Решение по делу № 2-551/2024 от 13.09.2024

Дело (УИД)№ 37RS0002-01-2024-001125-89.

Производство № 2-551/2024.

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации.

Город Вичуга, Ивановской области. 11.11.2024 год.

Вичугский городской суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Беззубова В.Н.,

с участием представителя истца – помощника Вичугского межрайонного прокурора Фадеевой О.С., представителя ответчика Белянкиной Л.В.,

при секретаре судебного заседания Петуховой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское делопо иску Вичугского межрайонного прокурора, предъявленному в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа Вичуга Ивановской области об установлении обязанности оборудовать остановочные пункты,

УСТАНОВИЛ:

Вичугский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации городского округа Вичуга Ивановской области об установлении обязанности оборудовать остановочные пункты.

Иск мотивирован тем, что прокурором проведена проверка исполнения администрацией городского округа Вичуга Ивановской области (далее – администрация) требований законодательства о безопасности дорожного движения. Проверкой установлено, что согласно реестру муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа Вичуга, являющегося приложением к постановлению администрации городского округа Вичуга от 20.07.2016 № 823, ИП Трубниковой А.С. осуществляется перевозка пассажиров по маршрутам №№ 1, 2А, 4А, 5А, 7А, 8А.

Постановлением администрации городского округа Вичуга № 647 от 19.07.2017 года утвержден Перечень остановочных пунктов городского округа Вичуга. Этим Перечнем, в том числе, предусмотрены следующие остановочные пункты на территории городского округа Вичуга Ивановской области:

- «ул. 2-я Кировская» на ул. 2-я Социалистическая;

- «ул. Глуховская» на ул. Глуховская.

Необходимость наличия и требования к остановочным пунктам предусмотрены ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования».

Представителями Вичугской межрайонной прокуратуры совместно с начальником отдела экономики, предпринимательства и рекламы администрации городского округа Вичуга 22.03.2024 года произведен осмотр остановочных пунктов (остановок) на территории городского округа Вичуга. Осмотром установлено, что указанные остановочные пункты «ул. 2-я Кировская» на ул. 2-я Социалистическая и «ул. Глуховская» на ул. Глуховская отсутствуют. Вичугский межрайонный прокурор просил обязать администрацию городского округа Вичуга Ивановской области в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу оборудовать остановочные пункты «ул. 2-я Кировская» на ул. 2-я Социалистическая и «ул. Глуховская» на ул. Глуховская в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2006, ГОСТ 33062-2014.

Представитель истца – помощник Вичугского межрайонного прокурора Фадеева О.С. сообщила, что при проведении прокуратурой проверки совместно с представителем администрации городского округа Вичуга был осуществлен выезд на маршруты общественного транспорта, проходящие по улицам Глуховская и 2-я Социалистическая города Вичуга. Во время этого выезда было установлено отсутствие остановочного павильона «ул. 2-я Кировская» на ул. 2-я Социалистическая и остановочного павильона «ул. Глуховская» на ул. Глуховская, которые предусмотрены Проектами организации дорожного движения. Просила иск удовлетворить.

Представитель ответчикаБелянкина Л.В. иск признала частично и сообщила, что действующими редакциями Проектов организации дорожного движения по улицам Глуховская и 2-я Социалистическая г. Вичуга, по которым проходят маршруты общественного транспорта, предусмотрены остановочные пункты соответственно «ул. Глуховская» и ул. «2-я Кировская». Указанные в иске остановочные пункты «ул. Глуховская» и ул. «2-я Кировская» в настоящее время отсутствуют. Установка павильонов на этих остановочных пунктах, там, где они предусмотрены Проектами организации дорожного движения, затруднена. На улице Глуховская отсутствует свободный от прав третьих лиц земельный участок, поэтому указанный в иске остановочный пункт на этой улице возможно будет ликвидирован или перенесен. Остановочный пункт «ул. 2-я Кировская» также планируется перенести и установить в более удобном месте. Для этого администрацией направлены соответствующие заявки на внесение изменений в Проекты организации дорожного движения, однако до настоящего времени такие изменения не внесены.

Заслушав участников судебного разбирательства, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему. В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ, администрация городского округа Вичуга является действующим лицом (ОГРН 1023700507896), расположена по адресу: 155331, Ивановская обл., г. Вичуга, ул. 50 лет Октября, д. 15.

В соответствии со статьями 49-50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Закон № 131-ФЗ), экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. В собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

Пунктом 5 части 1 статьи 16 того же Федерального закона установлено, что к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них.

Уставом городского округа Вичуга Ивановской области, принятым решением Вичугской городской Думы Ивановской области от 31.03.2006 года № 29 определено, что к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа (п. 7 ч. 1 ст. 3 Устава).

Администрация городского округа Вичуга относится к числу органов местного самоуправления, является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Ивановской области (статьи 20, 28 Устава).

На основании статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (закон № 257-ФЗ), дорожная деятельность –это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, а остановочные пункты являются элементами благоустройства автомобильных дорог. Под ремонтом автомобильной дороги понимается комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.

На основании статьи 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», безопасность дорожного движения – это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения – это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Статьей 6 того же Федерального закона установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах соответственно муниципального округа или городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включаяучастие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального округа или городского округа.Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В силу статьи 12 того же Федерального закона, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Из материалов проведенной Вичугским межрайонным прокурором проверки известно, что территории городского округа Вичуга организованы регулярные перевозки пассажиров по установленным и утвержденным маршрутам. Часть этих маршрутов проходит по улицам 2-я Социалистическая и Глуховская г. Вичуга. На этих маршрутах организованы и согласованы остановочные пункты, в том числе указанные в иске:

- «ул. 2-я Кировская» на ул. 2-я Социалистическая;

- «ул. Глуховская» на ул. Глуховская. Эти обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон, представленными суду свидетельствами об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок, картами маршрутов, другими документами.

Согласно постановлению администрации городского округа Вичуга № 647 от 19.07.2017 года, утвержден Перечень остановочных пунктов городского округа Вичуга, в котором поименованы указанные в иске остановочные пункты: «ул. 2-я Кировская», на ул. 2-я Социалистическая и «ул. Глуховская» на ул. Глуховская (л.д. 27-28).

Необходимость наличия указанных в иске остановочных пунктов подтверждается перепиской главы городского округа Вичуга с Вичугским межрайонным прокурором. 01.04.2024 года заместителем Вичугского межрайонного прокурора внесено представление в администрацию г.о. Вичуга, в котором было указано на необходимость обеспечить наличие указанных в иске остановочных пунктов. В ответе на это представление глава городского округа Вичуга сообщил, что монтаж указанных в иске остановочных пунктов запланирован на лето 2024 года (л.д. 29-33).

Согласно акту осмотра остановок общественного транспорта, составленному 22.03.2024 года, в местах остановок общественного транспорта на ул. 2-я Социалистическая и ул. Глуховская г. Вичуга отсутствуют оборудованные остановочные пункты: «ул. 2-я Кировская», на ул. 2-я Социалистическая и «ул. Глуховская» на ул. Глуховская г. Вичуга (л.д. 19-25).

В ответ на запрос суда глава администрации городского округа Вичуга сообщил, что в соответствии с действующим Проектом организации дорожного движения (ПОДД), обустройство остановочного павильона на ул. 2-я Социалистическая ул. 2-я Кировская не требуется. В настоящее время в соответствии с действующим ПОДД обустраивается остановочная площадка на ул. 2-я Кировская. Площадка подсыпана щебнем, установка павильона будет осуществлена до окончания 2024 года. В связи с недостаточностью средств бюджета на приобретение новых остановочных павильонов принято решение установить павильон, демонтированный с ул. Ленинградской, с его установкой на ул. 2-я Кировская.

В отношении остановочного павильона по ул. Глуховская г. Вичуга в районе магазина «Экономыч» администрация сообщила, что согласно п. 5.3.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования», остановочные пункты маршрутных транспортных средств на дорогах и улицах должны размещаться в местах промежуточных остановок на маршруте следования в соответствии с требованиями настоящего стандарта и ГОСТ 33062-2014 Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению объектов дорожного и придорожного сервиса (введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому

регулированию и метрологии от 14.08.2015 г. № 1163-ст).

В соответствии с п. 5.3.2 ГОСТ 52766-2007 установлены требования к размещению остановочных пунктов. Так, расстояние от края проезжей части (остановочной площадки) до ближайшего к ней павильона должно быть более 3 м. Длина посадочной площадки должна быть равна длине остановочной площадки, а её ширина должна быть не менее 2 м. Общее расстояние, необходимое для обустройства остановочной площадки от края дорожного полотна должно быть не менее 5 м.

Согласно кадастровой карте городского округа Вичуга на расстоянии 5 метров от края дорожного полотна расположен земельный участок, предназначенный для индивидуальной жилой застройки, находящийся в собственности граждан. Таким образом, обустроить остановочный павильон на ул. Глуховская (остановка «Экономыч») не представляется возможным. Также в указанном месте имеется низкая интенсивность автобусного движения, небольшая численность пассажиров, обращения жителей об обустройстве остановочного павильона отсутствуют.

08.10.2024 года администрацией городского округа Вичуга направлена заявка ИП Симонову Р.П. о корректировке ПОДД, в том числе: 1. об исключении из ПОДД ранее обозначенного места установки остановочного пункта на ул. 2-я Социалистическая в связи с устройством остановочного пункта и размещением остановочного павильона на пересечении ул. 2-я Социалистическая с ул. 2-я Кировская; 2. об обозначении места остановки автобуса на ул. Глуховская (магазин «Экономыч») только соответствующим дорожным знаком (л.д. 88-89).

Судом исследованы действующие, представленные администрацией городского округа Вичуга Проекты организации дорожного движения (ПОДД) по улице Глуховская и по улице 2-я Социалистическая города Вичуга Ивановской области. В соответствии с этими ПОДД, в указанных в иске местах предусмотрены места остановок общественного транспорта. В обоих случаях эти места обозначены соответствующими символами, окрашенными в зеленый цвет, что предполагает необходимость их наличия, но отсутствие в реальной действительности.

Доводы представителя ответчика о том, что какие-либо места остановок общественного транспорта могут быть исключены из соответствующего реестра или перенесены в другие места, являются предположениями. При принятии решения суд руководствуется действующей дорожной обстановкой и актуальными Проектами организации дорожного движения, которыми соответствующие места остановок общественного транспорта предусмотрены.

Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 г. № 270-ст утвержден Национальный стандарт Российской Федерации «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства» - ГОСТ Р 52766-2007

Пунктами 5.3.1. - 5.3.2.1. названного ГОСТ установлено, что остановочные пункты маршрутных транспортных средств на дорогах и улицах должны размещаться в местах промежуточных остановок на маршруте следования в соответствии с требованиями настоящего стандарта и ГОСТ 33062.

Остановочный пункт должен состоять из следующих элементов:остановочная площадка;посадочная площадка;площадка ожидания;переходно-скоростные полосы;заездной "карман" (при размещении остановочного пункта у пересечений и примыканий автомобильных дорог);

- боковая разделительная полоса (для дорог I - III категорий);тротуары и/или пешеходные дорожки;пешеходный переход;автопавильон или навес по 5.3.3.10;скамьи;туалет (через 10 - 15 км для дорог I - III категорий);контейнер и урны для мусора (для дорог IV категории только урна);технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения); освещение (с питанием от распределительных сетей или автономных источников).

Пунктом 5.3.3.10.названного ГОСТ установлено, что посадочные площадки на всех остановочных пунктах в районах с холодным климатом должны быть оборудованы павильонами для пассажиров, а в районах с умеренным или жарким климатом - навесами.Размер павильона определяют из расчета 4 чел./м2 с учетом числа пассажиров, одновременно находящихся в час-пик на автобусной остановке.Расстояние от края проезжей части (остановочной площадки) до ближайшего к ней края павильона должно быть более 3 м. В стесненных условиях допускается уменьшать это расстояние до 2,5 м.В павильонах должны быть установлены скамья и урна для мусора.Павильон должен быть надежно закреплен и быть устойчивым к опрокидыванию.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14.08.2015 года № 1163-ст введен ГОСТ 33062-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению объектов дорожного и придорожного сервиса» (далее – ГОСТ 33062-2014),

Согласно пункту 3.19 ГОСТ 33062-2014остановочным пунктом маршрутных транспортных средств является сооружение, предназначенное для остановки маршрутных транспортных средств, ожидания, посадки и высадки пассажиров.

