Адм. дело № 12-441/2023
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
25 мая 2023 года г. Чебоксары
Судья Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики Волкова Е.Н.,
с участием защитника юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «Сахарок», в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, – ФИО1, действующего на основании доверенности от дата,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 10.3 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 года № 22 «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», по жалобе защитника общества с ограниченной ответственностью «Сахарок» ФИО1 на постановление -----, вынесенное дата административной комиссией администрации Ленинского района города Чебоксары Чувашской Республики,
установил:
постановлением -----, вынесенным дата административной комиссией администрации Ленинского района города Чебоксары Чувашской Республики, юридическое лицо (общество с ограниченной ответственностью «Сахарок», далее – ООО «Сахарок») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 10.3 Закона Чувашской Республики от дата ----- «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей.
Как следует из обжалуемого постановления, дата в 14 час. 59 мин. ООО «Сахарок» по адресу: 428010, Чувашская Республика, г Чебоксары, адрес, не выполнило обязанности по удалению с нежилых зданий, строений и сооружений по указанному адресу размещаемых объявлений, листовок, надписей, иных информационных материалов, не содержащих информацию рекламного характера.
Защитником ООО «Сахарок» подана жалоба об отмене обозначенного постановления ввиду его незаконности и необоснованности. В обосновании жалобы указано, что дело об административном правонарушении рассмотрено неполно, невсесторонне и необъективно, с нарушением порядка привлечения юридическая лица к административной ответственности. Так, протокол об административном правонарушении составлен до получения юридическим лицом уведомление о вызове в административный орган для составления такого протокола (протокол об административном правонарушении составлен дата, уведомление получено ООО «Сахарок» на следующий день – дата), тем самым, при производстве по делу нарушены права ООО «Сахарок» как лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в т.ч. предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ. Событие административного также установлено неверно, поскольку ООО «Сахарок» не является субъектом вмененного ему административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 10.3 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике».
Защитник ООО «Сахарок» Тихомиров А.Н. при рассмотрении жалобы доводы жалобы поддержал. Пояснил, что при производстве по делу нарушены права ООО «Сахарок», протокол об административном правонарушении составлен дата, тогда как уведомление о вызове на составление протокола получено ООО «Сахарок» только на следующий день, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового отправления. Кроме того, само событие административного правонарушения не может быть вменено ООО «Сахарок», так как общество не является собственником помещения в адрес. Фотоматериал в деле об административном правонарушении не подтверждает и ведение хозяйственной деятельности в указанном доме.
Представитель коллегиального административного органа – административной комиссии администрации адрес Республики (далее – административная комиссия адрес) участие своего представителя не обеспечила, представлено заявление о рассмотрении дела без участия представителя административного органа, выражена письменная позиция по доводам жалобы. В письменных пояснениях изложено несогласие с доводами жалобы. В Правилах благоустройства территории адрес, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от дата -----, (далее – Правила благоустройства территории адрес) даны понятия «содержание территории», «фасад здания (строения, сооружения), «конструктивные и внешние элементы фасадов здания», а также указано, какие объекты определяют архитектурный облик сложившейся застройки адрес (п. 3.2.1), какие элементы входят в состав подлежащих содержанию элементов фасадов зданий (п. 5.5.2), что включается в содержание фасадов зданий, строений и сооружений (п. 5.5.3) и работы по содержанию элементов благоустройства (п. 5.2.1.1). В п. дата Правил благоустройства территории адрес предусмотрено, что не допускается невыполнение обязанностей собственниками нежилых зданий, строений и сооружений по: содержанию и ремонту фасадов, отмосток, водостоков, навесных металлических конструкций, окон и витрин, вывесок, входных групп (узлов), иных архитектурных элементов; очистке кровель, карнизов, водостоков, навесов (козырьков) от снега, наледи, сосулек; вывозу мусора, грунта или снега с прилегающих территорий, находящихся в собственности; установке на нежилых зданиях, строениях и сооружениях указателей с обозначением наименования улицы и номерных знаков утвержденного образца; удалению с нежилых зданий, строений и сооружений размещаемых объявлений, листовок, надписей, иных информационных материалов, не содержащих информацию рекламного характера. Протокол об административном правонарушении составлен дата, приглашение на заседание административной комиссии направлено дата. Постановление вынесено дата, при этом на заседание комиссии ООО «Сахарок» участие законного представителя (защитника) не обеспечило. Объективная сторона (внешнее выражение административного правонарушения) подтверждается фотоматериал. Нежилое помещение находится в пользовании ООО «Сахарок», доводы жалобы опровергаются наличием за пластиковым ограждением вывески «Сахарок» (просвечивает сквозь пластик), дополнительный фотоматериал с другой стороны нежилого помещения. Объективная сторона в рассматриваемом случае выражается в действиях, нарушающих требования, связанные с содержанием нежилых зданий, строений и сооружений, что подтверждается фотоматериалом. Заявлено о прекращении производства по делу в связи с пропуском срока на обжалование и отсутствием ходатайства о его восстановление.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, копия постановления, вынесенное дата, направлена в ООО «Сахарок» дата, вручено адресату дата.
Жалоба поступила в суд (в Арбитражный суд Чувашской Республики) дата, на основании определения судьи Арбитражного суда Чувашской Республики от дата (резолютивная часть определения объявлена дата) дело об административном правонарушении передано в Верховный Суд Чувашской Республики для направления в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено закона.
Письмом заместителя председателя Верховного Суда Чувашской Республики от дата дело по заявлению ООО «Сахарок» направлено в Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики, куда поступило дата.
По общему правилу, предусмотренному частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Поскольку в деле содержатся только сведения о получении ООО «Сахарок» дата, то при подаче жалобы дата срок не пропущен, в связи с чем оснований для прекращения производства по жалобе делу об административном правонарушении не имеется.
Выслушав защитника ООО «Сахарок», обсудив доводы письменных пояснений ООО «Сахарок» и административной комиссии Ленинского района г. Чебоксары, исследовав материалы дело об административных правонарушениях и дополнительно представленные доказательства, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Статья 1.1 КоАП РФ определяет, что законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Невыполнение обязанностей собственниками нежилых зданий, строений и сооружений по удалению с нежилых зданий, строений и сооружений размещаемых объявлений, листовок, надписей, иных информационных материалов, не содержащих информацию рекламного характера, является административным правонарушением, предусмотренным ч. 5 ст. 10.3 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 года № 22 «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере одной тысячи рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 35 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 года № 22 «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» производство по делам об административных правонарушениях и исполнение постановлений о назначении административных наказаний осуществляется в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу п. 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
Примечанием к ст. 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что положение части 3 настоящей статьи не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 настоящего Кодекса, и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
В соответствии с ст.2.6.1 КоАП РФ к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
Согласно абз. 2 п. 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», под автоматическим режимом следует понимать работу соответствующего технического средства без какого-либо непосредственного воздействия на него человека, когда такое средство размещено в установленном порядке в стационарном положении либо на движущемся по утвержденному маршруту транспортном средстве, осуществляет фиксацию в зоне своего обзора всех административных правонарушений, для выявления которых оно предназначено, независимо от усмотрения того или иного лица.
Как следует из дела об административном правонарушении, административное правонарушение не зафиксировано работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, тем самым, производство по делу об административном правонарушении должно вестись в общем порядке, без освобождения административного органа от доказывания вины
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Как усматривается из материалов дела, поводом для производства по делу об административном послужило обращение (данных обратившегося лица в деле не имеется) и фотоматериал.
В силу ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, частями 1, 3, 4 ст. 28.6 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается соответствующая запись в протоколе.
В силу ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие (ч. ч. 4, 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ).
Частями 1, 2 ст. 25.15 КоАП РФ установлено, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.
В абзаце втором п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное», утвержденных приказом ФГУП «Почта России» от дата -----.
Администрацией Ленинского района г. Чебоксары в лице начальника отдела ЖКХ и благоустройства в адрес ООО «Сахарок адрес извещение (приглашение) на дата (с 09 час. 00 мин. до 11 час. 00 мин.) в кабинет 232 (адрес) для решения вопроса о составлении протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 10.3 Закона Чувашской Республики от дата ----- «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике». Извещение (уведомление) направлено дата с ШПИ -----
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором ----- корреспонденция, направленная администрацией Ленинского района г. Чебоксары, получена адресатом ООО «Сахарок» дата.
Протокол ----- об административном правонарушении составлен должностным лицом дата, и в протоколе установлено, что при обследовании территории по адресу: адрес.3 дата в 14 час. 59 мин. ООО «Сахарок» не выполнена обязанность по удалению с нежилых зданий, строений и сооружений размещаемых объявлений, листовок, надписей, иных информационных материалов, не содержащих информацию рекламного характера, что является административным правонарушением, предусмотренным ч. 5 ст. 10.3 Закона Чувашской республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике».
Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие законного представителя общества, не извещенного о времени его составления, не отвечает требованиям ст. 28.2 КоАП РФ и повлекло нарушение права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на защиту.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В силу ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе место совершения и событие административного правонарушения, статья названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
В нарушение п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ на стадии подготовки дела к рассмотрению административной комиссией не проверялось, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения соблюдения процедуры его оформления. При наличии в материалах дела данных, указывающих на нарушение права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административная комиссия не возвратила протокол об административном правонарушении составившему его должностному лицу для устранения недостатков.
В настоящее время возможность устранения недостатков протокола об административном правонарушении утрачена, возвращение протокола составившему его должностному лицу после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами КоАП РФ не предусмотрено, устранение указанного выше нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Допущенное по настоящему делу нарушение требований КоАП РФ является существенным, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятых актов.
Кроме того, в силу п. п. 4, 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.
Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.
Вместе с тем событие вмененного ООО «Сахарок» административного правонарушения в постановлении об административном правонарушении должным образом не описано и собранными материалами дела не доказано.
При описании события административного правонарушения, совершение которого вменено ООО «Сахарок», административный орган в нарушение положений п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ фактически ограничилось указанием на то, что ООО «Сахарок» дата в 14 час. 59 мин. не выполнено обязанности по удалению с адрес размещаемых объявлений, листовок, надписей, иных информационных материалов, не содержащих информацию рекламного характера.
К вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений (п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Правила благоустройства территории города Чебоксары утверждены решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 28 ноября 2017 № 1006.
Согласно п. 5.5.26 Правил благоустройства территории г. Чебоксары не допускается невыполнение обязанностей собственниками нежилых зданий, строений и сооружений по: содержанию и ремонту фасадов, отмосток, водостоков, навесных металлических конструкций, окон и витрин, вывесок, входных групп (узлов), иных архитектурных элементов; очистке кровель, карнизов, водостоков, навесов (козырьков) от снега, наледи, сосулек; вывозу мусора, грунта или снега с прилегающих территорий, находящихся в собственности; установке на нежилых зданиях, строениях и сооружениях указателей с обозначением наименования улицы и номерных знаков утвержденного образца; удалению с нежилых зданий, строений и сооружений размещаемых объявлений, листовок, надписей, иных информационных материалов, не содержащих информацию рекламного характера.
Таким образом, как п. дата Правил благоустройства территории адрес, так и диспозицией ч. 5 ст. 10.3 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», обязанность по удалению с нежилых зданий, строений и сооружений размещаемых объявлений, листовок, надписей, иных информационных материалов, не содержащих информацию рекламного характера, возлагается на собственника нежилых зданий, строений и сооружений.
Из материалов дела усматривается, что адрес представляет собой многоквартирный жилой дом. Доказательств того, что данный объект является нежилым зданием, строением или сооружением, материалы дела не содержат.
Также в материалах дела отсутствуют доказательства, что ООО «Сахарок» является собственником нежилого здания (строения или сооружения), расположенного по адресу: адрес кор. 3.
Фотоматериал данные обстоятельства, относящиеся к элементам состава вмененного ООО «Сахарок» административного правонарушения, не подтверждают.
Постановление административного органа не содержит указание на конкретные требования и нормы муниципального законодательства, содержащие обязанность собственников нежилых зданий, строений и сооружений по удалению с нежилых зданий, строений и сооружений размещаемых объявлений, листовок, надписей, иных информационных материалов, не содержащих информацию рекламного характера\
Административным органом в постановлении не установлено, нарушение каких требований муниципального законодательства допущено ООО «Сахарок», какие пункты Правил благоустройства территории адрес нарушены обществом.
Подобное описание события административного правонарушения не отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Требования, предусмотренные ст. ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ, о всестороннем, полном и объективном выяснении обстоятельств каждого дела и разрешении его в соответствии с законом, не соблюдены.
При установленных судьей при рассмотрении жалобы обстоятельствах постановление -----, вынесенное дата административной комиссии администрации Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики в отношении ООО «Сахарок» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 10.3 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», подлежат отмене.
С учетом того, что срок давности привлечения ООО «Сахарок» к административной ответственности истек, производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.3- 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
вынесенное административной комиссией администрации Ленинского района города Чебоксары Чувашской Республики дата постановление ----- по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 10.3 Закона Чувашской Республики от дата ----- «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», в отношении общества с ограниченной ответственностью «Сахарок» (ИНН -----) отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 10.3 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 года № 22 «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», прекратить по основанию, предусмотренному пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с истечением срока давности привлечения лица к административной ответственности.
Жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Сахарок» Тихомирова А.Н. удовлетворить частично.
Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в Верховный Суд Чувашской Республики через Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики.
Судья Е.Н. Волкова