Дело № 2-3605/2022
51RS0001-01-2022-004492-38
Изготовлено 12 сентября 2022 года
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
05 сентября 2022 года Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе председательствующего судьи Матвеевой О.Н.,
при помощнике судьи Кондрашовой И.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корнилова В.А. к УМВД России по Мурманской области, ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обслуживания УМВД России по Мурманской области» об оспаривании дисциплинарного взыскания в виде выговора,
УСТАНОВИЛ:
Корнилов В.А. обратился в суд с иском к УМВД России по Мурманской области, ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обслуживания УМВД России по Мурманской области» об оспаривании дисциплинарного взыскания в виде выговора.
В обоснование заявленных требований указано, что с ДД.ММ.ГГГГ проходит службу в УМВД России по Мурманской области в замещающей должности заместителя начальника отдела - начальника отделения административной практики отдела иммиграционного контроля управления по вопросам миграции УМВД.
За время прохождения службы в органах внутренних дел дисциплинарных взысканий ко мне не применялось.
Приказом УМВД России по Мурманской области № от ДД.ММ.ГГГГ на него за предоставление недостоверных и неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера его супруги <данные изъяты> наложено взыскание за коррупционное правонарушение в виде выговора.
Основанием для наложения дисциплинарного взыскания послужило совершенное коррупционное правонарушение, выразившееся в несоблюдении требований п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пункта 5 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 559.
В ходе проверки установлено, что им в сведениях о доходах его супруги <данные изъяты> за ДД.ММ.ГГГГ не отражён доход в размере <данные изъяты>, выплаченный <данные изъяты> в качестве покрытия расходов, связанных с оплатой больничного листа. Кроме того, в сведениях о доходах за ДД.ММ.ГГГГ не отражен счёт <данные изъяты>., открытый ДД.ММ.ГГГГ года в ООО «<данные изъяты>».
Считает, что указанный приказ является незаконным и необоснованным, поскольку он был привлечен к дисциплинарной ответственности за действия (бездействие), которые не являются виновными и не подпадают под понятие коррупционное правонарушение.
Так, в ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обслуживания УМВД России по Мурманской области», где работала супруга Корнилова В.А., поступило представление прокуратуры Октябрьского административного округа г. Мурманска, в части не указания в ДД.ММ.ГГГГ его супругой дохода за период временной нетрудоспособности, выплаченный <данные изъяты>, а также не указан расчетный счет, который с ДД.ММ.ГГГГ года открыт на имя его супруги в ООО «<данные изъяты>».
Однако, супруга Корнилова В.А. виновной в совершении указанного проступка по результатам проведенной проверки не признана, доказательств её вины не представлено, к дисциплинарной ответственности в установленном порядке привлечена не была.
Кроме того, информацией об открытии его супругой счётов в ДД.ММ.ГГГГ году до вступления в брак (ДД.ММ.ГГГГ) он не располагал, и располагать не мог. Кроме того, согласно сведениям, представленным ООО «<данные изъяты>», в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на счете операции не производились, денежные средства на счёт не поступали, остаток на момент открытия и закрытия составлял 0 (ноль) рублей. ДД.ММ.ГГГГ Банком данный счёт был закрыт.
Факт не отражения дохода его супругой выявлен прокуратурой округа в ДД.ММ.ГГГГ года, однако к дисциплинарной ответственности за данное за коррупционное правонарушение он был привлечен в ДД.ММ.ГГГГ года, то есть за пределами полугодичного срока привлечения к дисциплинарной ответственности.
Также как и не содержат причину не отражения в представлении прокуратуры Октябрьского административного округа г. Мурманска счёта открытого ДД.ММ.ГГГГ его супругой в ООО «<данные изъяты>», так как проверка открытых счетов является обязательным для органов прокуратуры и была выявлена в дальнейшем прокуратурой Мурманской областной.
Учитывая изложенное, просит суд признать незаконным и отменить приказ УМВД России по Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О наложении дисциплинарного взыскания за коррупционное правонарушение» в виде выговора.
