Решение по делу № 2а-600/2020 от 11.11.2019

Дело № 2а-600/2020

24RS0017-01-2019-004577-47

020а

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Красноярск      13 января 2020 года

Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Лузгановой Т.А.,

при секретаре Головиной Е.С.,

с участием:

административного истца – Волобуева А.А.,

представителя административного ответчика – Дроздова В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Волобуева Анатолия Анатольевича к Центральному Банку Российской Федерации о признании незаконными действий (бездействия), признании незаконным отказа в ознакомлении с материалами проверки,

УСТАНОВИЛ:

Волобуев А.А. обратился в суд с административным иском к Центральному Банку Российской о признании незаконными действий (бездействий), признании незаконным отказа в ознакомлении с материалами проверки. Требования мотивированы тем, что административным истцом Волобуевым А.А. в Центральный Банк России неоднократно были направлены обращения, в которых административный истец просил Банк России проверить профессиональную экономическую деятельность BCS-Forex Limited на рынке ценных бумаг/территории Российской Федерации. На вышеуказанные обращения Волобуева А.А. административным ответчиком были даны ответы от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, которые, по мнению административного истца, не были даны по существу и подтверждает, что Центральный Банк России не осуществляет защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов Волобуева А.А. Кроме того, административному истцу был дан ответ Центрального Банка России об отказе административному истцу в ознакомлении с результатами проводимой проверки в отношении компании BCS-Forex Limited, который также, по мнению административного истца, является незаконным. На основании изложенных доводов Волобуев А.А. просит суд с учетом имеющихся уточнений: 1. Признать незаконным оформленный ответом Банка России от ДД.ММ.ГГГГ отказ Банка России Волобуеву А.А. в ознакомлении с непосредственно затрагивающими его права и свободы документами и материалами проверки Банка России в отношении компании BCS-Forex Limited и Финансовой группы БКС по обращению Волобуева А.А. к Банк России от ДД.ММ.ГГГГ , возложить на банк обязанность в установленный судом срок обеспечить Волобуева А.А. возможность ознакомления, и ознакомить в полном объеме и должным образом с непосредственно затрагивающими его права и свободы документами и материалами проверки Банка России в отношении компании BCS-Forex Limited и Финансовой группы БКС по обращению Волобуева А.А. в Банк России от ДД.ММ.ГГГГ. 2. Признать незаконным бездействие Банка России по обращению Волобуева А.А. в Банк России от ДД.ММ.ГГГГ 3. Возложить обязанность на Банка России в установленный срок: 3.1 - остановить незаконную деятельность компании BCS-Forex Limited, BCS-Markets Limited на рынке ценных бумаг на территории Российской Федерации, осуществляемую посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: блокировать сайт www.forex-bcs.com на территории РФ, блокировать прямой и опосредованный перевод денежных средств и иных активов с территории РФ на счет компании BCS-Forex Limited/ BCS-Markets Limited. 3.2 - направить компаниям BCS-Forex Limited/ BCS-Markets Limited, их владельцам, бенефициарам, иным аффилированным лицам, Президенту ФГ БКС Михасенко О.В., ФГ БКС предписание/уведомление/предупреждение/требование Банка России. 3.3 - взыскать в бюджет Российской Федерации в полном объеме доходы, полученные компаниями BCS-Forex Limited/ BCS-Markets Limited, их владельцам, бенефициарам, иным аффилированным лицам от незаконной деятельности компаний BCS-Forex Limited/ BCS-Markets Limited на рынке ценных бумаг/территории Российской Федерации путем подачи исков в суды Российской Федерации, суды иностранных государств и международные суды. 3.4 - направить материалы и документы проверки Банка России в отношении компании BCS-Forex Limited и Финансовой группы БКС по обращению Волобуева А.А. в Банк России от ДД.ММ.ГГГГ в МВД России. 3.5 направить материалы и документы проверки Банка России в отношении компании BCS-Forex Limited и Финансовой группы БКС по обращению Волобуева А.А. в Банк России от ДД.ММ.ГГГГ №ОЭ-54593 в ФНС России. 3.6 – ввести запрет на получение и владение лицензией форекс-дилера Российской Федерации юридическому лицу, образованному/принадлежащему/руководимому юридическим/физическим лицом, причастным к незаконной деятельности BCS-Forex Limited/ BCS-Markets Limited и иных компаний на рынке ценных бумаг/территории Российской Федерации и иностранных государств.

В судебном заседании административный истец Волобуев А.А. административные исковые требования поддержал в полном объеме по вышеизложенным основаниям, просил удовлетворить. Дополнительно Волобуевым А.А. заявлены требования признать незаконным бездействия Банка России по неосуществлению проверки деятельности компании BCS-Forex Limited/ BCS-Markets Limited на рынке ценных бумаг/территории Российской Федерации; обязать Банк России осуществить полную и должным образом проверку компании BCS-Forex Limited/ BCS-Markets Limited на рынке ценных бумаг/территории Российской Федерации.

Также административный истец дополнительно представил обоснование соблюдения срока для обращения в суд, указывая на то, что административный иск подан в суд ДД.ММ.ГГГГ на основании и при соблюдении частей 1 и 1.1 статьи 219 КАС РФ в течение срока, в раках которого у административного ответчика Банка России сохраняется длящееся неустранимая обязанность совершить соответствующие действия по полному и должным образом устранению его оспариваемого длящегося возобновляемого незаконного бездействия и по восстановлению нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца. Окончательно и во внесудебном порядке невосстановимо Волобуеву А.ВА. стало известно о нарушении Банком России его прав, свобод и законных интересов ДД.ММ.ГГГГ ответом ЦБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ . Исходя из изложенного, по мнению административного истца, пропуск срока для обращения в суд отсутствует.

Представитель административного ответчика - Центрального Банка Российской Федерации – Дроздов В.М. (полномочия проверены) в судебном заседании возражал против удовлетворения требований административного истца Волобуева А.А., поддержал письменные возражения на иск, из которых следует, что Банк России в пределах компетенции, установленной Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Закон о Банке России), и в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Закон о порядке рассмотрения обращений граждан) рассмотрел обращения и направил в адрес административного истца ответы от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , с разъяснением позиций Банка России по существу обращений. Административным истцом в дополнение к ранее направленным обращениям в Банк России также было направлено обращение от ДД.ММ.ГГГГ вх. № (с дополнительной информацией в отношении BCS-Forex Limited), на которое дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ , направлено обращение от ДД.ММ.ГГГГ вх. № о предоставлении информации о принятых мерах и выполненных действиях, на которое также дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ . Компания BCS-Forex Limited не имеет выданную в установленном законодательством Российской Федерации порядке лицензию на осуществление деятельности форекс-дилера, не является профессиональным участником рынка ценных бумаг, в связи с чем, не является поднадзорной Банку России организацией, о чем административному истцу был направлен соответствующий ответ. С учетом изложенного, у Банка России отсутствуют полномочия по применению к компании BCS-Forex Limited мер, предусмотренных Федеральным законом «О рынке ценных бумаг», Законом о Банке России. Согласно п.1 ч.1 ст.10 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения. В соответствии с п.1 ч.4 ст.10 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Все обращения административного истца рассмотрены Банком России, на них даны обоснованные ответы в соответствии с компетенцией Банка России, право административного истца на обращение в органы государственной власти, а также корреспондирующая данному праву обязанность государственного органа в соответствии со своей компетенцией рассмотреть данное обращение, Банком России исполнены в полном объеме. По существу, требования административного истца сводятся к его несогласию с содержанием предоставленных ответов. Вместе с тем, законодательством не предусмотрено право заинтересованного лица требовать ответа определенного им содержания. Несогласие административного истца с данными ему Банком России ответами не является основанием для удовлетворения заявления о признании незаконными действий (бездействия) Банка России. Банком России были своевременно рассмотрены все обращения истца, и на них дан ответ в пределах компетенции Банка России, с учетом изложенных в обращениях вопросов. Дополнительно к изложенному, Банк России полагает, что административным истцом пропущен срок подачи административного искового заявления. Ч.1 ст.219 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Обращаясь в суд, административный истец обжалует действия (бездействие) Банка России, связанные с результатом рассмотрения обращения административного истца от ДД.ММ.ГГГГ вх. № (последующие обращения Волобуева А.А. являются по содержанию аналогичными указанному обращению) и ответом Банка России на указанное обращение от ДД.ММ.ГГГГ , направленным в соответствии с требованиями части 4 статьи 10 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении Волобуева А.А. Таким образом, административный истец обратился в суд за пределами срока, установленного КАС РФ, в отсутствие обоснованного ходатайства о восстановлении срока на подачу административного искового заявления. На основании изложенного и в соответствии со статьями 218, 219, 227 КАС РФ, Банк России просит суд отказать в удовлетворении административного искового заявления Волобуева А.А.

Выслушав участников процесса, изучив доводы административного иска, исследовав материалы дела, представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации и гл.22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч.8 ст.226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решений, действий (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающие:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ч.11 ст.226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с положениями ч.ч.7, 8 ст.219 КАС РФ, пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Как следует из представленных материалов и установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ вх. в Центральный банк Российской Федерации поступило обращение Волобуева А.А., с указанием адреса электронной почты, в котором административный истец ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ BCS-Forex Limited, зарегистрированная в Сент-Винсенте и Гренадинах, как International Business Company ДД.ММ.ГГГГ под номером <данные изъяты>, не выводя сделки клиента на глобальный валютно-обменный рынок спот, используя «нерыночные» котировки AUD, незаконно привела баланс клиента к 0.00 рублей. Ущерб клиента составил более 2 млн.рублей. BCS-Forex Limited в удовлетворении претензии клиента отказала полностью; обращение на имя президента ФГ БКС Михасенко О.В. оставлено без ответа; ФГ БКС в лице БКС Премьер на обращение клиента к президенту ФГ БКС дало ответ не по существу. Государственный контролирующий орган SVGFSA отказал клиенту в защите, заявив о полном отсутствии со своей стороны регулирования BCS-Forex Limited; агент регистрации Wilfred Services Limited на обращение клиента ответа не дал. BCS-Forex Limited осуществляет профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг/территории РФ, не обладая обязательной для осуществления деятельности форекс-дилера лицензией ЦБ РФ; не является членом СРО форекс-дилеров с лицензией ЦБ РФ; является взаимосвязанной с ФГ БКС иностранной организацией (иностранным юридическим лицом); осуществляет профессиональную деятельность форекс-дилера на рынке ценных бумаг/территории РФ через веб-сайт http://forex-bcs.com, являющийся длящейся недопустимой недобросовестной рекламой и актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством в отношении форекс-дилеров с лицензией ЦБ РФ; заключила с клиентом договор, условия которого ограничивают права клиента по сравнению с правами, предусмотренными законодательством РФ о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг; создало базу конфликта интересов с клиентом и использовало конфликт интересов с клиентом, официально декларируя его отсутствие.

В данном письме Волобуев А.А. просит Российскую Федерации в лице Банка России проверить профессиональную экономическую деятельность BCS-Forex Limited на рынке ценных бумаг/территории РФ на соблюдение законодательства РФ и при незаконной деятельности:

- остановить незаконную деятельность компании BCS-Forex Limited на рынке ценных бумаг/на территории Российской Федерации,

- блокировать работу сайта www.forex-bcs.com на территории РФ,

- блокировать прямой и опосредованный перевод активов с территории РФ в адрес BCS-Forex Limited,

- разместить на сайте Банка России сведения о незаконной деятельности BCS-Forex Limited на рынке ценных бумаг/территории РФ,