Отсутствием обязательных к наличию указанных в иске остановочных пунктов нарушаются права неопределенного круга лиц на безопасные условия дорожного движения. На основании части 1 статьи 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Суд приходит к выводу, что в целях защиты прав неопределенного круга лиц на безопасные условия дорожного движения следует обязать администрацию городского округа Вичугаоборудовать предусмотренные Проектами организации дорожного движения остановочные пункты: «ул. 2-я Кировская» на ул. 2-я Социалистическая и «ул. Глуховская» на ул. Глуховская в соответствии с требованиями ГОСТР 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования». Эта обязанность должна быть выполнена администрацией городского округа Вичуга путем реализации соответствующих полномочий органа местного самоуправления.

В силу статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) при принятии решения суда, обязывающего совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд приходит к выводу, что для исполнения решения суда ответчику следует предоставить срок один год со дня вступления настоящего решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 206 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Вичугского межрайонного прокурораудовлетворить. Обязать администрацию городского округа Вичуга Ивановской области в течение одного года со дня вступления настоящего решения в законную силу, оборудовать остановочные пункты:

- «ул. 2-я Кировская» на ул. 2-я Социалистическая г. Вичуга Ивановской области;

- «ул. Глуховская» на ул. Глуховская г. Вичуга Ивановской области в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке вИвановский областной суд через Вичугский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме (15.11.2024 года).

Судья В.Н. Беззубов.

Дело (УИД)№ 37RS0002-01-2024-001125-89.

Производство № 2-551/2024.

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации.

Город Вичуга, Ивановской области. 11.11.2024 год.

Вичугский городской суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Беззубова В.Н.,

с участием представителя истца – помощника Вичугского межрайонного прокурора Фадеевой О.С., представителя ответчика Белянкиной Л.В.,

при секретаре судебного заседания Петуховой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское делопо иску Вичугского межрайонного прокурора, предъявленному в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа Вичуга Ивановской области об установлении обязанности оборудовать остановочные пункты,

УСТАНОВИЛ:

Вичугский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации городского округа Вичуга Ивановской области об установлении обязанности оборудовать остановочные пункты.

Иск мотивирован тем, что прокурором проведена проверка исполнения администрацией городского округа Вичуга Ивановской области (далее – администрация) требований законодательства о безопасности дорожного движения. Проверкой установлено, что согласно реестру муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа Вичуга, являющегося приложением к постановлению администрации городского округа Вичуга от 20.07.2016 № 823, ИП Трубниковой А.С. осуществляется перевозка пассажиров по маршрутам №№ 1, 2А, 4А, 5А, 7А, 8А.

Постановлением администрации городского округа Вичуга № 647 от 19.07.2017 года утвержден Перечень остановочных пунктов городского округа Вичуга. Этим Перечнем, в том числе, предусмотрены следующие остановочные пункты на территории городского округа Вичуга Ивановской области:

- «ул. 2-я Кировская» на ул. 2-я Социалистическая;

- «ул. Глуховская» на ул. Глуховская.

Необходимость наличия и требования к остановочным пунктам предусмотрены ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования».

Представителями Вичугской межрайонной прокуратуры совместно с начальником отдела экономики, предпринимательства и рекламы администрации городского округа Вичуга 22.03.2024 года произведен осмотр остановочных пунктов (остановок) на территории городского округа Вичуга. Осмотром установлено, что указанные остановочные пункты «ул. 2-я Кировская» на ул. 2-я Социалистическая и «ул. Глуховская» на ул. Глуховская отсутствуют. Вичугский межрайонный прокурор просил обязать администрацию городского округа Вичуга Ивановской области в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу оборудовать остановочные пункты «ул. 2-я Кировская» на ул. 2-я Социалистическая и «ул. Глуховская» на ул. Глуховская в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2006, ГОСТ 33062-2014.

Представитель истца – помощник Вичугского межрайонного прокурора Фадеева О.С. сообщила, что при проведении прокуратурой проверки совместно с представителем администрации городского округа Вичуга был осуществлен выезд на маршруты общественного транспорта, проходящие по улицам Глуховская и 2-я Социалистическая города Вичуга. Во время этого выезда было установлено отсутствие остановочного павильона «ул. 2-я Кировская» на ул. 2-я Социалистическая и остановочного павильона «ул. Глуховская» на ул. Глуховская, которые предусмотрены Проектами организации дорожного движения. Просила иск удовлетворить.

Представитель ответчикаБелянкина Л.В. иск признала частично и сообщила, что действующими редакциями Проектов организации дорожного движения по улицам Глуховская и 2-я Социалистическая г. Вичуга, по которым проходят маршруты общественного транспорта, предусмотрены остановочные пункты соответственно «ул. Глуховская» и ул. «2-я Кировская». Указанные в иске остановочные пункты «ул. Глуховская» и ул. «2-я Кировская» в настоящее время отсутствуют. Установка павильонов на этих остановочных пунктах, там, где они предусмотрены Проектами организации дорожного движения, затруднена. На улице Глуховская отсутствует свободный от прав третьих лиц земельный участок, поэтому указанный в иске остановочный пункт на этой улице возможно будет ликвидирован или перенесен. Остановочный пункт «ул. 2-я Кировская» также планируется перенести и установить в более удобном месте. Для этого администрацией направлены соответствующие заявки на внесение изменений в Проекты организации дорожного движения, однако до настоящего времени такие изменения не внесены.

Заслушав участников судебного разбирательства, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему. В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ, администрация городского округа Вичуга является действующим лицом (ОГРН 1023700507896), расположена по адресу: 155331, Ивановская обл., г. Вичуга, ул. 50 лет Октября, д. 15.

В соответствии со статьями 49-50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Закон № 131-ФЗ), экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. В собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

Пунктом 5 части 1 статьи 16 того же Федерального закона установлено, что к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них.

Уставом городского округа Вичуга Ивановской области, принятым решением Вичугской городской Думы Ивановской области от 31.03.2006 года № 29 определено, что к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа (п. 7 ч. 1 ст. 3 Устава).

Администрация городского округа Вичуга относится к числу органов местного самоуправления, является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Ивановской области (статьи 20, 28 Устава).

На основании статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (закон № 257-ФЗ), дорожная деятельность –это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, а остановочные пункты являются элементами благоустройства автомобильных дорог. Под ремонтом автомобильной дороги понимается комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.

На основании статьи 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», безопасность дорожного движения – это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения – это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Статьей 6 того же Федерального закона установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах соответственно муниципального округа или городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включаяучастие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального округа или городского округа.Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В силу статьи 12 того же Федерального закона, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Из материалов проведенной Вичугским межрайонным прокурором проверки известно, что территории городского округа Вичуга организованы регулярные перевозки пассажиров по установленным и утвержденным маршрутам. Часть этих маршрутов проходит по улицам 2-я Социалистическая и Глуховская г. Вичуга. На этих маршрутах организованы и согласованы остановочные пункты, в том числе указанные в иске:

- «ул. 2-я Кировская» на ул. 2-я Социалистическая;

- «ул. Глуховская» на ул. Глуховская. Эти обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон, представленными суду свидетельствами об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок, картами маршрутов, другими документами.

Согласно постановлению администрации городского округа Вичуга № 647 от 19.07.2017 года, утвержден Перечень остановочных пунктов городского округа Вичуга, в котором поименованы указанные в иске остановочные пункты: «ул. 2-я Кировская», на ул. 2-я Социалистическая и «ул. Глуховская» на ул. Глуховская (л.д. 27-28).

Необходимость наличия указанных в иске остановочных пунктов подтверждается перепиской главы городского округа Вичуга с Вичугским межрайонным прокурором. 01.04.2024 года заместителем Вичугского межрайонного прокурора внесено представление в администрацию г.о. Вичуга, в котором было указано на необходимость обеспечить наличие указанных в иске остановочных пунктов. В ответе на это представление глава городского округа Вичуга сообщил, что монтаж указанных в иске остановочных пунктов запланирован на лето 2024 года (л.д. 29-33).

Согласно акту осмотра остановок общественного транспорта, составленному 22.03.2024 года, в местах остановок общественного транспорта на ул. 2-я Социалистическая и ул. Глуховская г. Вичуга отсутствуют оборудованные остановочные пункты: «ул. 2-я Кировская», на ул. 2-я Социалистическая и «ул. Глуховская» на ул. Глуховская г. Вичуга (л.д. 19-25).

В ответ на запрос суда глава администрации городского округа Вичуга сообщил, что в соответствии с действующим Проектом организации дорожного движения (ПОДД), обустройство остановочного павильона на ул. 2-я Социалистическая ул. 2-я Кировская не требуется. В настоящее время в соответствии с действующим ПОДД обустраивается остановочная площадка на ул. 2-я Кировская. Площадка подсыпана щебнем, установка павильона будет осуществлена до окончания 2024 года. В связи с недостаточностью средств бюджета на приобретение новых остановочных павильонов принято решение установить павильон, демонтированный с ул. Ленинградской, с его установкой на ул. 2-я Кировская.

В отношении остановочного павильона по ул. Глуховская г. Вичуга в районе магазина «Экономыч» администрация сообщила, что согласно п. 5.3.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования», остановочные пункты маршрутных транспортных средств на дорогах и улицах должны размещаться в местах промежуточных остановок на маршруте следования в соответствии с требованиями настоящего стандарта и ГОСТ 33062-2014 Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению объектов дорожного и придорожного сервиса (введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому

регулированию и метрологии от 14.08.2015 г. № 1163-ст).

В соответствии с п. 5.3.2 ГОСТ 52766-2007 установлены требования к размещению остановочных пунктов. Так, расстояние от края проезжей части (остановочной площадки) до ближайшего к ней павильона должно быть более 3 м. Длина посадочной площадки должна быть равна длине остановочной площадки, а её ширина должна быть не менее 2 м. Общее расстояние, необходимое для обустройства остановочной площадки от края дорожного полотна должно быть не менее 5 м.

Согласно кадастровой карте городского округа Вичуга на расстоянии 5 метров от края дорожного полотна расположен земельный участок, предназначенный для индивидуальной жилой застройки, находящийся в собственности граждан. Таким образом, обустроить остановочный павильон на ул. Глуховская (остановка «Экономыч») не представляется возможным. Также в указанном месте имеется низкая интенсивность автобусного движения, небольшая численность пассажиров, обращения жителей об обустройстве остановочного павильона отсутствуют.

08.10.2024 года администрацией городского округа Вичуга направлена заявка ИП Симонову Р.П. о корректировке ПОДД, в том числе: 1. об исключении из ПОДД ранее обозначенного места установки остановочного пункта на ул. 2-я Социалистическая в связи с устройством остановочного пункта и размещением остановочного павильона на пересечении ул. 2-я Социалистическая с ул. 2-я Кировская; 2. об обозначении места остановки автобуса на ул. Глуховская (магазин «Экономыч») только соответствующим дорожным знаком (л.д. 88-89).

Судом исследованы действующие, представленные администрацией городского округа Вичуга Проекты организации дорожного движения (ПОДД) по улице Глуховская и по улице 2-я Социалистическая города Вичуга Ивановской области. В соответствии с этими ПОДД, в указанных в иске местах предусмотрены места остановок общественного транспорта. В обоих случаях эти места обозначены соответствующими символами, окрашенными в зеленый цвет, что предполагает необходимость их наличия, но отсутствие в реальной действительности.

Доводы представителя ответчика о том, что какие-либо места остановок общественного транспорта могут быть исключены из соответствующего реестра или перенесены в другие места, являются предположениями. При принятии решения суд руководствуется действующей дорожной обстановкой и актуальными Проектами организации дорожного движения, которыми соответствующие места остановок общественного транспорта предусмотрены.

Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 г. № 270-ст утвержден Национальный стандарт Российской Федерации «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства» - ГОСТ Р 52766-2007

Пунктами 5.3.1. - 5.3.2.1. названного ГОСТ установлено, что остановочные пункты маршрутных транспортных средств на дорогах и улицах должны размещаться в местах промежуточных остановок на маршруте следования в соответствии с требованиями настоящего стандарта и ГОСТ 33062.

Остановочный пункт должен состоять из следующих элементов:остановочная площадка;посадочная площадка;площадка ожидания;переходно-скоростные полосы;заездной "карман" (при размещении остановочного пункта у пересечений и примыканий автомобильных дорог);

- боковая разделительная полоса (для дорог I - III категорий);тротуары и/или пешеходные дорожки;пешеходный переход;автопавильон или навес по 5.3.3.10;скамьи;туалет (через 10 - 15 км для дорог I - III категорий);контейнер и урны для мусора (для дорог IV категории только урна);технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения); освещение (с питанием от распределительных сетей или автономных источников).

Пунктом 5.3.3.10.названного ГОСТ установлено, что посадочные площадки на всех остановочных пунктах в районах с холодным климатом должны быть оборудованы павильонами для пассажиров, а в районах с умеренным или жарким климатом - навесами.Размер павильона определяют из расчета 4 чел./м2 с учетом числа пассажиров, одновременно находящихся в час-пик на автобусной остановке.Расстояние от края проезжей части (остановочной площадки) до ближайшего к ней края павильона должно быть более 3 м. В стесненных условиях допускается уменьшать это расстояние до 2,5 м.В павильонах должны быть установлены скамья и урна для мусора.Павильон должен быть надежно закреплен и быть устойчивым к опрокидыванию.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14.08.2015 года № 1163-ст введен ГОСТ 33062-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению объектов дорожного и придорожного сервиса» (далее – ГОСТ 33062-2014),

Согласно пункту 3.19 ГОСТ 33062-2014остановочным пунктом маршрутных транспортных средств является сооружение, предназначенное для остановки маршрутных транспортных средств, ожидания, посадки и высадки пассажиров.

Отсутствием обязательных к наличию указанных в иске остановочных пунктов нарушаются права неопределенного круга лиц на безопасные условия дорожного движения. На основании части 1 статьи 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Суд приходит к выводу, что в целях защиты прав неопределенного круга лиц на безопасные условия дорожного движения следует обязать администрацию городского округа Вичугаоборудовать предусмотренные Проектами организации дорожного движения остановочные пункты: «ул. 2-я Кировская» на ул. 2-я Социалистическая и «ул. Глуховская» на ул. Глуховская в соответствии с требованиями ГОСТР 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования». Эта обязанность должна быть выполнена администрацией городского округа Вичуга путем реализации соответствующих полномочий органа местного самоуправления.

В силу статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) при принятии решения суда, обязывающего совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд приходит к выводу, что для исполнения решения суда ответчику следует предоставить срок один год со дня вступления настоящего решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 206 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Вичугского межрайонного прокурораудовлетворить. Обязать администрацию городского округа Вичуга Ивановской области в течение одного года со дня вступления настоящего решения в законную силу, оборудовать остановочные пункты:

- «ул. 2-я Кировская» на ул. 2-я Социалистическая г. Вичуга Ивановской области;

- «ул. Глуховская» на ул. Глуховская г. Вичуга Ивановской области в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке вИвановский областной суд через Вичугский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме (15.11.2024 года).

Судья В.Н. Беззубов.

2-551/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Вичугский межрайонный прокурор
Ответчики
Администрация городского округа Вичуга
Суд
Вичугский городской суд Ивановской области
Дело на странице суда
vichugsky.iwn.sudrf.ru
13.09.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.09.2024Передача материалов судье
18.09.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.09.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.09.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.10.2024Судебное заседание
25.10.2024Судебное заседание
11.11.2024Судебное заседание
15.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее