Дело № 2а-1340/2021
УИД: 27RS0013-01-2021-002285-11
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
03.11.2021 г. Амурск, Хабаровский край
Амурский городской суд Хабаровского края
в составе председательствующего судьи Хасановой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Василенко Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Хабаровскому краю к Кобрусевой Н. В. о взыскании задолженности по страховым взносам, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Хабаровскому краю (далее – Межрайонная ИФНС России № 8 по Хабаровскому краю) обратилась в суд с вышеуказанным иском, указав, что Кобрусева Н.В. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и прекратила свою деятельность 12.01.2021, являлась плательщиком страховых взносов и была обязана своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ (далее ПФ РФ), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) в установленные законом сроки, начисленные после 01.01.2017.
Должник прекратил свою деятельность 12.01.2021, соответственно страховые взносы, начисленные за период с 01.01.2017 по 12.01.2021,
В связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов в установленные законодательством сроки, должнику была начислена пеня. В целях досудебного урегулирования спора, налоговым органом должнику направлены требования от 24.01.2018 № 258878, от 25.01.2018 № 259701, от 14.12.2018 № 43908, от 28.01.2019 № 268926, от 10.01.2020 № 613, от 03.02.2021 № 1620 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов и установлен срок погашения числящейся задолженности. По истечении срока уплаты указанного в требованиях, оплата в добровольном порядке должником не произведена, в связи с чем истец обратился с заявлением о вынесении судебного приказа на взыскание задолженности по транспортному налогу, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, страховых взносов на обязательное пенсионное страхования работающего населения в фиксированном размере. Определением мирового судьи судебного участка № 44 Амурского района Хабаровского края от 04.08.2021 отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа.
Просит взыскать с Кобрусевой Н.В., ИНН №, задолженность на общую сумму 129272,55 руб. за 2017-2021 гг., в том числе:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному), за расчетный период с 01.01.2017: налог в размере 100663,71 руб., пеня в размере 2153,74 руб.;
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее – ФФОМС) за расчетный период, начиная с 01.01.2017: налог в размере 26011,81 руб., пеня в размере 443,29 руб.(л.д.2-4).
Одновременно административным истцом подано ходатайство о восстановлении срока обращения в суд с настоящим иском, мотивируя тем, что установленный законом срок пропущен по уважительной причине, поскольку в связи с изменением статуса налогоплательщика - с индивидуальный предприниматель на физическое лицо – инспекцией не применены меры принудительного взыскания, предусмотренные ст. ст.46, 48 Налогового кодекса РФ по техническим причинам, а обязанность платить законно установленные налоги, сборы, взносы является конституционной обязанностью каждого. При этом, представлено ходатайство в отношении подачи административного иска о взыскании страховых взносов с иного гражданина и на иную сумму долга (л.д.5-7).
Надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, представитель административного истца в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, настаивал на удовлетворении заявленных требований (л.д.4).
Административный ответчик в суд не явился по не известной причине, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял, не возражал против рассмотрения дела в свое отсутствие, не представил возражений по административному иску.
Верховный Суд Российской Федерации исходит из того, что факт проживания в пределах Российской Федерации (место жительства) удостоверяется регистрацией по месту жительства (Решение ВС РФ от 20.09.2001 г. № ГКПИ 2001-1409).
Судебные повестки, неоднократно направлявшиеся административному ответчику по известным суду адресам, адресу регистрации, возвращены в суд с отметками «истек срок хранения». Несмотря на неоднократно направлявшиеся почтовые извещения, административный ответчик являться в отделение связи за повестками отказалась.
При таких обстоятельствах и поскольку административный ответчик фактически отказывается от получения судебных повесток; институт принудительного вручения повесток и уведомления административного ответчика о времени и месте судебного заседания российскому административному процессу неизвестен; отложение судебного заседания до того момента, когда административный ответчик пожелает получить судебную повестку, безусловно приведёт к затягиванию судебного разбирательства фактически на неопределённое время, и нарушению права административного истца на рассмотрение дела в разумный срок; право подвергать административного ответчика, не наделенного государственными или иными публичными полномочиями и присутствие которого в судебном заседании в силу закона не является обязательным и не признано таковым судом, принудительному приводу суду законом не предоставлено; при возвращении почтовым отделением связи судебных повесток и извещений с отметкой «истек срок хранения», признается, что в силу положений статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, неявка лица в суд по указанным основаниям признается его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела; имея в виду, что суд не может поставить зависимость отправления правосудия от желания либо нежелания административного ответчика получать судебные извещения, являться в судебное заседание, в то время, как, в соответствии с ч. 6 ст. 45 КАС РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами, неполучение почтовой корреспонденции с судебными извещениями административным ответчиком суд расценивает как отказ адресата от их получения, в связи с чем рассмотрел дело в отсутствие административного ответчика.
В соответствии со ст.150, ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд рассмотрел дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела и представленные доказательства; оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в соответствии со статьей 84 КАС РФ; рассмотрев административный иск в пределах поддержанных административным истцом требований, суд приходит к следующему:
В силу части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Обязанность по оплате законно установленных налогов и сборов предусмотрена статьей 57 Конституции Российской Федерации.
В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с Постановлением правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» административный истец является территориальным органом Федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов (налоговый орган), который в соответствии с п. 2 ст. 52 НК РФ исчисляет налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств на основании сведений, полученных в соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ.
В порядке п. 1 ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Обязанность по уплате налогов и сборов возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах (пункт 1 статьи 44 НК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 44 НК РФ положения, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно пунктам 2,6 статьи 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктами 8,9 статьи 45 НК РФ правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов, налоговых агентов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов с учетом положений настоящего пункта.
Порядок взыскания налога, сбора, страховых взносов, а также пеней, штрафа за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также за счет его электронных денежных средств определен в статье 46 НК РФ.
Так, в соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума. Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит, если иное не установлено настоящим пунктом. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Решение о взыскании принимается, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем четвертым настоящего пункта. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию, такая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, решение о взыскании принимается в течение двух месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию, такая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, решение о взыскании принимается в течение двух месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после вынесения указанного решения. В случае невозможности вручения решения о взыскании налогоплательщику (налоговому агенту) под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.
Согласно пунктам 9, 10 статьи 46 НК РФ положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, страховых взносов. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании сбора, страховых взносов и штрафов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Порядок взыскания налога, сбора, страховых взносов, а также пеней и штрафов за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора, плательщика страховых взносов) - организации, индивидуального предпринимателя определен в статье 47 НК РФ.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 47 НК в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно пунктам 8, 9 статьи 47 НК РФ положения, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, страховых взносов, а также штрафов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании сбора (страховых взносов) за счет имущества плательщика сбора (плательщика страховых взносов) - организации или индивидуального предпринимателя.
Порядок взыскания налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем определен в статье 48 НК РФ.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Пунктом 4 статьи 5 НК РФ предусмотрено, что акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие обязанности налогоплательщиков или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившей в законную силу 29.12.2017, признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящаяся, в том числе за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии с подпунктами 1,5 пункта 3 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно требованию от 24.01.2018 № 258878, по состоянию на 24.01.2018, направленному должнику Кобрусевой Н.В., ей предложено до 13.02.2018 погасить имеющуюся задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 23400 руб., пени в сумме 59,67 руб. (л.д.18-19).
Согласно требованию от 25.01.2018 № 259701, по состоянию на 25.01.2018, направленному должнику Кобрусевой Н.В., ей предложено до 14.02.2018 погасить имеющуюся задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 4590 руб., пени в сумме 1438,62 руб. (л.д.21-22).
Согласно требованию от 14.12.2018 № 43908, по состоянию на 14.12.2018, направленному должнику Кобрусевой Н.В., ей предложено до 11.09.2019 погасить имеющуюся задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование с 01.01.2017 прочие начисления за 2017 г. в размере 23400,00 руб. и пени в сумме 1813,91 руб. (л.д.24-25).
Согласно требованию от 28.01.2019 № 268926, по состоянию на 28.01.2019, направленному должнику Кобрусевой Н.В., ей предложено до 30.01.2020 погасить имеющуюся задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС с 01.01.2017 в размере 32385,00 руб. и пени в сумме 719,31 руб. (л.д.27-28).
Согласно требованию от 10.01.2020 № 613, по состоянию на 10.01.2020, направленному должнику Кобрусевой Н.В., ей предложено до 30.01.2020 погасить имеющуюся задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС с 01.01.2017 в размере 36238,00 руб. и пени в сумме 67,95 руб. (л.д.30-31).
Согласно требованию от 03.02.2021 № 1620, по состоянию на 03.02.2021, направленному должнику Кобрусевой Н.В., ей предложено до 30.03.2021 погасить имеющуюся задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС с 01.01.2017 в размере 30062,52 руб. и пени в сумме 135,50 руб. (л.д.33-35).
Из расчета административного истца следует, что общая сумма долга составляет 129272,55 руб. (л.д.37-47).
Кобрусева Н.В. находилась в статусе индивидуального предпринимателя с 11.03.2004 по 12.01.2017, что подтверждается выпиской из ЕГРИП от 19.07.2021 (л.д.11-17).
Решения о принудительном взыскании долга по страховым взносам, пени в порядке, определенном статями 46 и 47 НК РФ, налоговым органом принималось 27.04.2018, 26.03.2019, 08.10.2019, 21.02.2020, по требованиям от 24.01.2018, 25.01.2018,09.02.2018,28.01.2019,14.12.2018,10.01.2020 (л.д.47-50), которые ответчиком не были исполнены (доказательств обратного материалы дела не содержат).
В силу части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно разъяснениям, данным во втором абзаце пункта 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.
Определением мирового судьи судебного района «г. Амурск и Амурский муниципальный район Хабаровского края» на судебном участке № 44 от 04.08.2021 отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа по заявлению Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Хабаровскому краю о взыскании с Кобрусевой Н.В. недоимки по страховым взносам и пени (л.д.8-9).
Административным истцом заявлены требования о взыскании с должника задолженности на общую сумму 129272,55 руб. за период с 2017-2021 гг.
Разрешая требование административного истца о взыскании задолженности за расчетный период 2017-2019 гг., прихожу к следующим выводам.
Заявление о вынесении судебного приказа подано налоговым органом за пределами срока, установленного вышеизложенными положениями НК РФ и КАС РФ (по требованию от 24.01.2018 срок исполнения требования в добровольном порядке - до 13.02.2018, по требованию от 25.01.2018 – до 14.02.2018, по требованию от 14.12.2018 – до 11.01.2019, по требованию от 28.01.2019 – до 15.02.2019, по требованию от 10.01.2020 – до 30.01.2020).
Настоящее административное исковое заявление налоговым органом подано 05.10.2021 (л.д.54), то есть также с пропуском установленного законом срока обращения в суд с настоящим иском.
Административный истец просит восстановить пропущенный срок для принудительного взыскания долга.
Суд при рассмотрении административного дела о взыскании обязательных платежей и санкций обязан поверить в том числе, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, соблюден ли установленный законом срок обращения в суд (часть 6 статьи 289 КАС РФ).
Статус Кобрусевой Н.В. изменился 12.01.2021 (физическое лицо вместо индивидуального предпринимателя). Налоговый орган выставил требования об уплате в период, в том числе, когда Кобрусева Н.В. находился уже в статусе физического лица, а не индивидуального предпринимателя.
Порядок принудительного взыскания долга не применялся, а срок для применения порядка взыскания, определенного в статье 48 НК РФ, истек, за исключением срока по требованию от 03.02.2021, по которому определен срок уплаты до 30.03.2021.
Разрешая ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного срока обращения в суд с настоящим административным иском, суд не находит оснований для его удовлетворения.
Доказательств уважительности причины пропуска срока материалы дела не содержат; доводы административного истца, изложенные в ходатайстве о восстановлении срока, не могут быть признаны судом уважительными.
Как установлено судом, и следует из материалов дела, срок на обращение в суд с данными требованиями налоговым органом был пропущен еще на момент обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, по требованиям от 24.01.2018, 25.01.2018, 14.12.2018, 28.01.2019, 10.01.2020.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22.03.2012 № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ, не может осуществляться.
Доводы административного истца о том, что срок на обращение в суд был пропущен в связи с техническими причинами, расцениваются судом как несостоятельные, поскольку Межрайонная ИФНС № 8 России по Хабаровскому краю является юридическим лицом, территориальным органом федерального органа исполнительной власти, имеет необходимый штат сотрудников для надлежащего исполнения обязанностей по взысканию налогов, штрафов, в том числе по надлежащему и своевременному оформлению процессуальных документов для обращения в суд в пределах установленного законом шестимесячного срока, являющегося достаточным.
Следует также учитывать, что своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
Исходя из положений части 5 статьи 138, части 5 статьи 180 КАС РФ, установление факта пропуска без уважительных причин срока обращения в суд с административным иском в предварительном или судебном заседании является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требования административного истца о взыскании задолженности с Кобрусевой Н.В. за период 2017-2019 гг. по требованиям от 24.01.2018, 25.01.2018, 14.12.2018, 28.01.2019, 10.01.2020.
Разрешая требование административного истца о взыскании задолженности за расчетный период 2020-2021 гг., прихожу к следующим выводам.
Действующее законодательство, регулирующее вопросы социального страхования, предусматривает, что индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты физическим лицам, обязаны производить исчисление и уплату суммы страховых взносов вне зависимости от размера полученного дохода в фиксированном размере. При этом факт осуществления или неосуществления предпринимательской деятельности указанными лицами, равно как и ее результат - получение дохода либо его неполучение (по любым причинам), охватывается понятием риска предпринимательской деятельности и не влияет на изменение или прекращение обязанности по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя.
Предприниматель признается застрахованным на весь период страхования - с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и до государственной регистрации прекращения им деятельности в таком качестве.
Таким образом, при наличии у физического лица статуса индивидуального предпринимателя он обязан уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере. Только после утраты соответствующим физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя в установленном порядке прекращается обязанность индивидуального предпринимателя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа.
Аналогичная правовая позиция приведена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.01.2018 N 44-О.
Исходя из размера требований об уплате задолженности: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, налог за 2020 г. в сумме 20318,00 руб., за 2021 г. в сумме 1046,71 руб., пени в сумме 95,88 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, налог за 2020 г. в сумме 8426,00 руб., за 2021 г. в сумме 271,81 руб., пени в сумме 39,62 руб., а всего 30198,02 руб., принимая во внимание срок обращения Межрайонной ИФНС России № 8 по Хабаровскому краю к мировому судье о выдаче судебного приказа, по которому определением мирового судьи от 04.08.2021 было отказано в принятии заявления, срок обращения с административным исковым заявлением в Амурский городской суд 05.10.2021, суд приходит к выводу о том, что в данной части требований срок обращения в суд за взысканием недоимки, и пени административным истцом не пропущен, в связи, с чем в данной части – по требованию от 03.02.2021, требования Межрайонной ИФНС № 8 по Хабаровскому краю подлежат удовлетворению.
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что требования Межрайонной ИФНС № 8 по Хабаровскому краю подлежат частичному удовлетворению, а именно в части взыскания задолженности: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, налог за 2020 г. в сумме 20318,00 руб., за 2021 г. в сумме 1046,71 руб., пени в сумме 95,88 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, налог за 2020 г. в сумме 8426,00 руб., за 2021 г. в сумме 271,81 руб., пени в сумме 39,62 руб., а всего 30198,02 руб.; в удовлетворении остальной части заявленных требований, надлежит отказать.
Согласно ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Вместе с тем, принимая во внимание положения абзаца 10 пункта 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, который являясь специальным федеральным законом, регулирующим отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в данном случае имеет приоритетное значение, что отражено в пункте 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", в котором прямо разъяснено, что при разрешении коллизий между частью 1 статьи 114 КАС РФ и положениями Бюджетного кодекса РФ судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса РФ, государственная пошлина подлежит взысканию с административного ответчика в доход муниципального образования – в бюджет Амурского муниципального района Хабаровского края.
Исходя из суммы удовлетворенных исковых требований, в соответствии с требованиями п.1 ч.1 ст. 333.19 НК РФ, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1105,94 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Хабаровскому краю к Кобрусевой Н. В. о взыскании задолженности по страховым взносам, пени удовлетворить частично.
Взыскать в бюджет с Кобрусевой Н. В., <данные изъяты> года рождения, уроженки <данные изъяты>, зарегистрированной по адресу: <данные изъяты>
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017): налог за 2020 г. в сумме 20318,00 руб., за 2021 г. в сумме 1046,71 руб., пени в сумме 95,88 руб.,
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017: налог за 2020 г. в сумме 8426,00 руб., за 2021 г. в сумме 271,81 руб., пени в сумме 39,62 руб.,
а всего взыскать 30198,02 руб., на счет УФК по Хабаровскому краю (межрайонная ИФНС России № 8 по Хабаровскому краю).
В остальной части административного иска отказать.
Взыскать с Кобрусевой Н. В., <данные изъяты> года рождения, уроженки <данные изъяты>, зарегистрированной по адресу: <данные изъяты>, в бюджет Амурского муниципального района Хабаровского края государственную пошлину в размере 1105,94 руб.
Копию решения в течение трех дней со дня принятия решения суда в окончательной форме направить сторонам.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Амурский городской суд Хабаровского края, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В. Хасанова
Решение в окончательной форме составлено 19.11.2021
(выходные дни: 04.11.2021, 05.11.2021,
06.11.2021, 07.11.2021, 13.11.2021, 14.11.2021).
Судья Н.В. Хасанова