- направить BCS-Forex Limited, ее владельцам, бенефициарам, иным аффилированным лицам, Президенту ФГ БКС, ФГ БКС требование о незамедлительном прекращении незаконной деятельности BCS-Forex Limited на территории РФ и добровольном переводе в доход РФ доходов, полученных в результате незаконной деятельности BCS-Forex Limited на рынке ценных бумаг/территории Российской Федерации и возмещении ее гражданам в полном объеме в установленные сроки нанесенных им убытков,

- восстановить нарушенные незаконной деятельностью BCS-Forex Limited на рынке ценных бумаг/территории Российской Федерации права и законные интересы РФ, ее граждан и инвесторов, путем подачи соответствующих исков в отношении BCS-Forex Limited, ее владельцев, бенефициаров, иным аффилированных и причастных к деятельности юридических и физических лиц BCS-Forex Limited в суды РФ, в международные суды, суды иностранных государств и третейские суды,

- взыскать в полном объеме в доход РФ доходы, полученные BCS-Forex Limited и иными юридическими и физическими лицами в результате незаконной деятельности BCS-Forex Limited на рынке ценных бумаг/территории Российской Федерации,

- возместить гражданам РФ в полном объеме убытки, нанесённые им в результате незаконной деятельности BCS-Forex Limited на рынке ценных бумаг/территории Российской Федерации,

- ввести запрет на получение и владение лицензией форекс-дилера Российской Федерации юридическому лицу, образованному, либо принадлежащему, либо руководимому юридическим и/или физическим лицом, причастным к незаконной деятельности BCS-Forex Limited/, равно как и других компаний на рынке ценных бумаг/территории Российской Федерации и иностранных государств.

ДД.ММ.ГГГГ от Волобуева А.А. в Банк России также поступило обращение, котором он указывает, что просит считать данное обращение неотъемлемой частью обращения от ДД.ММ.ГГГГ. Указывает, что является квалифицированным инвестором. На основании ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» №46-ФЗ просит Банк России в срок не более двух недель рассмотреть его открытое обращение к ЦБ России, Государственной Думе Федерального Собрания РФ, Генеральной прокуратуре РФ, МВД России, Росфинмониторингу, ФАС России, Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

ДД.ММ.ГГГГ вх.. в комитет Государственной Думы по финансовому рынку поступило электронное открытое обращение Волобуева А.А. в отношении незаконной деятельности BCS-Forex Limited, которое председателем Комитета Аксаковым А.Г. направлено в адрес Председателя Центрального банка Российской Федерации Набиуллиной Э.С., которое получено Банком ДД.ММ.ГГГГ вх. №, о чем свидетельствует отметка на письме.

Также открытое обращение Волобуева А.А. было перенаправлено для рассмотрения в Банк России Генеральной прокуратурой РФ (вх. ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ административному истцу Волобуеву А.А. за исходящим номером Банком России был дан ответ о том, что компания BCS-Forex Limited не является поднадзорной Банку России организацией, в связи с чем, у Банка России отсутствуют возможности применения к вышеуказанной организации мер надзорного реагирования.

Также в письме заявителю разъяснено, что Банком России проводится системная работа по выявлению на территории РФ деятельности организаций и публичных проектов, имеющих признаки нелегальной деятельности на финансовом рынке, признаки «финансовой пирамиды». В рамках данной работы используется информация, в том числе, содержащаяся в обращениях физических и юридических лиц. В этой связи, выражена благодарность Волобуеву А.А. за предоставленные сведения, содержащиеся в обращении. Помимо этого, указано, что в случае выявления Банком России в деятельности какой-либо организации или публичного проекта признаков нелегальной деятельности на финансовом рынке информация об этом направляется в уполномоченные государственные органы для рассмотрения и принятия решения, в соответствии с законодательством РФ.

Кроме того, письмом Центрального Банка от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу Волобуеву А.А. сообщено, что на обращения в отношении деятельности BCS-Forex Limited аналогичного содержания от ДД.ММ.ГГГГ вх<данные изъяты>, от ДД.ММ.ГГГГ вх.№<данные изъяты>, от ДД.ММ.ГГГГ вх.№<данные изъяты> Департаментом противодействия недобросовестным практикам направлен ответ письмом от ДД.ММ.ГГГГ .

Ответом от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу Волобуеву А.А. сообщено, что Департаментом противодействия недобросовестным практикам рассмотрено обращение Волобуева А.А. от ДД.ММ.ГГГГ №ОЭ-73725, а также обращение от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> в отношении деятельности BCS-Forex Limited и в дополнении к ранее направленным ответам от ДД.ММ.ГГГГ исх., от ДД.ММ.ГГГГ исх. сообщает, что изложенные в обращениях сведения приняты к рассмотрению, и в случае подтверждения признаков нелегальной деятельности на финансовом рынке, информация об этом направляется в уполномоченные государственные органы для рассмотрения и принятия решения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец Волобуев А.А. подал интернет-обращение в адрес Центрального Банка России вх. , с просьбой предоставить ему информацию о принятых мерах и выполненных действиях по защите прав Волобуева А.А. и законных интересов инвестора и гражданина РФ.

На указанное интернет-обращение был дан ответ за подписью начальника Управления пресечения недобросовестных практик Департамента противодействия недобросовестным практикам Банка России Седовичева М.С., в котором сообщено, что согласно ст.1 ФЗ от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации», статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются Конституцией РФ, Законом №86-ФЗ и другими федеральными законами. Банк России не уполномочен представлять для ознакомления результаты проводимой работы, за исключением случаев, предусмотренных законом, в связи с чем, не представляется возможным ознакомить заявителя с имеющимися в Банке России материалами в отношении деятельности компании.

Статьей 76.1 Закона о Банке России установлено, что Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями (в число которых входят профессиональные участники рынка денных бумаг, в том числе, форекс-дилеры) и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.

Целями регулирования, контроля и надзора за некредитными финансовыми организациями являются обеспечение устойчивого развития финансового рынка Российской Федерации, эффективное управление рисками, возникающими на финансовых рынках, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям, защита прав и законных интересов инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению, иных потребителей финансовых услуг (за исключением потребителей банковских услуг). Банк России не вмешивается в оперативную деятельность некредитных финансовых организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Банк России в соответствии со статьей 76.2 Закона о Банке России осуществляет регулирование, контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов. Банк России не осуществляет контроль и надзор за соблюдением международными компаниями норм иностранного права, а также правил иностранных бирж.

Таким образом, организации, зарегистрированные в иностранных юрисдикциях и позиционирующие себя в качестве форекс-дилеров, при этом не имеющие соответствующей лицензии Банка России, не являются поднадзорными Банку России, в связи с чем, решение вопросов, связанных с нарушением прав их клиентов, а также осуществление в отношении данных организаций контроля и надзора не относится к компетенции Банка России. У Банка России, в пределах его компетенции, отсутствует обязанность как самостоятельно возместить, так и требовать от кого-либо возместить ущерб, причиненный указанными организациями.

В силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане свободны в заключении договора.

Заключая договоры с организациями, зарегистрированными в иностранных юрисдикциях и позиционирующими себя в качестве предоставляющих услуги на рынке Форекс, при этом не получившими в установленном законодательством Российской Федерации порядке лицензии на осуществление деятельности форекс-дилера, граждане добровольно принимают риск невозможности защиты своих прав и законных интересов на территории Российской Федерации. Список поднадзорных Банку России организаций, имеющих лицензии на осуществление деятельности форекс-дилера, размещен на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Как следует из п.п.1, 6 ст.42 Федерального Закона «О рынке ценных бумаг», Банк России разрабатывает во взаимодействии с Правительством Российской Федерации основные направления развития финансового рынка; устанавливает порядок и осуществляет лицензирование различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также приостанавливает или аннулирует указанные лицензии в случае нарушения требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.

Как следует из письменных пояснений сторон, Компания BCS-Forex Limited не имеет выданную в установленном законодательством Российской Федерации порядке лицензию на осуществление деятельности форекс-дилера, не является профессиональным участником рынка ценных бумаг, в связи с чем, не является поднадзорной Банку России организацией, о чем административному истцу был направлен соответствующий ответ.

С учетом изложенного, у Банка России отсутствуют полномочия по применению к компании BCS-Forex Limited мер, предусмотренных Федеральным законом «О рынке ценных бумаг», Законом о Банке России.

В соответствии с ч.1 ст.10 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом (ч.3 ст.10 Федерального закона №59-ФЗ).

Согласно положениям части 6 статьи 11 Федерального закона №59-ФЗ, в случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

Оценив в совокупности обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства, суд не установил каких-либо незаконных действий или бездействия со стороны административного ответчика, а также нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

Все обращения административного истца рассмотрены Банком России, на них даны обоснованные ответы в соответствии с компетенцией Банка России.

По существу, требования административного истца сводятся к его несогласию с содержанием предоставленных ответов. Вместе с тем, несогласие административного истца с данными ему Банком России ответами не является основанием для удовлетворения требований истца о признании незаконными действий (бездействий), признании незаконным отказа в ознакомлении с материалами проверки.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о неправомерности действий (бездействий) Центрального банка России, административным истцом, в нарушение положений части 1 статьи 62, части 11 статьи 226 КАС РФ, не представлено и в материалах дела не имеется. Напротив, из представленных административным ответчиком доказательств следует, что административный ответчик действовал в пределах своих полномочий, предоставленных им ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», ФЗ «О рынке ценных бумаг».

Также необоснованны требования административного истца об обязании административного ответчика провести проверку деятельности указанных в иске компаний, по изложенным выше основаниям.

Согласно п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, предполагается, что для признания решения, действия (бездействия) незаконным, необходимо установление его противоправности и одновременно факта нарушения прав административного истца или незаконного привлечения его к ответственности в результате такого решения.

На основании изложенного, в удовлетворении требований Волобуева А.А. к Центральному Банку Российской о признании незаконными действий (бездействий), признании незаконным отказа в ознакомлении с материалами проверки, следует отказать.

Также суд учитывает то обстоятельство, что Волобуев А.А. обратился в суд с административным иском об оспаривании действий (бездействия) Банка России по истечении трехмесячного срока для обращения в суд, установленного ст.219 КАС РФ.

Ссылки административного истца на то, что о нарушении своего права он узнал только ДД.ММ.ГГГГ из письма Банка России от ДД.ММ.ГГГГ , суд признает необоснованными, поскольку первоначальный ответ был дан истцу на его обращение письмом от ДД.ММ.ГГГГ , направленным в его адрес по электронной почте. Последующие обращения Волобуева А.А. являются по содержанию аналогичными указанному обращению, и в ответах на данные обращения административный ответчик каких-либо новых доводов не указал.

Указанное обстоятельство также является основанием для отказа в удовлетворении административного иска Волобуева А.А. в части заявленных требований, изложенных в пунктах 2-3 административного иска.

Руководствуясь ст.ст.175 – 178, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Волобуева Анатолия Анатольевича к Центральному Банку Российской Федерации о признании незаконными действий (бездействия), признании незаконным отказа в ознакомлении с материалами проверки - оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца после изготовления его в окончательной форме, с подачей жалобы через Железнодорожный районный суд г. Красноярска.

В окончательной форме решение суда изготовлено 24 января 2020 года.

Судья     Т.А. Лузганова

2а-600/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Волобуев Анатолий Анатольевич
Ответчики
Центральный Банк РФ
Суд
Железнодорожный районный суд г. Красноярск
Судья
Лузганова Татьяна Александровна
Дело на странице суда
geldor.krk.sudrf.ru
21.11.2019Регистрация административного искового заявления
21.11.2019Передача материалов судье
21.11.2019Решение вопроса о принятии к производству
21.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.11.2019Судебное заседание
10.12.2019Судебное заседание
03.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее