Решение по делу № 2-3347/2022 от 16.08.2022

    Дело ...

    Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 ноября 2022г.                                                                                  <адрес>

            Железнодорожный районный суд <адрес> в составе судьи Николаевой И.П., при секретаре с/з ФИО1, с участием помощника Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора ФИО2 действующей на основании доверенности, представителей ответчика ФИО4 действующей на основании доверенности от ***, ФИО3 действующей на основании доверенности от ***, рассматривая в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ПАО «Территориальная генерирующая компания ...» (сокр.ПАО «ТГК-14») об обязании оборудовать установками очистки газов,

у с т а н о в и л :

Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц просит суд обязать ПАО ТГК-14 в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать установками очистки газов источник выбросов загрязняющих веществ в атмосферу – дымовую трубу котельной школы ..., расположенной по адресу: <адрес>, и при помощи установки очистки газов обеспечить очистку выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образуемых при эксплуатации котельной школы ...; обязать ПАО ТГК 14 в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу оборудовать установками очистки газов источник выбросов загрязняющих веществ в атмосферу- дымовую трубу котельной Амбулатории КЭЧ, расположенной по адресу <адрес> 93, при помощи установки очистки газов обеспечить очистку выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образуемых при эксплуатации котельной Амбулатории КЭЧ.

Исковые требования мотивированы тем, что проведенной прокурорской проверкой выявлены нарушения, выразившиеся в осуществлении ответчиком деятельности в отсутствие газоочистного оборудования, что влечет оказание негативного влияния на состояние окружающей среды вследствие выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В соответствии с ч.7 ст. 16 Федерального закона № 96-ФЗ запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Загрязнение атмосферного воздуха неочищенными выбросами влечет несоблюдение гарантированных статьей 42 Конституции РФ прав граждан на благоприятную окружающую среду, может повлечь за собой причинение ущерба окружающей среде и атмосферному воздуху, повлиять на состояние здоровья жителей <адрес> точную численность которых установить не представляется возможным по причине миграционных процессов. В соответствии со ст.2 Конституции РФ соблюдение и защита права каждого на благоприятную окружающую среду-обязанность государства.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена

Администрация <адрес> и Комитет по управлению имуществом и землепользованию <адрес>.

В судебном заседании представитель истца ФИО2 исковые требования поддержала в полном объеме.

Представители ответчика по доверенности ФИО3, ФИО4 исковые требования не признали, просят отказать в удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Представитель третьего лица Администрации <адрес> и Комитет по управлению имуществом и землепользованию <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, заявлений и ходатайств не поступило.

Представитель третьего лица Забайкальского межрегионального управления Росприроднадзора в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя в связи с невозможностью явки.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд признает исковые требования подлежащими удовлетворению.

    Согласно справки о результатах выездной проверки деятельности «Улан-Удэнский энергетический комплекс» филиал ПАО «ТГК-14» Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Росприроднадзора были проверены 4 котельных энергетического комплекса : Школы ... <адрес>; Школы ... по <адрес>; РПТД по <адрес>; Амбулатория КЭЧ <адрес> 93. Было выявлено, что котельная школы ... состоит на учете объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду как объект 4 категории и осуществляет выбросы загрязняющих веществ через 4 стационарных источника выбросов: 1) организованый (дымовая труба) и 3 неорганизованных (склад угля, шлакоотвал, сварочный пост). Основным источником загрязнения атмосферного воздуха являются дымовые газы, образуемые в результате сжигания каменного угля в 3 водогрейных котлах типа « КВр-300», один из которых в резерве. Выброс загрязняющих веществ осуществляется через дымовую трубу высотой 20 м и диаметром 0,385 м за счет принудительной вентиляции.

    Проведенной инвентаризацией стационарных и передвижных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух котельной школы ... установлено, что в процессе эксплуатации котельной в атмосферный воздух с дымовыми газами выбрасывается бенз(а)пирен, пыль неорганическая (20-70% SiО2 (зола угольная), коксовый остаток (сажа), азота диоксид, азота оксид, серы диоксид, углерода оксид. Выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух производится без использования средств очистки газов.

    Аналогичные нарушения выявлены при эксплуатации котельных Школы ... и Амбулатории КЭЧ энергетического комплекса.

    В нарушение законодательства об охране окружающей среды ПАО ТГК-14 грубо нарушает нормы природоохранного законодательства, обязывающие хозяйственные субъекты принимать меры к недопущению негативного воздействия на окружающую среду и среду обитания человека, в том числе путем очистки выбросов в атмосферу.

    Заключением Забайкальского межрегионального управления Росприроднадзора от 07.12.2021г. «Об участии в проверочном мероприятии в сфере природопользования в соответствии с требованием Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры от 20.10.2021г. ...а-2021/1000-21 установлено : Котельная школы ... «УУЭК» состоит на учете объектов НВОС 4 категории по адресу <адрес>. Согласно инвентаризации всего источников 4 (1-организованный, 3- неорганизованных) выброс загрязняющих веществ в атмосферу от всех источников (стационарных и передвижных) от объекта негативного воздействия Котельная школы ... «УУЭК» составляет- 8,7032884 т/год, из них твердые- 3,1781164 т/год, газообразные и жидкие- 5.525172 т/год. Согласно Отчету формы ...-ТП (воздух) за 2021 год выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от всех источников выбросов от объекта негативного воздействия Котельная школы ... составил всего – 7,398 тонн, из них твердые – 2,863 т/год, газообразные и жидкие – 4,535 тонн, из них: диоксид серы – 0,49 тонн, оксид углерода – 3,928 тонн, оксид азота – 0,117 тонн.

    Вышеуказанные загрязняющие вещества выбрасываются в атмосферный воздух дымовой трубой Котельной школы ... без очистки, в отсутствие газоочистного и пылеулавливающего оборудования.

    Также установлено, что Котельная Амбулатория КЭЧ филиала «Улан-Удэнский энергетический комплекс», расположенная по адресу <адрес>, 93, является отопительной котельной и осуществляет теплоснабжение филиала поликлиники ... <адрес>, состоит на учете объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, как объект IV категории и осуществляет выбросы загрязняющих веществ через 4 стационарных источника выбросов: 1 организованный (дымовая труба) и 3 неорганизованных. Основным источником загрязнения атмосферного воздуха являются дымовые газы, образуемые в результате сжигания каменного угля в 2 водогрейных котлах типа « КЧМ» и котла типа «ОРОР-Р650», который является резервным. Выброс загрязняющих веществ осуществляется через дымовую трубу высотой 15 м и диаметром 0,3 м за счет принудительной вентиляции.

    Проведенной инвентаризацией стационарных и передвижных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух котельной Амбулатория КЭЧ установлено, что в процессе эксплуатации котельной в атмосферный воздух с дымовыми газами выбрасывается бенз(а)пирен, пыль неорганическая (20-70% SiО2 (зола угольная), коксовый остаток (сажа), азота диоксид, азота оксид, серы диоксид, углерода оксид. Выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух производится без использования средств очистки газов.

    Согласно Отчету формы ...-ТП (воздух) за 2021 год выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от всех источников выбросов от объекта негативного воздействия Котельная Амбулатория КЭЧ составил всего –3,497 тонн, из них твердые – 1,448 т/год, газообразные и жидкие – 2,049 тонн, из них: диоксид серы – 0,267 тонн, оксид углерода – 1,733 тонн, оксид азота – 0,049 тонн.

    Вышеуказанные загрязняющие вещества выбрасываются в атмосферный воздух дымовой трубой Котельной Амбулатории КЭЧ без очистки, в отсутствие газоочистного и пылеулавливающего оборудования.

            При этом, при эксплуатации котельной КЭЧ выброс загрязняющих веществ в атмосферу от всех источников выбросов от объекта негативного воздействия ежегодно увеличивается. Так, в 2020 году выброс загрязняющих веществ в атмосферу от всех источников выбросов котельной Амбулатория КЭЧ составил всего - 2.929 т/год, из них твердые - 1.406 т/год; газообразные и жидкие - 1.523 т/год, из них: диоксид серы - 0,197 т/год, оксид углерода - 1.28 т/год, оксиды азота - 0.046 т/год.

         По договору аренды имущественного комплекса .../АИК-02 от 04.06.2012г. МУ «Комитет по управлению имуществом и землепользованию <адрес>» (Арендодатель) и ОАО «ТГК-14» предметом договора является предоставление во временное владение и пользование имущественного комплекса объектов теплоснабжения <адрес> (совокупность объектов недвижимого и движимого имущества), указанного в Приложении ... за плату для использования в соответствии с его техническими характеристиками в целях: производства тепловой энергии на источниках тепловой энергии(котельных); оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя в том числе получаемых от иных источников тепловой энергии, не представляемых по настоящему договору; оказание услуг по поддержанию резервной тепловой мощности; подключения к системе теплоснабжения потребителей (п.1.1). Договор заключен на срок с 04.06.2012г. по 03.06.2037г. (п.2.1). Арендатор обязан проводить работы по капитальному ремонту, реконструкции, модернизации, техническому перевооружению переданного в аренду Имущества в течение срока действия договора на сумму не менее 5 033 050 900,00 руб. за весь срок действия договора.(п.5.1).

    Согласно ч.1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении хозяйственной деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.

    В соответствии со ст. 30 Федерального закона от *** N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны:

    обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух;

    внедрять наилучшие доступные технологии, малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха;

планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов;

осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения;

осуществлять учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух оборудования;

В соответствии с ч.7 ст. 16 ФЗ № 96-ФЗ запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Согласно ст. 16.1 указанного закона эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В случае, если установки очистки газа отключены или не обеспечивают проектную очистку и (или) обезвреживание выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, эксплуатация соответствующего технологического оборудования запрещена.

Правилами эксплуатации установок очистки газа утверждены Приказом Минприроды России от *** N 498.

Согласно пунктам 8, 9, 10 Правил эксплуатации установок очистки газа запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности (далее - производственный объект), которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газа и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее - выбросы).

Газоочистная установка (далее сокр.ГОУ) должна действовать бесперебойно и обеспечивать очистку и (или) обезвреживание выбросов от технологического оборудования (установки) в течение всего периода работы этого оборудования (с момента пуска (включения) до полной остановки) на уровне технических характеристик ГОУ, содержащихся в паспорте ГОУ.

В случае, если ГОУ отключена или не обеспечивает проектную очистку и (или) обезвреживание выбросов, эксплуатация соответствующего технологического оборудования (установки) запрещена.

Таким образом, из вышеприведенных норм следует обязанность ответчика оборудовать дымовые трубы Котельной школы ... и Котельной Амбулатории КЭЧ ГОУ для обеспечения очистки выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик указывает, что согласно ч.1, ч.6 ст. 16 ФЗ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», при эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, должно обеспечиваться не превышение нормативов качества атмосферного воздуха, в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими требованиями. Оснащение стационарного источника выбросов ГОУ подлежит в том случае, если не соблюдаются нормативы допустимых выбросов или технологические нормативы и нормативы качества атмосферного воздуха.

Правила эксплуатации установок очистки газа не распространяются на объекты IV категории, к которым относится Котельная школы ... и Котельная Амбулатории СИЧ.

Обязанность по оснащению объектов хозяйственной деятельности ГОУ направлена на недопущение превышения установленных нормативов. Если источник выбросов не допускает превышение установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, то правила охраны атмосферного воздуха не возлагают на хозяйствующего субъекта обязанность иметь на данных объектах ГОУ. В данном случае в установленном законом порядке Обществом осуществляется производственный экологический контроль, производятся замеры, в рамках которого не установлено превышения нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ.

Суд находит возражения ответчика необоснованными. По мнению суда, таких выводов, о которых указывает ответчик, из вышеприведенных норм закона не следует.

Положение ч. 7 ст. 16 ФЗ № 96-ФЗ четко устанавливает запрет на эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности в отсутствие установок очистки газов, каких-либо исключений не содержит.

Доводы ответчика о том, что выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух производятся в рамках нормативов предельно допустимых выбросов, не освобождает ответчика от обязанности оборудовать объекты хозяйственной деятельности газоочистным оборудованием. Законодатель не ставит обязанность по оборудованию ГОУ в зависимость от соблюдения хозяйствующими субъектами нормативов предельно допустимых выбросов и от объемов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Согласно ч.3 ст. 30 Федерального закона от *** N 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, в любом случае обязаны по закону обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух, а также осуществлять производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Таким образом, сами по себе доводы ответчика об осуществляемом им производственном контроле, о не превышении им разработанных нормативов, не свидетельствуют об отсутствии необходимости в газоочистной установке (далее ГОУ) для Котельной школы ... и для Котельной Амбулатории КЭЧ.

Утвержденные нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на 2020 и 2021 г. у ПАО ТГК-14 отсутствуют.

Суд исходит из того, что законом прямо предусмотрен запрет на эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности в отсутствие установок очистки газов, без разделения на категории объектов, и вне зависимости от превышения или непревышения установленных нормативов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Доводы ответчика, приведенные стороной ответчика в судебном заседании, не влияют на выводы суда об обоснованности по существу заявленных требований.

Загрязнение атмосферного воздуха неочищенными выбросами влечет нарушение гарантированных ст. 42 Конституции РФ прав граждан на благоприятную окружающую среду, может повлечь за собой причинение ущерба окружающей среде и атмосферному воздуху, повлиять на состояние здоровья жителей <адрес>.

Согласно ч.2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Предлагаемый истцом срок в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда, с учетом данных мониторинга окружающей среды и состояния загрязнения атмосферного воздуха в <адрес>, а также соблюдения баланса интересов сторон, суд находит разумным.

Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению полностью.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд

р е ш и л :

Исковые требования удовлетворить.

         Обязать ПАО «Территориальная генерирующая компания ...» (сокр.ПАО «ТГК-14») (ИНН 7534018889) в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать установками очистки газов источник выбросов загрязняющих веществ в атмосферу-дымовую трубу котельной школы ... расположенной по адресу: <адрес> и при помощи установки очистки газов обеспечить очистку выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образуемых при эксплуатации котельной Школы ....

         Обязать ПАО «Территориальная генерирующая компания ...» (сокр.ПАО «ТГК-14») (ИНН 7534018889) в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать установками очистки газов источник выбросов загрязняющих веществ в атмосферу-дымовую трубу котельной Амбулатории КЭЧ расположенной по адресу <адрес> 93 и при помощи установки очистки газов обеспечить очистку выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образуемых при эксплуатации котельной Амбулатории КЭЧ.

         Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Железнодорожный районный суд <адрес>.

Мотивированное решение изготовлено ***.

Судья:                                                                                      И.П. Николаева.

04RS0...-82

2-3347/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
ПАО "ТГК-14" в лице филиала "Улан-Удэнский энергетический комплекс"
Другие
Забайкальское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
МУ "Комитет по управлению имуществом и землепользванию Администрации г.Улан-Удэ"
Администрация г. Улан-Удэ
Суд
Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ
Судья
Николаева И.П.
Дело на странице суда
zheleznodorozhniy.bur.sudrf.ru
16.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.08.2022Передача материалов судье
17.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.09.2022Подготовка дела (собеседование)
08.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.09.2022Судебное заседание
12.10.2022Судебное заседание
07.11.2022Судебное заседание
23.11.2022Судебное заседание
23.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее