Судья Мальцева В.В. Дело № 33-12540/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург 03.09.2021
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Волошковой И.А.,
судей Подкорытовой Н.П.,
Шиховой Ю.В.,
при ведении протокола помощником судьи Дружининой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 03.09.2021 гражданское дело №2-266/2021 по иску прокурора города Кушвы, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом Российской Федерации, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области о возложении обязанности устранить нарушения в сфере использования защитных сооружений гражданской обороны,
по апелляционной жалобе ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области на решение Кушвинского городского суда Свердловской области от 19.05.2021,
заслушав доклад судьи Подкорытовой Н.П., пояснения прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Плотниковой С. О.,
установила:
прокурор города Кушвы, действующий в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом Российской Федерации, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской о возложении обязанности устранить нарушения в сфере использования защитных сооружений гражданской обороны.
В обоснование иска указал, что прокуратурой города Кушвы, совместно с начальником отдела по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям, взаимодействию с правоохранительными органами и мобилизационной работе администрации Кушвинского городского округа, проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего сохранность и использование объекта гражданской обороны (убежища), в ходе которой установлено, что защитное сооружение гражданской обороны - противорадиационное укрытие ВУ П5 - 795 инв. № 530001-66, расположенное по адресу: Свердловская область, г. Кушва, ул. Гвардейцев, д. 1, не может быть использовано по назначению, требует капитального ремонта, устранения, выявленных в ходе проверки, недостатков.
Прокурор просил обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения при содержании защитного сооружения гражданской обороны – противорадиационного укрытия ВУ П5-795 инв. №530001-66, расположенного по адресу: Свердловская область, город Кушва, улица Гвардейцев, 1, а именно: восстановить фильтровентиляционное помещение (оборудования), восстановить автономное электроснабжение, обеспечить наличие тамбура-шлюза, тамбура, защитно-герметической двери, восстановить помещение санитарных узлов. Возложить обязанность на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, установить и согласовать со смежными землепользователями границы земельного участка, необходимые для эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны – противорадиационное укрытие ВУ П5 -795 инв. №530001-66, расположенное по адресу: Свердловская область, город Кушва, улица Гвардейцев, 1 и зарегистрировать право собственности Российской Федерации за земельный участок, на котором расположено данное противорадиационное укрытие.
Решением Кушвинского городского суда Свердловской области от 19.05.2021 исковые требования прокурора города Кушвы, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом Российской Федерации, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, - удовлетворены частично.
На Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области возложена обязанность, области в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения при содержании защитного сооружения гражданской обороны – противорадиационного укрытия ВУ П5-247 инвентарный номер №530001-66, реестровый № П13660007219 от 24.03.2017, расположенное по адресу:Свердловская область, г. Кушва, ул. Гвардейцев, 1, а именно: восстановить фильтровентиляционное помещение (оборудование), восстановить автономное электроснабжение, обеспечить наличие тамбура-шлюза, тамбура, защитно-герметической двери, восстановить помещение санитарных узлов.
В удовлетворении остальных требований - отказано.
С таким решением не согласился ответчик Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, принес апелляционную жалобу с требованием отмены решения суда в связи с его незаконностью и необоснованностью. Представитель настаивает, что Территориальное управление не является органом, который уполномочен поддерживать защитные сооружения гражданской обороны в готовности. Суд первой инстанции оставил без внимания довод ответчика об отсутствии нормы законодательства, возлагающей на органы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области соответствующих обязанностей.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор указал на несостоятельность доводов апелляционной жалобы, отсутствие оснований для отмены судебного решения.
В судебном заседании прокурор, возражая против доводов жалобы ответчика, указала на законность и обоснованность постановленного решения, отсутствие оснований для его отмены.
Иные участники процесса в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда, об уважительности причин неявки до начала судебного заседания не сообщили.
С учетом изложенного, и поскольку участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки судебная коллегия, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав пояснения явившихся участников процесса, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной проверки защитного сооружения гражданской обороны – противорадиационное укрытие ВУ П5 – 795 инв. № 530001-66, расположенное по адресу: Свердловская область, г. Кушва, ул. Гвардейцев, д.1, в соответствии с актом от 06.02.2021 выявлены следующие нарушения: не поддерживается в постоянной готовности к использованию объект гражданской обороны (п.1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне» п. 10 Постановления Правительства РФ от 26.11.2007 №804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации», п. 2,3-6, 10-12 Порядка содержания убежищ и иных объектов гражданской обороны»; отсутствует фильтровентиляционное помещение (оборудование); отсутствует автономное электроснабжение (дизельэлектростанция); отсутствуют тамбур-шлюз, тамбуры; отсутствуют защитно-герметические двери; отсутствуют помещения санитарных узлов. Защитное сооружение не готово к приему укрываемых.
Разрешая заявленный спор, установив, что вышеуказанное защитное сооружение является собственностью Российской Федерации, включено в реестр федеральной собственности, в собственность Свердловской области не передавалось, не передавалось в оперативное управление либо хозяйственное ведение какой-либо организации, в реестре муниципального имущества, реестре имущества Свердловской области не значится, находится в состоянии непригодном для его использования по прямому назначению, руководствуясь статьями 1, 2, 7 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», пунктами 2, 8 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309, пунктом 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, подпунктом 28 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований и возложении на ответчиков соответствующих обязанностей, по устранению выявленных нарушений.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, так как они основаны на правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, полном, всестороннем, объективном исследовании доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области в спорных правоотношениях является ненадлежащим ответчиком, поскольку полномочий по поддержанию защитного сооружения гражданской обороны в готовности никакими нормативно-правовыми актами, не предусмотрено, судебной коллегией отклоняются, как основанные на неверном толковании норм права.
Так, в соответствии с пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», федеральные органы государственной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию, ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Осуществление возложенной судом на ответчика обязанности по принятию мер, направленных на сохранение защитного сооружения, не противоречит компетенции ответчика, определенной Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432.
Действия, которые суд обязал выполнить ответчику, по своей сути являются мерами, направленными на сохранение объекта гражданской обороны, необходимого для выживания населения в военное время. Эти действия отнесены к компетенции федерального органа исполнительной власти, исполняющего правомочия собственника данного имущества (его территориальных органов).
В соответствии с пунктом 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.
Убежище относится к объектам гражданской обороны, которые не указаны в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, следовательно, со дня вступления в силу этого Постановления оно стало относиться к федеральной собственности.
Согласно пункту 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2284, защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.
Действующим законодательством прямо предусмотрено, что бремя содержания имущества несет его собственник (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации), из чего следует, что вопрос о целесообразности поддержания надлежащего состояния защитных сооружений гражданской обороны - убежищ, вопрос об их содержании и обслуживании либо об их списании может быть разрешен только собственником этих помещений, являющихся в силу закона объектом федеральной собственности, обязанность по содержанию которых возложена на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Свердловской области.
Таким образом, вопреки ошибочному мнению апеллянта, ТУ Росимущества в Свердловской области является надлежащим ответчиком по делу, и на него судом обоснованно возложена обязанность по принятию мер, направленных на сохранение защитного сооружения.
Иных доводов, имеющих правовое значение и способных повлиять на законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Учитывая изложенное, вопреки безосновательным доводам автора жалобы, выводы суда первой инстанции основываются на исследованных в судебном заседании доказательствах, которым суд дал надлежащую, отвечающую правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и правильную по существу правовую оценку. Данные выводы соответствуют закону и не противоречат фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 3 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 330 настоящего Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции. Из материалов дела следует, что таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Кушвинского городского суда Свердловской области от 19.05.2021, оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, - без удовлетворения.
Председательствующий И.А. Волошкова
Судьи Н.П. Подкорытова
Ю.В. Шихова
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 03.09.2021
Судья Мальцева В.В. Дело № 33-12540/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
г. Екатеринбург 03.09.2021
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Волошковой И.А.,
судей Подкорытовой Н.П.,
Шиховой Ю.В.,
при ведении протокола помощником судьи Дружининой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 03.09.2021 гражданское дело №2-266/2021 по иску прокурора города Кушвы, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом Российской Федерации, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области о возложении обязанности устранить нарушения в сфере использования защитных сооружений гражданской обороны,
по апелляционной жалобе ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области на решение Кушвинского городского суда Свердловской области от 19.05.2021,
заслушав доклад судьи Подкорытовой Н.П., пояснения прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Плотниковой С. О.,
руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Кушвинского городского суда Свердловской области от 19.05.2021, оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, - без удовлетворения.
Председательствующий И.А. Волошкова
Судьи Н.П. Подкорытова
Ю.В. Шихова