Истец Корнилов А.В., его представитель Корчак С.М. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивали по доводам, изложенным в описательной части решения суда. Истец дополнил, что должностным лицом УМВД России по Мурманской области при проведении служебной проверки грубо нарушен порядок её проведения, каких-либо доказательств его виновности не представлено, дата совершения проступка не установлена, супруга в качестве свидетеля не опрошена. Иные действия, направленные на установление в его действиях состава дисциплинарного нарушения, в том числе фактов, показывающих совершение коррупционного правонарушения, материалы служебной проверки не содержат.
Представитель ответчика УМВД России по Мурманской области Иващенко И.И. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, указав, что факт нарушения истцом требований антикоррупционного законодательства достоверно установлен, процедура привлечения к дисциплинарной ответственности соблюдена. Приказ УМВД России по Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ № о наложении на <данные изъяты> Корнилова В.А. взыскания за коррупционное правонарушение в виде выговора является законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Представитель ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Мурманской области» в судебном заседании полагал заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, полагая приказ то наложении дисциплинарного взыскания в отношении Корнилова В.А. законным и обоснованным.
Также указал, что в ходе проведения проверки в отношении <данные изъяты> по представлению прокуратуры Октябрьского округа г. Мурманска установлено, что <данные изъяты> при предоставлении сведений о доходах не указана сумма денежных средств, полученных ею за период временной нетрудоспособности от <данные изъяты>, при предоставлении сведений в отношении супруга - Корнилова В.А. отсутствуют сведения о наличии в собственности земельного участка для комплексного освоения в целях жилищного строительства. В связи с чем, от <данные изъяты> были истребованы объяснения по факту предоставления недостоверных сведений. Однако, к дисциплинарной ответственности по указанному факту привлечена <данные изъяты> не была, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в ежегодном оплачиваемом отпуске с последующим расторжением трудового договора и увольнением со ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Мурманской области» № от ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
По смыслу статьи 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 32 (часть 4), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункт ”е"), служба в органах внутренних дел Российской Федерации, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах.
Порядок и условия прохождения службы в органах внутренних дел урегулированы в Федеральном законе от 30.11.2011 № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральном законе от 30.11.2011 № 342-ФЗ).
Из статьи 2 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ следует, что правоотношения, связанные с прохождением в органах внутренних дел федеральной государственной гражданской службы, регулируются законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а трудовые отношения - трудовым законодательством.
Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ на сотрудника органов внутренних дел распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником оперативно-разыскной деятельности. Такие ограничения, запреты и обязанности, а также сотрудники органов внутренних дел, на которых они не распространяются, в каждом отдельном случае определяются в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Согласно статье 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ и в соответствии с пунктом 5 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 559, определена обязанность государственного служащего представлять ежегодно сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное содержание, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода; сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников дохода (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.
Обязанность представлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей возложена на сотрудника органов внутренних дел в силу пункта 9 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ.
В судебном заседании установлено, что Корнилов В.А. с ДД.ММ.ГГГГ проходит службу в органах внутренних дел, с ДД.ММ.ГГГГ года в замещаемой должности <данные изъяты>
Замещаемая Корниловым В.А. входит в перечень должностей федеральной государственной службы в Министерстве внутренних дел Российской Федерации и должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, федеральные государственные гражданские служащие и работники, а также граждане при назначении на должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного приказом МВД России от 16.12.2016 № 848.
В УРЛС УМВД России по Мурманской области из прокуратуры Мурманской области поступила информация о том, что заместителем <данные изъяты> Корниловым В.А. в сведениях о доходах супруги <данные изъяты> за ДД.ММ.ГГГГ год не отражен доход в размере <данные изъяты>, выплаченный <данные изъяты>.
Кроме того, в сведениях о доходах за ДД.ММ.ГГГГ год не отражен счет, открытый ДД.ММ.ГГГГ в ООО <данные изъяты>».
По указанному факту ДД.ММ.ГГГГ начальником УМВД области <данные изъяты> в соответствии с Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденным Указом Президента РФ от 21.09.2009 № 1065, назначена служебная проверка.
В ходе проведения проверки, Корнилов В.А. пояснил, что его супруга <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ году работала в должности <данные изъяты> в ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Мурманской области». В начале 2020 года органами прокуратуры Мурманской области по месту работы супруги проводилась проверка деклараций <данные изъяты> и его. По результатам проверки органами прокуратуры Мурманской области указанный недостаток отражен в соответствующем документе, в связи с чем руководством ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Мурманской области» проводилась служебная проверка. Его супругой <данные изъяты> давались письменные объяснения по факту не отражения дохода, выплаченного <данные изъяты>. Результаты проверки ему не известны, в настоящее время его супруга в указанной организации трудовую деятельность не осуществляет.
Действительно в ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Мурманской области» поступало представление прокуратуры Октябрьского административного округа г. Мурманска по факту неуказания в ДД.ММ.ГГГГ году <данные изъяты> дохода за период временной нетрудоспособности, выплаченный <данные изъяты>. Однако, каких-либо сведений об открытом ДД.ММ.ГГГГ на имя <данные изъяты> счете в ООО «<данные изъяты>» не имеется.
Проверка в отношении Корниловой И.В. в ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Мурманской области» не проводилась ввиду того, что приказом ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Мурманской области» от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> уволена.
В рамках проведенной в УМВД России по Мурманской области проверки установлено, что согласно сведениям <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ году в октябре месяце был начислен доход в размере <данные изъяты>, в ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>. Общий доход, полученный <данные изъяты>, составил <данные изъяты>.
Кроме того, согласно сведениям <данные изъяты>, на имя <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ был открыт счете в ООО «<данные изъяты>», который закрыт ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, в ходе проведения проверки нашел свое подтверждение выявленный факт предоставления Корниловым В. А. недостоверных и неполных сведений о доходах за отчетный период ДД.ММ.ГГГГ, связанный с не указанием в сведениях о доходах супруги <данные изъяты> счета, открытого ДД.ММ.ГГГГ в ООО «<данные изъяты>», а также не отражения в сведениях о доходах супруги за <данные изъяты> год дохода в размере <данные изъяты> рублей, выплаченного <данные изъяты>, был подтвержден.
Согласно пункту 15 Положения о предоставлении сведений о доходах, в случае непредставления или представления заведомо ложных сведений, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственный служащий освобождается от должности государственной службы или подвергается иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 51.1 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ взыскания, предусмотренные статьями 50.1 и 82.1 указанного Федерального закона, налагаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о службе в органах внутренних дел, с учетом особенностей, установленных данной статьей (ч. 1).
Взыскания, предусмотренные статьями 50.1 и 82.1 Федерального закона № 342-ФЗ, налагаются на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадрового подразделения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационную комиссию), - и на основании рекомендации указанной комиссии (ч. 2).
При наложении взысканий, предусмотренных статьями 50.1 и 82.1 Федерального закона № 342-ФЗ, учитываются характер совершенного сотрудником органов внутренних дел коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение сотрудником органов внутренних дел других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты выполнения сотрудником органов внутренних дел своих служебных обязанностей (ч. 3).
Порядок проведения проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых федеральными государственными служащими (в том числе, и сотрудниками органов внутренних дел) установлен Указом Президента РФ от 21.09.2009 № 1065, которым утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной гражданской службы, и федеральными гражданскими служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований в служебному поведению.
В соответствии с подпунктом а.1 пункта 10 указанного Положения основанием для осуществления проверки является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке, в том числе работниками подразделений кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
Согласно пункту 12 Положения проверка осуществляется в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о её проведении. Срок проверки может быть продлен до 90 дней лицами, принявшими решение о ее проведении.
Подпунктом «а» пункта 22 Положения предусмотрено, что начальник Управления, руководитель Аппарата Правительства РФ или руководитель соответствующей кадровой службы обеспечивает уведомление в письменной форме государственного служащего о начале в отношении его проверки и разъяснение ему содержания подпункта «б» настоящего пункта – в течение двух рабочих дней со дня получения соответствующего решения.
Пунктом 24 Положения установлено, что государственный служащий вправе давать пояснения в письменной форме, представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной форме.
Как установлено судом, поводом для проведения проверки послужило представление прокурора Мурманской области в адрес УМВД России по Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истцом даны объяснения по существу по факту предоставления им недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги, установленному прокуратурой Мурманской области.
Основанием для осуществления проверки в отношении истца на предмет совершения и коррупционного правонарушения явилась информация, содержащаяся в докладной записке от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Корнилов В.А. был уведомлен о назначении в отношении него проверки, истцу разъяснены права, содержащихся в подпункте «б» пункта Положения.
Проверка завершена ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом УМВД России по Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О наложении взыскания за коррупционное правонарушение» за нарушение п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации», пункта 5 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 559, выразившееся в предоставлении недостоверных и неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период ДД.ММ.ГГГГ года, связанный с неуказанием в сведениях о доходах супруги <данные изъяты> счета, открытого ДД.ММ.ГГГГ в ООО «<данные изъяты>», а также не отражения в сведениях о доходах супруги за ДД.ММ.ГГГГ год дохода в <данные изъяты>, выплаченного <данные изъяты>, на подполковника полиции Корнилова В.А, <данные изъяты>, на основании ст. 50.1 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ наложить взыскание за коррупционное правонарушение в виде выговора.
Взыскания, предусмотренные статьями 50.1 и 82.1 Федерального закона № 342-ФЗ, налагаются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении сотрудником органов внутренних дел коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссией).
При этом взыскание должно быть наложено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения (ч. 5).
В акте о наложении на сотрудника органов внутренних дел взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения, в качестве основания наложения взыскания указывается статья 50.1 или 82.1 Федерального закона № 342-ФЗ (ч. 6).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что у ответчика имелись основания для привлечения истца к дисциплинарной ответственности за непредставление сотрудником сведений (предоставление недостоверных и неполных сведений) о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги.
При принятии решения о наложении на истца дисциплинарного взыскания ответчиком приняты во внимание тяжесть совершенного проступка, личность истца, его поведение при проведении проверки.
Учтено, что ранее, при исполнении служебных обязанностей, ограничений, запретов и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, Корниловым В.А. допущено не было.
Процедура проведения служебной проверки соответствует требованиям Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденным Указом Президента РФ от 21.09.2009 № 1065.
Выводы по результатам проверки о совершении Корниловым В.А. дисциплинарного проступка нашли свое подтверждение, процедура привлечения проведена в порядке и сроки, предусмотренными действующим антикоррупционным законодательством, а наложенное дисциплинарное взыскание в виде выговора является законным.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе материалы служебной проверки в отношении истца, в соответствии со ст. ст. 59, 60, 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о доказанности совершения истцом поступка, поэтому у ответчика имелись основания для привлечения истца к дисциплинарной ответственности.
При этом, суд полагает необходимым отметить, что привлечение сотрудника органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности в виде выговора при вышеприведенных нарушениях действующего законодательства, является установленным законом способом пресечения нарушения антикоррупционного законодательства. Профилактика коррупционных правонарушений и борьба с выявленными проступками коррупционного характера является приоритетом в деятельности государства. Поэтому федеральное законодательство устанавливает в качестве меры по государственному принуждению сторон трудовых правоотношений необходимость соблюдения антикоррупционного законодательства.
Доводы истца о том, что его действия не являются виновными и противоправными опровергают собранными в ходе рассмотрения дела доказательствами, поскольку истец имеет высшее юридическое образование, ему были доступны как нормативные акты, содержащие требования об основаниях представления сведения о доходах, имуществе, расходах, так и методические рекомендации, ежегодно выпускаемые Минтрудом России по вопросу заполнения справок о доходах и расходах.
При таких обстоятельствах, исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 67, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Корнилова В.А. к УМВД России по Мурманской области, ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обслуживания УМВД России по Мурманской области» об оспаривании дисциплинарного взыскания в виде выговора – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий О.Н. Матвеева