Дело №
Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации20 ноября 2020 года <адрес> края
Бикинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Лавенецкой Н.Ю.
при секретаре ФИО2
с участием заместителя Бикинского городского прокурора ФИО3, представителя ответчика администрации городского поселения «<адрес>» Бикинского муниципального района <адрес> ФИО4, действующей на основании доверенности от <дата>,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бикинского городского прокурора <адрес> к администрации городского поселения «<адрес>» о возложении обязанности произвести определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Бикинский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации городского поселения «<адрес>» Бикинского муниципального района <адрес> о возложении обязанности произвести определенные действия, а именно: включить улично-дорожную сеть военного городка «Восточный», расположенного на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения «<адрес>»», привести улично-дорожную сеть военного городка «Восточный», расположенного на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> в соответствии с <данные изъяты> «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Бикинской городской прокуратурой, по информации, поступившей из военной прокуратуры Бикинского гарнизона, совместно с ОГИБДД ОМВД России по <адрес> проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения администрацией городского поселения «<адрес>», в результате которой выявлены нарушения закона.
Согласно п.п. 5 и 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ, к вопросам местного значения городского поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4 ст. 6 Федерального закона от <дата> № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничениях или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно п. 8 ст. 6 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального и межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, обязанность и функции по контролю за содержанием автомобильных дорог местного значения на территории поселения, в силу действующего федерального законодательства возложены на собственника, то есть на администрацию городского поселения «<адрес>» Бикинского муниципального района <адрес>.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Требования к покрытию проезжей части, обочинам, разделительным полосам, тротуарам, пешеходным и велосипедным дорожкам установлены в <данные изъяты> «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» утвержденному приказом Федерального агентства по техническому регулированию к метрологии от <дата> №-ст.
По результатам проведения проверки улично-дорожной сети <дата>, установлено, что в Восточном городке <адрес> выявлено отсутствие искусственного наружного освещения на участке автомобильной дороги от КПП 1 до ДОС 34, в районе школы № <адрес>; на дорогах проезжих частей Восточного городска <адрес> присутствуют ямы, выбоины, многочисленные разрушения асфальтно - бетонного покрытия; отсутствуют ограждения на мосту, что не соответствует вышеуказанному ФИО5 <данные изъяты>.
В связи с выявленными нарушениями требований законодательства, Бикинской городской прокуратурой в администрацию городского поселения «<адрес>» внесено представление от <дата> №, на которое администрацией городского поселения «<адрес>» направлен ответ от <дата> №.
Из указанного ответа следует, что представление Бикинской городской прокуратуры рассмотрено и отклонено, поскольку автомобильные дороги (проезды) и линии электроснабжения (освещения) расположенные на территории закрытого военного городка Вооруженных сил Российской Федерации «Восточный» не являются муниципальной собственностью городского поселения «<адрес>», и не включены в перечень автомобильных дорог местного значения.
Вместе с тем, в перечнях автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального и межмуниципального значения, утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата> № «О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения» и постановление <адрес> от <дата> №-пр «О перечне автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения» улично - дорожная сеть военного городка «Восточный» отсутствуют. В связи с чем, указанная улично - дорожная сеть военного городка «Восточный» в силу закона относится к автомобильным дорогам муниципального значения городского поселения «<адрес>».
Кроме того, в ответе администрации городского поселения «<адрес>» от <дата> № на представление Бикиной городской прокуратуры сведения и информация о том, что указанные дороги отнесены к дорогам федерального, регионального и межмуниципального значения не представлены.
По информации представленной военной прокуратурой Бикинского гарнизона в военном городке «Восточный» проживает не менее 100 семей, не имеющих отношение к Минобороны России, в том числе ранее утративших с ней связь и являющихся собственниками жилых помещений, которые в свою очередь используют дороги общего пользования военного городка «Восточный». Не исполнение полномочий органами местного самоуправления в области дорожного движения нарушает права граждан на безопасность, что влечет к повышенной аварийности на автомобильных дорогах местного значения и причинения вреда жизни и здоровью граждан. Просил удовлетворить исковые требования.
Определением Бикинского городского суда <адрес> от <дата> по данному делу в качестве соответчика привлечены Министерство обороны РФ, ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ.
Определением Бикинского городского суда <адрес> от <дата> к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны РФ, ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, от участия в деле в качестве ответчиков освобождены.
Определением Бикинского городского суда <адрес> от <дата> по данному делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>.
В судебном заседании заместитель Бикинского городского прокурора ФИО3 дополнила исковые требования. Просила обязать администрацию городского поселения «<адрес>» Бикинского муниципального района <адрес> включить улично-дорожную сеть военного городка «Восточный», расположенного на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения «<адрес>»»; привести улично-дорожную сеть военного городка «Восточный», расположенного на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> в соответствии с <данные изъяты> «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля»; поставить недвижимое имущество - улично-дорожную сеть военного городка «Восточный», расположенного на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> как бесхозяйное недвижимое имущество, с приложением документов, подтверждающих, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документов, содержащих описание недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества в течение 1 месяца с момента вступления решения в законную силу. Дала пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении обстоятельствам. Дополнительно пояснила, что проверкой Бикинской городской прокуратуры установлено, что на территории городского поселения «<адрес>» имеется недвижимое имущество, а именно улично-дорожная сеть военного городка «Восточный», расположенная по адресу: <адрес>, которая в настоящее время ни у кого на балансе не числится, ни за кем не закреплена и фактически никто за ее состоянием не следит. По данной автомобильной дороге осуществляют передвижение транспортные средства неограниченного круга лиц. Указанная улично-дорожная сеть находится в ненадлежащем состоянии, в связи с чем, имеется риск возникновения чрезвычайных ситуаций, а также риск причинения вреда здоровью граждан и причинения гражданам материального ущерба. Данное обстоятельство подтверждается актами выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от <дата>, фотоматериалом. Спорная дорога не включена в перечень автодорог федерального, регионального и межмуниципального значения.
В силу части 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой; неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Положениями пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статьи 6 Федеральным законом от <дата> N 257- ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
Автомобильные дороги, которые исключаются из утвержденных соответственно Правительством Российской Федерации, уполномоченными Федеральными органами исполнительной власти перечня автомобильных дорог общего пользования федерального значения или перечня автомобильных дорог необщего пользования федерального значения, передаются в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в порядке, установленном федеральными законами.
К собственности муниципального образования относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального образования, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, а также частных автомобильных дорог. На основании изложенного, просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика администрации городского поселения «<адрес>» ФИО4 исковые требования не признала. Пояснила, что в соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. При рассмотрения искового заявления прокурором не представлено доказательств, что улично-дорожная сеть военного городка является бесхозяйным имуществом. Кроме того, в просительной части искового заявления на администрацию городского поселения предполагается возложить обязанность приложить документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, а также документы, содержащие описание недвижимого имущества, план объекта недвижимого имущества. В случае удовлетворения исковых требований у Министерства обороны прекратиться право собственности на земельные участки, в то время, как основания прекращения права собственности перечислены в ст. 235 ГК РФ. Федеральный закон от <дата> N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в статье 3 дает понятие автомобильной дороги, элементов обустройства автомобильных дорог.
Таким образом, одновременно, с улично-дорожной сетью, в собственность муниципального образования должны перейти и объекты уличного освещения. Однако, прокурором не доказано отсутствие собственника у объектов уличного освещения.
Кроме того, для принятия решения о возложении обязанности совершить действия, указанные в исковом заявлении, данный объект (объекты) должны быть персонифицированы, у объектов должны быть кадастровые номера, протяженность, иные сведения, необходимые для его идентификации.
Федеральным законом от <дата> № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" регулируются отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее Закон о регистрации). Статьей 14 Закона о регистрации предусмотрены основания для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Приказом Минэкономразвития России от <дата> № установлен Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей. Согласно п. 3 Порядка на учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
При подаче заявления в соответствии с п. 5 Порядка необходимо указать вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости. То есть, для решения вопроса об обязании в постановке на учет улично-дорожной сети военного городка, необходимо, как говорилось ранее, его четкая идентификация. Заявление и прилагаемые к нему документы возвращаются органом регистрации прав, если из представленных документов не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным (п. 12 Порядка).
Кроме того, требование о включении улично-дорожной сети в перечень автомобильных дорог общего пользования и приведении её в соответствие с ГОСТом возможно только при регистрации за муниципальным образованием права собственности, которое не может быть зарегистрировано по основанию наличия собственника у земельного участка.
Распоряжением Правительства РФ от <дата> №-р установлен перечень, имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской; Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России. Военный городок <адрес> включен в данный Перечень. Таким образом, при принятии решения о возложении на администрацию, соответствующей обязанности, статус закрытого военного городка фактически утратится. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерства обороны РФ не явился. О месте и времени рассмотрения дела был извещен своевременно и надлежащим образом. Представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, указал, что согласно пп.60 п.7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от <дата> № «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» установлено, что к полномочиям Министерства обороны Российской Федерации относится организация содержания, ремонта и реконструкции автомобильных дорог необщего пользования Министерства обороны Российской Федерации и контроль за организацией технического прикрытия автомобильных дорог оборонного значения, а также управление движением на автомобильных дорогах в случаях, определенных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом, вышеуказанным Положением не предусмотрены полномочия по организации, содержанию, ремонту и реконструкции автомобильных дорог общего пользования. В соответствии с п.1 Наставления по организации дорожной деятельности в Вооруженных Силах РФ, утвержденных Приказом Министра обороны РФ от <дата> №, регулируются отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог необщего пользования Министерства обороны Российской Федерации и осуществлением дорожной деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации. Автомобильные дороги на территории закрытого военного городка Вооруженных Сил РФ «Восточный» не относятся к автомобильным дорогам необщего пользования (подъездным и полигонным). Улично-дорожная сеть военного городка «Восточный» в силу закона относится к автомобильным дорогам муниципального значения городского поселения «<адрес>».
В судебное заседание представитель ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России не явился. О месте и времени рассмотрения дела был извещен своевременно и надлежащим образом. В заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие. Представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором указал, что к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (ч.5 ст. 6 ФЗ «Об автомобильных дорогах»). В соответствии с ч.3 ст. 7 ФЗ «Об автомобильных дорогах», включение автомобильной дороги в перечень автомобильных дорог оборонного значения не является основанием для ограничения движения транспортных средств по такой автомобильной дороге, за исключением случаев ее использования в период действия военного положения, и не влечет за собой изменение формы собственности на такую автомобильную дорогу. Таким образом, если на территории городского округа, автомобильная дорога не включена в указанные перечни автомобильных дорог, она является собственностью соответствующего городского округа. Ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог (ч.1 ст. 18 ФЗ «Об автомобильных дорогах»). Считает, что именно на администрацию городского поселения «<адрес>» возложена обязанность по содержанию и ремонту автомобильных дорог, не включенных в перечни федеральных или региональных автомобильных дорог и расположенных на территории <адрес>. Полагает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.
В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> не явился. О месте и времени рассмотрения дела был извещен своевременно и надлежащим образом.
Суд, выслушав мнение участников процесса, в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу ч. 3 ст. 218 Гражданского кодекса РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 225 Гражданского кодекса Рф бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Согласно п.п. 5 и 19 ч.1 ст. 14 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4 ст. 6 Федерального закона от <дата> № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничениях или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Из материалов дела следует, что Бикинской городской прокуратурой, по информации, поступившей из военной прокуратуры Бикинского гарнизона, совместно с ОГИБДД ОМВД России по <адрес> проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения администрацией городского поселения «<адрес>».
По результатам проведения проверки улично-дорожной сети <дата>, установлено, что в Восточном городке <адрес> выявлено отсутствие искусственного наружного освещения на участке автомобильной дороги от КПП 1 до <данные изъяты>, в районе школы № <адрес>; на дорогах проезжих частей Восточного городска <адрес> присутствуют ямы, выбоины, многочисленные разрушения асфальтно - бетонного покрытия; отсутствуют ограждения на мосту, что не соответствует ФИО5 <данные изъяты> «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
<дата> Бикинской городской прокуратурой в администрацию городского поселения «<адрес>» внесено представление № о принятии мер по устранению нарушений Федерального законодательства.
<дата> администрацией городского поселения «<адрес>» рассмотрено представление прокурора, направлен ответ №, из которого следует, что представление Бикинской городской прокуратуры рассмотрено и отклонено, поскольку автомобильные дороги (проезды) и линии электроснабжения (освещения) расположенные на территории закрытого военного городка Вооруженных сил Российской Федерации «Восточный» не являются муниципальной собственностью городского поселения «<адрес>», и не включены в перечень автомобильных дорог местного значения.
Установлено, что улично-дорожная сеть военного городка «Восточный», расположенная по адресу: <адрес>, в настоящее время ни у кого на балансе не числится, ни за кем не закреплена. По данной автомобильной дороге осуществляют передвижение транспортные средства неограниченного круга лиц. Указанная улично-дорожная сеть находится в ненадлежащем состоянии, в связи с чем, имеется риск возникновения чрезвычайных ситуаций, а также риск причинения вреда здоровью граждан и причинения гражданам материального ущерба.
Факт ненадлежащего состояния улично-дорожной сети военного городка «Восточный», расположенной по адресу: <адрес> подтверждается актами выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от <дата>, фотоматериалом.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от <дата> № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно п. 6 ст. 3 данного Федерального закона дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В силу п. 1 ст. 3 указанного Федерального закона автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся её технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В ст. 5 Федерального закона от <дата> № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлена классификация автомобильных дорог в зависимости от их назначения: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги.
Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.
Согласно ст. 6 этого Закона автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
Автомобильные дороги, которые исключаются из утвержденных соответственно Правительством Российской Федерации, уполномоченными Федеральными органами исполнительной власти перечня автомобильных дорог общего пользования федерального значения или перечня автомобильных дорог необщего пользования федерального значения, передаются в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в порядке, установленном, федеральными законами.
К собственности муниципального образования относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального образования, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, а также частных автомобильных дорог.
Согласно пп. 60 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от <дата> № «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» установлено, что к полномочиям Минобороны России относится организация содержания, ремонта и реконструкции автомобильных дорог необщего пользования Минобороны России и контроль за организацией технического прикрытия автомобильных дорог оборонного значения, а также управление движением на автомобильных дорогах в случаях, определенных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом вышеуказанным Положением не предусмотрены полномочия по организации, содержанию, ремонту и реконструкции автомобильных дорог общего пользования.
Приказом Министерством обороны Российской Федерации от <дата> № утверждено Наставление по организации дорожной деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Наставление).
Согласно п. 1 Наставления установлено, что настоящее Наставление регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог необщего пользования Министерства обороны Российской Федерации и осуществлением дорожной деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации.
В соответствии с п. 18 Наставления автомобильные дороги необщего пользования в зависимости от их места расположения подразделяются на: подъездные автомобильные дороги; полигонные автомобильные дороги.
Согласно п. 19 Наставления к подъездным автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги, обеспечивающие проезд транспортных средств от автомобильных дорог общего пользования к объектам военной инфраструктуры, кроме автомобильных дорог: улично-дорожной сети военных городков; расположенных на территории обособленно размещенных объектов военной инфраструктуры; расположенных на территории служебно-технической застройки и летных полей аэродромов; обеспечивающих транспортную доступность организаций Вооруженных Сил, осуществляющих приносящую доход деятельность.
В соответствии с п. 21 Наставления к полигонным автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги, обеспечивающие транспортную доступность объектов, расположенных в границах полигонов и учебных центров, кроме объектов транспортной инфраструктуры, построенных (оборудованных) в качестве или составе объектов боевой подготовки (маршрутов/путей движения и маневра войск, колонных путей, артиллерийских и танковых директрис, автомобильных тренировочных, и учебных трасс, автодромов и прочих).
В связи с чем, автомобильные дороги на территории закрытого военного городка Вооруженных Сил Российской Федерации «Восточный» в силу вышеуказанных положений Наставления не относятся к автомобильным дорогам необщего пользования (подъездным и полигонным).
Из уведомления администрации <адрес> от <дата> № следует, что объект недвижимости: улично-дорожная сеть военного городка «Восточный», расположенный по адресу: <адрес> муниципального района <адрес>, в Реестре муниципального имущества Бикинского муниципального района <адрес> не значится.
В выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <дата> указано, что земельный участок с кадастровым номером №<данные изъяты> (единое землепользование) по адресу: <адрес>, в районе <данные изъяты> км автомобильной дороги Хабаровск-Владивосток, площадью <данные изъяты>. метров, на котором расположена улично-дорожная сеть военного городка «Восточный», находится в собственности Российской Федерации, в постоянном (бессрочном) пользовании ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (дата регистрации права <дата> №.
Согласно информации Межрегионального территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в <адрес> и ЕАО от <дата> №, объект недвижимого имущества – улично-дорожная сеть военного городка «Восточный», расположенный по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> в реестре федерального имущества согласно требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от <дата> № не учтен и правообладателями федерального имущества к учету не заявлен.
Из информации ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации от <дата> № следует, что объект недвижимого имущества – улично-дорожная сеть, расположенный по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, отсутствует на бюджетном учете Учреждения.
В Перечне объектов недвижимого имущества в военном городке «Восточный» <адрес> объект недвижимого имущества – улично-дорожная сеть военного городка «Восточный», расположенный по адресу: <адрес>, отсутствует.
Таким образом, судом установлено, что в перечнях автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального и межмуниципального значения, утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата> № «О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения» и постановление <адрес> от <дата> №-пр «О перечне автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения» улично - дорожная сеть военного городка «Восточный» отсутствует.
Ответчиком не представлено доказательств принадлежности спорной дороги юридическим или физическим лицам.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что объект: улично-дорожная сеть военного городка «Восточный», расположенный по адресу: <адрес> является дорогой местного значения и общего пользования, при этом собственник данной дороги отсутствует, то есть она является бесхозяйной.
Отсутствие собственника дороги и эксплуатирующей организации влечет неисполнение предусмотренных ст. 6 Федерального закона от <дата> № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации повреждений, организации эксплуатации дорожного полотна.
Из ст. 225 Гражданского кодекса РФ следует, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.
Иные органы данным правом не обладают, следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет.
Поскольку бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, то именно на Администрации городского поселения «<адрес>» Бикинского муниципального района <адрес> лежит обязанность своевременно выявлять бесхозное имущество и принимать меры по оформлению государственной регистрации прав на указанное имущество.
Требования к покрытию проезжей части, обочинам, разделительным полосам, тротуарам, пешеходным и велосипедным дорожкам установлены в <данные изъяты> «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» утвержденному приказом Федерального агентства по техническому регулированию к метрологии от <дата> №-ст.
Материалы дела содержат доказательства того, что спорная дорога не соответствует установленным стандартам, что подтверждается актами от <дата>, фотоматериалом.
При указанных обстоятельствах, учитывая доказательства, представленные в материалы дела сторонами, суд считает, что исковые требования Бикинского городского прокурора в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Администрации городского поселения «<адрес>» Бикинского муниципального района <адрес> подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы представителя Администрации городского поселения «<адрес>» о том, что прокурором не представлено доказательств подтверждающих отсутствие собственника улично-дорожной сети военного городка «Восточный» являются несостоятельными, поскольку каких-либо доказательств, опровергающих указанные выше обстоятельства в материалы дела не представлено.
Ссылка представителя ответчика о том, что улично-дорожная сеть военного городка «Восточный» находится на земельном участке, который принадлежит Российской Федерации, в связи с чем, именно правообладатель земельного участка обязан принять в его собственность, подлежит отклонению, поскольку обязанность по постановке бесхозяйного имущества на учет лежит на органе местного самоуправления, а именно на Администрации городского поселения «<адрес>» Бикинского муниципального района <адрес>.
Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае, если судом на ответчика возлагается обязанность по совершению определенных действий, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Удовлетворяя исковые требования прокурора о возложении на ответчиков обязанности по постановке на учет бесхозяйного имущества, суд считает необходимым определить срок исполнения решения суда в течение одного месяца с момента его вступления в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «<░░░░░>» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «<░░░░░>»».
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «<░░░░░>» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░░ ░░░░░░> «░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «<░░░░░>» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░) ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>