Дело № 2-205/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Черниковой О.В.,
при секретаре Ращектаевой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Емва Княжпогостского района Республики Коми 02 марта 2016 года гражданское дело по иску Улитина Е.В. к Администрации муниципального района «Княжпогостский» об отмене постановления от 08 декабря 2015 года № 722, о включении его в список на предоставление специализированного жилого помещения, о предоставлении жилого помещения,
установил:
Улитин Е.В. обратился в суд с иском к Администрации муниципального района «Княжпогостский» об отмене постановления Администрации муниципального района «Княжпогостский» от 08 декабря 2015 года № 722, об обязании включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда муниципального района «Княжпогостский», о предоставлении жилого помещения.
В обоснование указано, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот, так как его родители умерли. В 2002 году он был направлен на воспитание в детский дом г. Емвы. Постановлением главы администрации Синдорского поссовета от 05 декабря 2002 года принято решение о внеочередном предоставлении ему жилого помещения по окончании пребывания в образовательном учреждении. В марте 2011 года обращался в администрацию муниципального района «Княжпогостский» с заявлением о включении его в список детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, но решения не получил. По окончании профессионального лицея <№> <адрес>, находился в рядах вооруженных сил. В связи с отсутствием жилья проживает у брата в <адрес>. В ноябре 2015 года вновь обратился в администрацию муниципального района «Княжпогостский» с заявлением о включении его в список детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, и с заявлением об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом помещении. Постановлениями от <ДД.ММ.ГГГГ> установлен факт невозможности проживания в жилом помещении и отказано в постановке на учет для получения специализированного жилого помещения, так как истцу на момент обращения к ответчику уже исполнилось 24 года. Истец считает, что для постановки на учет на получение жилого помещения обратился своевременно в 2011 году.
Стороны, надлежащим образом уведомленные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, сведения о причинах неявки не сообщили, ходатайство об отложении судебного заседания сторонами не заявлено. Истец в исковом заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие. Ответчик представил отзыв относительно иска, копию учетного дела Улитина Е.В.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся сторон, при имеющихся в деле доказательствах.
Суд, исследовав материалы дела, оценив их, находит иск подлежащим удовлетворению на основании следующего.
Судом установлено, что Улитин Е.В., <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, является сиротой, поскольку мать-ФИО1 умерла <ДД.ММ.ГГГГ>, отец –ФИО2 умер <ДД.ММ.ГГГГ>, находился но воспитании в муниципальном детском доме <адрес>.
Постановлением главы администрации Синдорского поссовета от 05 декабря 2002 года № 50 в связи с непригодностью жилья для дальнейшего проживания на основании пункта 2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР за Улитиным Е.В. закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения по окончании его пребывания в образовательных учреждениях.
<ДД.ММ.ГГГГ> Улитину Е.В. исполнилось 18 лет.
Улитин Е.В. по окончании школы обучался в <данные изъяты>, 27 июня 2011 года получил диплом о начальном профессиональном образовании.
В марте 2011 года Улитин Е.В., до достижения 23-летнего возраста, обращался в администрацию муниципального района «Княжпогостский» с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма. В связи с не предоставлением документа о признании непригодным для проживания жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>, закрепленного за Улитиным Е.В., заявление не было зарегистрировано и предложено предоставить недостающие документы.
В период с 21 декабря 2013 года по 18 декабря 2014 года Улитин Е.В. проходил военную службу по призыву.
<ДД.ММ.ГГГГ> Улитину Е.В. исполнилось 23 года.
<ДД.ММ.ГГГГ> Улитин Е.В., зарегистрированный по адресу: <адрес>, а фактически проживающий по адресу: <адрес>, обратился в администрацию муниципального района «Княжпогостский» с заявлением о включении его в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц и числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, и заявлением об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении.
Постановлением администрации муниципального района «Княжпогостский» от 08 декабря 2015 года № 720 установлен факт невозможности проживания Улитина Е.В. в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: <адрес>. Заключением межведомственной комиссии при администрации городского поселения «Синдор» от 12 октября 2015 года указанное жилое помещение признанно непригодным для постоянного проживания.
В ходе рассмотрения заявления Улитина Е.В. установлено отсутствие у него жилых помещений в собственности.
Постановлением администрации муниципального района «Княжпогостский» от 08 декабря 2015 года № 722 отказано Улитину Е.В. во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда муниципального района «Княжпогостский», предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, в связи с истечением срока, дающего право на обеспечение жилыми помещениями (пункт 9 статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
В силу части 3 статьи 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ, веденной в действие с 01 января 2013 года Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действующей с 01 января 2013 года), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (часть 1).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (часть 7).
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (часть 9).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи (часть 3).
В Республике Коми с 01 января 2013 года государственными полномочиями по обеспечению специализированными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наделены органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми (Закон Республики Коми от 07.12.2012 № 104-РЗ, утративший силу с 01 января 2016г., и действующий Закон Республики Коми от 01.12.2015 № 115-РЗ).
До 01 января 2013 года обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Республике Коми осуществлялось на основании статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ (в редакциях, действовавших до 01 января 2013 года) и Закона Республики Коми от 22.11.2010 № 139-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма», согласно которому органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми с 01 января 2011 года были наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, предоставляемыми по договору социального найма, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения либо имеющих закрепленное жилое помещение частного жилищного фонда, находящееся в собственности граждан, признанное в установленном порядке непригодным для постоянного проживания, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, с 01 января 2011 года государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Республике Коми наделены органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми, в частности, в Княжпогостском районе- администрация муниципального района «Княжпогостский».
В период с 01 января 2007 года до 01 января 2011 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались жилым помещениями на основании пункта 9 статьи 1 Закона Республики Коми от 04.07.2006 № 54-РЗ «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма». В силу статьи 4 настоящего Закона принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется, в том числе, граждан из числа категорий, указанных в пунктах 5 - 9 статьи 1 настоящего Закона, - органом исполнительной власти Республики Коми, уполномоченным Правительством Республики Коми.
В статье 11 настоящего Закона указано, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года с целью последующего предоставления им жилого помещения по договорам социального найма, сохраняют право состоять на указанном учете исходя из даты постановки на учет до 1 марта 2005 года.
На основании постановления Правительства Республики Коми от 18 января 2007 года № 3 государственные полномочия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляло Министерство образования и высшей школы Республики Коми.
В период с 01 января 2008г. по 31 декабря 2010г. государственные полномочия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляло Агентство Республики Коми по социальному развитию (постановления Правительства РК от 09.10.2006г. № 252 и от 08.02.2011г. № 10).
До января 2007 года в соответствии со статьей 6 Закона Республики Коми от 25.12.1998 № 53-РЗ «Об организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства в Республике Коми» (утратившего силу с 1 января 2008 года в связи с принятием Закона Республики Коми от 08.11.2007 № 96-РЗ) полномочия по постановке на регистрационный учет детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение жильем граждан из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относились органам опеки и попечительства. Органами опеки и попечительства в силу статьи 4 настоящего Закона являлись органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Республики Коми.
В силу пункта 7 статьи 64 Закона РФ от 06.07.1991 № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» районная администрация, в том числе, руководит опекой и попечительством в районе.
На момент включения (05 декабря 2002 года) администрацией Синдорского поссовета истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения действовал пункт 2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР (утративший силу 01 марта 2005 года), которым было установлено, что вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
В Республике Коми принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Коми осуществлялось в порядке, установленном Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Коми, утвержденных Указом Главы Республики Коми от 27.05.1999 № 190. Согласно которым принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением органа местного самоуправления, а по месту работы - совместным решением администрации и выборного органа (пункт 18). Вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам, указанным в пункте 2 статья 37 Жилищного кодекса РСФСР.
Таким образом, до 01 января 2007 года учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения, и предоставление жилого помещения осуществлялись органами местного самоуправления по месту жительства указанной категории лиц.
Исходя из толкования приведенных норм закона, и учитывая фактические обстоятельства дела, оценив их, суд приходит к выводу о том, что истец относился к категории лиц из числа детей-сирот, фактически не имеет закрепленного жилого помещения, органом местного самоуправления по месту жительства 05 декабря 2002 года был поставлен на учет граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения в связи с непригодностью жилья для проживания, следовательно, имел в соответствии со статьей 8 Федерального закона № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), пунктом 2 части 37 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшим до 01 марта 2005 года) и пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) право на внеочередное предоставление жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, такое право истцом не было реализовано. До достижения 23 лет истец пытался в марте 2011 года в установленном порядке встать в администрации муниципального района «Княжпогостский» на учет нуждающегося в получении жилого помещения, но не был поставлен на учет из-за непредставления истцом заключения о признании жилого помещения непригодным для проживания, истребование которого в силу пункта 2 статьи 3 Закона Республики Коми от 22.11.2010 № 139-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» (в редакции Закона РК от 29 декабря 2011 года № 165-РЗ) возложено на органы местного самоуправления в рамках межведомственного информационного взаимодействия, если указанные документы не представлены гражданином по собственной инициативе. То обстоятельство, что жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес>, в котором зарегистрирован истец, непригодно для проживания (заключение межведомственной комиссией администрации городского поселения «Синдор» от 12 октября 2015 года), нашло свое подтверждение при рассмотрении ответчиком повторного заявления истца от 16 ноября 2015 года о включении его в список на получение жилого помещения как лицу из числа детей-сирот, поэтому истец с учетом указанных выше обстоятельств подлежал принятию на учет в 2011 году с последующим предоставлением жилого помещения.
Таким образом, исковые требования об отмене постановления администрации муниципального района «Княжпогостский» от 08 декабря 2015 года № 722 об отказе истцу во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда муниципального района «Княжпогостский», предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, об обязании поставить истца на данный учет и предоставить ему жилое помещение заявлено на законных основаниях, подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Республики Коми от 25.12.2015 № 134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан» жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются рассматриваемой категории граждан однократно в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список, на основании решений указанных органов местного самоуправления о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения предоставляемых жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Улитина Е.В. удовлетворить.
Признать незаконным постановление Администрации муниципального района «Княжпогостский» от 08 декабря 2015 года № 722 в части отказа Улитину Е.В. во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда муниципального района «Княжпогосткий», предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений.
Обязать Администрацию муниципального района «Княжпогостский» включить Улитина Е.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда муниципального района «Княжпогостский», предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений.
Обязать Администрацию муниципального района «Княжпогостский» предоставить Улитину Е.В. жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда муниципального района «Княжпогостский», предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещении, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения на территории муниципального образования муниципального района «Княжпогостский».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.
Судья О.В. Черникова