Дело № 2-1293/2019
61RS0017-01-2019-002457-50
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
(мотивированное)
09 декабря 2019 года г. Красный Сулин
Ростовская область
Красносулинский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.В.
при секретаре Аликиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Шмарион Татьяны Алексеевны к ГУП РО "УРСВ" об установлении границ балансовой принадлежности, третье лицо: Чеботарева Ольга Алексеевна
у с т а н о в и л :
В Красносулинский районный суд обратилась Шмарион Т.А. с иском к ГУП РО "УРСВ" об установлении границ балансовой принадлежности по тем основаниям, что истец является собственником 1/2 доли <адрес> Поскольку квартира не оборудована прибором учета холодной воды, в связи с необходимостью установки последнего, между истцом и ответчиком имеется спор о границе балансовой принадлежности сетей. Ответчик полагает, что истцу принадлежат водопроводные сети за пределами принадлежащего истцу жилого помещения, вплоть до места врезки в городскую водопроводную сеть, расположенного в колодце на проезжей части <адрес>. Истец с этим не согласен, поскольку водопровод от жилого помещения до места врезки в колодце в собственность не приобретал, не имеет ни права собственности, ни иного вещного права на этот водопровод. Квартира № по <адрес> была предоставлена отцу истца - ФИО4 на основании ордера № от 11 мая 1979 года, а в 1991 году на основании решения исполкома <данные изъяты> городского Совета народных депутатов от 28 мая 1991 года № была продана в собственность ФИО4 До продажи в собственность, квартира уже была подключена к центральным сетям водоснабжения, что подтверждается актом оценочной комиссии от 22 апреля 1991 года. При приватизации квартиры участок внутриквартирного водопровода, как неотъемлемое оборудование квартиры, перешел в собственность ФИО4 Дополнительные инженерные сети и сооружения, находящиеся вне границ квартиры, ФИО4 не приобретались. В силу изложенного истец полагает, что граница балансовой принадлежности проходит по стене жилого помещения истца. Просит суд установить границу балансовой принадлежности сетей водоснабжения по стене <адрес>, кадастровый №.
Впоследствии истец уточнила заявленные исковые требования и просила суд установить границу балансовой принадлежности сетей водоснабжения Шмарион Татьяне Алексеевне по стене <адрес>, кадастровый №.
Определением Красносулинского районного суда от 20 ноября 2019 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечена сособственник квартиры Чеботарева О.А.
В судебное заседание истец Шмарион Т.А. и её представитель по доверенности Владимирова Е.А. не явились, о слушании дела были извещены надлежащим образом, от истца ранее в суд поступало заявление о рассмотрении дела без её участия, в связи с чем дело рассмотрено в порядке ч.5 ст. 167 ГПК РФ в отсутствие истцовой стороны.
Представитель ответчика ГУП РО "УРСВ" по доверенности Каленова М.В. в судебном заседании заявленные исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, и пояснила, что с 01 января 2019 года услуги по холодному водоснабжению и водоотведению на территории <данные изъяты> городского поселения осуществляет ГУП РО «УРСВ». Договор на водоснабжение с абонентом в письменной форме не подписывался, стороны руководствуются нормами Правил № и действующим законодательством РФ. Между истцом и ответчиком отсутствуют письменные договорные отношения. В связи с чем, договор между сторонами считается заключенным с момента первого подключения квартиры к сети поставщика. От истца не поступало иных заявлений об изменении условий. Ранее собственнику были выданы технические условия от 03 августа 2006 года, где в п.3 технических условий на подключение домовладения расположенного по адресу: <адрес> указано, что ответственность за техническое состояние, ремонт трубопровода в процессе эксплуатации от точки врезки несет владелец домовладения. <адрес> относится к <адрес>. Указанное домовладение учитывается у них, как частное домовладение, установка водомера предусмотрена в смотровом колодце. Шмарион Т.А. подключена к водопроводной сети, пользовалась в течение длительного времени водой, но не был установлен прибор учета и начисления производились по нормативам, оплата абонентом производилась, с 01 октября 2019 года ей восстановлено водоснабжение, так как летом она не пользовалась. Просила иск удовлетворить.
Третье лицо Чеботарева О.А. в судебное заседание не явилась, о слушании дела была извещена надлежащим образом, от неё в суд поступило заявление о рассмотрении дела без её участия, в связи с чем дело рассмотрено в порядке ч.5 ст. 167 ГПК РФ в отсутствие третьего лица.
Выслушав представителя ответчика, свидетеля, обозрев инвентарное дело по <адрес> исследовав письменные доказательства, и оценив все доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 2 ст. 548 Гражданского кодекса РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила энергоснабжения (ст. ст. 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с п. 2 ст. 539 Гражданского кодекса РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. При этом границей раздела сетей является точка подключения энергопринимающего устройства принадлежащего абоненту присоединенного к сетям энергоснабжающей организации.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются с 1 января 2013 г. Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Согласно п. п. 1, 11 ст. 7 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" водоснабжение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения осуществляется в соответствии с правилами холодного водоснабжения на основании договоров холодного водоснабжения.
Статья 13 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусматривает, что по договору горячего или холодного водоснабжения организация обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется ее оплачивать, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета. К договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданском кодексом РФ, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения. Договор водоснабжения является публичным договором.
Местом исполнения обязательств организацией, осуществляющей горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, является точка на границе эксплуатационной ответственности абонента и такой организации по водопроводным сетям, если иное не предусмотрено договором водоснабжения.
В соответствии с ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами.
Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения, а Постановлением от 29.07.2013 N 645 - типовой договор водоснабжения.
Пункт 35 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 г. N 644, предусматривает обязанность абонента установить приборы учета холодной воды, сточных вод на границе эксплуатационной ответственности, балансовой принадлежности водопроводных и канализационных сетей абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства.
Положением пункта 95 Правил N 644 установлено, что в условиях подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения должны быть указаны, в том числе точка подключения (технологического присоединения) с указанием адреса (места нахождения точки подключения), требования по установке приборов учета воды, техническим характеристикам прибора учета (в том числе точности, диапазону измерений и уровню погрешности (требования к прибору учета воды не должны содержать указания на определенные марки приборов и методики измерения), границы эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям организации водопроводно-канализационного хозяйства и заявителя.
Согласно п. 4 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776, приборы учета воды размещаются абонентом на границе балансовой принадлежности сетей или на границе эксплуатационной ответственности абонента с организацией, осуществляющей холодное водоснабжение.
В соответствии с п. 4.1. СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий» системы внутреннего водопровода (хозяйственно-питьевого, производственного, противопожарного) включают: вводы в здания, водомерные узлы, разводящую сеть, стояки, подводки к санитарным приборам технологическим установкам, водоразборную, смесительную, запорную и регулирующую арматуру.
В соответствии с п. 8.30 СНиП 2.04.02- 84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» при подземной прокладке запорная, регулирующая и предохранительная трубопроводная арматура должна устанавливаться в водопроводных колодцах (камерах).
В соответствии с п. 10.5 СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий» установку запорной арматуры на внутренних водопроводных сетях надлежит предусматривать на каждом вводе.
Согласно Федеральному закону «О водоснабжении и водоотведении» подключение абонентов к централизованной системе холодного водоснабжения без оборудования узла учета приборами учета воды не допускается.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Шмарион Т.А. и Чеботарева О.А. являются собственниками по 1/2 доли, каждая: <адрес> и земельного участка, площадью 835 кв.м. по адресу: <адрес>, на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 21 октября 2014 года, что подтверждается копиями свидетельств о регистрации права.
Несмотря на то, что дом по <адрес> состоит из двух квартир, общего имущества у них не имеется, у каждой квартиры отдельное водоснабжение, у собственников <адрес> - Шмарион Т.А. и Чеботаревой О.А. в долевой собственности находится земельный участок, на котором распложена указанная квартира. У ответчика указанная квартира учитывается как частное домовладение.
Предыдущему собственнику квартиры – ФИО4 (отцу истца) 03 августа 2016 года были выданы технические условия на подключение домовладения расположенного по адресу: <адрес> к системам водоснабжения и канализации, согласно которых абоненту необходимо «подключение произвести трубой Ду 20мм от водопровода по <адрес> с установкой водомера, запорной арматуры в точке врезки и выполнением смотрового колодца». В п. 3 указано, что ответственность за техническое состояние, ремонт трубопровода в процессе эксплуатации от точки врезки несет владелец домовладения.
Подключение квартиры к системе водоснабжения было осуществлено, смотровой колодец обустроен, однако прибор учета по данному адресу установлен не был, оплата абонентом производилась по норме, что подтвердила в судебном заседании свидетель ФИО8, а также подтверждается материалами гражданского дела и инвентарным делом.
С 01 января 2019 года услуги по холодному водоснабжению и водоотведению на территории <данные изъяты> городского поселения осуществляет Государственное унитарное предприятие <адрес> «Управление развития систем водоснабжения» (ГУП РО «УРСВ»), на основании Постановления Администрации <данные изъяты> городского поселения от 04 декабря 2018 года № и от 27 декабря 2018 года № и договора аренды № от 06 декабря 2018 года.
Письменный договор на оказание услуг водоснабжения с абонентом Шмарион Т.А. отсутствует.
Вместе с тем, ГУП РО «УРСВ» с 01 января 2019 года был заключен публичный договор предоставления коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению с потребителями посредством публикации в официальном печатном издании <адрес> в газете «Красносулинский Вестник» от 06 февраля 2019 года. Предметом договора являются услуги по водоснабжению и водоотведению через присоединенную сеть. Данным договором предусмотрена обязанность потребителя содержать в технически исправном состоянии колодец потребителя, свою линию от места врезки, внутридомовые, внутриквартирные сети, запорную арматуру, прибор учета и обеспечивать целостность пломб на нем (п.2.3.2 договора). Количество полученной потребителем холодной воды и объема сточных вод определяется в соответствии с данными учета фактического потребления воды по показаниям средств измерений, установленных на границе эксплуатационной ответственности организации и потребителя. При отсутствии индивидуальных приборов учета воды, расчет за услуги водоснабжения производится по нормам водопотребления для населения, в том числе с учетом поливных площадей (п.4.1 договора).
Доказательств заключения договора с абонентом Шмарион Т.А. на иных условиях, суду не представлено.
Из материалов дела следует, что технические условия, выданные 03 августа 2006 года ФИО4 содержат требования к подключению, место подключения, диаметр водопроводной трубы, глубину заложения трубы, параметры смотрового водопроводного колодца.
Изменения в проектно-техническую документацию в установленном законом порядке не вносились, иной проектной документации Шмарион Т.А. суду не представлено.
Доводы истца о том, что она не имеет права собственности на водопроводные сети за пределами её квартиры, суд находит несостоятельными.
Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" дано понятие границы балансовой принадлежности как линии раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании.
Из указанного следует, что определение границы балансовой принадлежности между ресурсоснабжающей организацией и потребителем допускается не только на основании права собственности, но и владении на ином законном основании.
Суд полагает, что обязанность содержать водопроводную линию от места врезки к центральной водопроводной сети возникает у истца на основании публичного договора на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению для населения г<адрес> заключенного ПУ «Красносулинский» ГУП РО «УРСВ» с потребителями с 01 января 2019 года.
Истец не высказывала свое несогласие по условиям Публичного договора на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению для населения <адрес> который был заключен ПУ «Красносулинский» ГУП РО «УРСВ».
В соответствии со ст. 445 Гражданского кодекса РФ, в случае несогласия с какими-либо условиями договора водоснабжения абонент вправе направить поставщику воды протокол разногласий к проекту договора, а при отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в установленный законом срок передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Согласно ст. 446 Гражданского кодекса РФ, в этом случае условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда. После опубликования договора в официальном печатном издании, доступном для ознакомления всем жителям <данные изъяты> городского поселения, свое несогласие с условиями договора истица не выразила, от предоставления коммунальной услуги не отказалась.
Таким образом, с достоверностью установлено, что между сторонами не заключалось договора по водоснабжению, в котором была бы четко определена иная граница балансовой принадлежности сетей, нежели на месте врезки к центральной водопроводной сети.
В судебном заседании не установлено и то обстоятельство, что истец оспаривала условия Публичного договора на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению для населения <адрес> заключенного ПУ «Красносулинский» ГУП РО «УРСВ».
Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что по настоящему спору отсутствуют законные основания для удовлетворения требований Шмарион Т.А. об установлении границы балансовой принадлежности сетей водоснабжения по стене <адрес>.
Руководствуясь ст. 12, 56, 194-198,209 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных исковых требований Шмарион Татьяны Алексеевны к ГУП РО "УРСВ" об установлении границ балансовой принадлежности - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ростовского областного суда через Красносулинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Е.В. Мищенко
Мотивированное решение изготовлено 13 декабря 2019 года.