Решение от 03.12.2015 по делу № 33-21305/2015 от 09.11.2015

Санкт-Петербургский городской суд

Рег. №: 33-21305/2015    Судья: Маженина М.А.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Санкт - Петербург    «3» декабря 2015года

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:

председательствующего

Осининой Н.А.

судей

Луковицкой Т.А., Пошурковой Е.В.

при секретаре

Васильеве А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ленинградское региональное отделение Фонда социального страхования РФ на решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 13 августа 2015 года по гражданскому делу №2-4423/2015 по иску Кингисеппского городского прокурора Ленинградской области в защиту интересов несовершеннолетней Якимчук В. В. в лице ее законного представителя Якимчука В. В.ча к Государственному учреждению - Ленинградскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение.

Заслушав доклад судьи Осининой Н.А., объяснения представителя Государственного учреждения - Ленинградского регионального отделения Фонда социального страхования РФ - Зеленской Е.Л., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

УСТАНОВИЛА:

Прокурор в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском в защиту интересов несовершеннолетней Якимчук В.В. в лице законного представителя Якимчука В.В. об обязании Государственного учреждения – Ленинградского регионального отделения Фонда социального страхования РФ (далее Фонд) предоставить несовершеннолетней Якимчук В.В. путевку на санаторно-курортное лечение.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведенной проверки было установлено, что Якимчук В.В. является ребенком-инвалидом, ее законный представитель Якимчук В.В. <дата> обратился с заявлением о предоставлении ребенку путевки на санаторно-курортное лечение в санаторий согласно медицинской справке в Кингисеппское отделение ФСС РФ, однако путевка на санаторно-курортное лечение ребенку за 2014 год предоставлена не была.

Решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> Государственное учреждение - Ленинградское региональное отделение Фонда социального страхования РФ обязано принять меры по организации мероприятий, направленных на приобретение для ребенка-инвалида Якимчук В.В., <дата> рождения, путевки на санаторно-курортное лечение, соответствующей профилю ее заболевания, обеспечить ребенка-инвалида Якимчук В.В. путевкой на санаторно-курортное лечение, соответствующей профилю ее заболевания. С ответчика в доход государства взыскана государственная пошлина <...> рублей.

В апелляционной жалобе Фонд с решением суда не согласен, просит его отменить, как незаконное и необоснованное.

Исходя из положений ст. 167 ГПК РФ, с учетом того, что законный представитель несовершеннолетней Якимчук В.В., <дата> рождения - Якимчук В.В. в заседание судебной коллегии не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом телефонограммой, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Из материалов дела усматривается, что несовершеннолетняя Якимчук В.В., <дата> рождения, является ребенком-инвалидом (л.д. 11,13), в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида нуждается в санаторно-курортном лечении (л.д. 15-17), в связи с чем, в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1997года № 178-ФЗ имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, том числе, на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.

<дата> законный представитель Якимчук В.В. обратился с заявлением и документами на предоставление путевки в 2014 году, в связи с чем, ему было выдано уведомление о регистрации заявления о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение на 2014 год за номером №... (л.д.14).

Из ответа Фонда от <дата>, направленного в Кингисеппскую прокуратуру, следует, что в 2014 году путевка на санаторно-курортное лечение на имя несовершеннолетней Якимчук В. не распределялась, так как по дате подачи заявления очередность предоставления путевки не наступила. Очередность несовершеннолетней Якимчук В.В. на предоставление санаторно-курортной путевки по рекомендованному профилю лечения (с учетом даты подачи заявления) была №... ( л.д. 19-20).

Из ответа Фонда от <дата>, направленного в Кингисеппскую прокуратуру, следует, что с учетом объемов средств финансирования и количества поступивших заявок на получение путевок на санаторно-курортное лечение, в 2014 году несовершеннолетней Якимчук В.В. путевка на санаторно-курортное лечение не предоставлялась. На указанную дату очередность Якимчук В.В. на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение была №... (л.д.21-24).

Возражая против заявленных прокурором требований, Фонд указал, что <дата> несовершеннолетняя Якимчук В.В. была поставлена на учет для получения санаторно-курортной путевки в 2014 году, при этом в 2014 году в пределах выделенных средств федерального бюджета было приобретено 102 путевки на санаторно-курортное лечение, а на учете на получение путевок на санаторно-курортное лечение состояло 347 детей-инвалидов. При таких обстоятельствах несовершеннолетняя Якимчук В.В. не была обеспечена в 2014 году путевкой на санаторно-курортное лечение, поскольку все обратившиеся граждане за предоставлением путевок на санаторно-курортное лечение имеют равные права, обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение осуществляется в порядке очередности граждан, подавших заявки на предоставление путевок, и средств финансирования по данной статье расходов.

Разрешая спор и удовлетворяя исковое заявление прокурора, действовавшего в интересах несовершеннолетней Якимчук В.В., суд первой инстанции руководствовался Федеральным законом от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и исходил из того, что Якимчук В.В. в лице законного представителя своевременно обратившаяся к ответчику с заявлением на получение путевки на санаторно-курортное лечение с приложением всех необходимых документов, подтверждающих нуждаемость в санаторно-курортном лечении, имела право на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение в 2014 году до <дата>. Суд также указал, что недостаточное финансирование регионального отделения Фонда на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение из средств федерального бюджета и большое количество лиц, имеющих право на такую социальную услугу, как санаторно-курортное лечение, не могут явиться основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.

С указанными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.

В состав набора социальных услуг включается согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 названного Федерального закона предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ).

В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. №328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).

Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (п. 3.3 Порядка).

Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме №070/у-04, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п. 3.7 Порядка).

Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п. 3.8 Порядка).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 г. №271н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее - Административный регламент).

Документами, необходимыми для предоставления территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации заявителю путевки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке, предоставленной территориальным органом Фонда, и обратно, являются заявление о предоставлении государственной услуги и справка для получения путевки по форме №070/у-04, выданная заявителю лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения (п. 13 Административного регламента).

Пункт 19 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке и обратно. Согласно данному перечню к таким основаниям относятся: отсутствие у гражданина статуса, дающего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, непредоставление заявителем необходимых документов либо представление документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, отказ гражданина от получения соответствующей государственной услуги.

Частью 3 ст. 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. №864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.

Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (п. п. 4, 11, 19 - 21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. №864).

В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ч. 1 ст. 6.4 Федерального закона от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ). Согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. №143 органом, осуществляющим ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.

Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (п. 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. №1294).

Оплата стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели (п. 3 названных Приказов).

Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.

Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений.

Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 г. №686-О).

Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст.6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный Закон не предусматривает.

Положение ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.

Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.

Что касается финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение и его объемов, то оно осуществляется в рамках действующего правового регулирования.

Между тем суд, разрешая спор, неправильно истолковал подлежащие применению положения Федерального закона от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ, а также принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты, вследствие чего пришел к ошибочному выводу о том, что не предоставление ответчиком несовершеннолетней Якимчук В.В. путевки на санаторно-курортное лечение за 2014 год в период до 31.12.2014 года следует расценивать как лишение гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение и отказ в предоставлении ему государственной социальной помощи.

Принимая решение, обязывающее ГУ - Ленинградское региональное отделение ФСС РФ предоставить Якимчук В.В. путевку на санаторно-курортное лечение, судом не приняты во внимание права иных граждан - получателей набора социальных услуг, состоящих на учете для получения путевок на санаторно-курортное лечение по Ленинградской области, заявления которых о предоставлении путевки были зарегистрированы ранее обращения несовершеннолетней Якимчук В.В. (в лице законного представителя) в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по данному вопросу.

При этом, как следует из материалов дела, заявление законного представителя Якимчук В.В., <дата> рождения, от <дата> о предоставлении санаторно-курортной путевки в 2014 году было рассмотрено Ленинградским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации в установленном законом порядке: ребенок был принят на учет для обеспечения санаторно-курортным лечением в очередь под регистрационным номером №...

Следовательно, путевка на санаторно-курортное лечение должна была быть предоставлена несовершеннолетней Якимчук В.В., исходя из последовательности, определяемой датой регистрации его заявления.

Как усматривается из сведений, представленных представителем ответчика суду апелляционной инстанции, в настоящее время несовершеннолетняя Якимчук В.В. обеспечена путевкой на санаторно-курортное лечение.

При таких обстоятельствах решение районного суда принято с нарушением норм материального права, что является основанием для его отмены.

Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░ 13 ░░░░░░░ 2015 ░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░., <░░░░> ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

░░░░░:

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33-21305/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Кингисеппский городской прокурор в инт. несовершенолет. в лице ее закон. представителя Якимчук В.В.
Ответчики
ФСС
Суд
Санкт-Петербургский городской суд
Судья
Осинина Нина Александровна
Дело на сайте суда
sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru
03.12.2015Судебное заседание
09.12.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.12.2015Передано в экспедицию
03.12.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее