть 1 статьи 62 КАС РФ).
Судебные извещения административному истцу направлялись по почте своевременно и не получены им по обстоятельствам, зависящим от него, в связи с чем, он считается извещенным о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе посредством представителя, реализовал свое право на участие в судебном заседании путем направления представителя.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в Кировском районном суде г. Иркутска в соответствии с частью 7 статьи 96 КАС РФ была размещена на сайте Кировского районного суда г. Иркутска.
Согласно части 6 статьи 226 КАС РФ неявка в судебное заседание участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
В соответствии с частью 2 статьи 150 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.
Представитель административного истца Бурмейстр А.А. - адвокат Любивого А.Б. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении с учетом уточнения предмета иска, а также в письменных объяснениях на возражения административного ответчика.
Представитель административного ответчика Министерства лесного комплекса Иркутской области Фефелова Н.Д. в судебном заседании против удовлетворения заявленных административных исковых требований возражала по доводам и основаниям, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление и дополнительных пояснениях на административное исковое заявление.
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы административного дела, доказательства, представленные сторонами, в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу требований части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Суд удовлетворяет такие требования при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя (часть 2 статьи 227 КАС РФ).
В силу требований части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Судом установлено и следует из материалов административного дела, что Бурмейстр А.А. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами № категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения дачного хозяйства и для ведения личного подсобного хозяйства, адрес (местонахождение) объектов: Иркутская область, <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, выписками из Единого государственного реестра недвижимости об объектах недвижимости. Право собственности на вышеуказанные земельные участки возникло у Бурмейстр А.А. до ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того установлено и не оспаривается административным истцом, что земельные участки с кадастровыми номерами №, имеющие категорию: земли сельскохозяйственного назначения, учитываются Министерством лесного комплекса Иркутской области как земли государственного лесного фонда, относящиеся к Ольхонскому лесничеству, Ольхонскому участковому лесничеству, Ольхонской даче, кварталу №, выделу 24, защитным лесам (лесоустройство 2006 года), что подтверждается выкопировкой из планшета № 18 лесоустройства 2006 года.
При этом право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда признано в силу закона (пункт 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
ДД.ММ.ГГГГ (вх. №) Бурмейстр А.А. обратился в Министерство лесного комплекса Иркутской области с заявлением, в котором просил привести сведения ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН в отношении принадлежащих ему земельных участков с кадастровыми номерами №, исключить сведения о данных земельных участках из состава земель лесного фонда, в случае приведения сведений ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН в отношении принадлежащих ему земельных участков с кадастровыми номерами № исключения сведений об указанных земельных участках из состава земель лесного фонда выдать соответствующий подтверждающий документ.
ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) Министерством лесного комплекса Иркутской области в адрес Бурмейстр А.А. направлено письмо, в котором сообщено, что Министерство лесного комплекса Иркутской области рассмотрело Ваше обращение от ДД.ММ.ГГГГ б/н (вх. от ДД.ММ.ГГГГ №) и сообщает следующее. В соответствии с протоколом совещания по вопросу земельных участков, расположенных в местности «Заворотная» <адрес> Иркутской области, состоявшегося ДД.ММ.ГГГГ под председательством исполняющего обязанности заместителя ФИО2 <адрес> Магомедова Т.Т. , рассмотрение земельных участков с кадастровыми номерами №13 будет включено в повестку ближайшего заседания межведомственной комиссии, созданной в целях организации работы, направленной на приведение в соответствие сведений государственных реестров (Государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости) на территории Иркутской области, утвержденной Постановлением Правительства Иркутской области от 18 марта 2019 года № 223-пп. О результатах рассмотрения будет сообщено дополнительно.
Полагая, что административным ответчиком допущено бездействие в части приведения сведений ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН в отношении принадлежащих административному истцу земельных участков путем исключения сведений об указанных земельных участках из состава земель лесного фонда, Бурмейстр А.А. обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к Министерству лесного комплекса Иркутской области с требованием о признании бездействия министерства незаконным.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу № 2а-2632/2020, вступившим в законную силу 22.10.2020, требования Бурмейстр А.А. удовлетворены. Признано незаконным бездействие Министерства лесного комплекса Иркутской области, выразившееся в нерассмотрении заявления Бурмейстр А.А. о приведении сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости в отношении принадлежащих Бурмейстр А.А. земельных участков с кадастровыми номерами №, №, путем исключения из государственного лесного реестра сведений об их принадлежности к землям лесного фонда, и в невынесении решения по существу заявления. На Министерство лесного комплекса Иркутской области возложена обязанность рассмотреть заявление Бурмейстр А.А. о приведении сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости в отношении принадлежащих Бурмейстр А.А. земельных участков с кадастровыми номерами №, путем исключения из государственного лесного реестра сведений об их принадлежности к землям лесного фонда, с вынесением решения по существу заявления в установленный законом срок. Решение суда обращено к немедленному исполнению.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Бурмейстр А.А. было направлено письмо № (на № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ) за подписью министра лесного комплекса Иркутской области Петренева Д.В. , в котором указано, что Правительство Иркутской области рассмотрело Ваши обращения, поступившие в адрес Губернатора Иркутской области И.И. Кобзева, министерства лесного комплекса Иркутской области, и в рамках своей компетенции сообщает следующее. Решением Кировского районного суда Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ на министерство лесного комплекса Иркутской области возложена обязанность рассмотреть Ваше заявление «о приведении сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости в отношении принадлежащих Бурмейстр А.А. земельных участков с кадастровыми номерами № путем исключения из государственного лесного реестра сведений об их принадлежности к землям лесного фонда» с вынесением решения по существу заявления в установленный законом срок. В настоящее время принять решение об исключении земельных участков с кадастровыми номерами № № из государственного лесного реестра не представляется возможным. В соответствии с данными государственного лесного реестра земельные участки с кадастровыми номерами № №, учтенные в Едином государственном реестре недвижимости как земли сельскохозяйственного назначения, пересекают земли лесного фонда. Межведомственной комиссией, уполномоченной согласно Федеральному закону от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» принимать решение об устранении противоречий в государственных реестрах, решение об исключении вышеуказанных земельных участков из государственного лесного реестра не принято. Кроме того, в настоящее время в производстве Ольхонского районного суда Иркутской области находится гражданское дело № по заявлению Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора об истребовании земельных участков с кадастровыми номерами № из чужого незаконного владения. Дополнительно сообщаем, что по Вашему заявлению о применении норм Федерального закона от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» вопрос об исключении спорных земельных участков из государственного лесного реестра может быть решен судом в рамках рассмотрения указанного гражданского дела.
Таким образом, заявление Бурмейстр А.А. от ДД.ММ.ГГГГ вх. № Министерством лесного комплекса Иркутской области во исполнение требований Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также решения Кировского районного суда г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу № 2а-2632/2020 было рассмотрено и вопреки доводам административного истца Бурмейстр А.А. направлен ответ по существу поставленных им в обращении вопросов.
Согласно статье 91 Лесного кодекса Российской Федерации Государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах.
В государственном лесном реестре содержится документированная информация: 1) о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; 2) о лесничествах, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; 3) о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах; 4) об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий; 5) о лесных участках и об их границах; 6) о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов; 7) об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве; 8) о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.
Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 8 Положения о Министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 27.02.2018 № 155-пп, министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет функции в сфере лесного хозяйства, в том числе ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории Иркутской области.
Следовательно, Министерство лесного комплекса Иркутской области является компетентным органом, осуществляющим исполнение требований действующего законодательства в части приведения сведений ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН.
В связи с необходимостью устранения взаимоисключающих сведений из государственного лесного реестра был принят Федеральный закон от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (далее по тексту – Федеральный закон от 29.07.2017 № 280-ФЗ).
Федеральным законом от 29.07.2017 № 280-ФЗ внесены изменения в статью 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введение в действие Лесного кодекса Российской Федерации».
В пункте 5 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введение в действие Лесного кодекса Российской Федерации» указано, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.
В силу требований пункта 6 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введение в действие Лесного кодекса Российской Федерации» сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из государственного лесного реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям:
1) сведения об этих лесных участках не внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
2) границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом;
3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из государственного лесного реестра (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
Между тем непосредственно Федеральный закон от 29.07.2017 № 280-ФЗ не регламентирует процедуру исключения земельных участков из состава земель лесного фонда.
Постановлением Правительства Иркутской области от 18 марта 2019 года № 223-пп образована межведомственная комиссия по вопросу приведения в соответствие сведений государственного лесного реестра и сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, на территории Иркутской области.
Согласно пунктам 1, 2 Положения, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 18 марта 2019 года № 223-пп, межведомственная комиссия по вопросу приведения в соответствие сведений государственного лесного реестра и сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, на территории Иркутской области является координационным органом при Правительстве Иркутской области, образованным в целях обеспечения взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Иркутской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, а также иных органов и организаций для решения вопроса, связанного с приведением в соответствие сведений государственного лесного реестра (далее - ГЛР) и сведений, содержащихся в Едином государственном недвижимости (далее - ЕГРН), на территории Иркутской области.
Как следует из пункта 5 Положения, комиссия в соответствии с возложенной на нее задачей осуществляет следующие функции:
1) рассмотрение на заседаниях Комиссии информации в отношении земельных участков, которые в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, Лесном плане Иркутской области, относятся к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки относятся к иной категории земель;
2) определение способа устранения противоречий в сведениях, содержащихся в ГЛР и ЕГРН;
4) контроль за исполнением принятых на заседаниях Комиссии решений об определении способа устранения противоречий в сведениях, содержащихся в ГЛР и ЕГРН.
Решения Комиссии оформляются протоколом (пункт 22 названного Положения).
Совместным письмом Рослесхоза № ИВ-03-54/13151, Росреестра № 26356-ВА/Д23и от 18.09.2017 «О направлении Указаний и форм отчетности о деятельности межведомственных рабочих групп в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ» предусмотрено, что устранение противоречий в сведениях государственных реестров и установление принадлежности земельного участка к определенной категории земель целесообразно осуществлять в рамках деятельности межведомственных рабочих групп.
Таким образом, приведенными нормативно-правовыми актами предусмотрен порядок устранения «двойного учета» земельных участков.
Как следует из письма от ДД.ММ.ГГГГ №, межведомственной комиссией, уполномоченной согласно Федеральному закону от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» принимать решение об устранении противоречий в государственных реестрах, решение об исключении земельных участков, принадлежащих Бурмейстр А.А. , из государственного лесного реестра не принято.
Буквальное толкование содержания указанного письма позволяет суду прийти к выводу о том, что вопреки доводам административного истца и его представителя административным ответчиком по заявлению Бурмейстр А.А. от ДД.ММ.ГГГГ (вх. №) решение об отказе в приведении сведений ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН в отношении принадлежащих Бурмейстр А.А. земельных участков, а именно об отказе исключить сведения об указанных земельных участках из состава земель лесного фонда, не принималось.
В оспариваемом Бурмейстр А.А. письме государственный орган ссылается на невозможность принятия решения об исключении указанных земельных участков из государственного лесного реестра с приведением причин, обосновывающих невозможность принятия такого решения.
Как разъяснено в пункте 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Согласно пункту 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Между тем, решение суда не должно подменять собой установленную законом административную процедуру внесения изменений в сведения лесного реестра.
Оспариваемое административным истцом письмо Министерства лесного комплекса Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ № подготовлено уполномоченным органом, в пределах его компетенции, при наличии на то оснований, его содержание соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
Судебной защите в силу положений статьи 3 КАС РФ подлежат нарушенные или оспариваемые права, свободы и законные интересы граждан в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Указывая на нарушение своих прав, именно административный истец должен доказать наличие такого права и факт его нарушения.
Оспариваемое административным истцом письмо Министерства лесного комплекса Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ № не нарушает права Бурмейстр А.А. , поскольку в данном письме не изложено решение об отказе в приведении сведений ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН в отношении принадлежащих Бурмейстр А.А. земельных участков.
Следовательно, совокупности обстоятельств, предусмотренных статьей 227 КАС РФ, для признания незаконным решения Министерства лесного комплекса Иркутской области, оформленного письмом № от ДД.ММ.ГГГГ, у суда не имеется.
При таких обстоятельствах административное исковое требование Бурмейстр А.А. о признании незаконным решения Министерства лесного комплекса ФИО4 <адрес>, оформленного письмом № от ДД.ММ.ГГГГ, о невозможности принятия решения об исключении земельных участков с кадастровыми номерами № из Государственного лесного реестра суд находит не подлежащим удовлетворению.
Поскольку административному истцу отказано в удовлетворении основного административного искового требования, отсутствуют правовые основания для возложения на Министерство лесного комплекса ФИО4 <адрес> обязанности осуществить действия, направленные на устранение нарушения прав административного истца Бурмейстр А.А. путем возложения на Министерство лесного комплекса ФИО4 <адрес> обязанности рассмотреть заявление Бурмейстр А.А. , зарегистрированное Министерством лесного комплекса ФИО4 <адрес> за входящим номером 04-91-249/20 от ДД.ММ.ГГГГ, «об исключении земельных участков с кадастровыми номерами № из Государственного лесного реестра и внести изменения в сведения Государственного лесного реестра путем приведения их в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №, путем исключения из Государственного лесного реестра сведений об их принадлежности к землям лесного фонда».
В оспариваемом административным истцом письме Бурмейстр А.А. Министерством лесного комплекса Иркутской области дополнительно сообщено, что по его заявлению о применении норм Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» вопрос об исключении спорных земельных участков из государственного лесного реестра может быть решен Ольхонским районным судом Иркутской области в рамках рассмотрения гражданского дела №.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Ольхонским районным судом Иркутской области по гражданскому делу № принято решение, которым исковые требования Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены. Истребованы в федеральную собственность из чужого незаконного владения Бурмейстр А.А. земельные участки с кадастровыми номерами №, площадью 3318 кв.м., №, площадью 1602 кв.м., расположенные по адресу: ФИО4 <адрес>, м. Заворотный. На Бурмейстр А.А. возложена обязанность освободить земельные участки с кадастровыми номерами № путем сноса (демонтажа) строений на них. Прекращено право собственности Бурмейстр А.А. на здания с кадастровыми номерами №, расположенные по адресу: ФИО4 <адрес>, м. Заворотный. Признано право собственности Бурмейстр А.А. на земельный участок с кадастровым номером №13, площадью 4970 кв.м., расположенный по адресу: ФИО4 <адрес>, м. Заворотный, отсутствующим. В удовлетворении встречного иска Бурмейстр А.А. к Российской Федерации в лице Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора о признании права на земельные участки отсутствующим отказано.
Указанное решение суда не вступило в законную силу.
Между тем, из содержания данного решения суда следует, что доводы представителя Бурмейстр А.А. – Любивого А.Б. о применении к указанным земельным участкам положений Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ («лесной амнистии») являлись предметом судебного разбирательства по данному гражданскому делу, получили соответствующую оценку суда.
В частности, судом указано, что земельные участки расположены в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе озера Байкал, в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории. Запрет, предусмотренный статьей 11 Федерального закона «Об охране озера Байкал», является специальным по отношению к общим нормам Федерального закона № 280-ФЗ, устанавливающим особенность режима земель особого охранного значения, по своему режиму приравненных к землям особо охраняемых природных территорий и объектов культурного наследия (объектами всемирного наследия, особо ценными объектами признаются объекты культурного наследия, имеющие наибольшую ценность), лесная амнистия не может быть применена в силу специальной нормы права, имеющей приоритет перед общей. Таким образом, на земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия, лесная амнистия не распространяется.
Поскольку на момент обращения Бурмейстр А.А. в Министерство лесного комплекса Иркутской области с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело № об истребовании земельных участков из незаконного владения находилось в производстве Ольхонского районного суда Иркутской области, принимая во внимание, что вопрос о применении к указанным выше земельным участкам «лесной амнистии» разрешен Ольхонским районным судом Иркутской области в рамках гражданского дела № 2-21/2020, суд находит административные исковые требования Бурмейстр А.А. по настоящему административному делу направленными на преодоление принятого Ольхонским районным судом Иркутской области решения.
Ссылку административного истца в лице его представителя, изложенную в письменных объяснениях на возражения административного ответчика о том, что при удовлетворении заявления либо отказе в удовлетворении заявления административный ответчик в письме от ДД.ММ.ГГГГ должен был обосновать свое решение со ссылкой на нормы права, указать на наличие либо отсутствие оснований для применения «лесной амнистии» в отношении указанных земельных участков, суд находит основанной на неверном толковании содержания оспариваемого письма, из которого, как ранее указывалось судом, усматривается, что Министерством лесного комплекса Иркутской области решение об удовлетворении заявления либо отказе в удовлетворении заявления Бурмейстр А.А. не принималось.
Доводы представителя административного истца о том, что единственной причиной предъявления иска к Бурмейстр А.А. в рамках гражданского дела № является неисполнение ответчиком предусмотренной законом обязанности о применении «лесной амнистии», не соответствуют действительности, противоречат содержанию решения суда по вышеуказанному гражданскому делу.
Ссылку представителя административного ответчика на принятое Ольхонским районным судом Иркутской области решение по гражданскому делу № суд находит не состоятельной, поскольку к предмету спора по настоящему административному делу обстоятельства, установленные решением суда по данному гражданскому делу, отношения не имеют.
Оценивая в совокупности имеющиеся в административном деле доказательства, учитывая, что спорный вопрос является предметом рассмотрения уполномоченных органов, суд находит административные исковые требования Бурмейстр А.А. не подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Разрешая вопрос о соблюдении административным истцом сроков обращения в суд с настоящими требованиями, суд приходит к следующему выводу.
В силу требований части 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
Бурмейстр А.А. оспаривается письмо Министерства лесного комплекса Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ №, направленное административному истцу почтовым отправлением по адресу его проживания. С административным исковым заявлением Бурмейстр А.А. через своего представителя обратился в Кировский районный суд г. Иркутска посредством направления иска почтовой связью ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует штемпель почтового отделения на конверте, в связи с чем, срок на обращение в суд, предусмотренный частью 1 статьи 219 КАС РФ, административным истцом не пропущен.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░; ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. , ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 12.05.2021.